Актуальные вопросы сертификации продукции машиностроения и автомобильной промышленности в условиях Таможенного союза

П. Бурьянов, канд. техн. наук, зам. руководителя сертификационного центра «САМТ-Фонд»
Доклад на Международной конференции «Таможенный союз – Украина: перспективы, риски и возможности» (14–15 декабря 2010 г., Украина, Киев)
 
 
 
 
 
 

С 2003 г. в Российской Федерации действует Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ (принят ГД ФС РФ 15.12.2002). Данный закон произвел значительные изменения в действующую на тот момент систему сертификации, стандартизации и метрологии. А в совокупности с проводимой в тот же период административной реформой это дало поистине революционный эффект.

    Была отменена действующая Система сертификации ГОСТ Р, которая согласно переходным положениям п. 1 ст. 46 ФЗ № 184 от 27.12.2002 г. еще продолжала свое существование «впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов», но только в части требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежащими обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:
  • защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
  • охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  • предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;
  • обеспечения энергетической эффективности.

Федеральный закон «О техническом регулировании», как любой нормативный документ, является живым организмом и постоянно подлежит пересмотру для удовлетворения постоянно меняющихся жизненных реалий.

Важное последнее изменение – возможность использования в тексте регламента ссылок на нормативные документы других стран. Ранее у разработчиков регламентов такой возможности не было. Теперь при разработке регламента имеется процедура ссылки на зарубежный нормативный документ. Это позволяет предъявлять к продукции современные нормы, используемые в зарубежных странах, без длительной процедуры разработки национальных нормативных документов.

По состоянию на 1 декабря 2010 г. в Российской Федерации разработано и введено в действие 24 технических регламента.

    В отношении продукции автомобиле- и машиностроения действуют следующие технические регламенты:
  • «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ»;
  • «О безопасности колесных транспортных средств»;
  • «О безопасности машин и оборудования».
    Стоит отметить, что сам по себе технический регламент не является самодостаточным, и для введения его в действие требуется еще целый ряд дополнительных документов и административных процедур. Так, например, для реализации технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств» потребовались следующие документы:
  • постановление Правительства РФ от 18 августа 2010 г. № 639 «Об органе по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия продукции требованиям технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств»;
  • приказ Росстандарта от 20.08.2010 г. № 3109 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 720»;
  • распоряжение Правительства РФ от 12 октября 2010 г. № 1750-р «О перечне документов, необходимых для применения и исполнения технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств»;
  • постановление Правительства РФ от 12 октября 2010 г. № 814 «Об утверждении правил и методов исследований (испытаний) и измерений, необходимых для применения и исполнения технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств» и осуществления оценки соответствия», а также ряд других внутриведомственных документов, направленных на реализацию технического регламента.
    Постановлением Правительства России от 1 декабря 2009 г. № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии», были утверждены:
  • Информация о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования в рамках Системы сертификации ГОСТ Р;
  • Информация о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия при помещении под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, с указанием кодов товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

Важно отметить, что в первом случае классификация продукции происходит по общероссийскому классификатору продукции (код ОКП), а во втором – по кодам Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (код ТН ВЭД).

Согласно п. 3 ст. 46 ФЗ № 184 от 27.12.2002 г. «Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия».

Однако все, что было сказано выше, касается только законодательно закрепленных процедур, установленных в Российской Федерации для обязательного подтверждения соответствия продукции, выпускаемой в обращение на территории РФ.

Что же изменяется в оценке соответствия продукции в условиях Таможенного союза? Следует напомнить, что государствами – членами Таможенного союза являются Российская Федерация, Республика Беларусь и Республика Казахстан. Вместе с тем самым главным изменением, которое сопровождает создание Таможенного союза и скорее всего будет с ним еще довольно длительный период, – это появление слова «единый». Весь Таможенный союз пронизан духом этого простого прилагательного.

Итак, очевидно, что формирование Таможенного союза предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В рамках Таможенного союза применяются единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

В пределах единой таможенной зоны не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. Задачи, решаемые Таможенным союзом, изложены в Договоре от 6 октября 2007 г. о его создании.

Сейчас комиссией Таможенного союза и правительствами трех стран ведется колоссальная работа по формированию договорно-правовой базы Таможенного союза. Исходя из целей и задач Таможенного союза применительно к вопросам подтверждения соответствия продукции становится очевидным, какие шаги должны быть предприняты для их решения.

Должны быть сформированы единые требования, предъявляемые к продукции, единые требования к аккредитации организаций, занимающихся подтверждением соответствия, единые перечни продукции и т. п.

    Таким образом, для реализации задуманных механизмов требуются как минимум разработка и внедрение следующих «единых»:
  • единого таможенного тарифа Таможенного союза;
  • единого реестра ОС и ИЛ Таможенного союза;
  • единого перечня продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза;
  • единого порядка ввоза продукции, подлежащей сертификации;
  • единого положения о единой форме сертификата соответствия;
  • единого порядка форм и ведения единого перечня продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза (ТН ВЭД – 6 знаков);
  • единого порядка формирования и ведения единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии;
  • единого порядка регистрации деклараций о соответствии, оформленных по единой форме.

Основная часть этих вопросов была затронута в решении комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 319. Однако еще многое предстоит решить.

Сейчас только началась работа по разработке технических регламентов Таможенного союза. В первую очередь речь идет о разработке технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», при этом его, скорее всего, будут интегрировать с техническим регламентом «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ». Согласно указаниям Правительства РФ проект указанного регламента должен быть представлен в первом квартале 2011 г., после чего он будет рассмотрен в установленном порядке и в случае согласия всеми заинтересованными сторонами утвержден как единый регламентирующий документ для всех трех стран. После чего для его внедрения будет дан переходный период, от 6 месяцев до года. То есть ориентировочно срок введения регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» – это середина 2012 г.

Для вынесения регламента на обсуждение в правительство необходимо представить консолидированную позицию технических специалистов, входящих в техническую группу по разработке регламента, что на сегодняшний день представляется затруднительным, поскольку сейчас в России, Казахстане и Белоруссии сложилась разная техническая политика и к транспортным средствам предъявляются разные требования. В настоящий момент не выработан единый подход к урегулированию подобных вопросов. То есть три стороны – участницы процесса пытаются как сформировать единые требования к вновь выпускаемым транспортным средствам, так и сформулировать единый подход к допуску на свою территорию продукции, уже находящейся на территории других стран – участниц Таможенного союза. До того момента подтверждение соответствия транспортных средств будет осуществляться согласно действующему национальному законодательству каждой из стран – участниц Таможенного союза.

Аналогичная ситуация складывается и с техническим регламентом «О безопасности машин и оборудования».

В заключение хочется отметить, что интеграционные процессы идут не только в рамках Таможенного союза, куда входят Россия, Белоруссия и Казахстан, но и в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), в котором помимо этих трех стран участвуют Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Армения, Молдова и Украина. И здесь они идут по одному вектору. А есть еще один вектор – Всемирная торговая организация (ВТО), вступление в которую требует соблюдения определенного перечня требований, в том числе как по процедурам подтверждения соответствия, так и по техническим требованиям.

Каким образом будет найден компромисс между европейским подходом и подходом Таможенного союза и ЕврАзЭС? Сможем ли мы решить этот вечный спор между Востоком и Западом? Надеюсь, что в скором времени мы сможем перейти от ставшего очевидно необходимым «единый» к перспективному «глобальный».