Техническое обслуживание отечественных экскаваторов
Комбайны для открытых горных работ
Обзор фрезерных комбайнов Surface Miner («майнеров»)
 1
Снижение токсичности отработавших газов современных дизелей
 1
В борьбе за кубовидность
Дробилки для производства высококачественного щебня
Гидромолоты среднего класса (ч.2)
Развитие гидромолотов в России
Курьер для опасного груза
Бензовозы
 4
Новая технология экономии дизельного топлива
Дизель-газовая система от британской компании GSPK Multifuel Technology
Как избежать проблем при эксплуатации гидромолота
Рекомендации по работе с гидромолотом
Гидравлический молот может работать под водой
 3
Господа, читайте инструкцию!
Эксплуатация и обслуживание кранов-манипуляторов
Мобильность как преимущество
Мобильные установки дробления и грохочения
Придет ли КМУ на смену автокрану? (ч. 1)

Российская промышленность в 2004 году. Итоги 10 месяцев

А. Рикошинский

За 10 месяцев 2004 г. объемы производства в промышленности увеличились к соответствующему периоду предыдущего года на 6,2%, что несколько ниже темпов роста в 2003 г. (6,8%). В октябре положительная динамика к соответствующему периоду предыдущего года отмечалась во всех отраслях, кроме легкой, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной. Из десяти основных отраслей отмечается рост в семи, стабильный уровень – в двух, спад – в одной отрасли. В октябре заметный рост отмечался в черной металлургии (0,7% – рост добычи железной руды, выпуска готового проката, кокса; снижение выпуска стальных труб), цветной металлургии (2,7%), химической и нефтехимической промышленности (1,4% – рост выпуска соды каустической и кальцинированной, минеральных удобрений, каучука синтетического, но заметно снижен выпуск лакокрасочных материалов, шин для сельскохозяйственной техники, мотоциклов и мотороллеров).

В машиностроении и металлообработке увеличение производства составило 0,7%: производство прокатного оборудования выросло на 52,4%, кранов мостовых электрических – на 11,7%, электродвигателей переменного тока – на 4,9%, преобразователей силовых – на 10,6%, металлорежущих станков – на 3,4%, кузнечно-прессовых машин – на 11,1%, зерноуборочных комбайнов – на 6,3%, тракторов – на 5,9%. Снизилось производство легковых автомобилей на 0,8%, автобусов – на 13,0%, вагонов грузовых – на 1,7%, холодильников и морозильников бытовых – на 12,1%.

В промышленности строительных материалов рост составил 0,9% (производство конструкций и сборных железобетонных изделий, линолеума; снизился выпуск цемента и стеновых материалов). Умеренный рост отмечался в электроэнергетике (0,3%) и топливной промышленности.

Самые высокие темпы роста в 2004 г. отмечены в машиностроении и металлообработке – 112,0%, в химической и нефтехимической отраслях – 107,5%, в топливной промышленности – 107,5%, промышленности строительных материалов – 105,5% и в черной металлургии – 105,3%. Снизились темпы развития легкой промышленности по сравнению с уровнем 2003 г. – 93,3%.

За январь–октябрь 2004 г. нефтедобывающая отрасль обеспечивала потребности внутреннего рынка и экспортные поставки нефти, при этом рост добычи нефти и газового конденсата составляет 9,4% к соответствующему периоду 2003 г. Продолжающееся увеличение добычи нефти обусловлено благоприятной конъюнктурой мировых цен на нефть и некоторым сокращением числа неработающих скважин. Стремительный рост мировых цен и растущий спрос на нефть обеспечили увеличение экспорта. За январь–октябрь 2004 г. он увеличился на 13,4% к соответствующему периоду прошлого года, в большей степени – за счет экспорта в дальнее зарубежье – 114,3%.

Индекс промышленного производства в нефтеперерабатывающей отрасли за январь–октябрь 2004 г. составил 101,6% к соответствующему периоду 2003 г., что связано с ростом производства светлых нефтепродуктов. Индекс цен производителей в октябре 2004 г. к декабрю 2003 г. составил: на автобензин всех марок 138,8%, на дизельное топливо 146,5%, на мазут топочный 124,4% при индексе цен промышленности 125,7%. Индекс потребительских цен на автобензин – 129,9% при индексе потребительских цен на все товары и услуги 109,3%. На рост внутренних цен на нефтепродукты оказывают влияние благоприятная конъюнктура мировых цен на нефть и нефтепродукты, увеличение внутренней цены на нефть и недостаточный контроль со стороны антимонопольных органов на олигополистическом рынке.

В январе–октябре 2004 г. продолжается тенденция сокращения доли переработки нефти в общем объеме добычи. Так, доля переработки сократилась с 45,4% в январе–октябре 2003 г. до 42,2% в январе–октябре 2004 г. При использовании имеющихся мощностей на уровне 72% объем первичной переработки нефти за рассматриваемый период составил 161 млн. т, или 101,9% к соответствующему периоду прошлого года, при этом выпуск автомобильного бензина увеличился на 3,1%, дизельного топлива – на 1,7%, а выпуск топочного мазута уменьшился на 3,1%. С учетом объемов добычи нефти, экспорта и внутреннего спроса на нефтепродукты объем первичной переработки нефти в 2004 г. может составить 192,6 млн. т (101,4% к уровню 2003 г.). Намечается произвести 30,0 млн. т автомобильного бензина (102,4%), 54,7 млн. т дизельного топлива (101,5%) и 53 млн. т топочного мазута (97,1%).

Индекс промышленного производства в газовой промышленности составил в октябре 2004 г. 101,1%, а за январь–октябрь – 103,7% к соответствующему периоду прошлого года. В январе–октябре 2004 г. продолжилась тенденция роста добычи газа – 102,4% к соответствующему периоду 2003 г., чему в большей степени способствовало увеличение добычи предприятиями ОАО «Газпром» (101,3%), а также рост объема добычи газа нефтедобывающими предприятиями и независимыми производителями газа (суммарно на 109,1%). Однако стало проявляться ослабление роста объемов добычи газа (январь–сентябрь – 102,6%), вызванное замедлением темпов роста как внутреннего потребления, так и экспорта. В октябре 2004 г. отмечено замедление темпов роста спроса на газ в жилищно-коммунальном секторе и тепло-
энергетике. Это обусловлено тем, что на большей территории европейской части России в это время года температура была выше климатической нормы. В этой связи ожидаемый объем добычи газа за 2004 г. будет находиться в интервале 631…633 млрд. м3.

Следует отметить продолжающуюся тенденцию опережения темпов роста экспорта газа над темпами роста его добычи. Так, экспорт газа за январь–октябрь составил 166,7 млрд. м3, в том числе в страны СНГ – 47,3 млрд. м3 (121,3%), в дальнее зарубежье – 119,4 млрд. м3 (103,5%). Темпы роста экспорта газа замедлились со 108,9% в январе–сентябре до 108,0% в январе–октябре 2004 г. Значительный рост экспорта газа в страны СНГ в этом году обусловлен увеличением поставок газа независимыми производителями и вовлечением ресурсов среднеазиатского газа. Увеличение экспорта оценивается в 109% к уровню 2003 г.

В январе–октябре 2004 г. в черной металлургии объем производства превысил уровень соответствующего периода 2003 г. на 5,3%. Рост обусловлен в основном увеличением производства готового проката (6,0%). Снизилось, однако, производство стальных труб в октябре 2004 г. (0,1%): оно оказалось ниже уровня сентября на 6,1% и ниже уровня октября 2003 г. на 14,2%. Поскольку экспортные возможности российских производителей ограничены, выпуск труб по-прежнему определяется спросом на них со стороны предприятий нефтегазовой промышленности, машиностроения и строительной индустрии.

На динамику развития металлургии существенное влияние оказывает увеличение поставок металла на экспорт, особенно в Китай, Индию и страны Юго-Восточной Азии. Увеличение экспорта в страны дальнего зарубежья коснулось практически всех основных видов черных металлов: ферросплавов – на 29,2%, чугуна – на 13,1%, полуфабрикатов из железа или нелегированной стали – на 13,6%, проката черных металлов – на 59,4%. По итогам девяти месяцев 2004 г. отмечен существенный рост стоимости черных металлов – на 83,0%. С учетом итогов развития отрасли в январе–октябре 2004 г., оценки предполагаемого спроса внутреннего рынка и конъюнктуры внешнего рынка рост производства в черной металлургии в 2004 г. ожидается на уровне 105,5% к 2003 г.

В январе–октябре 2004 г. рост производства в цветной металлургии составил 103,6%. Объемы производства первичного алюминия, включая силумин, выросли на 7,3%. По причине благоприятной конъюнктуры рынка и сохраняющихся высоких цен продолжается ориентация поставок основных видов продукции на внешний рынок (более 80%). Физические объемы поставок никеля сохранились на уровне прошлого года, а объемы поставок меди рафинированной снизились на 20,2%. Их стоимостные объемы выросли на 55,4 и 33,3% соответственно. Наблюдается рост объема поставок новой технологической продукции – медной катанки и поставки на экспорт алюминия необработанного (на 20,6%).

Темп роста продукции химической и нефтехимической промышленности в октябре 2004 г. к соответствующему периоду прошлого года составил 104,1%. В ряде отраслей, однако, отмечено снижение производства отдельных видов продукции. При росте производства шин для грузовых и легковых автомобилей (на 0,5 и 2,6%) за 10 месяцев 2004 г. отмечается снижение производства продукции в октябре 2004 г. к сентябрю 2004 г. в связи с уменьшением сезонного спроса, проводимыми ремонтными работами и реконструкцией производства. Производство легковых шин на ОАО «Омскшина» сократилось из-за отсутствия спроса. В ОАО «Ярославский шинный завод» проводится модернизация производства с внедрением новых модификаций шин. Объем производства отрасли в 2004 г., по оценкам, может составить 108% к уровню прошлого года.

В январе–октябре 2004 г. рост промышленного производства в машиностроении и металлообработке составил 112,0% к соответствующему периоду прошлого года. В большинстве подотраслей машиностроения и металлообработки наблюдается рост выпуска продукции: тракторное и сельскохозяйственное машиностроение на 35,3%; машиностроение для легкой и пищевой промышленности на 20,8%; железнодорожное машиностроение на 20,6%; металлургическое машиностроение на 20,2%; автомобильная промышленность на 10,6%.

В октябре следует отметить связанное во многом с сезонными особенностями спроса на продукцию и соответствующей цикличностью производства снижение объемов выпуска легковых автомобилей (88,9% к сентябрю 2004 г.), грузовых автомобилей (80,5%), автобусов (87,2%) и в целом автомобильной промышленности (88,0%). При этом за январь–октябрь 2004 г. по этим видам продукции отмечается по сравнению с соответствующим периодом 2003 г. прирост объемов производства соответственно на 10,6; 4,8; 4,6 и 10,6% в автомобильной промышленности в целом. Снижение выпуска легковых автомобилей отмечено в ОАО «АвтоВАЗ», выпускающем 2/3 российских автомобилей (на 4079 шт. – 6,3%), в ОАО «ГАЗ» (на 4877 шт. – 24,3%), в ОАО «ИжАвто» (на 4653 шт. – 48,4%). В части производства легковых автомобилей надо отметить продолжающийся рост производства иномарок на совместных предприятиях. Растет и импорт. По данным ГТК, за 9 месяцев 2004 г. в Россию ввезено 372,3 тыс. легковых автомобилей на сумму 3,68 млрд. USD против 142,6 тыс. за январь–сентябрь 2003 г. Общий объем выпуска грузовых автомобилей в октябре 2004 г. составил 13,7 тыс. против 17,0 тыс. в октябре 2003 г. Рост выпуска грузовых автомобилей отмечен в АМО «ЗИЛ» (на 157 шт. – 15,1%). В ОАО «ГАЗ» отмечено уменьшение выпуска на 24,1%, или на 2,2 тыс. шт. В ОАО «КАМАЗ», ОАО «АЗ «Урал», ОАО «УАЗ» также отмечается снижение выпуска.

А. Рикошинский Основные Средства 01'2005 10 марта 2005

Комментарии (0)