Мир Автобусов на МИМС' 2002

Л. Никифоров, фото Л. Кузнецова

Автосалон, традиционно проходящий в столице в конце августа, успел стать смотром автотранспортной техники, предлагаемой на российском рынке. О грузовых автомобилях мы уже рассказали. Теперь обзор пассажирской техники. Автобусов на МИМС’2002 было много, хороших и разных. Отечественных и импортных. Старых знакомых и премьерных.

Начать хочется с экспозиции «РусАвтоПрома», точнее говоря с показанной им новинки – сочлененного ЛиАЗ-6212. «Сочлененники» нашей промышленности не удавались прямо-таки хронически. То не было подходящего двигателя, то «гармошки» на морозе лопались... Теперь можно сказать, что все эти «детские болезни» позади. Новая машина удалась. Мощный силовой агрегат Caterpillar в сочетании с коробкой передач Voith и задним управляемым мостом Raba помогли решить проблему надежных узлов и агрегатов привода и ходовой части. Что же касается внешности, то в показанном на салоне «макияже» автобус выглядит на одном уровне с конкурентами. Теперь дело за малым, наладить его серийный выпуск. Появление «6212» говорит не только о возросших технических возможностях ликинцев, но и о готовности крупных российских финансовых структур делать значительные капиталовложения в развитие отечественного автобусного производства.

Если бы не стремление организаторов салона как можно больше «выдавить» с каждого квадратного метра площади, посетители могли бы лучше рассмотреть мичуринские автобусы, которые стояли настолько плотно, что между ними просто невозможно было протиснуться. И хотя всерьез говорить о крупносерийном производстве в Мичуринске по-прежнему рано, в освоении новых технологий, материалов, применении современных дизайнерских решений видны явные сдвиги. Мичуринцы прикладывают немало усилий, чтобы выпускать неплохие машины нескольких типоразмеров. Вот только бы чуть-чуть больше мастерства и тщательности в сборке (особенно в сварке) и отделке.

Волжское автобусное производство «Волжанин» продолжает набирать очки в развитии производства автобусов всех типоразмеров, вплоть до 15-метровых городских машин «соло» особо большой вместимости. Волжанам удаются отличные междугородные и пригородные автобусы, их искренне хочется поздравить с растущим экспортом. Согласитесь, явление в нашем автобусостроении неординарное. Отличительная особенность волжских машин – хорошее качество сборки и отделки. Дело – за расширением производства.

По-прежнему время от времени обостряется ситуация вокруг выпуска автобусов на НефАЗе. Базирующийся на узлах КамАЗа городской автобус особо большой вместимости все сильнее и сильнее отстает от мирового уровня. История с ним чем-то напоминает недавнее положение с ЛиАЗ-5256. Старый автобус выпускать уже нельзя, а новый подготовить, в общем-то, не на что. Но все же что-то делать надо, чтобы он больше не был чем-то средним между вахтовкой и пригородным автобусом.

За Павловским автобусным заводом окончательно закрепилась репутация изготовителя среднеклассников. По решению руководства «РусАвтоПрома» из производственной программы завода исключаются городские автобусы большой и особо большой вместимости, и его главным делом остается производство семейства «Аврора» в нескольких версиях, включая туристические, пригородные и категории «Люкс».

Белорусские и украинские автобусы были представлены традиционными моделями за исключением, пожалуй, только люксовой версии черниговского «Богдана». Интересно, многие ли помнят сейчас сельские автоклубы, книжные «передвижки» и сельские «бобики», которые были предками этих весьма интересных машин.

Ikarus и его московские близнецы производства «Тушино-Авто» выглядели также традиционно, не считая интегрального головного света, находящего в последнее время все более широкое применение на городских и пригородных автобусах.

Пример современного рестайлинга популярного в России автобуса показали чешские компании Karosa и ее генеральный дилер в России – Karex. Модели серии 930, которых по дорогам России колесит около тысячи штук, получили новую переднюю панель с оптикой, решеткой фальшрадиатора, бампером и заводской эмблемой. В конструкцию автобусов внесено немало изменений в соответствии с новыми требованиями ЕЭК. За время, прошедшее после вхождения завода в Высоке Мыто в международный консорциум Irisbus, там произошли крупные изменения: пущены в эксплуатацию новый окрасочный комплекс и сборочный корпус. С освоением их производственных мощностей в полном объеме Karosa станет ведущим изготовителем автобусов в Европе. Одновременно происходит большое обновление производственной программы.

За год выпущено более 650 школьных автобусов, большинство из них предназначено на экспорт во Францию. В Москве был показан 15-метровый Ares, прошедший комплекс ресурсных испытаний протяженностью 100 тыс. км. В ближайшее время ему предстоит продемонстрировать свои возможности и пригодность к работе в России. Единичные экземпляры 14- и 15-метровых машин уже эксплуатируются у нас, но стать первым официальным поставщиком этих машин из-за рубежа может именно Karex.

Еще одна премьера чешских автобусостроителей – автобус SOR из Либхавы. Журнал «Основные средства» уже рассказывал об оригинальной технологии их производства. За последние годы здесь заметно увеличился выпуск автобусов по каркасно-панельной технологии на клеевой основе. Параллельно с расширением производства в Чехии, в Венгрии уже четвертый год работает предприятие в Дьере, выпускающее машины Credo, также впервые показанные в Москве. Венгрия приобрела лицензию на производство, но при этом внесла в конструкцию машин немало изменений. Общее совокупное производство автобусов SOR/Credo превысило 400 шт. в год.

Из более традиционных участников МИМС надо отметить объединение Evobus, продемонстрировавшее ставший уже привычным Travego и новое семейство автобусов с «мерседесовской» звездой.

Hyundai – автобусы этой марки все чаще встречаются на улицах наших городов. Экспозиция компании на МИМС’2002 была одной из самых обширных и разнообразных. На прошедшей пресс-конференции представители фирмы рассказали о расширении производственной программы и поставок своих машин в Россию.

Салон МИМС’2002 принято считать российским с международным участием, и в плане автобусной экспозиции этот принцип был реализован в полной мере, что говорит о расширении капиталовложений и конкурентной борьбе в этом секторе рынка коммерческого транспорта.