PALFINGER

Техника для заготовки лесной продукции

Круглый стол

Древесина – важный продукт, который широко используется в строительстве, при изготовлении упаковки, для производства биотоплива и во многих других сферах. Большая часть мировых лесных ресурсов сосредоточена в России, поэтому лесозаготовка как отрасль в нашей стране, с одной стороны, имеет большие перспективы, с другой – требует вложения инвестиций, притока подготовленных специалистов, наличия современных технологий и оборудования. Учитывая важность этого сегмента рынка, мы организовали на страницах нашего журнала круглый стол, посвященный лесной технике.

В обсуждении вопросов принимали участие:
Владимир Худяков, начальник отдела маркетинга АО «Подъемные машины» (группа PALFINGER); Алла Рекалова, заместитель генерального директора ООО «ХИАБ РУС»;
Николай Чернуцкий, руководитель по обучению и развитию ООО «Понссе»;
Дмитрий Климкин, технический менеджер отдела продаж Volvo Construction Equipment;
Николай Черемшанов, менеджер по продуктовому маркетингу лесозаготовительной техники John Deere.

От оператора лесозаготовительной машины требуется быстрое принятие безошибочных решений и одновременное управление рабочими органами с большой точностью. От его мастерства зависит производительность техники, а от навыков обслуживания – сокращение времени простоя. Какую подготовку должен пройти оператор, чтобы отдача от работы с машиной была полной, а экономическая эффективность максимальной?

В. Худяков, «Подъемные машины» (PALFINGER): Наша специализация – гидравлические манипуляторы для леса. Сегодня ситуация по подготовке операторов именно для этого вида техники оставляет желать лучшего: нет стандартов подготовки, нет возможности получить качественное, а главное, полное образование по этой профессии. Да и профессии как таковой в реестре не существует. Все это создает трудности для работодателей. Поскольку мы считаем, что грамотная эксплуатация манипулятора позволяет не только увеличивать производительность труда, но и значительно продлевает срок службы самого оборудования, то вполне естественным стало наше желание включиться в образовательный процесс.

И несколько лет назад мы совместно с Санкт-Петербургским лесотехническим университетом начали разрабатывать программу обучения для операторов гидроманипуляторов. Наше сотрудничество успешно развивается уже на протяжении пяти лет, и мы постоянно расширяем круг наших интересов. Наша цель – заложить в систему подготовки будущих работников лесной отрасли сформированные нами стандарты эксплуатации и обслуживания нашей техники, дать им возможность получить практические навыки управления манипулятором еще на стадии обучения.

John Deere

Сегодня вместе с нами в этом направлении работают еще несколько профильных учебных заведений. В этом году на чемпионате «Лесоруб XXI века» мы представили наш новый симулятор гидроманипулятора для подготовки операторов. Это учебное оборудование предназначено и для тех, кто только начинает осваивать азы профессии, и для тех, кто хочет повысить уровень своей квалификации. Симулятор позволит сформировать основные навыки управления и приблизить условия обучения к реальной эксплуатации, не создавая при этом сопутствующую реальным условиям опасность и не подвергая дорогостоящее оборудование риску поломки.

А. Рекалова, «ХИАБ РУС»: Подготовка операторов должна быть комплексной: сначала теоретическая часть, потом отработка на симуляторе и затем практика в лесу. Ведь именно от профессионализма операторов зависит эффективность лесозаготовки. Важно, чтобы обучение проводилось на современном оборудовании, а не на том, что было 50 лет назад. Операторы получают в эксплуатацию дорогостоящую технику, поэтому только грамотная эксплуатация и соблюдение регламента технического обслуживания позволят в итоге избежать простоев и снижения рентабельности. Работодатель также должен быть заинтересован в постоянном повышении квалификации своих сотрудников, таким образом, вкладывая средства в их обучение, он будет экономить, избегая неграмотного обращения с техникой и связанных с этим ошибок и поломок.

Н. Чернуцкий, «Понссе»: Опыт и профессионализм оператора нарабатывается только с годами. На начальном этапе необходимо пройти курсы начинающего оператора. В нашем новом учебно-сервисном центре PONSSE в Санкт-Петербурге есть все необходимое, чтобы начать работать оператором лесозаготовительной техники. Опытные инструкторы расскажут, из чего состоит машина и как ею управлять, проведут практические занятия на симуляторах техники PONSSE. После освоения теоретической части и практической подготовки на симуляторах ученики переходят к практическим занятиям на реальных машинах, где на площадке для тест-драйва смогут отточить все необходимые навыки работы.

Hiab

Д. Климкин, Volvo CE: Оператор прежде всего должен пройти подготовку в специальном учебном заведении, изучить основы лесозаготовки, а также получить навыки управления базовой машиной, обслуживания техники и навесного оборудования. К сожалению, сейчас остро ощущается недостаток учебных заведений, которые выпускают операторов лесозаготовительной техники. Мы всегда говорим о том, что нельзя экономить на их подготовке. Инвестиции в обучение операторов быстро окупаются и начинают приносить пользу, которая выражается в сокращении затрат на содержание техники, увеличении ее производительности и как следствие в получении компанией прибыли. При передаче машины клиенту наши дилеры обучают операторов управлению базовой машиной, а производители навесного оборудования – эксплуатации своих навесок.

Н. Черемшанов, John Deere: Достижение высокого уровня производительности и технической готовности лесозаготовительных машин напрямую зависит от уровня профессиональной подготовки операторов. В связи с этим вопрос квалификации рабочего персонала лесозаготовительной отрасли становится все более значимым как для руководства предприятия, так и для самих работников. Процесс обучения должен быть комплексным, включать теоретические знания по эксплуатации машин, отработку навыков работы на компьютерных тренажерах и работу в лесу в течение не менее шести–восьми месяцев.

Также необходимо обучение грамотному техническому обслуживанию лесозаготовительных машин. Процесс обучения операторов должен включать основные методы и операции высокопроизводительной и низкозатратной работы при соответствующем качестве лесосечных работ. На сегодняшний день в российских учебных заведениях получение соответствующих знаний теоретизировано и не соответствует современным стандартам производства, в большинстве случаев отсутствует материально-техническая база для отработки навыков в лесу.

Считаю, что в качестве эталона профессионального обучения операторов можно рассматривать систему, построенную в лесотехническом колледже Валтимо (Финляндия). Там сочетаются основные факторы успешного применения теории и практики.

PONSSE
Каков, по вашему мнению, оптимальный уровень автоматизации для лесозаготовительной техники?

Н. Чернуцкий, «Понссе»: Один из американских исследовательских институтов провел изучение уровней автоматизации в различных профессиях. Выяснилось, что по уровню сложности управление лесозаготовительной машиной находится выше, чем работа пилота пассажирского лайнера. Без человека машина для заготовки леса работать не сможет, хотя она оснащена множеством автоматизированных систем в помощь оператору.

Д. Климкин, Volvo CE: Уровень автоматизации лесозаготовительной техники в России достаточно высок. Как правило, оператору нужно только задавать требуемые параметры и контролировать процесс работы. Самая большая проблема – дистанционный учет заготовленной древесины и получение информации о техническом состоянии техники. Современные машины оснащены модулем связи GSM, с помощью которого осуществляется передача данных на любые расстояния. Однако зачастую заготовка ведется в районах, удаленных от зоны покрытия сотовой связью, а спутниковая связь не всегда является альтернативой.

Н. Черемшанов, John Deere: Чем выше уровень автоматизации лесозаготовительной техники, тем удобнее работать оператору: повышается производительность труда, и снижается утомляемость. Наряду с решениями по автоматизации работы харвестерной головки мы продвигаем на российский рынок эксклюзивное предложение от John Deere – систему интеллектуального управления манипулятором IBC. John Deere представил систему интеллектуального управления манипулятором IBC для форвардеров в 2013 г. Благодаря системе IBC управлять манипулятором стало быстрее и проще, повысилась точность работы.

В 2017 г. была представлена система IBC для харвестеров. Функции системы и траектория движения манипулятора были скорректированы с учетом специфики работы харвестера. Теперь оператор может сфокусироваться на управлении положением захвата или харвестерной головки вместо управления отдельными цилиндрами манипулятора. Применение понятной и простой в использовании системы IBC позволяет ускорить процесс обучения операторов.

Volvo
Как обеспечивается безопасность рабочего места оператора, а также защита узлов и агрегатов шасси от падающих деревьев в условиях проведения лесосечных работ?

В. Худяков, «Подъемные машины» (PALFINGER): Манипуляторы, которые мы производим, соответствуют всем нормам безопасности, которые к ним предъявляются. Мы очень серьезно относимся к проектированию и производству нашей техники. Именно поэтому одним из обязательных условий разработки новых образцов техники, например манипулятора нового поколения ВЕЛМАШ VM10L, является мониторинг реальных условий, в которых работает наша техника, общение с людьми, которые ее эксплуатируют. Мы знаем, что реальные условия работы в лесу далеко не всегда совпадают с нашими представлениями: иногда техника работает практически без перерыва, не всегда потребители соблюдают требования руководства по эксплуатации и т. д. И это та реальность, с которой приходится мириться, делая на это поправки.

Наши манипуляторы максимально сбалансированы с точки зрения прочности и надежности, удобства в эксплуатации, технологичности, удобства для сервиса и ремонта. Все это позволяет нашим потребителям получать еще больше выгоды от использования наших манипуляторов в лесу, быстрее производить погрузку и разгрузку, тратить меньше времени и средств на ремонт.

А. Рекалова, «ХИАБ РУС»: Если мы говорим о гидроманипуляторе, который позволяет выполнять полный цикл работ по лесозаготовке, включая погрузку древесины в машину, транспортировку и последующую выгрузку в точке назначения, то здесь основная опасность связана не с падающими деревьями, а с неправильной погрузкой-разгрузкой или транспортировкой материалов. Для обеспечения безопасности рабочего места оператора важно соблюдать все инструкции по охране труда. Нельзя управлять гидроманипулятором с рабочего места без застегнутого предохранительного пояса, если он предусмотрен. В перерывах не следует оставлять стрелу манипулятора в поднятом положении. Не рекомендуется погрузка-разгрузка древесины при скорости ветра свыше 8,5 м/с. Кроме того, существуют дополнительные опции, которые отвечают за безопасность оператора во время работы.

PALFINGER

Наша система Safety Plus включает в себя индикатор нагрузки, систему предупреждения о высоком подъеме стрелы, индикатор давления в цилиндре и датчики положения опор. Также может быть установлен датчик, который переведет двигатель в режим холостого хода при превышении допустимого угла наклона. Сам кран сконструирован таким образом, чтобы все возможные уязвимые места были защищены. При выборе опции расположения шлангов внутри стрелы гидроманипулятора исключается вероятность разрыва шлангов при неаккуратной погрузке-разгрузке.

Н. Чернуцкий, «Понссе»: Наша техника эксплуатируется в тяжелых условиях, поэтому она соответствует европейским стандартам безопасности для спецтехники FOPS/ ROPS. Конструкция обеспечивает защиту оператора даже в случае переворота машины. Узлы и агрегаты также имеют всю необходимую защиту.

Д. Климкин, Volvo CE: Базовая модель харвестера Volvo Construction Equipment создана на основе экскаватора EC220DL. На первый взгляд может показаться, что это обычный экскаватор. Однако эта машина прошла глубокую модернизацию, благодаря которой она может эффективно выполнять лесосечные работы. Харвестер имеет усиленную защиту всех узлов и агрегатов, ходовых моторов и надстройки, а также днища ходовой тележки. Кроме того, Volvo Construction Equipment уделяет особое внимание безопасности оператора. Это базовый принцип, которого придерживается компания при разработке продуктов.

На данный момент ни один аналогичный харвестер на базе экскаватора не имеет подобного уровня защиты. Например, лобовое стекло машины изготовлено из специального триплекса толщиной 22 мм. Благодаря этому в случае разрушения цепной пилы попадание ее звеньев и зубьев в кабину практически исключено. Для справки: скорость полета зуба пилы при разрушении составляет более 400 м/сек (сопоставимо со скоростью пули) при массе около 10 г, а энергия удара достигает более 1000 Дж, что смертельно опасно для оператора.

Лесозаготовительная техника Volvo CE в базовой комплектации имеет сертифицированные по лесному стандарту системы защиты ROPS/ FOPS. Кабина прошла испытания по стандарту ISO 8084:2011 для OPS (системы защиты оператора).

Н. Черемшанов, John Deere: Кабины оператора испытаны на безопасность в соответствии с промышленными стандартами ISO (ROPS, FOPS, OPS, BC). Кабины снабжены защитной решеткой, имеют тонированные стекла из ударопрочного материала. В качестве дополнительного оборудования на харвестере и форвардере устанавливается автоматическая система выравнивания и поворота кабины, повышающая уровень эргономики и снижающая вероятность повреждения кабины деревьями, которые остаются при проведении выборочных рубок.

John Deere
Существует ли способ минимизировать простои техники и возникающие в связи с этим потери во время ремонта и технического обслуживания при эксплуатации в удаленных районах?

В. Худяков, «Подъемные машины» (PALFINGER): Всем известно, что любая, даже самая надежная техника не может бесперебойно работать без качественного сервисного обслуживания. Отлично понимая эту прописную истину, мы сделали постпродажное обслуживание техники одним из важнейших приоритетов нашей деятельности. Наш негласный девиз «сервис обязателен к предложению» подразумевает, что продажей гидроманипулятора общение с клиентом не заканчивается, а напротив, только по-настоящему начинается.

В качестве примера приведу нашу новую разработку – манипулятор с двойным удлинителем ВЕЛМАШ VM10L. В этом манипуляторе большинство основных узлов полностью унифицировано с моделью VM10L74, это существенно уменьшает номенклатуру уникальных деталей и облегчает работу сервисно-ремонтных служб. Кроме того, цепной привод крайнего удлинителя и спрятанные внутрь коробов все гидравлические линии не только максимально защищают РВД и трубопроводы от случайного повреждения, но и делают саму конструкцию узла очень компактной.

Для некоторых потребителей такая компоновка может показаться спорным решением, так как они думают, что выход из строя спрятанных внутрь РВД потребует сложного ремонта и простоя машины. Однако опасаться этого не стоит: во-первых, вероятность повреждения защищенных стальным коробом рукавов изначально сведена к минимуму, а во-вторых, конструкция обеспечивает возможность легкой замены изношенных рукавов без разборки рукояти за считаные минуты даже в полевых условиях.

Наш клиент никогда не рискует остаться один на один с возникшими неполадками в эксплуатируемом оборудовании при любой непредвиденной ситуации. Разветвленная сеть дилерских и сервисных центров с собственными складами комплектующих и запчастей обладает штатом квалифицированных специалистов, всегда готовых оказать профессиональную помощь.

Hiab

А. Рекалова, «ХИАБ РУС»: Грамотная эксплуатация и свое­временное проведенное ТО помогут увеличить срок эксплуатации техники, а также избежать ее выхода из строя. Наличие расходных материалов на складах сервисных центров сокращает сроки ремонта.

Н. Чернуцкий, «Понссе»: Сервисные пакеты Active Care и Active Care+, предлагаемые компанией PONSSE, включают в себя полное техническое обслуживание и сопровождение машины клиента авторизованными сервисами PONSSE во всех регионах нашей страны на протяжении всего жизненного цикла машины. Сервисные инженеры проводят техническое обслуживание, ремонт, предупредительный ремонт и дефектовку машин клиентов.

Д. Климкин, Volvo CE: Есть несколько способов минимизировать простои лесной техники. Это привлечение к работе квалифицированных операторов, наличие и доступность необходимых расходных материалов на делянке, а также заключение с дилером сервисного контракта, благодаря которому регулярное проведение ТО будет осуществляться профессиональными механиками. Если машина хотя бы иногда попадает в зону покрытия сотовой связи, можно удаленно проверять ее техническое состояние, заранее спрогнозировать возможный выход из строя и подать заявку дилеру.

Н. Черемшанов, John Deere: Максимальная производительность достигается только с помощью машин, которые находятся в исправном состоянии. Для поддержки клиентов компания John Deere имеет развитую дилерскую сеть, охватывающую всю территорию России. Ремонт лесозаготовительной техники выполняют высококвалифицированные специалисты, которые хорошо знакомы со всеми особенностями конструкции лесозаготовительной техники. Благодаря системе оперативного пополнения складов запасных частей время простоя значительно сокращается, а затраты на эксплуатацию минимизируются.

PONSSE
Насколько актуально использование телематических систем для мониторинга машин, занятых рубкой, трелевкой и погрузкой леса?

Н. Чернуцкий, «Понссе»: Для удаленного управления всем парком машин мы предлагаем систему PONSSE Manager. Пользуясь этой системой, руководитель имеет всю необходимую информацию для принятия своевременного решения и корректировки работы лесозаготовительного комплекса. Благодаря PONSSE Manager становится доступной удаленно такая информация, как местоположение каждой машины, сколько часов она отработала, какой оператор управляет ею, технические параметры, когда необходимо провести техническое обслуживание, расход топлива и многое другое. Безусловно, использование подобных программ актуально для любого руководителя предприятия.

Д. Климкин, Volvo CE: Безусловно, для владельца бизнеса и руководителя предприятия актуально использование телематических систем для мониторинга машин. С их помощью ведется учет движения заготовленной древесины, как говорится, от пня до готовой продукции. Это позволяет оптимизировать портфель заказов и исключить потери древесины при ее перемещении с делянки на деревообрабатывающее предприятие, а также контролировать выход готовой продукции в дальнейшем. Но как я отметил ранее, из-за отсутствия связи возможность передачи данных может быть ограничена.

Н. Черемшанов, John Deere: Для руководства любого лесозаготовительного предприятия вопрос достижения высокого уровня производительности и технической готовности лесозаготовительных машин всегда актуален. Система удаленного мониторинга JDLink позволяет получить доступ к данным о производительности машины, нагрузке на двигатель, расходе топлива, местоположении машины и необходимом в данный момент сервисном обслуживании. С помощью встроенного приложения TimberOffice собранная информация помогает проанализировать общее техническое состояние парка техники и оценить уровень квалификации каждого оператора в отдельности.

Программное обеспечение TimberMatic Maps и TimberManager – это еще два инструмента, которые помогают клиентам оптимизировать использование парка машин за счет оперативного обмена информацией между машинами и офисом о заготовленной продукции. Телематические решения John Deere позволяют эффективно пользоваться поступающей от лесозаготовительных машин информацией, что дает возможность быстро принимать решения, обеспечивая конкурентоспособность и эффективность бизнеса.

Volvo
В лесозаготовке используется большое количество сложного многофункционального навесного оборудования. Какие критерии определяют правильность подбора базовой машины, помимо скорости потока рабочей жидкости, массы машины и мощности двигателя?

А. Рекалова, «ХИАБ РУС»: В основном в качестве навесного оборудования для лесных манипуляторов используются грейферы. Стандартная модель X43 общей массой 220 кг имеет площадь поперечного сечения 0,4 м2. Эти два критерия являются основными при выборе захватов. Кроме того, при подборе грейфера также необходимо определить характер груза и на какую базовую установку планируется его монтаж. Например, если заказчику необходим достаточно мощный грейфер, но при этом имеется гидроманипулятор среднего класса, приобретать захват с высокой максимальной нагрузкой или с увеличенным количеством челюстей нецелесообразно.

Н. Чернуцкий, «Понссе»: Обычно мы подходим к выбору машин, основываясь на опыте продавцов техники и профессиональных инструкторов. Они выезжают к заказчику и на месте осматривают лесосеку. После этого совместно с заказчиком подбирается самый лучший вариант. Выбор делается с учетом состава и возраста леса, плотности его произрастания, рельефа местности и сложности работ. PONSSE имеет 19 различных моделей и модификаций машин, из которых можно выбрать подходящий вариант, в том числе расширяя возможности машины за счет дополнительного оборудования.

Д. Климкин, Volvo CE: Давление и скорость потока рабочей жидкости, масса машины, а также мощность ее двигателя являются ключевыми показателями. Еще нужно обратить внимание на длину вылета рабочего оборудования, удельное давление на грунт и на защиту оператора.

Н. Черемшанов, John Deere: Для оценки эффективности работы навесного оборудования используется совокупность различных критериев. Зачастую установка оборудования производится на машину с большой наработкой, кроме того, неизвестно, в каких условиях эксплуатировалась машина до монтажа и сможет ли силовая установка обеспечить необходимую мощность для корректного функционирования навесного оборудования. Очень важно перед монтажом провести замер величины потока и убедиться в соответствии параметров заявленным производителем базовой машины значениям.

При выполнении стандартной процедуры тестирования необходимо проверить величину потока при заданной величине давления. Также одним из основных критериев правильности подбора базовой машины является совместимость систем коммуникации машины и навесного оборудования, а также послепродажное сопровождение конечного продукта одной организацией.

PALFINGER
Какие модели машин из вашего модельного ряда пользуются наибольшим спросом в России? Можно ли говорить в связи с этим об уникальности российского рынка?

В. Худяков, «Подъемные машины» (PALFINGER): В нашем товарном портфеле присутствуют манипуляторы для леса с грузовым моментом от 7 до 15 тм. Среди отечественных моделей безусловным лидером является лесной кран нового поколения ВЕЛМАШ VM10L74. Это надежная, легкая, скоростная установка с высокой эффективностью работы и самая продаваемая в России модель на сегодня. Обновление отечественной линейки лесных манипуляторов мы начали после вхождения нашей компании в международный концерн PALFINGER в 2014 г.

Уже в 2016-м появился кран ВЕЛМАШ VM10L74 с грузовым моментом 10 тм. В начале 2018 г. наша линейка лесных манипуляторов пополнилась краном VC8L74 с грузовым моментом 8 тм. А в конце 2018 г. лесозаготовители познакомились с краном VM10L86 с увеличенным до 8,6 м вылетом.

Все наши манипуляторы мы разрабатывали совместно с австрийской компанией Epsilon на основе имеющихся у нее решений и технологий. Сегодня мы предлагаем лесозаготовителям и новое технологическое оборудование для сортиментовоза VLT. Это продукт, в котором воплощены научные расчеты и исследования, наш опыт и новые технологии современного производства и конечно, пожелания лесозаготовителей. Новое оборудование значительно легче, функциональнее, проще в монтаже, оно обеспечивает больший объем перевозимого леса, и я уверен, что оно понравится нашим потребителям.

А. Рекалова, «ХИАБ РУС»: Самая популярная модель лесного крана в России из нашей линейки – это Loglift F 96ST. Это кран для сортиментной заготовки с грузовым моментом 10 тм, обладающий высокой мощностью, скоростью работы и эффективностью. Вылет стрелы у этой модели составляет 9,7 м. Лесной гидроманипулятор Loglift F96ST может быть оснащен эргономичным местом управления или кабиной. Мощное поворотное устройство, хорошая грузоподъемность по всей зоне вылета стрелы и плавное управление облегчают работу оператора. Благодаря своей силе и точности гидроманипулятор Loglift успешно справляется со всеми задачами – от заготовки крупногабаритных лесоматериалов до деликатной погрузки древесного топлива. Эта модель пользуется популярностью на рынке России, потому что у нас большинство клиентов хотят получить простой манипулятор с минимумом функций и высокой степенью надежности.

John Deere

В Европе, наоборот, очень часто обращают внимание на доступные дополнительные опции. Например, если рассматривать лесные краны Loglift, то почти всегда комплектация для стран ЕС будет включать насос переменного объема, который позволяет уменьшить расход топлива, особенно в случаях, когда манипулятор работает вхолостую. Такая система также увеличивает срок службы компонентов и позволяет получить более точную и быструю регулировку потока независимо от нагрузки. Количество тепла, выделяемого в процессе работы, в данном случае намного меньше, чем в системах с поршневым насосом постоянного объема.

Стоит также упомянуть об инновационной системе HiVision. Данная технология позволяет управлять лесным краном из кабины грузовика в режиме виртуальной реальности с помощью специальных очков и четырех камер, смонтированных на кране и обеспечивающих реалистичный вид на 270°. Опция HiVision уже получила свой отклик на зарубежных лесных рынках, и многие клиенты, которые впервые применили ее в своей работе, уже повторно заказали новые машины с такой опцией. В России же должно пройти еще несколько лет, чтобы рынок был готов к таким уникальным технологиям.

Преимущества, которые получает заказчик, выбрав оборудование HiVision, очевидны: это безопасность оператора, возможность погрузки/ разгрузки сортимента при любых погодных условиях, возможность загрузить больше древесины, сэкономив на весе кабины.

Н. Чернуцкий, «Понссе»: Сегодня все больше и больше набирает популярность комплекс в составе харвестера PONSSE Scorpion King и форвардеров PONSSE Buffalo или PONSSE Elephant. Это обусловлено тем, что Scorpion King может эффективно работать как на проходных рубках, так и успешно заготавливать лес в условиях сплошных рубок. Уникальность российского рынка связана с тем, что на большой территории в нескольких климатических зонах расположены абсолютно разные леса с разным размером древесины и с различным объемом работ. Наши клиенты могут выбрать подходящую модель машины для любых условий.

Hiab

Д. Климкин, Volvo CE: Volvo Construction Equipment производит для лесозаготовителей базовые машины, на которые можно установить практически любое необходимое оборудование: от обычного ковша для выемки грунта до харвестерных головок. Лидер в сегменте лесной техники Volvo – гусеничный харвестер EC220DL. Хотя российский рынок нельзя назвать уникальным, он имеет свою специфику, что выражается прежде всего в требованиях к конструкции машины, отражающих высокую чувствительность к цене. В этом он схож с рынком Бразилии, но отличается от рынков Канады и Новой Зеландии.

Н. Черемшанов, John Deere: Лесозаготовительная техника John Deere бывает колесной, гусеничной и с поворотной платформой. Наибольшим спросом в России пользуются колесные машины, или, как их называют, машины для сортиментной заготовки леса. Такие машины применяются как для сплошной рубки леса, так и для прореживания. Основные их преимущества – это мобильность, производительность и низкие эксплуатационные расходы. Они имеют мощный и экономичный дизельный двигатель, раму и сочленение из высокопрочной стали для долговечной эксплуатации. Колесные харвестеры могут комплектоваться стационарными или поворотными кабинами для удобства операторов. Самая распространенная модель из колесных харвестеров – это 1270G. Наиболее популярны харвестерные головки H480C, H414, H415. Для трелевки леса в основном используются форвардеры 1210G и 1510G.

PONSSE
Тяжелые лесные машины могут оказывать значительное давление на грунт, загрязнять окружающую среду. Какие опции помогают уменьшить это отрицательное воздействие?

Н. Чернуцкий, «Понссе»: Техника PONSSE разработана так, что благодаря широкому расположению колесной базы, специальным колесам и распределению массы она оказывает минимальное давление на грунт. Технология лесозаготовок предполагает, что делянка, по которой движется машина, имеет лесную подушку с порубочными остатками и ветками, что в свою очередь также защищает почву от повреждений.

Д. Климкин, Volvo CE: Гусеничные лесные машины характеризуются более низким удельным давлением на грунт. Для его снижения можно ставить более широкие гусеницы. С целью уменьшения загрязнения окружающей среды могут использоваться биоразлагаемые масла и двигатели, позволяющие обеспечить пониженную концентрацию вредных веществ в выхлопных газах. Однако использование таких двигателей в России невозможно из-за недостаточного качества топлива, используемого при работе в лесу. Кроме того, возможна установка предохранительных клапанов, закрывающихся при разрыве шлангов гидравлики.

Н. Черемшанов, John Deere: Воздействие на окружающую среду, так же как ходовые характеристики и производительность лесных машин, зависит от правильного выбора и грамотной эксплуатации шин и гусениц харвестера и форвардера. Шины и гусеницы подбирают в зависимости от условий эксплуатации. Во внимание принимается температура окружающего воздуха, рельеф местности и состояние почвы. Технику нужно оборудовать шинами, которые выдержат нагрузки при максимальной площади контакта с грунтом. Использование гусениц позволяет распределить вес техники на большую площадь опоры, что существенно уменьшает давление машины на грунт и предотвращает образование глубокой колеи. Благодаря щадящему режиму работы оказывается минимальное воздействие на грунт и сохраняется корневая система молодых деревьев. Это способствует ускорению процесса восстановления лесного массива как после сплошной рубки леса, так и после прореживания.

Volvo
Лес относится к возобновляемым ресурсам, поэтому интенсивное лесопользование предполагает мероприятия по восстановлению леса. Какие виды навесного оборудования должны быть в парке техники, чтобы эффективно решать задачи, связанные с закладкой лесных культур?

Н. Чернуцкий, «Понссе»: Наши клиенты используют для этого навесное оборудование, такое как плуг Bracke Forest T-26. Этот плуг навешивается на форвардер PONSSE и помогает подготовить почву в лесу для последующей посадки семян и саженцев.

Д. Климкин, Volvo CE: На лесозаготовительные машины Volvo Construction Equipment можно установить практически любой вид навесного оборудования для восстановления леса: от корчевателей и измельчителей пней до систем для автоматизированной посадки саженцев.

Н. Черемшанов, John Deere: Харвестер John Deere 1070G – оптимальный выбор для работы на лесосеках, требующих аккуратной вырубки. Благодаря высокой маневренности машина способна передвигаться среди плотно растущих деревьев, при этом оказывая щадящее давление на грунт. В модельном ряду John Deere есть линейка экскаваторов 200-й серии, на которые может быть установлено дополнительное оборудование для лесовосстановительных работ.

 

Благодарим наших гостей за активное участие в обсуждении вопросов, поставленных в формате круглого стола. Надеемся, что затронутые темы актуальны для участников рынка лесозаготовительной техники и будут интересны нашим читателям.

компании по теме статьи
компании по теме статьи