Прогноз – выдержим и выживем

Отрасль снабжения запчастями в современных условиях

В истории парка коммерческого транспорта и специальной техники в нашей стране сложный период длится уже не первый год. Сначала COVID нарушил логистические цепочки снабжения, а затем эти трудности резко усугубились из-за известных событий.

Всё закрутилось как снежный ком: ряд производителей автомобилей и спецтехники ушли с нашего рынка, усилились проблемы с обновлением машинного парка, у стареющего парка возросла потребность в запчастях – но и запчасти тоже перестали поставлять наши бывшие «партнеры», к тому же и наш транспорт перестали пускать в ЕС и в примкнувшие к ним страны-сателлиты, всё это наложилось на случившиеся ранее нарушения логистических цепочек.

Каково сейчас состояние отрасли снабжения запчастями, чего ждать в ближайшем будущем, что будет с поставками запчастей и ценами на них? Все эти вопросы далеко не праздные для владельцев коммерческих автомобилей и спецтехники. Именно поэтому мы собрали сего­дня за нашим традиционным круглым столом экспертов: Андрея Романцова, директора по маркетингу компании Carville; Ивана Юкланова, директора по продажам ООО «ДСТ-Волга»; Викторию Даньшину, коммерческого директора группы компаний «Интердеталь»; Максима Сидорычева, директора департамента послепродажного обслуживания компании «НАК МАШИНЕРИ»; Дарью Гурееву, руководителя отдела закупок и ВЭД компании «Дельта-Партс»; Дмитрия Шабанова, коммерческого директора ЗАО «БАВ-Движение».

Ваше предприятие занимается поставками запчастей или их производством?

А. Романцов, Carville: Бренд LUZAR входит в состав группы Carville, опытной инженерно-маркетинговой компании. С 2003 г. наша компания занимается разработкой и производством компонентов системы охлаждения для автотранспорта и спецтехники. Продукция реализуется через обширную партнерскую сеть и доступна потребителям во всех регионах нашей страны.

И. Юкланов, «ДСТ-Волга»: ООО «ДСТ-Волга» занимается поставками запчастей для дорожно-строительной, спецтехники и агрегатов.

В. Даньшина, «Интердеталь»: Мы занимаемся производством силиконовых патрубков, а также РВД. Продукция нашего собственного производства поставляется в том числе на конвейеры российских заводов. Также наша группа представлена торговыми компаниями, осуществляющими поставки преимущественно импортных автокомплектующих в сегменте коммерческого транспорта с фокусированием на отечественных марках транспорта, как для автомобильных заводов, так и для предприятий, обслуживающих технику.

М. Сидорычев, «НАК МАШИНЕРИ»: Наша компания занимается поставками дорожно-строительной техники, продажей запасных частей, а также оказывает услуги гарантийного и постгарантийного сервисного обслуживания.

Д. Гуреева, «Дельта-Партс»: Наша компания занимается как поставками, так и производством запчастей и расходных материалов под собственным брендом.

Д. Шабанов, «БАВ-Дви­жение»: Наша компания работает с 2005 года и является официальным дилером ведущих производителей запасных частей и шин для грузовых автомобилей, полуприцепов и прицепов, а также спецтехники. Входит в Группу Компаний «Техпортавтосервис».

«БАВ-Движение»
В связи с резким изменением экономико-политической обстановки как изменился рынок запчастей, как изменился потребительский спрос на запчасти и на какие именно, в том числе на запчасти, которые ваше предприятие производит/ поставляет. Изменился ли как-то спрос на запчасти-аналоги в сравнении с оригиналами? Как изменились объемы складских запасов запчастей и сроки их поставки? Как изменились цены на запчасти? По каким причинам?

А. Романцов, Carville: Рынок подвергался резкому влиянию различных факторов еще начиная с 2020 г., с момента начала эпидемии. Но текущие изменения более кардинальные, меняется структура рынка. Целые сегменты рынка автокомпонентов находятся в вакууме предложений, дефицит товаров провоцирует рост цен. Это, конечно, не значит, что так будет всегда, ситуация меняется ежемесячно. Налаживаются новые маршруты доставки товаров, появляются новые игроки на рынке, новые бренды. Соответственно и конечный потребитель вынужден более гибко подходить к выбору продукции, другими словами, покупатель вынужден обращать внимание на ранее незнакомые или малознакомые бренды, искать замену оригиналу. Наша компания в этой ситуации имеет преимущества, за 20 лет LUZAR стал узнаваемой торговой маркой, многие автолюбители хорошо знакомы с нашими продуктами, есть доверие со стороны потребителя. Поэтому рост наших продаж вполне логичен и закономерен. Успеваем ли мы обеспечить возросший спрос? В большинстве товарных групп имеем достаточный складской запас, есть отдельные товарные группы, где рост продаж оказался кратным, такое спланировать невозможно, в них есть локальный дефицит, который в ближайшие месяцы нивелируется увеличением запаса необходимых товаров.

Что касается цен, то в данный момент цены стабилизировались и в значительной степени отыграли рост, который наблюдался в начале года из-за роста курса валют и стоимости сырья, особое значение имела конъюнктура рынка – ожидание дефицита было доминантным настроением среди участников рынка. Сырье, к сожалению, остается достаточно дорогим, цены на алюминий, пластик, упаковку высокие, но за счет снижения курса в рублевом выражении, к примеру, тот же алюминий стал обходиться дешевле.

И. Юкланов, «ДСТ-Волга»: Спрос на запчасти в феврале-марте резко подскочил, практически все запасы были распроданы в этот период. В основном это самые популярные зарубежные производители комплектующих типа Carraro, Perkins и т.д. Видимо, из-за высокого спроса со складов подчистую смели всё, что было. На сегодняшний день большее количество импортных запасных частей идет под заказ. Сроки в среднем составляют 30–45 дней, где-то раньше, где-то позже. Цены на запасные части выросли, связано это в основном с нарушением логистики поставок.

В. Даньшина, «Интердеталь»: С момента введения санкций против РФ почти все наши партнеры – производители иностранных автокомплектующих прекратили поставки в Россию и распродавали остатки со складов, находящихся на территории РФ, причем в марте 2022 г. дилеры были вынуждены осуществлять оплату за поставки с российских складов дочерних фирм иностранных поставщиков по очень высокому валютному курсу, что, естественно, привело к значительному увеличению отпускных цен для потребителей. Произошедшее затем укрепление российской валюты не смогло привести ситуацию к той, которая была на рынке до 24.02.2022 г. и даже в период пандемии COVID-19. В мае-июне, когда российский рубль значительно укрепился по отношению к евро и американскому доллару, были частично восстановлены поставки некоторых видов продукции определенных производителей из западноевропейских стран. В частности, стал возможен ввоз компонентов пневмосистем. Но общемировая ситуация с нехваткой субкомпонентов, которая возникла еще во время пандемии COVID-19, и продолжающиеся логистические сложности не позволили в полной мере насытить рынок оригинальными комплектующими. Повышенным спросом стали пользоваться запчасти-аналоги, особенно из Турции и стран Азии, в связи с тем, что из этих стран можно было осуществлять поставки на территорию РФ, хотя и по этим направлениям наблюдаются большие трудности с логистикой. Основной проблемой по-прежнему остается то, что большой перечень комплектующих невозможно найти у турецких или азиатских производителей. Сложные электронные компоненты, системы ABS, EBS, ECAS, мосты, которые используются для сборки грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов, и в том числе электробусов российских моделей, в большинстве своем невозможно заменить, альтернатива даже у китайцев практически отсутствует. Если и возможно что-то найти, то сразу возникает множество вопросов по качеству данной продукции, сроку ее службы, особенно в различных климатических условиях нашей страны, вопросы по сертификации данных комплектующих и т.д. Не говоря уже о тех сложностях, которые существуют сейчас с валютными переводами из-за введенных санкций в отношении банковского сектора РФ и трудностях с логистикой.

М. Сидорычев, «НАК МАШИНЕРИ»: Непростая текущая экономико-политическая обстановка вокруг нашей страны, конечно, отразилась в первую очередь на уровне цен и сроках поставки запасных частей. К счастью, в отличие от целого ряда наших коллег нам удалось сохранить поставки оригинальных запасных частей. Сроки поставки выросли, но это не сказывается глобально на качестве сервисного обслуживания. Наша компания практически в ежедневном режиме работает над тем, чтобы вернуть оперативность поставок оригинальных запасных частей.

Д. Гуреева, «Дельта-Партс»: Конечно, первое, что испытали все компании при таких резких изменениях, – это шок! Первое время большинство компаний старалось забить свои склады на максимум, скупая запчасти по сильно выросшим ценам. Другие, наоборот, боясь опустошения складов, временно прекратили отгрузки клиентам. У нашей компании достойный складской запас, поэтому мы хоть и были вынуждены поднять цены, но не прекращали продажи и умеренные закупки. Так, например, спустя где-то месяц-полтора существования в новых реалиях «Дельта-Партс» запустила несколько акций для поддержки наших клиентов. Что касается запчастей-аналогов, конечно, на данный момент наблюдается всё больший спрос на них, ведь оригинал сейчас – это дорого и долго. Но главная проблема в том, что, если бренд покинул российский рынок, его продукции может просто не быть в наличии.

Д. Шабанов, «БАВ-Дви­жение»: Из-за резкого скачка курса евро на уровень выше 130 рублей/ евро в марте 2022 г. цены на импортные запчасти в рублях соответственно выросли. Далее, из-за ухода из РФ большинства европейских брендов и как следствие возникающего дефицита запчастей этих брендов цены на них не спешат снижаться, несмотря на существенное падение курса евро и «первые ласточки» параллельного импорта. Как обычно, при существенном росте цен на запчасти спрос начинает сползать в более дешевый сегмент, сдвигается с безумно дорогого оригинала и брендов конвейерных поставщиков на аналоги в среднем и экономсегментах. Импортная логистика усложнилась и удлинилась по времени доставки, но нам удалось удержать объем склада на достаточном для удовлетворения спроса уровне, который даже превышает показатели конца 2021 г. В феврале 2022 г. мы отметили пиковый спрос на запчасти, некоторые клиенты после начала СВО закупали запчасти на месяцы вперед. Затем спрос упал в физическом выражении, а начиная с июня стал восстанавливаться.

Carville
Как ваше предприятие справляется с негативными последствиями? Каким образом ищете замену ушедшим брендам? Как принимаете решение по закупкам у нового поставщика? Как решаете вопросы с поставками образцов и опытных партий?

А. Романцов, Carville: С учетом количества и силы действующих стрессовых факторов считаю, что мы успешно справляемся с ситуацией, адаптируемся под новые условия. Поскольку мы владельцы собственного бренда, нам не надо искать замену. У нас свой продукт, своя известная торговая марка – LUZAR.

Это не значит, что мы считаем наше положение идеальным, мы определенно понимаем, над чем нам надо работать, и активно трудимся, чтобы улучшить положение нашей компании на рынке автокомпонентов. Хотим максимально воспользоваться возможностями, которые сейчас открыты для нас.

И. Юкланов, «ДСТ-Волга»: Сейчас мы в основном сконцентрированы на удовлетворении потребностей своих клиентов, а поскольку товары у нас в основном отечественного производства, то и большая часть запасных частей тоже. В целом по линейке есть проблемы по 10–15% позиций. Их или нет в РФ совсем, или на них очень длительные сроки поставки. При смене поставщика мы особое внимание уделяем качеству продукции и предоставлению гарантии на товары.

М. Сидорычев, «НАК МАШИНЕРИ»: Повторюсь, бренды, которыми занимается наша компания, не ушли полностью с российского рынка, поэтому сейчас решается вопрос уменьшения розничной цены для клиентов и сроков поставки.

Д. Гуреева, «Дельта-Партс»: Наша компания всегда имела линейку как оригинальных запчастей, так и качественных аналогов известных брендов. Поэтому после введения ряда санкций мы довольно оперативно смогли переориентировать наши заказы на запчасти-аналоги в тех ситуациях, где поставка оригинала была затруднена.

В июне 2022 г. мои коллеги смогли посетить всемирно известную выставку запчастей на легковые машины и спецтехнику Automechanika, которая проходила в Стамбуле. На выставке мы смогли плодотворно пообщаться с нашими иностранными партнерами. Также мы провели много встреч с новыми для нас потенциальными поставщиками и на самой выставке смогли вживую увидеть товар, который предлагали участники выставки. Однозначно могу сказать, что это была продуктивная поездка, после которой мы получили новых поставщиков по уже освоенным нами направлениям и под развитие нового ассортимента запчастей.

Д. Шабанов, «БАВ-Дви­жение»: Наша компания последние годы проводила плановую работу по наполнению портфеля новыми брендами в тех товарных группах и ценовых сегментах, где нам нечего было предложить клиентам. В частности, это касалось и запчастей экономсегмента. И с началом СВО мы продолжили данную работу, что принесло хорошие плоды в связи с вышеуказанным сползанием спроса в экономсегмент и уходом премиальных брендов с рынка РФ. Для принятия решения о начале работы с новым поставщиком мы оцениваем:

  1. Качественные характеристики продукции, репутацию компании в области качества. В частности, является ли компания поставщиком автосборочных конвейеров, производит ли запчасти под ТМ автопроизводителей.
  2. Потенциальный объем продаж.
  3. Потенциальную наценку.
  4. Наличие разумной дистрибуционной стратегии.
  5. Готовность к активной маркетинговой поддержке продвижения бренда.

Новых поставщиков ищем на выставках, изучаем уже присутствующих на рынке РФ, пользуемся «сарафанным радио» в профессиональной среде. С получением образцов проблем не возникает.

«Дельта-Партс»
При закупках у новых поставщиков сталкиваетесь ли с проблемой сертификации автокомпонентов и каким образом решаете этот вопрос?

А. Романцов, Carville: Для собственной продукции процесс сертификации не изменился, соответственно и каких-либо сложностей не было.

И. Юкланов, «ДСТ-Волга»: Нет, с этим проблем не возникает.

Д. Гуреева, «Дельта-Партс»: Проблем с сертификацией автокомпонентов мы не испытываем, так как наши поставщики предоставляют нам все необходимые документы и сертификаты происхождения. На территории России мы на протяжении уже многих лет ведем работу с компанией, которая помогает нам с сертификацией новых запчастей, делает это быстро и качественно.

Д. Шабанов, «БАВ-Дви­жение»: Если у зарубежного производителя нет сертификата ЕАС, мы берем на себя работу по получению данного документа. На сегодня это не является сложным вопросом, но, к сожалению, стоимость сертификата растет с каждым годом на десятки процентов.

Как преодолеваете логистические сложности и сложности с проведением оплат за границу и таможенной очисткой (для тех, кто переориентируется на Турцию и Азию)?

А. Романцов, Carville: Сложности были только весной, когда пришлось отказаться от маршрутов, проходящих через Европу, но у нас объем перевозок по таким маршрутам уже тогда был сравнительно невелик. Кто более активно использовал маршруты с перегрузкой в Европе, конечно, пострадали сильнее, грузы задерживались на непрогнозируемые сроки. Но за последние два года были периоды, когда логистика была дороже и груз шел дольше. Сейчас ситуация тоже не идеальная, это точно, в подтверждение моих слов: стоимость доставки грузов остается высокой и имеет динамику к росту, а это говорит о том, что свободных мощностей нет.

И. Юкланов, «ДСТ-Волга»: Сложностей не испытываем ввиду их отсутствия.

Д. Гуреева, «Дельта-Партс»: Большую помощь в логистике нам оказала наша транспортная компания, с которой мы работаем уже много-много лет. Они очень быстро смогли перестроить маршруты и старались поддерживать приемлемый уровень цен на перевозку грузов для своих постоянных клиентов, за что им огромное спасибо! Конечно, сроки поставки сейчас увеличены, по некоторым маршрутам в два раза, но самое главное, что всё будет, просто нужно немного подождать.

Что касается оплаты за границу, то, действительно, было немало проблем.

Наш основной банк попал под всевозможные санкции, соответственно мы не могли вовремя расплатиться с нашими зарубежными поставщиками по уже полученным заказам и тем более оплатить новые. Тут большую роль сыграло то, что мы всегда настроены на продолжительное и взаимовыгодное сотрудничество, наши поставщики для нас не просто продавцы, а партнеры. Все они поняли сложившуюся ситуацию, и мы довольно быстро нашли пути решения финансовых проблем. Что же мы сделали?

Во-первых, мы с поставщиками перешли на расчеты в местной валюте: Турция – лиры, Китай – юань, Корея – гонконгский доллар.

Во-вторых, мы в кратчайшие сроки открыли счета в новых банках и перезаключили большое количество договоров. Всё это стало возможно благодаря поддержке наших зарубежных партнеров.

Д. Шабанов, «БАВ-Дви­жение»: Мы активно работаем с турецкими поставщиками. Предложений по доставке из Турции много, нужно постоянно мониторить варианты, так как сроки поставки и цены постоянно меняются. Оплаты в Турцию в евро проходят опять же с разной скоростью, но в основном проблем нет. Иногда приходится менять банк-корреспондент.

«НАК МАШИНЕРИ»
Есть ли среди российских производителей автокомпонентов достойные альтернативы ушедшим западным брендам и могут ли они в полном объеме заместить их?

А. Романцов, Carville: Да, наша компания как раз и есть такой пример, мы вполне успешно конкурировали с именитыми брендами ранее, а сейчас замещаем их долю на нашем рынке. В рамках своей компетенции напомню, что мы специализируемся на деталях системы охлаждения, мы предлагаем порядка 3300 SKU под брендом LUZAR, это внушительный ассортимент, который охватывает порядка 90% эксплуатируемого парка автомобилей. Опять же, мы не стоим на месте, постоянно работаем над расширением ассортимента, прислушиваемся к запросам рынка.

И. Юкланов, «ДСТ-Волга»: Есть, но объем замещения не более 40–50%. По каким-то позициям на сегодняшний день это просто невозможно. Например, АКПП для экскаваторов-погрузчиков или гидромоторы/ гидронасосы для больших полноповоротных карьерных экскаваторов. Чтобы разработать, собрать, установить и испытать, потребуются годы и годы работы. В то же время нельзя сказать, что рынок с распростертыми объятиями ждет эти аналоги. Есть много страхов и рисков, которые должны быть проработаны, прежде чем импортозамещать ключевые узлы и агрегаты. Подача в виде: «вот я сделал – кушайте», здесь не сработает.

В. Даньшина, «Интердеталь»: К сожалению, по значительному перечню автокомпонентов среди российских производителей нет достойной альтернативы ушедшим западным брендам. В частности, в России нет и не было производителей систем EBS, ECAS, ABS, других сложных электронных компонентов. Во всем мире ощущается нехватка чипов для указанных систем. И нехватка субкомпонентов возникла еще в период пандемии.

М. Сидорычев, «НАК МАШИНЕРИ»: Есть российские производители, которые уже изготавливали аналоги запчастей для дорожно-строительной техники, но зачастую качество уступало оригинальным запчастям. Сейчас просматривается положительная тенденция к осваиванию новых продуктов российскими производителями, «подтягиванию» качества производимых запчастей. Конечно, хотелось бы, чтобы этот процесс шел быстрей.

Д. Гуреева, «Дельта-Партс»: Я считаю, что в России есть достойные заводы-производители, и сейчас настало их время показать себя. Но к сожалению, в полном объеме на данный момент заместить ушедшие бренды они не смогут, нужно время, дополнительные мощности и финансирование.

Д. Шабанов, «БАВ-Дви­жение»: Безусловно, в России есть достойные по качеству производители запасных частей на европейскую коммерческую технику, например, ПААЗ (амортизаторы), РОСТАР (элементы подвески), производители тормозных колодок, накладок, рессор и других запчастей. Но есть несколько конструктивных систем грузового коммерческого транспорта, запчасти к которым в РФ вообще не производятся. Некоторые компоненты пневматических тормозных систем (модуляторы T-EBS) не делает вообще никто в мире, кроме самих разработчиков и поставщиков автоконвейеров. Нет российских запчастей для иностранных КПП, сцеплений, многих моделей двигателей, электрооборудования и электроники.

«ДСТ-Волга»
Достаточны ли меры, которые государство предпринимает для поддержки отрасли? Оказывает ли государство помощь в налаживании отечественного производства запчастей (в том числе для иностранной техники) или построении новых логистических цепочек по доставке запчастей из-за границы? Получает ли ваше предприятие государственную помощь? Какая, по вашему мнению, еще нужна помощь отрасли, предприятиям вашей отрасли от государственных органов?

А. Романцов, Carville: Мы не пользуемся какими-то преференциями, предоставляемыми государством, поэтому не могу оценивать, насколько они помогают бизнесу сейчас.

И. Юкланов, «ДСТ-Волга»: Со стороны органов власти и государства помощь или меры поддержки отсутствует, или же мы о них не знаем, поэтому в них не участвуем.

В. Даньшина, «Интердеталь»: Меры, предпринимаемые государством для поддержки отрасли, недостаточны. И по существу, все эти меры если и могут помочь, то предприятиям крупного бизнеса, и в основном это производители самой автотранспортной техники, но никак не производители автокомпонентов и не малый бизнес. С конкретной и четкой помощью наша группа компаний, которая как раз относится к субъектам малого бизнеса, не сталкивались ни в пандемийный период, ни сейчас. Очень сложно найти конкретную и понятную информацию, на какие преференции можно рассчитывать. Непонятны многие механизмы заявленных мер поддержки. Складывается ощущение, что бизнес самостоятельно должен полностью строить новые логистические цепочки поставок из-за границы, фактически так и происходит. На словах что-то объявили, а как это на практике конкретно реализовывать, непонятно.

В группе наших компаний есть и производственные предприятия: РВД, силиконовые патрубки и шланги (в основном для систем турбонаддува и охлаждения). Мы не получали никакой помощи от государства и иных властных структур в построении этого бизнеса. Не было помощи и с обеспечением заказов от российских предприятий, что позволило бы нам загрузить мощности и быстрее окупить вложенные средства. Но сейчас, когда импортные поставки данной продукции из западных стран под большим вопросом из-за введенных санкций, а поставки из азиатских стран также затруднительны из-за сложностей с логистикой (например, в Китае жесткие противопандемийные меры и закрытие того или иного региона от внешнего сообщения вызывает крайне острый и болезненный вопрос с доставкой продукции в Россию) и с осуществлением оплат в валюте, российские потребители ринулись наперебой размещать заказы на нашем производстве. Все ранее созданные мощности заняты под изготовление продукции по заявкам Тутаевского моторного завода, Петербургского тракторного завода и других потребителей. Привлекаем дополнительные ресурсы для обеспечения возросшего числа заказов.

Хотелось бы, чтобы государство озаботилось созданием единой и прозрачной справочной информационно-правовой системы, которая была бы доступна для всех субъектов бизнеса, в которой можно было бы найти ответы на интересующие вопросы: что можно предпринять в существующих условиях для поддержки бизнеса, что предлагается государством, описание конкретной реализации принятых мер поддержки с практическими примерами. Стоит создать базы данных иностранных партнеров, заинтересованных в работе с российским бизнесом, и предоставить информацию по возможностям сотрудничества с такими иностранными компаниями (какие варианты сотрудничества возможны по осуществлению оплаты, по доставке продукции, какие конкретные действия необходимо предпринять для размещения заказа и его получения, в том числе конкретные советы по таможенной очистке).

М. Сидорычев, «НАК МАШИНЕРИ»: Государство прикладывает немало усилий для стабилизации отрасли запасных частей, в том числе в сфере логистики и тендерных закупок. К сожалению, есть проблема информирования о мерах поддержки, зачастую многие не осведомлены о действиях государства либо вовсе, либо не знают, как именно использовать данный ресурс.

Д. Гуреева, «Дельта-Партс»: Государство выделяет льготные кредиты на покупку запчастей, которые по кодам ТНВЭД попали в санкционные списки ЕС для того, чтобы заместить данные запчасти от дружественных стран и не допустить дефицита на рынке. Наша компания участвует в данном проекте, за что мы благодарны Правительству РФ.

Д. Шабанов, «БАВ-Дви­жение»: Мы как дистрибьютор запчастей для европейской коммерческой техники не получали и не получаем никакой государственной поддержки. В части транспортной логистики государство могло бы помочь увеличением пропускной мощности погранперехода на российско-грузинской границе, а в идеале и контейнерного морского маршрута Турция – Россия. Думаю, что российским производителям запчастей тоже нужно дать слово, чтобы они рассказали о своих потребностях.

«БАВ-Движение»
Помогло ли облегчить проблему с поставками импортных запчастей постановление правительства о «параллельном импорте»? Пользуется ли ваше предприятие параллельным импортом и почему?

А. Романцов, Carville: Мы не пользуемся параллельным импортом, как я упоминал ранее, у нас своя торговая марка, нам просто нет необходимости пользоваться возможностями, которые дает постановление о «параллельном импорте»

И. Юкланов, «ДСТ-Волга»: Не думаю, что сильно помогло. Объем ввозимых товаров несравним с результатами прошлых годов, да и качество, а главное, гарантию на товар теперь уже никто не дает. Поэтому этот «костыль», конечно, поможет рынку дальше двигаться, но не сильно. Мы не пользуемся, нет партнеров, кому могли бы довериться в такой сделке.

В. Даньшина, «Интердеталь»: Нет, на текущий момент наша компания не пользуется параллельным импортом. Считаем, что параллельный импорт пока создает больше вопросов, чем ответов, и оставляет много непонятных моментов, связанных с его конкретной реализацией. Наряду с качественным товаром оригинального бренда на рынке могут появиться и контрафактные изделия, а также продукция низкого качества. Может варьироваться упаковка, комплектация. Всё это приведет к размыванию стандартов качества бренда. Также следует учитывать трудности с гарантийным сервисом.

М. Сидорычев, «НАК МАШИНЕРИ»: Наша компания в данной опции не нуждается, поэтому мы не используем параллельный импорт.

Д. Гуреева, «Дельта-Партс»: В основном мы используем поставки запчастей-аналогов, этот процесс у нас отлажен уже давно (параллельный импорт). В нашем сегменте рынка всегда присутствовали как оригинальные запасные части, так и их аналоги. Сейчас для нас важно перенаправить потоки из недружественных стран в дружественные.

Д. Шабанов, «БАВ-Дви­же­ние»: Безусловно, решение правительства по параллельному импорту помогло продолжить работу отрасли в целом, но первые редакции постановления были, мягко говоря, не доработаны. Создавалось впечатление, что писали его люди, далекие от бизнеса запасных частей. Появляющиеся дополнения постепенно исправляют ситуацию. Мы, как и другие крупные игроки на рынке запчастей, пользуемся параллельным импортом для восстановления предложения качественных запчастей европейских брендов, ушедших из РФ. Первые партии уже получены и пошли в продажу.

Carville
Считаете ли вы перспективным направление «онлайн-продаж» запчастей, развивает ли ваше предприятие это направление деятельности?

А. Романцов, Carville: Здесь всё очень просто, посмотрите на динамику, которую показывают маркетплейсы вообще и в частности по продаже запасных частей. Темпы роста говорят сами за себя. Конечно же направление «онлайн-продаж» перспективно. Поэтому наша продукция представлена на всех популярных площадках. Более того, мы помогаем нашим партнерам выходить со своим предложением на электронные площадки, делимся опытом, консультируем по необходимости.

И. Юкланов, «ДСТ-Волга»: Да, сейчас уже даже весь ретейл в онлайне. За онлайн-продажами будущее, плюс они невероятно удобны в использовании (если у вас есть каталожные номера деталей) и не требуют дополнительных контактов с менеджерами компании. У нас, к сожалению, такой уровень автоматизации процессов еще не достигнут, но мы планомерно и постепенно работаем над этим.

М. Сидорычев, «НАК МАШИНЕРИ»: «НАК Машинери» уже имеет 10-летний опыт онлайн-продаж запчастей. С каждым годом этот канал продаж становится все актуальнее. В пандемию COVID-19 онлайн-продажи стали настоящим «глотком воздуха» в условиях ограничений на передвижение как персонала, так и клиентов. Сейчас, когда новую технику купить стало и дороже, и сложнее, наш онлайн-магазин запчастей является надежным помощником для наших клиентов в обслуживании техники. Портал позволяет подобрать запчасть, проверить ее наличие складе и актуальную стоимость.

Д. Гуреева, «Дельта-Партс»: Да! Онлайн-продажи на сегодняшний день очень популярны. Сейчас настолько бешеный темп жизни, что не всегда есть время позвонить или подъехать. Да и зачем, когда ты знаешь, что тебе нужно, без лишних разговоров. «Дельта-Партс» активно развивает онлайн-продажи: у нас есть свой сайт с большим количеством технической информации, каталогами, полезными видеообзорами, фотографиями деталей, а главное, с возможностью сделать заказ онлайн, через корзину! Наши менеджеры всегда доступны в диалоговом окне на сайте и готовы вам помочь!

Д. Шабанов, «БАВ-Дви­жение»: Безусловно, онлайн-продажа запчастей сегодня уже обеспечивает львиную долю сбыта крупнейших дистрибьюторов. Мы также наращиваем долю продаж через наш интернет-магазин.

«Дельта-Партс»
Как вы считаете, восстановление запчастей типа программы Reman, довольно популярное на Западе, не станет развиваться и у нас в связи с возникшими трудностями с поставками запчастей?

А. Романцов, Carville: Такое направление вполне может получить развитие, вопрос только, насколько системным будет такой бизнес. Если этим сегментом заинтересуется какой-то крупный игрок, способный выстроить технологический процесс восстановления деталей, имеющий свою сеть сбыта, то вполне возможно. Успех большинства проектов зависит от деталей, бизнес-идея по восстановлению узлов и агрегатов не исключение. Только проблема сейчас видится в другом, все крупные игроки сейчас занимаются решением более насущных вопросов.

И. Юкланов, «ДСТ-Волга»: Суть Reman в том, что сам изготовитель восстанавливает оригинальные детали до приемлемого для использования состояния и продает их с предоставлением гарантии. У нас в стране есть своя история – гаражные кооперативы. Там кто только что не вытачивает, высверливает и починяет. Поэтому я не думаю, что у нас эта технология приживется. С трудом люди понимают, что проще, и быстрее, и эффективнее обратиться к официальным представителям бренда или компании. Тренд на «сделай сам» очень трудно переломить в нашей стране, тем более когда доходы людей несколько лет подряд снижаются. Отрасль это чувствует, а потребитель всё туже затягивает пояса, лишь бы сэкономить на обслуживании своих машин.

М. Сидорычев, «НАК МАШИНЕРИ»: Мы начинаем работать в этом направлении. В целом программа перспективна и позволит более гибко выстаивать ценовую политику, иметь крупноузловые запчасти в наличии и по доступным ценам. С учетом текущих проблем в логистике и постоянно меняющейся обстановки в мире программа Reman становится крайне актуальной.

Д. Гуреева, «Дельта-Партс»: В отдельных сегментах рынка дорожно-строительных машин данная программа вполне допустима или имеет место быть. В связи с наличием большого количества запчастей-аналогов в сегменте, где присутствует «Дельта-Партс», данная программа маловероятна (за исключением отдельных позиций типа форсунок Common Rail и некоторых гидронасосов).

Д. Шабанов, «БАВ-Дви­жение»: С одной стороны, всегда с ростом цен на запчасти увеличивается спрос на ремкомплекты к ним и на ремонт/ восстановление использованных узлов и агрегатов. Но у нас в стране этим чаще всего занимаются небольшие СТО, «цеховики». У нас нет подобных масштабных производств, как в Европе. Для их функционирования необходимы и компетенции на уровне производителя запчастей высокого качества, и длительная работа с дистрибьюторами по организации сбора с рынка б/у запчастей, возврата их на производство и т.д. Думаю, что в ближайшие годы подобные производства у нас не появятся.

«НАК МАШИНЕРИ»
Насколько защищен российский рынок от контрафакта в текущих условиях? Обострилась ли проблема «серых» запчастей? Расскажите об этом подробнее: к каким уловкам прибегают поставщики фальшивок, пытается ли с ними бороться ваше предприятие, государственные органы? Что еще нужно сделать, чтобы свести к минимуму эту проблему?

А. Романцов, Carville: Эта тема действительна вызывает опасения. С одной стороны, все законодательные механизмы существуют. Но практика показывает, что фальшивый товар, подделки и раньше попадали на наш рынок. Чуда наверняка не произойдет, доля контрафактного товара увеличится. Мы в своей практике сталкивались с подделкой нашей продукции, поскольку наш товарный знак зарегистрирован, мы пользовались возможностями, предоставленными нам законодательно, обращались в уполномоченные органы, пресекали дальнейшие попытки ввоза фальшивой продукции под нашим брендом. Но мы работаем на нашем рынке как правообладатель бренда, мы заинтересованы в его «чистоте». Что будет с продукцией брендов, которые закрыли свои представительства, кто будет контролировать происхождение продукции? Риски роста объема фальшивой продукции очень высокие. И здесь потребителям ничего не остается, как покупать продукцию торговых марок, официально работающих на нашем рынке, или повышать свою бдительность, опасаясь подделок. Чтобы минимизировать свои риски, лучше обращаться в системные компании, которым есть чем дорожить, кто не станет портить бизнес-репутацию ради краткосрочной выгоды.

И. Юкланов, «ДСТ-Волга»: На мой взгляд, государственные органы максимально не заинтересованы в этом рынке и даже регулирование осуществляют с неохотой. Этим в основном занимаются производители запасных частей, осуществляют маркировку, информируют потребителей и т.д. Уловок как таковых нет, чем беднее эксплуатанты, тем сильнее им приходится выкручиваться из ситуации и покупать детали всё худшего и худшего качества. На мой взгляд, единый стандарт маркировки помог бы исправить ситуацию в лучшую сторону.

М. Сидорычев, «НАК МАШИНЕРИ»: Для наших брендов, которые представляет «НАК МАШИНЕРИ», проблема контрафакта не является актуальной. Чаще мы сталкиваемся с недобросовестными продавцами запасных частей, которые пытаются продать нашим клиентам более дешевые и низкокачественные аналоги. Но негативный опыт использования таких запчастей зачастую оказывает гораздо более сильный эффект, чем самые красноречивые доводы менеджера-продавца.

Д. Гуреева, «Дельта-Партс»: Конечно, такая проблема сейчас очень остра. Вживую мы не сталкивались с подобными случаями, так как выстраиваем долгосрочные отношения с надежными поставщиками, но никто не застрахован от подделок.

Наиболее острая ситуация, на мой взгляд, сложилась в отрасли масел. Как мы знаем, присадки для производства поступали из-за границы, но сейчас эта категория товара под санкциями, а своих, отечественных аналогов у нас пока нет. Весной отечественные производители столкнулись с дефицитом, что привело к резкому скачку цен, но, к счастью, им удалось довольно быстро отстроить логистику и справиться с данной проблемой. Цены «откатились», но не до прежних значений, и в данный момент они довольно стабильны.

Со временем мы конечно же сможем разработать аналоги, но пока недобросовестные продавцы пользуются сложившейся ситуацией и предлагают некачественные масла, которые сокращают срок работы техники. Наибольшая часть контрафакта поступает на рынок под видом «серого» импорта. Отличить подделку бывает весьма сложно, так как визуально канистра или бочка полностью идентична оригинальному продукту, но внутри совсем не то, на что мы рассчитываем, приобретая продукт.

Как правило, контрафакт очень низкого качества, это может быть очищенная «отработка», дешевое минеральное масло, базовое масло 1-й группы. Все это не способно защитить должным образом ваши силовые агрегаты и приводит к печальным последствиям. К сожалению, понять, оригинальное перед вами масло или нет, возможно только лабораторным путем или на личном опыте, но можно предпринять ряд мер, которые помогут обезопасить вашу технику:

  • не покупать самое дешевое масло (бесплатный сыр только в мышеловке);
  • сократить интервалы замены масел;
  • выбирать только надежных, проверенных поставщиков;
  • можно присмотреться к оте­чественным производителям, они уже давно производят качественные продукты, отвечающие требованиям современных двигателей и гидросистем;
  • если канистра имеет уникальный защитный код, обязательно проверяйте его на сайте производителя;
  • спрашивайте у продавца документацию, подтверждающую оригинальность товара.

Все это не даст 100%-ной гарантии, но все же, взяв на вооружение эти рекомендации, можно «огорчить» недобросовестного предпринимателя и сберечь свою технику.

Д. Шабанов, «БАВ-Дви­жение»: Разрешение параллельного импорта, безусловно, приведет (и уже привело) к появлению откровенных подделок. Таможня не обладает компетенциями для выявления фальшивок, а сами ушедшие из страны производители, возможно, прекратили охоту за контрафактом. Мы уже столкнулись с предложением поддельных фильтров в РФ, имитирующих самый известный бренд. Для предотвращения попадания в нашу торговую сеть подделок мы, во-первых, закупаем товары по параллельному импорту только у официальных дилеров соответствующих брендов, а во-вторых, проверяем их на своем складе с привлечением оставшихся в РФ сотрудников компаний-производителей, учимся отличать подделки от оригинала. Раньше за контрафактом охотились нанятые, оплачиваемые зарубежными производителями агентства. Если эта работа прекратится, то было бы хорошо, чтобы государство взяло на себя эти затраты и эту работу.

«ДСТ-Волга»
Можете ли вы дать прогноз развития ситуации в отрасли?

А. Романцов, Carville: Прогнозы делать очень сложно, когда влияет столько факторов и постоянно формируются новые, но очевидно, что процесс адаптации к новым условиям в разгаре, активные компании смогут нарастить свою рыночную долю. Даже с учетом снижения общего объема рынка за счет ушедших компаний оставшиеся смогут вырасти. Общий объем рынка может снизиться под давлением снижения доходов населения, но есть и другой фактор. Новых автомобилей будет вводиться в эксплуатацию меньше, стареющий парк будет требовать больше запасных частей, такое перераспределение спроса будет фактором поддержки рынка автокомпонентов. Есть над чем работать.

Время изменений – это всегда время возможностей.

И. Юкланов, «ДСТ-Волга»: Нет.

М. Сидорычев, «НАК МАШИНЕРИ»: Поставки новой дорожно-строительной техники не восстановились полностью после пандемии, а текущие политические и экономические изменения еще больше усугубили дефицит техники. В этих условиях качественный и оперативный ремонт становится как никогда актуальным. Поэтому спрос на запчасти не снижается, а увеличивается. А так как рынок продаж запасных частей более гибкий, чем рынок новой дорожно-строительной техники, он быстрее адаптируется к работе в новых реалиях.

Д. Гуреева, «Дельта-Партс»: Прогнозировать на период год-два довольно сложно, так как ситуация с логистикой и оплатой меняется очень быстро (чуть ли не ежедневно) в связи с новыми санкциями. Но работая в новых реалиях уже полгода, мы понимаем, что все проблемы на данный момент вполне решаемы. Плюс укрепление курса рубля к зарубежным валютам позволяет снизить цены на запасные части по отношению к прошлому году.

Что касается нашей компании, то на данный момент у нас склады наполнены с учетом необходимого запаса для обеспечения продукцией наших клиентов. Логистические и финансовые цепочки у нас настроены, а главное, сформирована команда квалифицированных сотрудников, которые справятся с любыми внешними вызовами и угрозами. Приезжайте к нам в «Дельта-Партс», мы всегда поможем вам с поиском запасных частей!

Д. Шабанов, «БАВ-Дви­жение»: Продажи запчастей напрямую зависят от пробегов, интенсивности работы коммерческого автотранспорта, а значит, от темпов роста/ падения экономики. Отсюда следует, что в этом году рынок запчастей упадет, а в следующем или прекратит падение, или продолжит его, но меньшими темпами. Российские производители получают хорошую возможность увеличить долю рынка, нарастить производственные мощности, но крепкий рубль этому мешает, так как импорт относительно дешев. Турецкие и азиатские бренды существенно подвинут западноевропейские бренды, которые будут потихонечку падать в цене из-за нарастающей конкуренции с увеличением объемов параллельного импорта. Но очень существенная разница в ценах будет «лить воду на мельницы» азиатов и турок, как и старение европейского автопарка при отсутствии поставок новых грузовиков из Европы приведет к росту спроса на запчасти именно в низком ценовом диапазоне.

На рынок новой коммерческой грузовой техники хлынули китайские грузовики, они будут пользоваться всё большим спросом, их качество постепенно растет, но пока у этих брендов нет профессионального сервиса, в том числе гарантийного, и плохо налажено снабжение запчастями. Так что в ближайшие годы можно ожидать увеличения поставок запчастей для китайских грузовиков и, возможно, появления официальных дилерских СТО китайских брендов. Если, конечно, китайцы смогут организовать эту работу в РФ.

 

Итак, мы услышали комментарии авторитетных экспертов отрасли. Подводя итог, можно отметить: все специалисты сошлись во мнении о том, что ситуация на отечественном рынке запчастей сложная, но не катастрофическая. Цены и сроки поставки выросли, но ушедшие с рынка западные бренды во многом замещаются компонентами из Турции и Азии. Самая серьезная ситуация с компонентами автомобильных электронных систем и некоторыми другими – им пока нет замены. Что касается российских производителей запчастей – они пока не в состоянии заместить недостающие компоненты на нашем рынке, но тенденция их развития в плане ассортимента и качества положительная.

Меры помощи от государства отрасли снабжения запчастями недостаточны, особенно в плане информирования производителей, поставщиков и потребителей. Все эксперты, безусловно, положительно оценивают инструмент онлайн-продаж запчастей.

Наши консультанты дают осторожный, но в общем благоприятный прогноз динамики развития отечественного рынка запчастей на будущий год, предсказывают рост доли турецких и азиатских поставщиков запчастей за счет ухода европейцев.