Производство автомобильных бензинов в России

А. Асяев, В. Емельянов, Е. Никитина, Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти (ОАО «ВНИИ НП»)
Значение бензина и дизельного топлива для транспорта и промышленности понятно всем. О том, каково сегодня положение с производством этих важнейших нефтепродуктов в России, рассказывают научные работники Всероссийского Научно-исследовательского института по переработке нефти (ВНИИ НП).
 
 
Динамика производства автомобильных бензинов компаниями ТЭК России (по данным ГП «ЦДУ ТЭК») в 2002–2008 гг.
 
 

Снижение выбросов СО2 – основная задача в области экологии автотранспорта в Европе, поэтому за рубежом интенсивно ведутся работы по снижению расхода топлива и возможности работы на альтернативных видах топлива, особенно из возобновляемого растительного сырья – на биоэтаноле, биодизеле.

В России проблема экологии не ставится так остро, поскольку большая территория, значительно ниже плотность транспортных средств и др. Ассортимент и объемы производства автомобильных бензинов в России определяются структурой автомобильного парка страны, техническими возможностями отечественной нефтепереработки и требованиями технического регламента.

    В соответствии с принятыми специальными техническими регламентами «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ» и «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» отечественный автопром должен организовать производство двигателей, отвечающих по токсичности выбросов с отработавшими газами (ОГ) требованиям Euro 3 с 2008 г., Euro 4 с 2010 г. и Euro 5 с 2014 г. (по срокам введения в России Euro 4 и Euro 5 сведения предварительные, возможны корректировки. – Прим. ред.), а сроки производства (выпуск в оборот) бензина автомобильного для экологических классов автомобильной и иной техники ограничиваются:
  • класса 2 – до 31 декабря 2010 г.;
  • класса 3 – до 31 декабря 2011 г.;
  • класса 4 – до 31 декабря 2014 г.;
  • класса 5 – срок не ограничен.

Эти требования за некоторым исключением соответствуют требованиям Евросоюза и отражены в действующих национальных стандартах.

В настоящее время разрабатывается технический регламент Евразийского  экономического сообщества (ЕврАзЭС) «Требования к безопасности автомобильного бензина, дизельного топлива и мазута». В проекте этого регламента марка бензина АИ-92 сохраняется до класса 5, максимальная доля метанола в бензине – до 1%. Остальные показатели – как в принятом в России регламенте.

Основная масса автомобильных бензинов в стране вырабатывается по ГОСТ Р 51105–97, их применение обеспечивает нормальную эксплуатацию автомобилей с нормами по токсичности отработавших газов Euro 2. На ряде НПЗ производят бензины по ГОСТ Р 51866–2002, который является аутентичным переводом нормали Евросоюза EN-228 и устанавливает нормы на показатели качества бензинов, соответствующие классам 3 и 4.

На графике представлена динамика производства автомобильных бензинов в России в 2002–2008 гг.: рост выработки бензинов АИ-92 и АИ-95 и снижение доли автобензина АИ-80 с 50 до 23%.

Сегодня перед нефтяными компаниями поставлена задача с 2011 г. перейти на производство только автомобильных марок бензина АИ-95 и выше. Однако осуществить полный переход на их производство к 2011 г. отечественная нефтепереработка не сможет из-за отсутствия технических возможностей, да и необходимости в этом нет. Нереально вывести из эксплуатации к этому сроку все автомобили с нормами выбросов до класса 3, а это более половины автомобильного парка, и если остается техника, то необходим для нее и соответствующий бензин. Применять на старых автомобилях более высокооктановый и высококачественный бензин нецелесообразно из-за его более высокой цены и негативного влияния на работу двигателя.

Для улучшения эксплуатационных свойств марок автомобильного бензина на нефтеперерабатывающих предприятиях и нефтебазах в состав товарных марок бензина вводят многофункциональные присадки. Так, рекомендована к производству и применению продукция производства Рязанской НПК, Уфанефтехим, Московского, Хабаровского, Куйбышевского, Новокуйбышевского, Сызранского, Ново-Уфимского НПЗ, Ангарской НХК, Киришинефтеоргсинтеза, Орскнефтеоргсинтеза с зарубежными присадками Keropur 3430 N, Keropur 3458 N, HITEK 6430.

В 2006 г. на топливный рынок страны поступили автобензины марок Ultimate компании ТНК-ВР и «Экто» компании «Лукойл». Ultimate – неэтилированный бензин класса «премиум» с октановыми числами 95 и 98, впервые предложенный автомобилистам Великобритании в 2003 г., соответствует нормам Euro 4 и содержит очищающие присадки. «Экто» – фирменный бензин стандарта Euro 3 с октановыми числами 92 и 95, отличается от стандартного бензина Euro 3 наличием добавляемых на нефтебазе моющих и антикоррозионных присадок.

С 2006 г. организовано производство бензинов для автомобилей c двигателями, соответствующими нормам Euro 3 и Euro 4, в Ярославнефтеоргсинтезе, Рязанской нефтеперерабатывающей компании, Лукойл-Волгограднефтепереработке, Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтезе, на Ново-Уфимском, Московском НПЗ, Киришинефтеоргсинтезе,  Орскнефтеоргсинтезе и Салаватнефтеоргсинтезе. В 2008 г. к этим предприятиям присоединились Уфимский, Ачинский, Омский, Куйбышевский НПЗ, Уфанефтехим, Лукойл-Пермьнефтеоргсинтез  и ТАИФ-НК.

Таким образом, 16 из 27 нефтеперерабатывающих заводов страны вырабатывают бензин для автомобилей с нормами выбросов Euro 3 и Euro 4.

Основные требования технического регламента к характеристикам автомобильного бензина
Параметр Нормы для автомобильного бензина
класса 2 класса 3 класса 4 класса 5
Октановое число по исследовательскому методу, не менее
92
95
95
95
То же по моторному методу
83
85
85
85
Массовая доля серы, мг/кг, не более
500
150
50
10
Объемная доля бензола, %, не более
5,0
1,0
13,0
1,0
Концентрация свинца, мг/дм3, не более
Отсутствует
Отсутствует
Отсутствует
Отсутствует
Концентрация железа, мг/дм3, не более
Отсутствует
Отсутствует
Отсутствует
Отсутствует
Концентрация марганца, мг/дм3, не более
Отсутствует
Отсутствует
Отсутствует
Отсутствует
Массовая доля кислорода, %, не более
2,7
2,7
2,7
Объемная доля ароматических углеводородов, %, не более
42
35
35
Объемная доля олефиновых углеводоров, %, не более
18
18
18
Объемная доля метанола, %, не более
Отсутствует
Отсутствует
Отсутствует
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ, РАСХОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ РЫНОК (статистика, анализ) ГСМ
А. Асяев, В. Емельянов, Е. Никитина, Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти (ОАО «ВНИИ НП») Основные Средства 11'2009 1 ноября 2010

Комментарии (0)