Пневмогусеничные вездеходы НАМИ (ч. 2)
НАМИ-С-3, НАМИ-С-4, НАМИ-0106, НАМИ-СЗМУ
 3
На летнем топливе – зимой
Способы борьбы с замерзанием топлива
Зимняя эксплуатация гидромолотов
Факторы воздействия отрицательных температур на гидромолот
Нечистая сила
Гусеничные бульдозеры
Гидромолоты среднего класса (ч.1)
Обзор моделей гидромолотов представленных на российском рынке
Электропривод карьерного экскаватора
Многофункциональные дорожно-строительные машины (ч. 2)
Рациональное применение
 1
Лизинг автотранспортных средств и спецтехники (ч.2)
Если предмет лизинга на балансе лизингополучателя
Воров просят не беспокоиться (ч .1)
Технологии защиты дорожно-строительных машин от хищений
Как избежать проблем при эксплуатации гидромолота
Рекомендации по работе с гидромолотом
Придет ли КМУ на смену автокрану? (ч. 2)
Поговорим о ремонте шин
Местный ремонт сквозных повреждений бескамерных шин

Российская промышленность в 2004 году. Итоги 10 месяцев

А. Рикошинский

За 10 месяцев 2004 г. объемы производства в промышленности увеличились к соответствующему периоду предыдущего года на 6,2%, что несколько ниже темпов роста в 2003 г. (6,8%). В октябре положительная динамика к соответствующему периоду предыдущего года отмечалась во всех отраслях, кроме легкой, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной. Из десяти основных отраслей отмечается рост в семи, стабильный уровень – в двух, спад – в одной отрасли. В октябре заметный рост отмечался в черной металлургии (0,7% – рост добычи железной руды, выпуска готового проката, кокса; снижение выпуска стальных труб), цветной металлургии (2,7%), химической и нефтехимической промышленности (1,4% – рост выпуска соды каустической и кальцинированной, минеральных удобрений, каучука синтетического, но заметно снижен выпуск лакокрасочных материалов, шин для сельскохозяйственной техники, мотоциклов и мотороллеров).

В машиностроении и металлообработке увеличение производства составило 0,7%: производство прокатного оборудования выросло на 52,4%, кранов мостовых электрических – на 11,7%, электродвигателей переменного тока – на 4,9%, преобразователей силовых – на 10,6%, металлорежущих станков – на 3,4%, кузнечно-прессовых машин – на 11,1%, зерноуборочных комбайнов – на 6,3%, тракторов – на 5,9%. Снизилось производство легковых автомобилей на 0,8%, автобусов – на 13,0%, вагонов грузовых – на 1,7%, холодильников и морозильников бытовых – на 12,1%.

В промышленности строительных материалов рост составил 0,9% (производство конструкций и сборных железобетонных изделий, линолеума; снизился выпуск цемента и стеновых материалов). Умеренный рост отмечался в электроэнергетике (0,3%) и топливной промышленности.

Самые высокие темпы роста в 2004 г. отмечены в машиностроении и металлообработке – 112,0%, в химической и нефтехимической отраслях – 107,5%, в топливной промышленности – 107,5%, промышленности строительных материалов – 105,5% и в черной металлургии – 105,3%. Снизились темпы развития легкой промышленности по сравнению с уровнем 2003 г. – 93,3%.

За январь–октябрь 2004 г. нефтедобывающая отрасль обеспечивала потребности внутреннего рынка и экспортные поставки нефти, при этом рост добычи нефти и газового конденсата составляет 9,4% к соответствующему периоду 2003 г. Продолжающееся увеличение добычи нефти обусловлено благоприятной конъюнктурой мировых цен на нефть и некоторым сокращением числа неработающих скважин. Стремительный рост мировых цен и растущий спрос на нефть обеспечили увеличение экспорта. За январь–октябрь 2004 г. он увеличился на 13,4% к соответствующему периоду прошлого года, в большей степени – за счет экспорта в дальнее зарубежье – 114,3%.

Индекс промышленного производства в нефтеперерабатывающей отрасли за январь–октябрь 2004 г. составил 101,6% к соответствующему периоду 2003 г., что связано с ростом производства светлых нефтепродуктов. Индекс цен производителей в октябре 2004 г. к декабрю 2003 г. составил: на автобензин всех марок 138,8%, на дизельное топливо 146,5%, на мазут топочный 124,4% при индексе цен промышленности 125,7%. Индекс потребительских цен на автобензин – 129,9% при индексе потребительских цен на все товары и услуги 109,3%. На рост внутренних цен на нефтепродукты оказывают влияние благоприятная конъюнктура мировых цен на нефть и нефтепродукты, увеличение внутренней цены на нефть и недостаточный контроль со стороны антимонопольных органов на олигополистическом рынке.

В январе–октябре 2004 г. продолжается тенденция сокращения доли переработки нефти в общем объеме добычи. Так, доля переработки сократилась с 45,4% в январе–октябре 2003 г. до 42,2% в январе–октябре 2004 г. При использовании имеющихся мощностей на уровне 72% объем первичной переработки нефти за рассматриваемый период составил 161 млн. т, или 101,9% к соответствующему периоду прошлого года, при этом выпуск автомобильного бензина увеличился на 3,1%, дизельного топлива – на 1,7%, а выпуск топочного мазута уменьшился на 3,1%. С учетом объемов добычи нефти, экспорта и внутреннего спроса на нефтепродукты объем первичной переработки нефти в 2004 г. может составить 192,6 млн. т (101,4% к уровню 2003 г.). Намечается произвести 30,0 млн. т автомобильного бензина (102,4%), 54,7 млн. т дизельного топлива (101,5%) и 53 млн. т топочного мазута (97,1%).

Индекс промышленного производства в газовой промышленности составил в октябре 2004 г. 101,1%, а за январь–октябрь – 103,7% к соответствующему периоду прошлого года. В январе–октябре 2004 г. продолжилась тенденция роста добычи газа – 102,4% к соответствующему периоду 2003 г., чему в большей степени способствовало увеличение добычи предприятиями ОАО «Газпром» (101,3%), а также рост объема добычи газа нефтедобывающими предприятиями и независимыми производителями газа (суммарно на 109,1%). Однако стало проявляться ослабление роста объемов добычи газа (январь–сентябрь – 102,6%), вызванное замедлением темпов роста как внутреннего потребления, так и экспорта. В октябре 2004 г. отмечено замедление темпов роста спроса на газ в жилищно-коммунальном секторе и тепло-
энергетике. Это обусловлено тем, что на большей территории европейской части России в это время года температура была выше климатической нормы. В этой связи ожидаемый объем добычи газа за 2004 г. будет находиться в интервале 631…633 млрд. м3.

Следует отметить продолжающуюся тенденцию опережения темпов роста экспорта газа над темпами роста его добычи. Так, экспорт газа за январь–октябрь составил 166,7 млрд. м3, в том числе в страны СНГ – 47,3 млрд. м3 (121,3%), в дальнее зарубежье – 119,4 млрд. м3 (103,5%). Темпы роста экспорта газа замедлились со 108,9% в январе–сентябре до 108,0% в январе–октябре 2004 г. Значительный рост экспорта газа в страны СНГ в этом году обусловлен увеличением поставок газа независимыми производителями и вовлечением ресурсов среднеазиатского газа. Увеличение экспорта оценивается в 109% к уровню 2003 г.

В январе–октябре 2004 г. в черной металлургии объем производства превысил уровень соответствующего периода 2003 г. на 5,3%. Рост обусловлен в основном увеличением производства готового проката (6,0%). Снизилось, однако, производство стальных труб в октябре 2004 г. (0,1%): оно оказалось ниже уровня сентября на 6,1% и ниже уровня октября 2003 г. на 14,2%. Поскольку экспортные возможности российских производителей ограничены, выпуск труб по-прежнему определяется спросом на них со стороны предприятий нефтегазовой промышленности, машиностроения и строительной индустрии.

На динамику развития металлургии существенное влияние оказывает увеличение поставок металла на экспорт, особенно в Китай, Индию и страны Юго-Восточной Азии. Увеличение экспорта в страны дальнего зарубежья коснулось практически всех основных видов черных металлов: ферросплавов – на 29,2%, чугуна – на 13,1%, полуфабрикатов из железа или нелегированной стали – на 13,6%, проката черных металлов – на 59,4%. По итогам девяти месяцев 2004 г. отмечен существенный рост стоимости черных металлов – на 83,0%. С учетом итогов развития отрасли в январе–октябре 2004 г., оценки предполагаемого спроса внутреннего рынка и конъюнктуры внешнего рынка рост производства в черной металлургии в 2004 г. ожидается на уровне 105,5% к 2003 г.

В январе–октябре 2004 г. рост производства в цветной металлургии составил 103,6%. Объемы производства первичного алюминия, включая силумин, выросли на 7,3%. По причине благоприятной конъюнктуры рынка и сохраняющихся высоких цен продолжается ориентация поставок основных видов продукции на внешний рынок (более 80%). Физические объемы поставок никеля сохранились на уровне прошлого года, а объемы поставок меди рафинированной снизились на 20,2%. Их стоимостные объемы выросли на 55,4 и 33,3% соответственно. Наблюдается рост объема поставок новой технологической продукции – медной катанки и поставки на экспорт алюминия необработанного (на 20,6%).

Темп роста продукции химической и нефтехимической промышленности в октябре 2004 г. к соответствующему периоду прошлого года составил 104,1%. В ряде отраслей, однако, отмечено снижение производства отдельных видов продукции. При росте производства шин для грузовых и легковых автомобилей (на 0,5 и 2,6%) за 10 месяцев 2004 г. отмечается снижение производства продукции в октябре 2004 г. к сентябрю 2004 г. в связи с уменьшением сезонного спроса, проводимыми ремонтными работами и реконструкцией производства. Производство легковых шин на ОАО «Омскшина» сократилось из-за отсутствия спроса. В ОАО «Ярославский шинный завод» проводится модернизация производства с внедрением новых модификаций шин. Объем производства отрасли в 2004 г., по оценкам, может составить 108% к уровню прошлого года.

В январе–октябре 2004 г. рост промышленного производства в машиностроении и металлообработке составил 112,0% к соответствующему периоду прошлого года. В большинстве подотраслей машиностроения и металлообработки наблюдается рост выпуска продукции: тракторное и сельскохозяйственное машиностроение на 35,3%; машиностроение для легкой и пищевой промышленности на 20,8%; железнодорожное машиностроение на 20,6%; металлургическое машиностроение на 20,2%; автомобильная промышленность на 10,6%.

В октябре следует отметить связанное во многом с сезонными особенностями спроса на продукцию и соответствующей цикличностью производства снижение объемов выпуска легковых автомобилей (88,9% к сентябрю 2004 г.), грузовых автомобилей (80,5%), автобусов (87,2%) и в целом автомобильной промышленности (88,0%). При этом за январь–октябрь 2004 г. по этим видам продукции отмечается по сравнению с соответствующим периодом 2003 г. прирост объемов производства соответственно на 10,6; 4,8; 4,6 и 10,6% в автомобильной промышленности в целом. Снижение выпуска легковых автомобилей отмечено в ОАО «АвтоВАЗ», выпускающем 2/3 российских автомобилей (на 4079 шт. – 6,3%), в ОАО «ГАЗ» (на 4877 шт. – 24,3%), в ОАО «ИжАвто» (на 4653 шт. – 48,4%). В части производства легковых автомобилей надо отметить продолжающийся рост производства иномарок на совместных предприятиях. Растет и импорт. По данным ГТК, за 9 месяцев 2004 г. в Россию ввезено 372,3 тыс. легковых автомобилей на сумму 3,68 млрд. USD против 142,6 тыс. за январь–сентябрь 2003 г. Общий объем выпуска грузовых автомобилей в октябре 2004 г. составил 13,7 тыс. против 17,0 тыс. в октябре 2003 г. Рост выпуска грузовых автомобилей отмечен в АМО «ЗИЛ» (на 157 шт. – 15,1%). В ОАО «ГАЗ» отмечено уменьшение выпуска на 24,1%, или на 2,2 тыс. шт. В ОАО «КАМАЗ», ОАО «АЗ «Урал», ОАО «УАЗ» также отмечается снижение выпуска.

А. Рикошинский Основные Средства 01'2005 10 марта 2005

Комментарии (0)