Лендлиз в1941 году

В этой статье автор приведет некоторые интересные цифры из документов военного времени.

9 декабря 1941 г. заместитель наркома внешней торговли СССР тов. А.Д. Крутиков передал в ГАБТУ сведения об отгрузке заграничных танков и машин. В нем указывалось, что Англия и Америка обязаны по соглашению с СССР давать 500 танков ежемесячно, по 250 танков каждая из стран. Кроме того, Англия взяла на себя обязательство поставлять по 200 транспортеров. За октябрь и ноябрь 1941 г. из Англии было получено 304 танка. Недогруз составил 196 танков. Всего получено из Англии к 8 декабря 324 танка, из них: 142 «Матильда» и 182 типа «Валентин». В Архангельск прибыл еще один караван судов, в котором находился 81 танк, но к их разгрузке еще не приступали. Англия также обязалась поставить 2000 автомашин. Кроме этого в Америке было закуплено 166 танков, из них 94 легких и 72 средних. Отправлено и находилось в пути 62 танка, из которых 47 погружено в октябре и 15 в ноябре. По средним танкам: доставлено в порт 42 ед., из которых 10 ед. погружены на пароходы, но еще не отправлены.

Первая партия американских танков в количестве 47 легких танков ожидалась в Архангельске в 20–30-х числах декабря. Американские танки сопровождали 66 специалистов. Специалистов предполагалось передать НКО. В Америке планировалось закупать ежемесячно по 10 000 автомобилей, из них 2000 ед. предполагалось доставлять через Иран. Путь от Нью-Йорка до Персидского залива занимал около 55 дней.

В Америке до 9 декабря 1941 г. было закуплено 10 500 грузовых автомобилей (считая уже полученные 500 автомашин фирмы «Мармон-Хиринтог» и 5000 разведывательных машин типа «Пигмей» – 1000 типа «Бантам» и 4000 типа «Виллис»). Из них доставлено в американские порты 5080 грузовых автомашин, погружено на пароходы 2577 ед., из которых 2077 ед. уже находились в пути. Разведывательных машин доставлено в порты 744 ед., из них уже находились в пути 72. В декабре ожидалось прибытие 900 автомашин, в январе – около 5000 ед.

Согласно сообщениям Амторга, в октябре в США были размещены заказы на 5200 грузовиков. Были заказаны 1000 грузовиков «Студебеккер»: г/п 2,5 т, 3-осные со всеми ведущими колесами, с 6-цилиндровым двигателем «Геркулес», модели 1ХД, шины-вездеходы, кузов с брезентовым верхом и откидными сиденьями для бойцов.

Для транспортировки морем грузовики «Студебеккер» упаковывались: колеса, кабина и кузов снимались, руль разъединялся. Упаковка осуществлялась следующим образом: 1 ящик – шасси с колесами; 1 ящик – 2 кабины; 1 место – 2 кузова, связанные вместе с уложенными вниз брезентовыми верхами. Таким образом, каждые два грузовика транспортировались в четырех ящиках.

По той же спецификации, как грузовики «Студебеккер», за исключением моторов, были заказаны 500 грузовиков «Интернашионал». Фирма «Интернашионал Харвестер Ко.» сама изготавливала двигатели для своих автомобилей. Фирмы «Студебеккер» и «Интернашионал Харвестер» изготавливали грузовики по общей спецификации американского военного ведомства. Метод упаковки грузовиков «Интернашионал» был такой же, как и грузовиков «Студебеккер».

Амторг сделал заказ на 2000 грузовиков «Форд» 1,5 т, 2-осных с приводом на задние колеса, с двигателем 90 л.с. Из них 300 машин имели стандартные покрышки, а остальные – типа вездеход. Упаковка грузовиков «Форд» производилась со снятыми колесами, крыльями, радиаторами, кабинами, кузовом, разъединенным рулем. Упаковка для морской перевозки фирмой «Форд» осуществлялась двумя способами, когда две платформы и два комплекта бортов занимали два места и когда они занимали одно место.

Были заказаны 1700 грузовиков «Додж» 1,5 т, 2-осных с приводом на задние колеса, с двигателем 115 л.с. Из них только 600 грузовиков снабжались покрышками-вездеходами. Для сборки грузовиков «Додж» требовалось закрытое гаражное помещение, оборудованное подъемным механизмом. На каждые 100 грузовиков «Додж» отправлялись два комплекта специального инструмента для регулировки переднего и заднего мостов.

Запасные части для всех 5200 заказанных грузовиков поставлялись по нормам и спецификациям американского военного ведомства. Комплекты запчастей включали на каждые 100 грузовиков несколько агрегатов в сборе. Аккумуляторы отправлялись в сухом состоянии.

В ноябре 1941 г. были размещены заказы еще на 4800 грузовиков: «Дженерал Моторс» – 1200 грузовиков г/п 2,5 т, 3-осные, с приводом на все колеса; «Шевроле» – 1200 грузовиков г/п 1,5 т, 2-осные, с приводом на все колеса; и по 1200 грузовиков «Форд» и «Додж», аналогичных заказанным ранее.

Автомобильные фирмы США были в состоянии поставлять 10 000 грузовиков разного тоннажа ежемесячно, однако имелись трудности с отправкой. Амторг добивался обеспечения необходимым тоннажа морского транспортирования, а пока делал заказы на то количество автомобилей, вывоз которых гарантировался ежемесячно. Лимитировал доставку не только морской транспорт, но и пропускная способность Архангельского порта. В нем предполагалось разгружать ежемесячно в зимний период около 30 пароходов. Для доставки 10 000 автомашин требовалось 50 пароходов.

Первые пароходы с автомобилями должны были прибыть в Иран в начале февраля 1942 г. На месте выгрузки автомобили требовалось собрать и затем своим ходом перегонять в СССР. Для этого было необходимо 2000 шоферов. Бензин для автомашин закупался Нарком­внешторгом в Иране.

Американское военное ведомство шло навстречу Амторгу и даже интересовалось: «Нужны ли прицепы для грузовиков «Дженерал Моторс» и «Шевроле»? Какова потребность в легких, средних и тяжелых грузовиках, т. е. каким должно быть соотношение 1,5-тонных, 2,5-тонных и 3-тонных грузовиков? Имеется ли потребность в 5-тонных и более тяжелых грузовиках? Какой процент из закупаемых грузовиков желательно иметь со всеми ведущими колесами?» Эти вопросы Амторг передал в Москву.

 

На 22 июня 1941 г. в Красной армии насчитывалось 272 605 автомобилей (из них 14 814 легковых). До конца 1941 г. было получено от промышленности 37 321 автомобиль (в том числе 1048 легковых). По мобилизации из народного хозяйства было получено 206 179 автомобилей (17 464 легковых). По постановлению ГКО № 618 от 2 сентября 1941 г. в РККА было поставлено 24 804 грузовых и специальных автомобилей. Таким образом, в армии должно было быть 540 909 автомобилей. Кроме того, было захвачено в боях 2114 легковых и 21 741 грузовой автомобиль (всего 23 855 шт.). По донесениям округов и фронтов, в армии насчитывалось 312 793 автомобиля и 5692 на рембазах и заводах (всего 318 485 шт.) т. е. даже больше, чем было до войны, несмотря на потерю при боевых действиях 246 279 автомобилей. Однако численность армии возросла кратно, мобилизационный источник транспорта иссяк. Закупки гражданских грузовиков «Форд», пусть и со значительно менее мощным двигателем, зачастую в ущерб другому ввозимому имуществу ввиду дефицита судов, свидетельствовали о нехватке даже обычных грузовиков. Советская промышленность не могла дать необходимого количества грузовиков, тем более 3-осных, не говоря уже о полноприводных, поставки автомобилей союзников были необходимы для продолжения войны.