Первенцы конкурентной борьбы

В. Перелыгин, к.т.н., горный инженер

Колесные тракторы широко применяют в сельском и коммунальном хозяйстве, строительстве и других сферах. Это высокоманевренные, мобильные универсальные машины с относительно высокой скоростью движения, которые благодаря пневмоколесному ходу более щадяще воздействуют на грунт. На базе колесных тракторов при помощи агрегатирования с навесным оборудованием – экскаваторным, бульдозерным, уборочным, грузоподъемным и др. – создают универсальные машины для самых разных работ. В городе небольшой колесный трактор, агрегатированный соответствующим образом, является основным видом оборудования для коммунальных и дорожных служб.

«Беларус-2522»

Специальные машины на базе тяжелых колесных тракторов находят применение в горной промышленности и на строительстве крупных объектов в качестве бульдозеров, погрузчиков, снегоуборочной техники, для транспортировки разных грузов. Колесная тракторная техника незаменима на лесозаготовках и, конечно, популярна у основного потребителя колесных тракторов – аграрного сектора.

Эксплуатирующие службы отечественных предприятий традиционно хорошо знакомы с продукцией Кировского завода и Минского тракторного завода. Кировский завод, именуемый в настоящее время Петербургским тракторным, – основной производитель колесных тракторов 5-го тягового класса и спецтехники на их базе. Мощные колесные тракторы 3-го тягового класса производил и Харьковский тракторный завод, и в настоящее время предлагая широкий выбор этих машин. В последние несколько лет наладил производство мощных колесных тракторов Минский тракторный завод, известный ранее своими колесными тракторами малой мощности.

Кировский завод достойно пережил непростые времена и сегодня развивает производство современных и, что самое главное, востребованных машин. Первенец известного семейства колесных тракторов Кировского завода трактор К-700 тягового класса 5 изначально предназначался для сельского хозяйства, а серийно его выпускали с начала 1970-х. В свое время Сталин говорил о штурмовиках Ил-2, что они «нужны нашей армии как хлеб, как воздух». То же можно сказать и о первых «Кировцах» – колесные тракторы этого класса были необходимы сельскому хозяйству страны. Первые К-700 оснащали недостаточно мощным двигателем, и в 1975 г. был начат выпуск модернизированных тракторов с двигателями Ярославского моторного завода – К-700А (ЯМЗ-238НДЗ) и К-701 (ЯМЗ-240БМ2). Применение новых моделей двигателя значительно повысило эксплуатационные характеристики машин, в том числе надежность.

«Кировец» К-3180

В 1979 г. завод освоил выпуск трактора К-703, на его базе создавались разнообразные специальные машины для других отраслей промышленности – горной, строительной, лесозаготовительной. Это лесоштабелер ЛТ-163 (ЛТ-195), лесотрелевочная машина МЛ-56, грейдозер ЛБ-30, фронтальный погрузчик ПФ-1, универсальная дорожная машина ДМ-15 и др. Выпускалось различное оборудование для установки на заднюю полураму тракторов «Кировец» К-700А и К-701: погрузочное П-4, П-4/85, стогометательное. На базе тракторов собирали траншеекопатели и другое оборудование.

С 1992 г. Кировский завод перешел на выпуск модернизированных тракторов К-702 и на базе этой модели наладил производство фронтальных погрузчиков К-702МА-ПК6, универсальных бульдозеров К-702МБА-БКУ, универсальных дорожных машин К-702МВА-УДМ, виброкатка ВК, снегоочистителя СФР, мобильных сварочных агрегатов на 4 и 8 сварочных постов и другой техники. В 1995 г. начался выпуск трактора К-744 (К-744А) с двигателем мощностью 350 л.с., созданного совместно с немецкой фирмой Land und KFZ Technik.

В 2002-м был осуществлен полный переход от производства тракторов серии К-700 и К-701 к серийному производству модификаций трактора К-744, для российского рынка – К-744Р1, К-744Р2 и трактора К-744Р. Освоен выпуск сварочных агрегатов К-703М(А)-4(8)-АС и роторных снегоочистителей К-703МА-ОС, тягачей на базе промышленного трактора К-703М(А).

Интерес вызывают новые разработки Петербургского тракторного завода – это «Кировцы» серии К-5000АТМ и К-3000АТМ.

«Кировец» К-3180АТМ

Тракторы «Кировец» серии К-5000АТМ – последняя разработка завода. Тракторы 5-го тягового класса предназначены для выполнения энергоемких работ общего назначения в сельском хозяйстве, при проведении основной и предпосевной обработки почвы, посева, уборочных работ. Эффективны они как при возделывании культур сплошного высева, так и пропашных культур в составе высокопроизводительных широкозахватных и комбинированных агрегатов.

К-3000АТМ – серия современных универсальных пропашных тракторов 3-го тягового класса. Тракторы этой серии кроме использования в качестве сельскохозяйственных машин являются базовым модулем для модификаций тракторов, используемых в коммунальном и лесном хозяйстве. Базовая комплектация трактора К-3180АТМ позволяет агрегатировать его с любыми прицепными или навесными орудиями своего класса. Модели этой серии не имеют аналогов среди продукции отечественных производителей тракторной техники.

Представитель серии К-5000АТМ – широко представляемый К-5280АТМ. Первые машины этой серии оснащают двигателями немецкой фирмы Deutz мощностью 280 л.с., соответствующими экологическим нормам Euro 2. В тракторе К-5280АТМ используются узлы и агрегаты ведущих мировых производителей: трансмиссия фирмы ZF (Германия), передний мост фирмы Carraro (Италия), пятисекционный гидрораспределитель Bosch Rexroth (4 пары выводов для агрегатов), аксиально-поршневой насос фирмы Danfoss с регулированием расхода масла. Кабина с большой площадью остекления обеспечивает хорошую обзорность с места водителя и имеет встроенный каркас безопасности. Сиденье водителя оборудовано пневмоподвеской.

Кабина трактора «Беларус-2522»

Слева от водителя расположено место для пассажира. Машина была представлена на основных выставках и вызвала живой интерес у потенциальных потребителей. Применение комплектующих от известных мировых фирм позволяет предположить, что эксплуатационные характеристики машины и ее надежность окажутся на уровне западных аналогов.

В то же самое время ООО «Завод Спецтехники» продолжает тиражировать снятые с производства модели «Кировец» К-701 и К-700А, а точнее, их модернизированный вариант К-701-ЗСТ и разнообразную спецтехнику на его базе. Снятые с производства на Петербургском тракторном заводе К-701 и К-700А отличаются невысокой ценой, хорошо известны в регионах, и потому продукция ООО «Завод Спецтехники» пользуется стабильным спросом.

Основная продукция Минского тракторного завода – тракторы марки «Беларус» относятся к типу колесных тракторов класса 1,4 – используются на разнообразных полевых работах с навесным, полунавесным и прицепным сельскохозяйственным оборудованием, в коммунальном хозяйстве, могут применяться в качестве транспортных средств.

Производство тракторов на пневмоколесном ходу МТЗ-2, определивших дальнейшую специализацию завода, началось в 1953 г. С 1961 г. налажено производство универсального колесного трактора МТЗ-50, а чуть позже МТЗ-52. С постановкой на конвейер этих моделей тракторов началось интенсивное развитие экспорта как по объему, так и по географии поставок. В 1975-м начался серийный выпуск более мощного и высокопроизводительного трактора МТЗ-80 с дизелем Д-240 (Д-240Л) мощностью 75...80 л.с. На его базе выпускали модификации: полноприводный трактор МТЗ-82, хлопководческий МТЗ-80Х, крутосклонный МТЗ-80К, МТЗ-80Н с малым клиренсом. МТЗ-80 был самой массовой моделью трактора в мире.

Передний мост трактора «Беларус-2522»

В 1995 г. завод освоил производство нового трактора «Беларус-1221» мощностью 130 л.с., а в 1999-м начал выпуск универсального МТЗ-2522 5-го тягового класса с двигателем мощностью 250 л.с. Кроме производства колесных тракторов на Минском заводе освоен выпуск и гусеничных тракторов «Беларус-1802».

Наибольший интерес вызывают именно «Беларус-2022» и относительно свежая модель «Беларус-2522/ 2822». Эти модели являются конкурентами продукции Петербургского тракторного завода и позиционируются так же – сельскохозяйственные машины. Базовая конструкция «Кировцев» уже отшлифована за столь продолжительный эволюционный период, тогда как для Минского завода производство тракторов такого класса является делом новым, поэтому можно подробней остановиться на устройстве трактора.

«Беларус-2522/ 2822» оснащают экономичным шестицилиндровым дизелем фирмы Detroit Diesel серии S40E мощностью 265 л.с. с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха. Трансмиссия – это половина трактора, ее конструкция определяет эксплуатационные параметры машины в той же мере, что и двигатель. В модели «Беларус-2822» применены более прогрессивные конструктивные решения по исполнению трансмиссии. На тракторе установлена сухая фрикционная двухдисковая постояннозамкнутая муфта сцепления с ведомыми дисками с безасбестовыми накладками, обеспечивающими передачу крутящего момента с коэффициентом запаса 2,8...3,0. Управление муфтой гидростатическое. Коробка передач (КП) – четырехдиапазонная с переключением шести передач внутри диапазонов с помощью фрикционных гидроуправляемых муфт, переключение диапазонов – с помощью зубчатых муфт. КП обеспечивает 24 передачи переднего и 12 передач заднего хода. Ходоуменьшитель (36 передач переднего и 24 передачи заднего хода) размещается в корпусе КП. Коробка передач с ходоуменьшителем обеспечивает диапазон изменения скоростей от 0,37 до 37,7 км/ч переднего хода и от 0,4 до 19,4 км/ч заднего хода.

«Кировец» К-703 снегоочиститель

Управление переключением передач – электрогидравлическое, диапазонами – рычажное. Дифференциал с гидравлической муфтой блокировки, главная передача, планетарные бортовые передачи смонтированы в корпусе заднего моста. Управление блокировкой дифференциала осуществляется автоматически с помощью электрогидравлической системы с возможностью принудительного включения. В корпусе заднего моста также установлен двухскоростной редуктор заднего вала отбора мощности, управление фрикционной многодисковой мокрой муфтой ВОМ гидравлическое.

Передний мост соосного типа с конической главной передачей, с самоблокирующимся дифференциалом повышенного трения, с планетарными редукторами бортовых передач. Привод моста состоит из многодисковой фрикционной гидроуправляемой муфты, установленной в корпусе КП, и карданного привода к переднему ведущему мосту. Включение-выключение переднего моста осуществляется автоматически с помощью электрогидравлической системы и принудительно.

Аналогично новым «Кировцам» трактор «Беларус-2522/ 2822» оборудован электрогидравлической автоматической системой с использованием узлов Bosch Rexroth.

Оба завода предлагают вполне современные машины, отвечающие настоящим требованиям к продукции данного класса. Применение импортных комплектующих позволяет добиться большей надежности, эффективности эксплуатации, но в итоге приводит к значительному удорожанию машин. Основное конкурентное преимущество продукции обоих заводов перед западными производителями – это меньшая цена. Сегодня для обоих заводов важно, чтобы увеличение стоимости производимых машин проходило на фоне опережающего роста их эксплуатационной надежности, экономичности и эффективности.