Зарубежные гусеничные гиганты для лесозаготовок
Обзор машины харвестерного типа
 1
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 3)
Фильтры масляные и топливные
 2
Что такое дизтопливо и как с ним... бороться?
Характеристики дизельного топлива
 1
«Дорожники-художники»
Машины для нанесения дорожной разметки
Провозная способность линий BRT
Земные спасатели космонавтов (ч.3)
Поисково-эвакуационная установка ПЭУ-1
Аккумуляторные батареи – что нового?
Преимущества и недостатки AGM аккумуляторов
Китайские внедорожные самосвалы (ч.2)
Дракон готовится к прыжку...
Зимняя эксплуатация гидромолотов
Факторы воздействия отрицательных температур на гидромолот
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 4)
Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения
 1
Китайские внедорожные самосвалы (ч.1)
Дракон готовится к прыжку…
Восемь элементов
Советы по эксплуатации спецтехники

Рынок запасных частей к грузовым автомобилям

В. Салыгин

В течение истекшего года рынок запасных частей оставался достаточно стабильным. Устойчивый спрос на агрегаты, узлы и детали основных марок и моделей автомобилей способствовал как росту объема продаж, так и постепенному их подорожанию.

В 2000 г. общий объем продаж запасных частей вырос (оценочно) по сравнению с предыдущем годом на 12 – 15%, причем по некоторым позициям прирост был существенным. В частности, продажи дизельных двигателей Камского автозавода увеличились более чем на 50%, ярославских дизелей – почти на 40, электрооборудования к грузовым автомобилям – более чем на 20, подшипников – на 16, радиаторов – на 12, отопителей – на 9%. В то же время практически на прежнем уровне остались продажи бензиновых двигателей Заволжского моторного завода, а продажи двигателей Уральского автомоторного завода (г. Новоуральск) сократились на 13%.

Несколько расширилась номенклатура производимых запасных частей, в первую очередь к автомобилям КамАЗ, ЗИЛ, УАЗ, однако заметного улучшения качества изделий, несмотря на предпринимаемые отечественными заводами меры, не отмечено.

Значительное количество бракованных запасных частей на отечественном автомобильном рынке вызвано рядом причин. К основным специалисты относят: невысокое качество исходных материалов и сырья (в том числе стали, цветных металлов, пластмасс, резины), закупаемых по более низким ценам и используемых в производстве для снижения себестоимости готовой продукции; многочисленные нарушения технологической дисциплины, небрежность сборки и регулировки; устаревшее оборудование и высокая степень износа основных фондов в машиностроении и металлообработке. Согласно статистике по отраслям промышленности России, износ оборудования по основному виду деятельности в машиностроении один из самых высоких и составляет более 50% (выше, более 60% – только в химической и нефтехимической промышленности). В то же время коэффициент обновления основных фондов в машиностроении и металлообработке – один из самых низких и не превышает 0,7 (по газовой промышленности – более 4, по черной и цветной металлургии – соответственно 1,3 и 1,5).

Динамика рыночных цен на запасные части к грузовым автомобилям характеризовалась монотонным ростом в течение года с темпами, несколько меньшими темпов роста цен на сами автомобили. Наибольший прирост цен отмечен по запасным частям группы 10 (двигатель, индекс цен 1,3 – 1,5). Медленнее росли цены на изделия группы 29 (подвеска, индекс цен 1,15 – 1,25), а также групп 17 и 35 (коробка передач и тормозная аппаратура, индексы цен 1,2 – 1,3).

В течение 2000 г. на бензиновые двигатели рыночные цены росли быстрее. Рекордным оказался их скачек в осенний период, составивший 20 – 30%. Основной его причиной стал значительный подъем заводских (отпускных) цен. Только в III квартале прошедшего года двигатели Ульяновского моторного завода подорожали на 43%, Заволжского моторного завода – на 33, АМО ЗИЛ и ОАО «ГАЗ» – на 22%.

Положительным моментом в ценовой ситуации на рынке запасных частей является дальнейшее сокращение разброса цен. Если в предыдущем году он составлял 15 – 20%, а по отдельным категориям изделий – до 40% и более, то к настоящему времени уменьшился вдвое. Этому способствовали, в известной мере, совершенствование торговли, сокращение числа посредников и мелких торговцев, возросшая роль в снабжении владельцев транспорта запасными частями автоцентров ведущих российских производителей автотехники (в том числе КамАЗ, ЗИЛ, «Урал»).

На отечественном автомобильном рынке формируется ряд достаточно крупных поставщиков запасных частей, поддерживающих тесные деловые связи с предприятиями-изготовителями и использующих современные формы торговли (вплоть до Интернет-магазинов). Крупные фирмы предлагают потребителю широкий ассортимент изделий по различным маркам машин, по умеренным ценам и, как правило, более качественных, организуют централизованные поставки с завода. Запасные части покупателю могут доставляться по железной дороге, автомобильным транспортом, багажом или контейнером.

Вопросы доставки запасных частей приобретают немаловажное значение в связи с быстрым ростом числа индивидуальных владельцев грузовых автотранспортных средств. Согласно данным Госкомстата, к настоящему времени доля парка грузовых машин, находящихся в руках индивидуальных владельцев, превысила 40% (по пикапам и легковым фургонам – 70%). Изменение форм собственности на автотранспортные средства, используемые для перевозки грузов, повлекло за собой и изменения в обслуживании и ремонте автомобилей: значительную часть работ владельцы выполняют своими силами, либо в ремонтных мастерских; запасные детали все чаще приобретаются у поставщиков.

Как показывает анализ, потребительский спрос на агрегаты, узлы и детали к грузовым автомобилям в значительной мере определяется не только ресурсом той или иной детали (узла), условиями и интенсивностью эксплуатации автомобиля, но и распределением парка в регионе (городе, области). Так, в Москве (Московской области) чаще продаются запчасти к автомобилям ЗИЛ (свыше 30% от общего числа продаж), ГАЗ (более 20%) и реже к грузовикам КамАЗ (8%), УАЗ (6%) и еще реже к «Уралам» (2%).

В течение 2000 г. существенно, более чем на 30%, выросли общие расходы на эксплуатацию грузовых автомобилей. При этом произошло серьезное перераспределение долей между отдельными статьями. Так, в связи со значительным подорожанием топлива, затраты на него увеличились в 1,5 раза. Расходы на шины выросли более чем на 40%, в то время как на заработную плату – лишь на 25%. Несколько медленнее росли затраты на техническое обслуживание и ремонт (включая стоимость запчастей – на 16%). В то же время амортизационные отчисления, несмотря на преобладание в автохозяйствах устаревшей техники, сократились на 1,5%.

Стоимость нормо-часа при проведении регламентных и ремонтных работ на отечественных грузовых автомобилях увеличилась в 1,5 раза (в частности, в Москве по слесарно-механическим работам – до 195 руб., по диагностике – до 200, кузовным и малярным – до 300 руб.). Стоимость нормо-часа по импортным автомобилям фактически осталась прежней (40 – 45 долларов США).

Спрос на запасные части по-прежнему стимулируется устаревшим парком. Сейчас до 70% грузовиков, находящихся на балансе автохозяйств, эксплуатируются более пяти, а каждый пятый автомобиль – свыше 10 лет. Низкая рентабельность автотранспортных предприятий не позволяет им выделять необходимые средства для своевременного обновления подвижного состава и замены отслуживших свой срок автомобилей. Восстановительный ремонт, видимо, еще долгое время будет оставаться основным способом поддержания приемлемого технического состояния автопарка.

В текущем году на рынке запасных частей следует ожидать дальнейшего роста как объема их продаж, так и цен. При этом темпы подорожания могут быть несколько выше уровня ожидаемой инфляции (1,5 – 2,0% ежемесячно).


В. Салыгин Основные Средства 02'2001 10 марта 2005

Комментарии (0)