И птичка летает подумавши (Часть 2)

О том, как важна предварительная работа при выборе экскаватора

Особенности гидросистемы. Рабочие возможности экскаватора во многом определяются характеристиками его гидросистемы.

Так, экскаваторы Case оснащены интеллектуальной гидросистемой, позволяющей выбирать из трех режимов работы. В составе системы три гидронасоса, два из них аксиально-поршневые, а один шестеренный работает в механизме поворота надстройки. Благодаря этому поворот надстройки может осуществляться независимо от других движений рабочих органов, скорость поворота можно регулировать в зависимости от потребности. Единая электронная система управления гидросистемой обеспечивает высокую управляемость и упрощает диагностику неисправностей.

Компания Case Construction предлагает российским потребителям линейку из десяти моделей гусеничных экскаваторов серии B, начиная с класса «миди» и до карьерных, массой от 12,8 до 80,3 т с двигателями мощностью от 71 до 397 кВт и ковшами емкостью от 0,19 до 5,0 м3. К каждой модели предлагается ряд стрел, рукоятей и ковшей различного назначения. Заметим, что на мировом рынке ассортимент экскаваторов Case намного обширнее, в частности, предлагаются линейки колесных моделей.

Для большинства экскаваторов важна универсальность, которая определяется возможностями работы со сменным навесным оборудованием. Эффективность использования навесного оборудования зависит от того, насколько характеристики потока в гидроконтуре соответствуют потребностям данного оборудования и насколько оператору удобно работать этим оборудованием и заменять его.

Ряд ведущих производителей экскаваторов используют в конструкции системы рекуперации энергии, позволяющие использовать энергию гидросистемы, ранее рассеивавшуюся и превращавшуюся в тепло. Так, в гидросистеме экскаваторов Caterpillar имеется контур рекуперации энергии стрелы и рукояти, который позволяет уменьшить затраты мощности, потребляемой в процессе опускания стрелы и втягивания рукояти, в результате чего увеличивается КПД, сокращается время цикла и уменьшаются потери давления, возрастает производительность, сокращаются эксплуатационные расходы и уменьшается расход топлива.

Caterpillar производит огромную гамму моделей экскаваторов и навесного оборудования к ним. Линейка малогабаритных экскаваторов насчитывает 13 моделей массой от 935 до 5,423 т, с двигателями мощностью от 9,6 до 32,9 кВт. В группе так называемых «экскаваторов малой мощности» две модели массой 13,7 и 17,9 т, с двигателями мощностью 68 и 84 кВт. Четыре модели экскаваторов «средней мощности» массой от 20,8 до 30,3 т, с двигателями от 85 до 157 кВт. Ряд экскаваторов «большой мощности» насчитывает шесть моделей массой от 37,1 т до 86,8 т с двигателями мощностью от 208 до 391 кВт. Три модели колесных экскаваторов массой от 15,0 до 19,8 т, с двигателями от 102 до 128 кВт. Предлагаются также две модели экскаваторов с длинной стрелой, предназначенных, в частности, для очистки каналов. Их масса – 21,7 и 24,8 т, мощность двигателей  – 98 и 141 кВт. Емкость ковшей малых экскаваторов составляет от 0,62 до 0,92 м3, средних – от 0,9 до 2,15 м3 и больших экскаваторов – от 2,12 до 7 м3.

Другие особенности гидросистемы, такие как организация обратного слива жидкости от гидромолота непосредственно в гидробак и пропорциональное управление таким рабочим оборудованием, как захват «большой палец», расширяют потенциальные возможности использования экскаватора и увеличивают его производительность. Следует также обращать внимание на то, каков объем техобслуживания, в котором нуждается гидросистема данного экскаватора, и насколько удобно оно организовано в данной машине.

Рабочее оборудование и опции. Объемы, характер и сроки выполнения работ определят типы и размеры необходимого рабочего оборудования экскаватора – ковшей самых разных типов и ширины, захватов для труб, грейферов и т. д. Необходимо поинтересоваться, какое сменное оборудование и опции предлагает для экскаватора производитель и что из этого оборудования имеется у дилера. Экскаваторы могут оснащаться целым рядом навесных орудий для разрушения зданий и сооружений, таких как захваты «большой палец», гидромолоты и гидроножницы.

«РМ-Терекс», совместное предприятие корпорации «Русские машины» и Terex Corporation, предлагает новую серию гусеничных экскаваторов ТХ производства завода ТВЭКС (г. Тверь). Это многоцелевые машины, предназначенные для разработки грунтов I–IV категорий, погрузки сыпучих материалов, разрыхленных скальных пород и мерзлых грунтов.

Мод. TX 210 LC/NLC массой 23,3 т оснащена двигателем 125 кВт и ковшом 1 м3. В октябре 2017 г. на предприятии состоялось празднование запуска в серийное производство новых моделей тяжелого класса ТХ 270 и ТХ 300 массой 27 и 30 т с двигателями мощностью 147 и 190 кВт. Машины оснащены гидрооборудованием Bosch-Rexroth и интеллектуальной системой управления с семью предустановленными режимами. За температуру системы отвечает единый блок радиаторов двигателя и гидросистемы, охлаждаемый вентилятором с регулируемым гидроприводом Fan drive от Bondioli & Pavesi (Италия). Машина оборудована новой комфортабельной кабиной (внутренний объем 2,7 м3)

Некоторые производители предлагают также специальные модели экскаваторов «для разрушения» с удлиненным рабочим оборудованием – стрелами и рукоятями, утяжеленными противовесами и наклоняющимися кабинами. Если экскаватору придется часто менять навесное оборудование, имеет смысл приобрести еще и быстродействующий адаптер (квик-каплер). Многие современные экскаваторы небольших типоразмеров имеют сдвигающие­ся гусеницы, что помогает им проходить и работать в тесных местах. При работе гусеницы раздвигаются, и машина становится более устойчивой.

Отдельные модели мини-экскаваторов компании JCB имеют раздвижную ходовую тележку. Благодаря этой особенности повышается устойчивость машин во время работы, упрощается размещение экскаватора на прицепе при транспортировке, и улучшается доступ к труднодоступным агрегатам ходовой части для тех­обслуживания.

Компания JCB предлагает на мировом рынке обширную линейку моделей экскаваторов. В России представлена не вся техника, но тем не менее ассортимент, предлагаемый JCB, включает в себя многочисленные модели экскаваторов от компактного до среднего класса. Мини-экскаваторы – массой от 950 кг до 8,6 т, с двигателями мощностью от 9 до 48 кВт и ковшами емкостью от 0,008 до 0,286 м3. Экскаваторы среднего класса представлены колесными моделями массой от 17,61 до 23,8 т, с двигателями мощностью 93 и 129 кВт и ковшами емкостью от 0,21 до 1,25 м3, а также линейкой гусеничных моделей массой от 12,6 до 47 т, с двигателями 81–228 кВт и ковшами от 0,21 до 2,5 м3.

Многие производители предлагают такие опции, как башмаки гусениц увеличенной ширины и с бóльшим числом грунтозацепов, реверсивный вентилятор охлаждения. За счет опционного утяжеленного противовеса можно увеличить грузоподъемность машины на 15% и более. Но следует учесть, что машину с утяжеленным противовесом сложнее транспортировать.

Если вы планируете оснастить свой экскаватор дополнительным оборудованием, предварительно ознакомьтесь с руководством по эксплуатации машины и посоветуйтесь с дилером, чтобы убедиться, что эта модель сможет работать с данным оборудованием. Нужно удостовериться, что мощности машины будет достаточно для работы данного вида оборудования и что не потребуется производить в машине никаких переделок или изменения регулировок. Выполнив эту подготовительную работу, вы существенно уменьшите риск непредвиденной остановки экскаватора.

Комфортные условия работы оператора тоже важная характеристика экскаватора. Должен быть обеспечен удобный и безопасный доступ в кабину, хороший обзор с места оператора, удобное и прочное сиденье, управление рабочим оборудованием должно быть эргономичным и плавным, в кабине должен быть климат-контроль.

Например, в кабинах экскаваторов Hitachi оператору обеспечиваются комфортные условия работы: сиденье, регулируемое по многим направлениям, на механической подвеске, положение панели управления с монитором регулируется, кондиционер автоматический с 2-уровневой подачей воздуха, усилие перемещения рычага управления с кнопками уменьшено, звукоизолированная кабина с усиленной центральной стойкой (система CRES) на виброгасящих гидроопорах, большое потолочное окно улучшает обзор, имеется рычаг блокировки работы гидравлического оборудования, повышающий безопасность работы оператора.

Как и другие ведущие мировые компании-производители экскаваторов, Hitachi предлагает обширную гамму машин – от мини до огромных горных экскаваторов.

В линейке мини-экскаваторов 6 моделей массой от 2,77 до 6,17 т с двигателями мощностью 14,5–34,1 кВт, оснащенных ковшами емкостью от 0,07 до 0,24 м3. Ряд экскаваторов среднего класса представляют 16 моделей массой от 6,65 до 38,2 т, с двигателями от 42,4 до 184 кВт и ковшами 0,13–1,9 м3. Крупногабаритные экскаваторы включают в себя 10 моделей массой от 45,6 до 85,8 т, с двигателями от 235 до 360 кВт и ковшами от 1,6 до 4,3 м3. И наконец, 4 модели колесных экскаваторов массой от 14,7 до 20,9 т, с двигателями мощностью 90,2 до 122 кВт и ковшами от 0,5 до 0,9 м3.

В линейку техники специального применения входят:

  • 2 модели экскаваторов для сноса зданий и сооружений массой от 37,3 до 61,3 т, с мощностью двигателей от 202 до 349 кВт и емкостью ковшей от 1,4 до 1,9 м3;
  • 2 модели машин для перегрузки материалов массой от 27,6 до 37,7 т, с двигателями мощностью от 132 до 246 кВт и длиной стрел от 7 до 8,5 м;
  • 6 моделей экскаваторов со сверхдлинным рабочим оборудованием массой от 24 до 37,8 т, мощностью двигателей от 125 до 246 кВт, емкостью ковшей от 0,3 до 0,59 м3 и длиной рукояти от 5,98 до 9,26 м;
  • 3 модели машин с телескопической рукоятью и грейферным ковшом массой от 27,5 до 42,05 т, двигателем от 125 до 246 кВт, емкостью ковшей от 0,8 до 1,3 м3 и длиной рукояти от 9,80 до 12,13 м.

Для горнодобывающей промышленности Hitachi предлагает ряд экскаваторов массой от 114 до 837 т и 3 модели самосвалов с жесткой рамой, с двигателями мощностью от 1491 до 2125 кВт, со скоростью хода до 56 км/ч и грузоподъемностью от 181 до 296 т.

Техобслуживание. Чтобы избежать затратных неисправностей и аварий, экскаватор нуждается в регулярном техобслуживании, объем и содержание которого зависят от конкретной работы, выполняемой машиной. Важно, чтобы техобслуживание экскаватора выполнялось просто, потому что строителям (или обслуживающим их дилерам) приходится тратить много времени на смазку шарниров, замену фильтров и проверку состояния и уровней технических жидкостей в течение всего срока службы машины. Выбирайте машины, в которых техобслуживание выполняется проще за счет расположения точек ежедневного обслуживания в легкодоступных местах. Это поможет уменьшить время простоев техники и соответственно увеличит время полезного использования машины.

Экскаваторы Liebherr нацелены на максимальное преобразование энергии двигателя в гидравлическую, т. е. на повышение производительности при снижении расхода топлива. Для этого система Litronic предоставляет четыре режима настроек двигателя и гидравлики для оптимального соответствия разным видам работ, три гидронасоса вместо двух исключают замедление работы при совмещении максимального количества операций, система Regeneration+ обеспечивает рекуперацию энергии опускания стрелы, а система PositivControll упреждающе оптимизирует работу двигателя от сигналов джойстика до того, как начинает нарастать нагрузка от гидронасосов. Для безопасности на всех экскаваторах Liebherr в базовой комплектации есть защита TOPS (силовой каркас кабины для защиты от сминания при опрокидывании), а также гидрозамки цилиндров подъема стрелы.

Линейка экскаваторов Liebherr очень обширна, у ряда моделей есть модификации «для разрушения зданий» Demolition, для работы в туннелях Tunnel и др. Масса гусеничных экскаваторов составляет от 14,7 до 93,3 т, с двигателями от 90 до 400 кВт и ковшами от 0,17 до 6,6 м3. В ряду колесных экскаваторов также большое количество моделей и модификаций массой от 11,8 до 28,0 т, с двигателями мощностью от 85 до 160 кВт и ковшами 0,15–1,7 м3. Есть и более тяжелые модели экскаваторов Liebherr (свыше 95 т), но они относятся к горнодобывающему сектору.

Денис Тимофеев, менеджер по продукту JCB в России:

«Машину необходимо подбирать исходя из характера и объемов выполняемой работы на всех этапах. Скажем, на начальной стадии не лишним будет продумать вопрос о транспортировке машины, а именно: предполагается ли самостоятельное перемещение экскаватора по дорогам общего пользования. В таком случае стоит рассматривать колесный экскаватор. Если же машина будет перемещаться на трале, то можно подумать о приобретении гусеничной техники. В свою очередь гусеничные экскаваторы с точки зрения перевозимого груза можно классифицировать как габаритные и негабаритные (в линейке JCB есть оба типа). Габаритный вариант у многих производителей ограничен эксплуатационной массой 20 т. Тип движителя также накладывает ограничение на территориальное использование машины с точки зрения степени повреждения опорной поверхности.

При выборе экскаватора нужно учитывать, что строительным проектом могут быть определены сроки работ при заданном объеме. В этом случае можно подобрать требуемую модель по существующим методикам, рассчитать необходимое для выполнения работ количество экскаваторов и сделать выбор.

Также могут быть определенные факторы, которые ограничивают выбор машины с точки зрения удельного давления на грунт. Следовательно, выбор необходимой модели сужается.

Кроме того, в расчет берутся такие параметры машины, как физические габариты, грузоподъемность и рабочий диапазон, время цикла, усилие на рабочих органах, емкость ковша, энергоемкость гидромолота, возможность присоединять определенное навесное оборудование, наличие сертифицированного грузоподъемного устройства (так как в 95% случаев экскаваторы используются для подъема груза на подвесе), безопасность и комфорт машиниста, удобство технического обслуживания, конструкция стрелы, наличие телематической системы.

Российские заказчики часто просят предложить им максимально простую машину с точки зрения конструкции и требований к квалификации машиниста. Учитывая возможность использования топлива низкого качества, актуальным становится выбор так называемого механического двигателя с ТНВД, который при прочих равных будет менее чувствителен к данному фактору. На современных экскаваторах, оснащенных электроникой, можно максимально настроить поведение машины под себя. Кому-то из заказчиков данный функционал может показать излишним, так как не всегда есть возможность оперативно найти специалистов, способных работать на данной технике. Кроме того, некоторые клиенты рассматривают только машины с максимальным техническим оснащением. В модельном ряду спецтехники JCB есть варианты, отвечающие всем вышеперечисленным требованиям».