Гусеничные экскаваторы (ч. 2)

Заграница нам поможет

Леонид Малютин
Caterpillar 325DL
Komatsu PC220LC-7
Volvo EC360BLC
JCB JS290LC
Liebherr R916 Litronic
Hitachi ZX180LCN-3 с удлиненной гусеничной тележкой с узкой колеей
JCB JS220LC и JCB JS130LC
New Holland E215B
Hitachi ZX200-3
30-тонный Hyundai 290LC-7A
EC700CL – топ-модель линейки Volvo
Volvo EC180CL и EC210CL
Модификации Caterpillar 320D с разными вариантами поворотной платформы

(Окончание. Начало см. «ОС» № 1, 2011 г.)

Колесный и гусеничный экскаваторы различаются возможностями. Колесный экскаватор прежде всего мобилен. Он самостоятельно, без сопровождения и разрешительных документов может перемещаться с объекта на объект по дорогам общего пользования, а потому востребован там, где нужна мобильность и свобода передвижения, – в городском хозяйстве. По той же причине колесная линейка ограничивается, как правило, 22 т – машина тяжелее не впишется в требования по транспортным габаритам и нагрузке на ось, т. е. утратит свое преимущество. К мобильным «колесникам» питают склонность бюджетные городские хозяйства. В силу финансовой ограниченности и неограниченности во времени они предпочитают отечественную продукцию. Пусть с проблемами, но привычную, а главное, не такую дорогую, как более привлекательные импортные аналоги. Кроме того, в программах по закупкам с участием бюджета может участвовать только отечественная техника, и зарубежная, собранная на территории РФ, и в значительной степени локализованная. Пока что даже МТЗ не попадает в эту категорию.

В отличие от колесных в сегменте гусеничных экскаваторов иностранцы начали чувствовать себя как дома еще до кризиса. Объемы импорта гусеничных экскаваторов превысили внутреннее производство в 2006 г., и это положение сохраняется в первую очередь потому, что у гусеничных машин иная целевая аудитория – строительные и добывающие отрасли, заинтересованные в выемке грунта, а не в устранении «детских болезней». Экскаватор – важное звено в технологической цепочке. Выход из строя, например, китайского самосвала – неприятно, но не фатально, а если встанет экскаватор, встанет и вся цепочка. Строителям и горнякам нужны производительные и надежные машины, потому-то их и привлекает импортная техника.

Проблема отечественных производителей в том, что научная и конструкторская деятельность и производство были разделены. В свое время это было логично с точки зрения рациональности использования ресурсов, однако обернулось против заводов, когда в эпоху либерализации научно-конструкторский потенциал разбазарили. Возможно, это вышло само собой, а может, и умышленно, чтобы расчистить рынок для «своих», западных фирм. Выжившие после либеральной терапии заводы оказались в положении вечно догоняющих, в сжатые сроки осваивая то, к чему западное машиностроение шло десятилетиями. Отсюда и «детские болезни», и слабое, фрагментарное предложение. Мешает развитию и конфликт долгосрочных интересов экономики в целом и краткосрочных интересов отдельных ее представителей.

Отечественное машиностроение предлагает ограниченный ассортимент гусеничных экскаваторов массой максимум 42 т. В предложении ведущих западных фирм привлекают длинные модельные ряды и разнообразная комплектация, не говоря уже о высоком техническом уровне и качестве сборки, хотя с 2004 г. обнаруживается тенденция к его ухудшению. На выбор покупателя влияет много факторов и объективных, и субъективных: от технологических расчетов, опыта эксплуатации, финансовых условий, сроков поставок, доступности и квалификации сервиса до отзывов коллег и личного впечатления. И лидеры отрасли стараются не просто привлечь, а привязать покупателя предложением разных видов техники, сервисом, гарантийными и финансовыми пакетами, а также модными «примочками» наподобие мониторинга через спутниковую навигационную систему, причем обо всем этом можно договориться в одном офисе.

В дополнение к этому представительства западных фирм открывают склады запасных частей и развивают дилерские и сервисные сети, стремясь минимизировать сроки доставки запчастей и ремонта. Причем редкую запчасть могут доставить клиенту из любой точки мира. Это хотя и дорого, и не так быстро, но все же лучше, чем обещания и неопределенность, которыми грешат отечественные заводы. Локализацией производства западное машиностроение наносит очередной удар по отечественному. В г. Тосно Ленинградской области собирают экскаваторы Caterpillar, в Ярославле – Komatsu. Первоначальные планы Volvo предусматривали сборку строительной техники в Калуге. Нельзя исключать возможность сборки техники Liebherr в Нижнем Новгороде. Остальные ведущие поставщики не озвучивали планов по открытию сборочных производств, но определенно отказывается от таких намерений только JCB. Существенного снижения цен вряд ли стоит ожидать, зато сокращается срок поставки стандартных моделей. Производитель к тому же получает возможность доступа к закупочным программам с участием бюджета.

С 1 января этого года введены новые нормы токсичности для двигателей в диапазоне мощности от 130 до 560 кВт – в Евросоюзе Stage IIIB, в США – Tier 4i. Значительное усложнение конструкции ведет к повышению цены. Caterpillar уже объявила о повышении цен на 6% на технику Tier 4i. Одновременно повысились требования по содержанию серы и присадок в топливе и маслах. Ввиду того что топлива, хотя бы приближающегося к этим требованиям, в России не производят и улучшений на этом участке мира не наблюдается по причине полного нежелания нефтяников инвестировать в производство, рискованно эксплуатировать машины с двигателями такого уровня. Западные производители намерены поставлять в Россию и другие «неэкологичные» страны машины уровня Tier 2, Tier 3 и благоразумно отказываются от поставок техники уровня Tier 4i. В перспективе устаревшие модельные ряды для стран третьего мира будут сокращаться и упрощаться, пока не сменятся современным рядом, который к тому времени тоже устареет. Для техники Tier 4i, бывшей в эксплуатации, даже предусматривают меры по демонтажу сажевого фильтра и перепрограммированию системы управления двигателем в случае ее поставки на такой рынок.

Ниже присутствующие на российском рынке компании перечислены в порядке убывания их доли. Из западных фирм лидерство в сегменте гусеничных экскаваторов пока еще удерживает Hitachi СМ. В средней категории, по классификации компании, Hitachi предлагает 14 моделей массой от 6,3 до 39 т серии Zaxis-3, четыре из которых, в том числе массой 22,7 и 23,6 т, выполнены с укороченной поворотной платформой, или zero-tail, позволяющей работать в стесненных условиях. Концепция zero-tail предусматривает не только сокращение радиуса поворота платформы по противовесу, но и увеличенный ход стрелы, что позволяет поднимать ковш практически над самой платформой, сокращая таким образом радиус поворота передней части. Для своих средних моделей Hitachi использует двигатели Isuzu. В категории больших экскаваторов (массой до 70 т) у Hitachi семь моделей с двигателями Isuzu мощностью от 260 до 345 кВт. Экскаваторы от 39 до 70 т Hitachi позиционирует как карьерные.

В семейство гусеничных экскаваторов догоняющей Hitachi корейской компании Hyundai входят 17 базовых моделей в диапазоне массы от 11 до 82 т. Особенность семейства в том, что в него входят две линейки экскаваторов – 7 и 7А, различающихся главным образом силовыми установками. Устаревшая серия 7 предназначена для рынков с низкими нормами токсичности, а серия 7А для развитых рынков. Компания использует двигатели Mitsubishi, Cummins (на большинстве моделей) и Hyundai на двух моделях (массой 21,5 и 36,9 т).

В каталоге российского представительства Komatsu появились модели последней серии Dash-8 – РС200-8 (масса 20 т, мощность 110 кВт), РС220-8 (23 т, 125 кВт) и РС300-8 (32 т, 184 кВт) с двигателями Stage IIIA/ Tier 3. Эти модели остались доступными и в предыдущем исполнении Dash-7. Всего же в диапазоне массы от 3,7 до 73 т представительство Komatsu предлагает 12 базовых моделей, которые поставляют как со стандартной, так и с удлиненной гусеничной тележкой, с различными вариантами рабочего оборудования и т. д.

Корпорация Caterpillar поставляет экскаваторы с заводов в Акаши (Япония), в Гослисе (Бельгия) и Тосно (Ленинградская обл.), причем преимущественно из Японии. Корпорация разделяет модельный ряд на три категории – экскаваторы малой, средней и большой мощности. К малым относятся пять базовых моделей массой от 12,5 до 20 т и мощностью от 60 до 93 кВт. В самую «ходовую» категорию средней мощности входят семь базовых моделей массой от 20,6 до 30 т и мощностью от 103 до 140 кВт. Именно с экскаваторов из этой категории начали сборку в Тосно. Категорию большой мощности составляют машины массой от 37,5 до 85 т и мощностью от 200 до 390 кВт. Эту категорию в свою очередь можно разделить на две группы с большим разрывом в диапазоне массы. В нижней части диапазона находятся универсальные общестроительные модели массой 36...45 т. В верхней – тяжелые модели 374DL и 390DL массой 74 и 89 т, которые сменили модели 365С и 385С. У нас тяжелые экскаваторы используют в карьерах, а в США их применяют и в гражданском строительстве на разработке котлованов. Caterpillar использует собственные двигатели с технологией ACERT, соответствующие нормам Tier 2, Tier 3. Для всех моделей предусмотрен широкий выбор опций – гусеничных тележек, башмаков, рабочего оборудования, оснащения кабины.

В активе Volvo CE семь моделей массой от 13,4 до 70,6 т с двигателями Volvo с системой V-ACT (Volvo Advanced Combustion Technology) мощностью от 69 до 316 кВт, соответствующие нормам Tier 3. На выбор покупателя – моноблочные и двухзвенные (для младших моделей) стрелы, рукояти разной длины, стандартная и удлиненная гусеничные тележки и башмаки разной ширины.

Компания JCB получила широкую известность благодаря лучшим в мире экскаваторам-погрузчикам и телескопическим погрузчикам. Но JCB выпускает и широкую линейку гусеничных экскаваторов. Их производство когда-то начинали в кооперации с японской компанией Sumitomo, одного из главных кутюрье экскаваторной моды. Сотрудничество оставило след в наименовании экскаваторов JS – JCB-Sumitomo и в агрегатной базе. JCB сохраняет верность японским двигателям Isuzu, полагая их лучшими для экскаваторов. Кстати, несколько позже Hitachi присоединилась к этому мнению. А также к японской гидроаппаратуре. В линейку гусеничных экскаваторов JCB входят 16 базовых моделей массой от 11,8 до 46,8 т и мощностью от 73 до 228 кВт. Наиболее яркая черта экскаваторов, как и всей техники JCB, – яркий дизайн кабины. На выбор покупателя разнообразная комплектация, включая стандартную, удлиненную, узкую гусеничные тележки, башмаки, моноблочные, двухзвенные (для младших моделей), удлиненные (для старших моделей) стрелы, рукояти, специальные комплектации для сноса.

Современная серия DX экскаваторов корейской корпорации Doosan Infracore включает девять базовых моделей массой от 14 до 50,7 т с двигателями мощностью от 71 до 250 кВт. Модификации варьируют в зависимости главным образом от типа гусеничной тележки. Наиболее богата модификациями модель DX225, масса которой колеблется от 20,9 до 23,4 т. Экскаваторы комплектуют 6-цилиндровыми двигателями Doosan объемом 6 и 11 л с системой впрыска Common rail, соответствующими нормам Tier 3. Двигатель и гидросистема работают «под управлением» фирменной электронной системы e-EPOS.

New Holland разделяет модельный ряд на три диапазона. В диапазоне 12…20 т фигурируют модели E135B с полноразмерной поворотной платформой, E135B SR с укороченной поворотной платформой (zero-tail), E150B Blade Runner с большим бульдозерным отвалом, E175B и E195B. Экскаваторы E135B и E150B комплектуют двигателем Mitsubishi Tier 3 мощностью 74 кВт, E175B и E195B – двигателем CNH Tier 3 мощностью 93 кВт. Для экскаваторов этого диапазона предусмотрены моноблочные и двухзвенные стрелы. Диапазон 21…30 т составляют модели E215B, E225B SR, E235B SR, E245B и E265B, укомплектованные двигателями CNH мощностью от 118 до 142 кВт. Для них доступны моноблочные и двухзвенные стрелы, гусеничные тележки разной длины и ширины колеи. В диапазоне свыше 30 т четыре модели – E305B, E385B, E485B и E805 массой 31,5; 37,2; 50,3 и 82 т. New Holland, как и остальные производители, грешит тем, что реальная масса экскаватора больше, чем можно понять из его маркировки. Покупателя такой диссонанс приводит в замешательство.

Экскаваторы премиум-класса Liebherr при всех их достоинствах не столь распространены, вероятно, из-за цены. Именитая немецкая компания выпускает 12 базовых моделей во множестве модификаций и комплектаций. Линейка начинается с модели R313 Litronic, масса которой в зависимости от исполнения колеблется от 14,6 до 17,2 т, и заканчивается R974C Litronic с массой от 84,5 до 105,9 т. На R313, R317 установлены двигатели Deutz Tier 3 мощностью 76 и 90 кВт. На остальных экскаваторах компания использует собственные двигатели – от 4-цилиндрового объемом 6,4 л и мощностью 95 кВт до 8-цилиндрового V-образного объемом 16 л и мощностью 400 кВт.

Интересно наблюдать, как на больших проектах меняется техника. Если в первый год работают Hitachi, Hyundai и Doosan, то в последующем их сменяют Caterpillar, Komatsu и New Holland. Все-таки и в сегменте импортной техники есть градация, своя «табель о рангах», о которой никак нельзя судить по объемам продаж.

компании по теме статьи
компании по теме статьи