1
Нормы Евросоюза по токсичности отработавших газов легких грузовиков
 1
Лизинг автотранспортных средств и спецтехники (ч.2)
Если предмет лизинга на балансе лизингополучателя
 1
Получение кубовидного щебня на отечественном оборудовании
Обзор дробилок отечественного производства
Стандарты токсичности в Евросоюзе
Дизельные двигатели внедорожных машин
 1
Гидроборта (ч. 1)
Обзор представленных на российском рынке гидролифтов
 1
Российские сорта дизельного топлива
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 7)
Техническое обслуживание и ремонт ходового механизма
Современный пневмотранспорт в аграрном секторе
По материалам выставки «Золотая осень-2007»
Дробление негабаритов горных пород
Использование гидромолота упрощает горные работы
 1
О приемах против «ломов» (ч.1)
АКП (автоматические коробки передач) с гидротрансформатором
Бестраншейные методы устранения утечек в трубопроводах (ч. 1)
Ресайклеры – машины для реконструкции дорог

На рынке грузовых автомобилей

В. Салыгин

В III квартале этого года ситуация на российском рынке грузовых автомобилей оставалась достаточно стабильной. Цены колебались незначительно, текущий объем продаж в сентябре достиг максимального за истекшие месяцы уровня. Этому способствовал ряд факторов и, в первую очередь, сезонных – расширение сельскохозяйственных работ, заметный подъем дорожного и коммунального строительства. Благоприятная конъюнктура на мировых топливно-сырьевых рынках способствовала повышению спроса со стороны основных потребителей большегрузной автотехники, в том числе предприятий нефтегазового комплекса.

Ввиду замкнутости отечественного рынка грузовых автомобилей (по оценке специалистов, доля импортных грузовиков, включая подержанные, не превышает 12 – 14% общего объема реализации), состояние рынка в значительной мере определяется производством автотранспортных средств в стране. В текущем году объемы выпуска в целом сохраняются на прежнем уровне (средний ежемесячный темп производства оценочно составляет 14,5 тыс. единиц, т.е. годовой выпуск прогнозируется на уровне 175 тыс.). Структура же производства продолжает меняться в сторону роста выпуска малотоннажных автомобилей. На эту (достаточно устойчивую и объективную) тенденцию накладываются весьма существенные отклонения, вызванные нестабильной работой самих предприятий российского автопрома. Экономические трудности, сокращение выпуска, смена руководства (хозяина), новая стратегия развития крупных отечественных заводов и другие факторы, характеризующие положение предприятий, оказывают существенное влияние на рынок.

В текущем году общий уровень выпуска грузовиков поддерживается в основном за счет успешной работы немногих заводов, в том числе АО «ГАЗ», ОАО «УАЗ», ОАО «НЕФАЗ», в то время как большинство предприятий (среди них АМО ЗИЛ, АО «КАМАЗ», «АЗ «Урал», «Ижмаш-Авто») снизило темп.

Стабильную работу Горьковского завода руководство предприятия связывает с наличием влиятельного инвестиционного партнера (ИПГ «Сибал»). Основное внимание по-прежнему уделяется производству малотоннажных автомобилей. По итогам I полугодия выпуск автомобилей семейства «Газель» вырос на 10,1%, а семейства «Соболь» – на 30,7%. Увеличилось и производство среднетоннажных машин ГАЗ-3307 и ГАЗ-3308 (на 4,7%). За 6 месяцев 2002 г. было реализовано 46 тыс. грузовых машин. При этом доля завода в общем объеме продаж отечественных автомобилей достигла 55,26% (на 2,5% выше, чем за аналогичный период прошлого года). В текущем году ОАО «ГАЗ» намерено выпустить и реализовать более 117 тыс. грузовиков, в том числе 23 тыс. микроавтобусов.

Финансовому оздоровлению предприятия, по мнению руководства, в значительной мере способствует успешная сбытовая политика, проводимая через вновь сформированную разветвленную региональную сеть продаж. К настоящему времени дилерская сеть ОАО «ГАЗ» включает более 230 аттестованных предприятий в разных городах страны.

Руководство другого успешно работающего предприятия, ОАО «УАЗ», тоже считает, что выходу из недавнего кризиса завод обязан новому стратегическому инвестору – АО «Северосталь». По итогам I полугодия выпуск грузовиков малой грузоподъемности вырос на 2,3%. При этом в 1,5 раза увеличилось производство фургона УАЗ-3741 и более чем в 3 раза – обновленного бортового грузовичка УАЗ-33036 (полная масса 2 990 кг, полезная нагрузка 1 300 кг), в то время как выпуск устаревшего УАЗ-3303 сократился почти вдвое. Производство специальных автомобилей (в том числе грузопассажирских УАЗ-3309) осталось на прежнем уровне.

Доля АО «УАЗ» в общем объеме продаж отечественных грузовых автомобилей незначительно выросла (на 1,2%) и достигла почти 10%. Производственная программа на 2002 г. предусматривает увеличение выпуска на 15%, в том числе грузовых машин – на 5%. Завод активно стремится к увеличению экспорта своей продукции. За рубеж в текущем году планируется отправить до 25 тыс. автомобилей и машино-комплектов – в страны Ближнего Востока, Африки, Монголию и Вьетнам. Небольшая партия российских УАЗов поступит на вооружение армии Уругвая. В дальнейшем Ульяновский автомобильный завод намерен довести долю экспорта до 20% выпуска.

Другой крупный производитель автомобилей особо малой грузоподъемности, старейшее автопредприятие России АО «Ижмаш-Авто» достаточно прочно удерживает свою нишу – сегмент развозных грузовичков. Объем продаж в I полугодии почти на 30% превысил объем производства и оказался значительно выше (на 11,7%) продаж в 2001 г. Доля ижевского завода в общем объеме продаж отечественных грузовых автомобилей также заметно подросла и составила по итогам 6 месяцев текущего года 8,63%. Заметим, что наряду с производством фургонов Иж-2717 и пикапов Иж-27171, АО «Ижмаш-Авто» наращивает выпуск легковых автомобилей и успешно осваивает рыночную нишу «Москвича».

Производители отечественных большегрузов ОАО «КАМАЗ» и «АЗ «Урал», снизившие выпуск в I полугодии (челнинский завод на 13,5%, а миасский на 5,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), стремятся нарастить темп.

Представленный ранее ОАО «КАМАЗ» план производства на 2002 г. (26 тыс. грузовых автомобилей), видимо, будет пересмотрен в связи со сменой руководства и продолжающейся реструктуризацией предприятия. В конечном счете для современного производителя в российских условиях, как нам представляется, не так важен размах выпуска, главное – сохранить устойчивое финансовое положение, верно определить стратегию развития и наладить ритмичный выпуск и сбыт востребованных рынком автотранспортных средств.

Основные усилия ОАО «КАМАЗ» намерено сосредоточить на освоении производства новых моделей, в том числе двухосных: бортового автомобиля-тягача КамАЗ-4315 (полная масса 11 т, полезная нагрузка 5,5 т, высота погрузочной платформы 860 мм) и седельного тягача КамАЗ-5470 (нагрузка на седельно-сцепное устройство 10,5 т, полная масса автопоезда 40 т). Перспективные автомобили предполагается оснастить экологичными двигателями, в том числе новым КамАЗ-740.80-420 (рабочий объем 12,3 л, мощность 309 кВт, Euro-2).

Массовый переход в конце 2002 – начале 2003 годов на двигатели Euro-2 с повышенным до 700 тыс. км ресурсом руководство завода считает одной из важных ближайших задач. Одновременно совершенствуется сбыт готовой продукции. Существенную роль в сбытовой политике ОАО «КАМАЗ» играет экспорт. В I полугодии его доля в общем объеме реализации достигла 32%. Рекордным месяцем стал июнь – на экспорт отгружено 750 автомобилей.

Во II полугодии заметно наращивает темп производства «Автомобильный завод «Урал». План 2002 г. – выпустить 10 270 автомобилей – может стать реальностью, если в IV квартале темп сборки составит не менее 1 000 машин ежемесячно. В прошлом году заводу это удалось. По словам гендиректора В. Новика, выпуск автомобилей за смену к концу года должен вырасти до 52 единиц (в августе и сентябре было 49).

Определенные трудности завод испытывает не только с производством, но и сбытом готовой продукции. Об этом свидетельствует тот факт, что уровень продаж по итогам I полугодия ниже выпуска (на 4,4%). Объем продаж по сравнению с прошлым годом снизился на 13%. Повысить спрос, видимо, призваны адресные производственные программы, наиболее полно учитывающие потребности конкретного потребителя. В частности, концепция развития «АЗ «Урал» до 2010 г. предусматривает разработку семейства автомобилей для эксплуатации в условиях холодного климата, в том числе на севере Уральского федерального округа, в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах.

Приоритетными направлениями дальнейшего развития руководство завода считает повышение грузоподъемности автомобилей «Урал» и комфортабельности рабочего места водителя. Решение этих задач заводчане связывают с началом производства нового модельного ряда, созданного в сотрудничестве с СП «IVECO-УралАЗ». Перспективными считаются также «промежуточные» модели, представленные на MIMS-2002: автомобиль-самосвал «Урал»-63293 (полноприводный, трехосный, полная масса 33,5 т, двигатель ЯМЗ-7511.10 мощностью 400 л.с.), шасси «Урал»-532362 (полноприводное, четырехосное, грузоподъемность 15 т, двигатель ЯМЗ-238Б мощностью 300 л.с.) и седельный тягач «Урал»-636142-02 капотной компоновки.

Наибольший спад в производстве в текущем году ожидается на АМО ЗИЛ (по итогам I полугодия выпуск сократился на 25,3%). Вместе с тем руководство завода смотрит в будущее весьма оптимистично. По словам гендиректора В. Носова, устойчивый спрос появился практически на всю гамму зиловских автомобилей, не хватает лишь средств на увеличение выпуска. Определенные надежды заводчане связывают с расширением поставок Министерству обороны РФ. В частности, в этом году будут изготовлены образцы полноприводных многоцелевых автомобилей с колесной формулой 4х4 и 6х6 для проведения испытаний.

Основой стратегии развития предприятия по-прежнему остается расширение диапазона производимой техники: от малотоннажных автомобилей грузоподъемностью 1,3 – 2,5 т до бортовых и седельных тягачей с полной массой автопоезда до 30 т. Один из них, ЗИЛ-6309НО и демонстрировался на выставке (грузоподъемность 10 т, двигатель ЯМЗ-236НЕ мощностью 230 л.с., экологическая норма Euro-2).

Динамика рыночных цен на грузовые автомобили в III квартале 2002 г. носила слабо выраженный колебательный характер. При этом тенденция постепенного роста цен сохранилась, хотя по ряду марок и моделей и не была очевидной. Быстрее в III квартале дорожали автомобили КамАЗ. Ежемесячный прирост цен на них составлял 1,5 – 2,5% в зависимости от модели. Медленнее росли рыночные цены на автомобили АМО ЗИЛ и ОАО «ГАЗ» (1 – 2% ежемесячно). Практически неизменными оставались цены на автотранспортные средства «АЗ «Урал». Незначительно (на 0,5 – 1,0% ежемесячно), но постоянно дорожали автомобили МАЗ. Наиболее заметными были колебания рыночных цен на большегрузы КрАЗ. Это можно объяснить тем, что при небольших в целом объемах их продаж в России, дилеры проявляют гибкость: в случае крупной сделки, могут дать значительную скидку, при единичной продаже – поднять цену. Поэтому в зависимости от того, насколько успешным был месяц, по количеству реализованных автомобилей, колебался и уровень цен на них (в пределах 1 – 2%).

В дальнейшем можно ожидать ускорения роста рыночных цен на грузовые автомобили (до 2 – 3% ежемесячно). Существенным фактором, определяющим темп подорожания автотехники, продолжает оставаться уровень инфляции в стране. Если Правительству РФ удастся удержать инфляцию в намеченных пределах (12 – 14% к концу года), то рыночные цены на грузовики могут нарушить сложившуюся за последние годы традицию ощутимого подскока в ноябре-декабре. Кроме того, определенную сдерживающую роль в повышении цен будет играть то обстоятельство, что на отдельных автосборочных предприятиях к настоящему времени образовались значительные остатки нереализованной продукции, соизмеримые порой с месячным объемом производства.


В. Салыгин Основные Средства 10'2002 17 января 2005

Комментарии (0)