Когда тянуть, а когда и толкать (ч.2)
Конструкции тягово-сцепных устройств
Воров просят не беспокоиться (ч .1)
Технологии защиты дорожно-строительных машин от хищений
 1
Получение кубовидного щебня на отечественном оборудовании
Обзор дробилок отечественного производства
Планируем заключить лизинговую сделку
Методика анализа инвестиционного лизингового проекта
 2
Прицепы и полуприцепы
Найди сходство и различия
Вся правда о ямочном ремонте (ч.1)
Дорожный ремонт
Броня крепка и шины наши быстры
Специальные защитные цепи
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 1)
Факторы, влияющие на износ ходовой части
Чистота рабочей жидкости экскаватора – залог его «здоровья»
Уход за резиновой обувью
Практические советы по эксплуатации шин
Мультилифты
Новинки на рынке
Вся правда о ямочном ремонте (ч.3)
Дорожный ремонт

MIMS '2002: для армии и не только

М. Раллиев, фото автора А. Виноградова и Ю. Дородонова

Стало уже традицией в рамках Московского международного автосалона «Мотор-Шоу 2002» демонстрировать «автомобили двойного назначения», т.е. пригодные для армии и гражданской службы, на 21 НИИИ АТ МО РФ в подмосковном городе Бронницы. Главное достоинство такого подхода заключается в том, что технику можно посмотреть не только на площадке, но и в работе на хорошо продуманной полосе препятствий.

Интересные модели представил Ульяновский автозавод. Его джипы, предназначенные для армии, были оснащены разными двигателями. Например, дизелем ЗМЗ-5143 и бензиновыми моторами с впрыском УМЗ-249 и ЗМЗ-406. Один из автомобилей с двигателем УМЗ-4219.10 ульяновцы укомплектовали П-образными мостами, гидроусилителем руля, пружинной передней подвеской, в общем, аналогами ему стали Mercedes-Benz G 250 и Land-Rover Defender 90. Не обошлось и без демонстрации бронированного УАЗа.

Как-то неожиданно было видеть здесь УАЗ-3153 «Гусар» и ВАЗ-2131 «Улан» с импортными бензиновыми двигателями Toyota 5VZ-FE (205 л.с.) и Toyota 3S-FE (136 л.с.) соответственно. В армии такие машины можно себе представить только как штабные маневренные вездеходы. Но бензиновые моторы, да еще и импортного производства... Может на экспорт?

Фурор произвели нижегородские автостроители. Они продемонстрировали три версии бронированного легкого колесного вездехода ГАЗ-29751 «Тигр» с колесной формулой 4х4. Машины укомплектованы дизелями с турбонаддувом Cummins B-180, Cummins B-215 и ГАЗ-562, развивающими соответственно 180, 215 и 197 л.с. В стандартной комплектации «Тигры» имеют гидроусилитель руля и лебедку на переднем бампере. Примечательно их большое сходство – как снаружи, так и внутри – с американским армейским Hummer.

Не всем понравилось название нижегородского внедорожника – «Тигр»: не утихли еще отголоски Второй мировой, на которой одноименный немецкий танк стоил нашим войскам немалой крови. Теперь этот «зверь» может появиться и в российской армии.

Кроме «хищников» представили и чисто армейскую технику. Среди нее – два легких броневика модульной конструкции: ГАЗ-3937 с дизелем ГАЗ-562 мощностью 175 л.с. и ГАЗ-39371 с двигателем ЯМЗ-543 мощностью 160 л.с. Третью модель, ГАЗ-3937 «Драгун», назвать броневиком трудно, поскольку это совершенно открытое транспортное средство, на котором может монтироваться турель. Хотя на «Драгуне» устанавливается мощный дизель ЯМЗ-236НЕ в 230 л.с., в каком качестве он примет участие непосредственно в боевых действиях остается загадкой. Присутствовали и хорошо уже знакомые публике ГАЗ-33081 «Садко» и ГАЗ-3901 «Вепрь».

Миасские «Уралы» тоже давно известны во многих армиях мира. Но из всех моделей завода две заслуживают особого внимания. Первая – «Урал»-432009-31 с кабиной противопулевого бронирования. Вторая – спецшасси «Вепрь» (не путать с ГАЗовским!), которое является тяжелым бронетранспортером с колесной формулой 4х4 с дизелем ЯМЗ-7403 мощностью 260 л.с. Такой автомобиль, как говорят его конструкторы, необходим для поисковых действий в труднодоступных районах.

Какой-либо суперновинки автостроители из Набережных Челнов в 21-м военном институте не представили, но обилие полноприводных моделей говорит само за себя: КАМАЗ при отсутствии, по известным причинам, в российской армии белорусских МАЗов самый востребованный грузовик.

К сожалению, московские автостроители порадовать новинками своего производства тоже не смогли. Они продемонстрировали уже известные гражданские машины, да еще полноприводные ЗИЛ-432730 (4х4) с дизелем Д-245.9 (турбонаддув с интеркулером) и трехосный ЗИЛ-433420 с многотопливным мотором ЗИЛ-6451.

Вопреки российской военной доктрине белорусские машины все-таки присутствовали. Это тяжелые тягачи МЗКТ, проходящие сертификационные испытания по российским ГОСТам на полигоне 21 НИИИ АТ МО РФ. Каждая машина уникальна. На МЗКТ-7930 с колесной формулой 8х8 устанавливается многотопливный двигатель ЯМЗ-846 мощностью 500 л.с. Этот автомобиль, а вернее шасси, разработано для замены хорошо известного тягача МАЗ-543 и аналогов в мировой практике не имеет.

Следующие два автомобиля тоже оригинальны. МЗКТ-8021(6х6) и МЗКТ-8022(4х4) предназначены для транспортировки ЗРК «Печора-2». Машины оснащены двигателями ЯМЗ-7511(400 л.с.) и ЯМЗ-236 БЕ2 (250 л.с.). У обеих гидромеханические коробки, соответственно в кабине стоит селектор управления «автоматом» – ну прямо как у легкового «Мерседеса». Педаль сцепления тоже отсутствует. На «Волатах» смонтированы кабины из пластика, что однозначно указывает на военное содержание.

Самую большую «коллекцию» автомобилей двойного назначения привезли брянские автостроители. Именно они продемонстрировали не только военную технику, но и смонтированные на ее базе крановые надстройки КС-59711 и КС-6973Б. На шасси брянских колесных вездеходов можно устанавливать и буровые установки, и экскаваторные, и жилые комплексы, и многое другое. В основном БАЗы комплектуются двигателями ЯМЗ мощностью 400 – 500 л.с. Любопытно, что, судя по экспонатам, брянские машины распрощались с бортовой схемой трансмиссии, и она сохраняется теперь только на правдинских ЗИЛах.

Гусеничная техника была представлена как боевыми единицами, так и гражданского назначения. Две легкие бронемашины (МТ-ЛБМ изд. 6М1А и изд. 6М1Б) с моторами ЯМЗ-238Б-3 мощностью 300 л.с. продемонстрировали установку различного стрелкового вооружения. Остальные же гусеничные вездеходы (ДТ-10ПМ, ДТ-30П, ГАЗ-3402Д и ГАЗ-34039) представляли собой транспортные машины. Привлекал внимание легкий сочлененный СВ-2П, оснащенный дизелем ГАЗ-5621 (STEYR V16, 175 л.с.) с турбонаддувом и гидростатической трансмиссией. Для движения по воде имеется гребной винт в корме второго звена. Максимальная скорость СВ-2П на суше – 60 км/ч, на воде – 10 км/ч.

Сервис техники в полевых условиях в равной степени актуален как для вооруженных сил, имеющих огромный парк, так и для многих отраслей хозяйства. Огромный интерес вызвали различные виды передвижных и стационарных мастерских по ремонту и обслуживанию, а также эвакуаторы военной техники. А эвакуатор автобусов на базе шасси МАЗ-63035-040 и эвакуатор трамваев на базе шасси КрАЗ-65101-0000100 наглядно продемонстрировали двойное назначение тяжелой колесной техники.

Большой интерес у посетителей вызвали съемные кузова-контейнеры разных модификаций и назначений. Они устанавливаются и транспортируются на шасси отечественных автозаводов. Некоторые из них могут складываться и разбираться, использоваться индивидуально или как модульные конструкции.

В завершение программы технику продемонстрировали в действии. Как водится, с пиротехническими эффектами. Впрочем, судя по тому, что это стало традицией, такой подход оправдывается зарубежными военными заказами.

М. Раллиев, фото автора А. Виноградова и Ю. Дородонова Основные Средства 10'2002 17 января 2005

Комментарии (0)