
Колесные экскаваторы
Преимущество колесного экскаватора в его мобильности. Как и экскаватор-погрузчик, колесный экскаватор может самостоятельно с приличной скоростью перемещаться между объектами по городским улицам, конечно, если соответствует разрешенным массогабаритным параметрам, а в кармане оператора лежит удостоверение тракториста-машиниста.
Сегмент колесных экскаваторов невелик, так как с одной стороны его подпирают экскаваторы-погрузчики, а с другой – гусеничные экскаваторы различных типов: мини, миди, полноразмерные. Тем более, что за последние, начиная с 2008-го, годы сегмент неуклонно сокращался, что не могло не отразиться на составе его участников. Так, компания Case CE решила не поставлять в Россию колесные экскаваторы в 2020 г.
Суммарный годовой выпуск двух заводов в Твери, входящих в компанию «ОМГ СДМ», на уровне 1000 единиц техники, причем в эту тысячу входят не только колесные экскаваторы, а это близко к уровню 2009 г.

Модельный ряд колесных экскаваторов, выпускаемых под маркой UMG, включает хорошо известные модели Е140W, Е170W, Е200W, Е220W и WX200, единообразно окрашенные в оранжевый цвет. У завода «Эксмаш» унаследованы модели Е140W, Е170W, Е200W, Е220W с характерным сглаженным дизайном. Верхняя поверхность моторного отсека ровная, без выступающих частей, которые могли бы ограничивать обзор назад. Сегодня можно заметить, что пошел новый тренд в дизайне моторного отсека: он растет в высоту, но сокращается в длину в целях уменьшения радиуса поворота противовеса, а обзор назад и вправо обеспечивают видеокамеры.
Капотная система экскаваторов Е140W, Е170W, Е200W, Е220W представляет собой уникальную конструкцию, которая обеспечивает полный доступ ко всем узлам и агрегатам. Современные звукопоглощающие материалы и продуманная система циркуляции воздушных потоков в подкапотном пространстве обеспечивают одновременно пониженный уровень шума и эффективное охлаждение силовой установки. В качестве силовой установки используют двигатели Deutz и Cummins производства «Камминз Кама». Двигатели агрегатируют с насосным агрегатом Bosch-Rexroth. Гидропривод выполнен по схеме LUDV фирмы Bosch-Rexroth и обеспечивает неограниченное количество совмещений в рабочем цикле, высокую точность выполнения операций, минимальные потери мощности. Также имеется возможность оснащения силовой установкой ЯМЗ. Гидравлическая система обеспечивает распределение потока между исполнительными механизмами независимо от приходящихся на них нагрузок.
| Марка | Масса, т | Мощность, кВт | Вместимость ковша, м3 | Скорость, км/ч | Габаритные размеры, мм |
|---|---|---|---|---|---|
| Е140W | 13,4 | 67 | 0,32–0,8 | 25 | 8055x2500x3062 |
| Е170W | 16,2 | 87 | 0,8-1 | 25 | 8750x2500x3062 |
| Е200W | 19,3 | 87 | 01.01.25 | 25 | 8750x2500x3062 |
| Е220W | 21,5 | 120 | 01.01.25 | 25 | 9175x2500x3215 |
| WX200 | 22 300 | 147 | 1 | 35 | 9580х2517х3160 |
Рабочее оборудование состоит из моноблочной стрелы и рукояти. Уникальная геометрия рабочего оборудования существенно улучшает технологические возможности экскаватора: позволяет значительно увеличить глубину копания и обеспечивает снижение объема земляных работ при локальном ремонте инженерных сетей в коммунальном хозяйстве за счет оптимизированного цикла копания и вместимости ковша. Для каждой модели предусмотрены опциональные рукояти – удлиненные и укороченные, а также выбор ковшей различного назначения и вместимости. Практически все модели экскаваторов могут дооснащаться дополнительным навесным оборудованием, включающим гидромолоты, зубы-рыхлители, грейферные захваты различного объема и типа, гидроножницы, гидробуры, мульчирующие и харвестерные головки и пр.
Можно заметить, что конструкторы завода старались удержать свои изделия в границах габаритной ширины и массы, позволяющих выезжать на дороги общего пользования.
WX200 – самая тяжелая модель, оснащенная современным двигателем ЯМЗ-536, агрегатированным с насосным агрегатом Bosch-Rexroth. Также использованы гидросистема LUDV и агрегаты трансмиссии ZF. Агрегатная база обоих экскаваторных заводов довольно схожа, так что, возможно, создадут обновленный унифицированный модельный ряд, взяв лучшее от обоих предприятий.

Экскаваторы Liebherr – техника премиум-класса для подлинных ценителей машиностроительного искусства. Для домашнего рынка компания выпускает 11 моделей колесных экскаваторов с двигателями экологического уровня EU Stage V. Российским заказчикам компания предлагает машины с двигателями Stage IIIA – во всех отношениях оптимальный вариант. Выбор невелик, но достаточен – 3 модели: А916 Litronic, A918 Litronic и A920 Litronic. Это модели 6-го, то есть современного, поколения с полноразмерной поворотной платформой, у которой при развороте противовес выходит за габарит колесного шасси.
МощностьNобеспечивает 4-цилиндровый дизель Cummins QSB 4.5 с рабочим объемом 4,5 л. Двигатель агрегатирован с насосным агрегатом Liebherr. Передовая система управления насосами Liebherr-Synchron-Comfort (LSC) с электронным регулированием оборотов двигателя по нагрузке обеспечивает совмещение операций без потери мощности, а также экономичность. Трансмиссия экскаватора включает аксиально-поршневой гидромотор на 2-скоростной КП с переключением под нагрузкой и дополнительной понижающей передачей.
Техника Liebherr также отличается широким выбором опционального оборудования и систем, что позволяет выполнять широкий спектр работ одной машиной либо специализированные работы.

| Марка | Масса, т | Мощность, кВт | Вместимость ковша, м3 | Скорость, км/ч | Габаритные размеры, мм |
|---|---|---|---|---|---|
| А916 Litronic | 17,3 | 115 | 0,17–1,05 | 37 | 8550х2550х3165 |
| A918 Litronic | 18,9 | 120 | 0,32–1,05 | 37 | 8950х2550х3165 |
| A920 Litronic | 20,7 | 129 | 0,55–1,2 | 37 | 9700х2550х3150 |
| A913 Compact Litronic | 13,6–15,3 | 95 | 0,17–0,87 | 25 | 8150x2550x3195 |
Также стоит отметить комфортабельное рабочее место оператора с качественным сиденьем, консолью управления, которая колеблется вместе с сиденьем, чувствительным пропорциональным управлением джойстиками, климат-контролем, 7-дюймовым сенсорным дисплеем. Обзор назад обеспечивает камера заднего вида, обзор слепой зоны с правого борта – сферическое зеркало на поворотной платформе, по заказу есть камера бокового вида.
Для требовательных заказчиков компания готова предложить колесный экскаватор A913 Compact Litronic 6-го поколения. Это машина массой от 13,6 до 15,3 т с укороченной поворотной платформой, обеспечивающей комфортную и безопасную работу в стесненных условиях, двухзвенной стрелой и двигателем Deutz мощностью 95 кВт уровня Stage V. Укороченная поворотная платформа при повороте на 90° выходит за габарит колесного шасси всего на 430 мм. Моторный отсек ощутимо подрос по высоте, но задняя и боковая видеокамеры выводят изображение на дисплей в кабине, обеспечивая обзор назад и вправо. По заказу устанавливают камеру, дающую обзор на 360°.
Возможности комплектации экскаваторов Compact шире. Можно заказать экскаватор с двумя управляемыми мостами и 3-режимным рулевым управлением с поворотом колес только переднего моста, согласованным поворотом колес обоих мостов в одну сторону и диагональным (крабовым) ходом. За дополнительные возможности придется платить тем, что эксплуатация двигателя Stage V хлопотнее и дороже.

Корпорация Caterpillar предлагает российским заказчикам во всех отношениях классический модельный ряд – 4 модели массой 15, 17, 20 и 22 т: M315D2, M317D2, M320D2 и M322D2. Это машины модельного ряда 2014 г. (мод. 320 и 322 выпущены в 2015 г.) с 4-цилиндровыми двигателями Cat C4.4 ACERT и 6-цилиндровыми Cat C7.1 ACERT экологического уровня Stage IIIA.
У экскаваторов полноразмерные поворотные платформы без выступающих над моторным отсеком крупных деталей. Базовая комплектация включает моноблочную стрелу, бульдозерный отвал спереди и аутригеры сзади. Возможны варианты с двухзвенной стрелой, укороченной или удлиненной рукоятью, механизмом быстрой смены навесного оборудования, дополнительными гидролиниями для привода гидрофицированных навесок, аутригерами вместо отвала. Плюс к этому широкий набор навесного оборудования собственного производства.
| Марка | Масса, т | Мощность, кВт | Вместимость ковша, м3 | Скорость, км/ч | Габаритные размеры, мм |
|---|---|---|---|---|---|
| M315D2 | 13,5–15,2 | 101 | 0,2–0,83 | 37 | 8090х2550х3120 |
| M317D2 | 15,3–17,5 | 101 | 0,35–0,91 | 34 | 8330х2550х3150 |
| M320D2 | 19–19,8 | 124 | 0,35–1,18 | 37 | 8960х2550х3170 |
| M322D2 | 20,5–22,5 | 122 | 0,44–1,57 | 25 | 9650х2750х3200 |
Кабина оснащена панелью управления с 7-дюймовым сенсорным дисплеем и аппаратными кнопками, джойстиковым управлением рабочим оборудованием, регулируемой рулевой колонкой, системой климат-контроля. В число опций входит рулевое управление джойстиками. Для перехода с руля на джойстик и обратно используют переключатель на правом джойстике.
В страны с жесткими экологическими требованиями Caterpillar поставляет колесные экскаваторы модельного ряда 2017 г.: M314F, M315F, M316F, M317F, M318F, M320F и M322F. В марте 2020 г. в страны Северной Америки, Европы, а также в Южную Корею начали поставлять модели М314 и М318 нового поколения с двигателями экологического уровня EU Stage V. Новинки потребляют на 5% меньше топлива в сравнении с предыдущим поколением F, у них новые кабины увеличенного размера, задняя и боковая видеокамеры, удаленный запуск ключом с Bluetooth, 10-дюймовый сенсорный дисплей в кабине.

Российским заказчикам Hitachi Construction Machinery предлагает три модели колесных экскаваторов Zaxis-5A массой 17, 19 и 21 т: ZX170W-5A, ZX190W-5A и ZX210W-5A с двигателями Isuzu GI-4HK1X экологического уровня Stage IIIA. Один из лучших в отрасли двигателей сочетается с интеллектуальной гидросистемой HIOS IV, обеспечивающей сниженные гидравлические потери. Тщательно подогнанный золотник и дополнительные электромагнитные клапаны уменьшают объем рабочей жидкости, сливаемой обратно в бак, что способствует повышению эффективности гидросистемы.
У экскаваторов полноразмерная поворотная платформа с выступающим вверх капотом моторного отсека. На противовесе установлена камера заднего вида, изображение с которой поступает на дисплей в кабине.
Hitachi в очередной раз усовершенствовала кабину. Дверная стойка смещена назад на 70 мм, что привело к улучшению обзорности левого сектора и повышению удобства посадки в кабину. Диапазон продольной регулировки сиденья увеличен на 30 мм назад, продольного положения консолей – на 40 мм вперед, пространство для ног стало шире на 45 мм.

| Марка | Масса, т | Мощность, кВт | Вместимость ковша, м3 | Скорость, км/ч | Габаритные размеры, мм |
|---|---|---|---|---|---|
| ZX170W-5A | 16,8–18,3 | 113 | 0,6–0,7 | 35 | 8690х2550х3130 |
| ZX190W-5A | 18,1–19,8 | 113 | 0,7–0,8 | 35 | 9000х2550х3130 |
| ZX210W-5A | 20,1–21,6 | 113 | 0,8–0,91 | 27,5 | 9880х2530х3170 |
Экскаваторы комплектуют моноблочной стрелой. На выбор заказчика три варианта рукоятей по длине. Шасси может комплектоваться бульдозерным отвалом и аутригерами. Также доступны дополнительные гидролинии для установки гидромолота или бетонолома, увеличенное количество фонарей для ночной работы и прочие опции, о которых можно уточнить у официального дилера.
В страны Западной Европы Hitachi поставляет экскаваторы 6-й серии с двигателями EU Stage IV: ZX140W-6, ZX145W-6, ZX170W-6, ZX190W-6. Помимо двигателей и дополнительных систем для выполнения требований Stage IV экскаваторы получили несколько обновленный дизайн, технологию TRIAS II, которая минимизирует потери в гидравлике и регулирует параметры насосного агрегата, а увеличенное количество режимов для навесного оборудования расширяет возможности машины.

JCB поставляет в Россию классическую линейку колесных экскаваторов, состоящую из 4-х моделей: JS145W, JS160W, JS175W, JS200W, плюс сравнительно недавно примкнувший к ним JCB Hydradig 110W, представляющий собой иной взгляд на колесный экскаватор.
Для российского рынка используют двигатели экологического уровня Stage III. Экскаваторы JS145W и JS160W оснащены 4-цилиндровыми двигателями JCB DieselMAX 444 с рабочим объемом 4,4, экскаваторы JS175W и JS200W – двигателями DieselMAX 448 объемом 4,8 л.
Двигатели сочетаются с остальными агрегатами, выбранными из лучшего, что может предложить отрасль: насосы Kawasaki, гидрораспределители Kayaba, мосты ZF или JCB.
На выбор заказчика моноблочная или двухзвенная стрела, три варианта рукоятей и различное навесное оборудование: ковшы, грейферы, гидромолоты Hammermaster и механизмы для сноса и разрушения.

| Марка | Масса, т | Мощность, кВт | Вместимость ковша, м3 | Скорость, км/ч | Габаритные размеры, мм |
|---|---|---|---|---|---|
| JS145W | 14,3–17,6 | 97 | 0,26–0,85 | 33,5 | 7685х2490х3161 |
| JS160W | 14,7–18,2 | 97 | 0,26–1 | 28,4 | 8275х2490х3195 |
| JS175W | 14,9–18,3 | 129 | 0,26–1 | 30 | 8275х2490х3195 |
| JS200W | 20,4–23,8 | 129 | 0,4–1,18 | 30 | 9450х2530х3250 |
| Hydradig 110W | 10,2–11,3 | 81 | 0,06–0,31 | 40 | 5899х2440х3907 |
Характерная для JCB дизайнерская кабина предлагает комфорт и превосходный обзор. Органы управления регулируются независимо, что позволяет подобрать для них оптимальное рабочее положение. Изображение с камеры заднего вида выводится на 7-дюймовый сенсорный дисплей. Также дисплей выполняет функцию комбинации приборов. Возможность настройки экранов позволяет оператору выбрать информацию для просмотра.
Колесный экскаватор JCB Hydradig 110W построен по несколько иным принципам. Двигатель в сборе с насосным агрегатом помещен поперек рамы шасси в колесной базе. Сниженный центр тяжести этой 11-тонной машины обеспечил устойчивость на дороге вплоть до максимальной скорости 40 км/ч, которую способна развить односкоростная гидростатическая трансмиссия. Hydradig 110W также отличается маневренностью благодаря трехрежимному рулевому управлению, минимальный радиус поворота машины – 4 м, а рулевое управление может переключаться с передних колес на задние.
Многофункциональность Hydradig 110W подразумевает совмещение функций экскаватора и погрузчика и реализована через рабочее оборудование, которое начинается с поворотной опоры, как у мини-экскаваторов. Доступны два варианта стрелы: моноблочная и двухзвенная, а также три варианта рукояти: длиной 1,65 м, или 2 м, или 2,25 м.

Volvo Construction Equipment предлагает российским заказчикам оригинальную линейку колесных экскаваторов, состоящую из мини-экскаватора EW60C весом менее 6 т, «легкого» 14-тонного EW145B Prime и «тяжелого» 20-тонного EW205D, без промежуточных моделей между ними.
Колесный мини-экскаватор EW60C представляет собой поворотную платформу гусеничного EC60C, установленную на колесное шасси. В отличие от гусеничного родственника колесный экскаватор может самостоятельно переезжать между объектами по дорогам общего пользования, для чего противовес модифицирован под приборы световой сигнализации. Позади на шасси навешен бульдозерный отвал, спереди – транспортный упор для ковша. Устойчивость в рабочем положении обеспечивают отвал и система блокировки мостов. Шасси полноприводное с одним управляемым мостом, ошиновка на всех колесах односкатная. Экскаватор приводится 4-цилиндровым двигателем Volvo D3. 4 DCDE3 экологического уровня Stage III. Гидравлическая система обеспечивает совмещение операций независимо от нагрузки и скорости работы. Параметры работы машины оператор может отслеживать на многофункциональном ЖК-дисплее, но камеры заднего вида нет, так как вся надстройка компактна и не мешает обзору. В качестве защиты от угона предусмотрен ввод пароля на дисплее.
EW145B Prime – это серьезная машина с 6-цилиндровым двигателем Volvo D6E объемом 5,7 л, у конкурентов это уровень 17-19-тонных машин. Дополнительная мощность это не только большие возможности, но и больший ресурс и экономичность. Колесное шасси – полноприводное с одним управляемым мостом и двускатной ошиновкой. В задней части шасси несет бульдозерный отвал, в передней – транспортный упор для ковша, как у мини-экскаватора EW60C. И точно так же устойчивость обеспечивает система блокировки мостов. Рабочее оборудование включает моноблочную стрелу и рукоять с непосредственным креплением ковша. Механизм быстрой смены навесного оборудования поставляется отдельно.
| Марка | Масса, т | Мощность, кВт | Вместимость ковша, м3 | Скорость, км/ч | Габаритные размеры, мм |
|---|---|---|---|---|---|
| EW60C | 5,7 | 40,7 | 0,07–0,19 | 30 | 5810х1920х2820 |
| EW145B Prime | 12,8–15,0 | 110 | 0,25–0,82 | 37 | 7479х2500х3058 |
| EW205D | 19,8–21,8 | 129,5 | 0,48–1,1 | 36 | 9520х2500х3990 |
Надо понимать, что EW145B Prime – довольно возрастная модель и гаджетов – дисплея и камер – на ней нет. Оператор контролирует пространство вокруг машины по старинке.
Старшая модель EW205D также оснащена 6-цилиндровым двигателем Volvo D6E объемом 5,7 л, только помощнее. Двигатель агрегатирован с регулируемым тандемным аксиально-поршневым гидронасосом. В системе управления предусмотрено несколько режимов работы двигателя: холостой ход, крановые работы, основной, тяжелый и максимальной мощности. Вне зависимости от выбранного режима через заданный период простоя (3–20 сек) система сбросит обороты двигателя до холостых, а при большем простое заглушит двигатель. Гидромотор хода теперь также управляется компьютером, что позволяет безопасно контролировать скорость экскаватора на спуске и при транспортировке тяжелого груза.
Рабочее оборудование включает моноблочную стрелу и рукоять длиной 2,7 или 2,9 м с механизмом быстрой смены. На выбор заказчика комплектация шасси с передним отвалом и задними аутригерами либо наоборот – с задним отвалом и передними аутригерами.
Рабочее место оператора снабжено 7-дюймовым дисплеем, отображающем информацию о состоянии машины, уведомления об интервалах обслуживания, а также настройки до 20 гидрофицированных навесок, настраивающие поток рабочей жидкости в соответствии с характеристиками навески.
В страны с жестким регулированием выхлопов Volvo CE поставляет полную линейку экскаваторов серии Е массой от 15 до 22 т с двигателями экологического уровня Stage V, укороченными поворотными платформами, камерами заднего и бокового вида и дисплеями в кабине.

Для России, как рынка с мягкими требованиями к токсичности выхлопов внедорожной техники, предпочтительнее двигатели уровня EU Stage II – Stage III (A или В). Машина с таким двигателем дешевле и при покупке, и в эксплуатации и менее привередлива к качеству топлива и масла. В принципе, нормы выше Stage III (Euro 3) скорее направлены на стимулирование западного машиностроения и западной экономики в целом, нежели на защиту экологии.
Зарубежные машины в стандартной комплектации оснащены 7-дюймовым сенсорным дисплеем, а в новые модели ставят уже 10-дюймовые дисплеи. Задняя камера также вошла в стандартное оборудование, в этом же направлении движется и боковая камера. Почему модным гаджетам уделяется столько внимания? Потому что камеры обеспечивают обзор слепых зон позади и по правому борту лучше зеркал и таким образом снимают ограничения по высоте моторного отсека. И кормовую часть можно поднимать, уплотнять к оси вращения поворотной платформы, уменьшая таким образом ее длину и увеличивая возможности экскаватора в стесненных условиях. А колесный экскаватор в основном и работает в ограниченном пространстве. Теперь очередь за датчиками приближения противовеса и рабочего оборудования к препятствию.


















