CNH
Оживление налицо

Круглый стол «Российский рынок строительных экскаваторов, его проблемы и перспективы»

Несмотря на то, что продолжительные новогодние каникулы закончились совсем недавно и работники многих компаний заняты разбором дел, накопившихся за нерабочее время, нашему журналу удалось собрать за вирутальный круглый стол специалистов, чтобы обсудить нынешнее положение на отечественном рынке строительных экскаваторов. В заочной беседе приняли участие:
Сергей Харитонов, директор по развитию JCB в России;
Михаил Головченко, руководитель направления продуктового маркетинга строительного оборудования CNH;
Иван Муравьёв, руководитель отдела по планированию продаж и ценообразованию ООО «Цеппелин Русланд»;
Михаил Авдеев, менеджер по поддержке продаж шарнирно-сочлененных самосвалов и экскаваторов Volvo Construction Equipment.

Охарактеризуйте нынешнюю ситуацию на рынке экскаваторов, каковы тенденции его развития, на Ваш взгляд? Сравните положение отечественных (которые производятся в РФ) и зарубежных (западных, азиатских) производителей экскаваторов?

С. Харитонов, JCB: В 2017 году рынок экскаваторов вырос более чем на 80% по сравнению с 2016 годом. Этот показатель оказался выше, чем рост рынка по другим видам землеройной техники. Основной объем сделок был заключен с подрядчиками, работающими на крупных федеральных стройках.

JCB

М. Головченко, CNH: 2017 год охарактеризовался ростом индустрии в целом, и рынок экскаваторов не стал исключением. Ожидается, что данная тенденция продолжится и в 2018 году. Несомненным преимуществом отечественных экскаваторов является возможность участия в государственных и муниципальных тендерах, а также более низкая стоимость в сравнении с импортной техникой. Мелкие компании, например, для выполнения различных вспомогательных общестроительных работ продолжат покупать отечественные экскаваторы.

Крупные горнодобывающие комплексы, карьерные комбинаты с большим парком техники, частные компании, вовлеченные в измеряемую производительность и цикличность выполняемых работ, продолжат делать выбор в пользу качества, основываясь на расчете полной стоимости владения, стараясь приобретать технику, произведенную только за рубежом, поскольку для них прежде всего важны бесперебойная работа, наличие запасных частей, высокие технические характеристики машин для обеспечения высокой производительности. Отечественные экскаваторы не способны обеспечить выполнение данных задач.

И. Муравьёв, «Цеппелин Русланд»: Можно с уверенностью утверждать, что рынок гусеничных экскаваторов восстанавливается после стремительного падения в 2015–2016 годах. По предварительным результатам 2017 года, наблюдается прирост около 80% в сравнении с 2016 годом. Цифра внушительная, так как рост происходит от довольно низкой базы. Тем не менее пока нельзя констатировать, что рынок восстановился до уровня 2012–2014 годов.

Что касается прогнозов, мы ожидаем, что и в 2018 году сохранится положительная динамика. Если не произойдет каких-либо форс-мажоров, общий прирост рынка может составить от 15 до 30%.

Говоря об экскаваторах, которые производятся в РФ (полная или частичная локализация), мы видим долю локального производства на уровне 40–50%. Исходя из тенденции последних лет мы предполагаем, что эта доля будет увеличиваться как на уровне моделей, так и на уровне производителей – ведь в настоящее время на отечественном рынке еще довольно много игроков, не имеющих локального производства или хотя бы частичной локализации.

М. Авдеев, Volvo CE: Прошлый год показал очень хорошую динамику роста, будем надеяться что продажи этого года останутся, как минимум, на том же уровне. По поводу производства в России и за рубежом можно сказать только одно: у ведущих мировых производителей строительной техники достаточно жесткие требования к качеству комплектующих и сборке. Поэтому нет разницы, где произведена машина – в России или за рубежом.

Volvo CE

Какие типоразмеры экскаваторов наиболее популярны сегодня у отечественного потребителя? Как изменилась структура рынка за последние непростые годы, изменился ли состав покупателей?

С. Харитонов, JCB: Традиционно наибольшей популярностью пользуются машины весом 20, 22 и 30 т. Мы не ожидаем существенного изменения в структуре рынка в ближайшем будущем, однако и не рассчитываем на такой же рост, как в 2017 году.

М. Головченко, CNH: В целом кризисные явления не смогли изменить привычки покупателей, зачастую обусловленные технологией производимых работ. Самым массовым по-прежнему остается сегмент 20–30 т, занимая около 50% рынка строительных экскаваторов.

И. Муравьёв, «Цеппелин Русланд»: Для нас как дилера техники Caterpillar по-прежнему традиционными «бестселлерами» являются экскаваторы типоразмера 20 т – модель 320D2L и его более экономичная модификация 320D2 GC, а также 30 т – модель 330D2L.

Тренд последних лет в некоторых российских регионах – переход на менее тяжелые и габаритные машины класса 18–20 т (например, Cat 318D2L).

М. Авдеев, Volvo CE: До недавнего времени наиболее популярным классом экскаваторов были машины весом около 20 т. Но в последние годы, когда пошло восстановление рынка, более популярным стал класс 25–30 т. Благодаря восстановлению добывающих отраслей также хорошим спросом пользуются экскаваторы тяжелого класса (свыше 70 т).

CNH

Каковы, на Ваш взгляд, основные проблемы современного российского рынка экскаваторов?

С. Харитонов, JCB: На волне подъема рынка в 2012–2013 гг. многие производители инвестировали в развитие производства экскаваторов в России. Однако несмотря на большой рост в 2017 году рынок все еще почти в два раза ниже уровня того периода. Потенциал для развития инфраструктуры в нашей стране огромен, однако без поддержки государства его не реализовать.

М. Головченко, CNH: Российские экскаваторы не рассчитаны на цикличную работу с высокими нагрузками, отличаются меньшим значением коэффициента технической готовности (КТГ), более слабыми техническими характеристиками в сравнении с экскаваторами зарубежного производства.

И. Муравьёв, «Цеппелин Русланд»: Как показали два последних года, основная проблема связана с нестабильным спросом. Изначально драматичное падение рынка способствовало образованию стока практически у всех производителей с последующей агрессивной продажей и даже демпингом. Когда же рынок начал восстанавливаться, многие оказались не готовыми к этому росту, так как не обладали необходимым количеством машин для удовлетворения возрастающего спроса.

М. Авдеев, Volvo CE: Основные проблемы, на мой взгляд, связаны с утилизационным сбором. Из-за не совсем понятной методики расчета (почему-то при расчете веса машины для утилизационного сбора учитывается вес материала в ковше) и очень большой составляющей в конечной цене для покупателя наш рынок оказался фактически закрыт для компактных экскаваторов, как и для машин от 14 т и более. В связи с этим оказано серьезное влияние на снижение количества продаваемых единиц техники.

JCB

Насколько отечественное производство экскаваторов зависит от импортных комплектующих и соответственно роста курса иностранных валют?

М. Авдеев, Volvo CE: Для того чтобы соответствовать мировым стандартам качества и производительности гидравлических экскаваторов, необходимо использовать импортные гидравлические насосы и гидромоторы. Поскольку это самые дорогие компоненты машины, то, естественно, производство достаточно сильно зависит от курса валют.

Как Вы охарактеризуете современный отечественный рынок запчастей и сервисных услуг для экскаваторов, его состояние отличается от состояния рынка самих экскаваторов?

И. Муравьёв, «Цеппелин Русланд»: Рынок запасных частей также восстанавливается после падения в 2014–2016 годах. Это обусловлено отложенным спросом и возобновлением загруженности машин работой. По предварительным результатам 2017 года, наблюдается прирост около 30–35% в сравнении с 2016 годом.

М. Авдеев, Volvo CE: В течение кризисных лет рынок запчастей рос, поскольку покупатели пытались как можно дольше использовать уже имеющуюся технику для выполнения текущих работ без закупок новых машин. Сейчас перекос между продажами запчастей и новых экскаваторов выравнивается, и рынок становится более сбалансированным.

Volvo CE

Какие меры предпринимает Ваша компания, чтобы увеличить конкурентоспособность своих экскаваторов?

С. Харитонов, JCB: Компания JCB идет по пути расширения модельного ряда, чтобы конечный потребитель не переплачивал за ненужные ему опции. Как показывает практика прошлых лет, такая стратегия приносит результат. Ну и конечно, будут новинки, но о них расскажем через несколько месяцев.

Невероятным успехом пользуется наша лизинговая программа от JCB Finance. 2017 год оказался рекордным по приобретению техники JCB в лизинг.

М. Головченко, CNH: Мы способны предложить не только широкий модельный ряд для подбора оптимальной машины под конкретную задачу, но и различные финансовые инструменты и опции послепродажного обслуживания, способные удовлетворить даже самого взыскательного клиента. Стандартная комплектация наших машин уже предусматривает ряд дорогостоящих опций (гидролиния для работы с различным навесным оборудованием, климат-контроль, прекрасное рабочее освещение, удлиненная ходовая часть и др.), которые никак не отражаются на конечной стоимости для клиента. Также немаловажным критерием является страна производства – все наши машины производятся только в Японии и из японских комплектующих, что, несомненно, является залогом высокого качества.

И. Муравьёв, «Цеппелин Русланд»: В зависимости от потребностей и возможностей заказчика мы можем предложить как новые экскаваторы, так и экскаваторы с наработкой. При этом машины, бывшие в употреблении, могут поставляться с официальной гарантией от дилера/ производителя.

Говоря о новых машинах, помимо конкурентных цен мы предлагаем нашим клиентам комплексные решения, начиная с финансирования при покупке техники через наших лизинговых партнеров (Caterpillar Financial, «ЮниКредит Лизинг», «Сбербанк Лизинг» и других), с последующим контролем и управлением парком машин с помощью программы Cat EMSolutions (Caterpillar Equipment Management Solu­tions), включающей в себя сервисный контракт на обслуживание техники, анализ масел по программе планового забора технических жидкостей (S.O.S), доступ к системе удаленного мониторинга за техническим состоянием машины (Product LinkTM/ VisionLink®), и возможностью продления гарантии от 24 до 60 месяцев с ограничением по наработке от 1000 до 6000 моточасов в год в зависимости от потребностей заказчика. Также при покупке экскаватора существует возможность бесплатного тренинга для операторов как в учебном классе на тренажерах-симуляторах, так и на объекте клиента.

Кроме того, компания «Цеппелин Русланд» предлагает возможность выкупа техники с наработкой различных мировых производителей (не только марки Cat), в том числе по программе trade-in и на условиях консигнации.

М. Авдеев, Volvo CE: Сейчас в России многие производители продают машины попроще, в которых применяют устаревшие технологии, в частности гидравлические системы вчерашнего дня. В отличие от них Volvo поставляет машины, использующие самые современные технологии и гидравлические системы с электронным управлением, полностью аналогичные тем, которые устанавливаются на экскаваторы для европейского рынка.

«Цеппелин Русланд»

В каких направлениях, на Ваш взгляд, пойдет дальше развитие рынка экскаваторной техники?

М. Головченко, CNH: Наблюдая за сегодняшней оживленной ситуацией на рынке, можно прогнозировать положительную тенденцию и рост в области рынка экскаваторной техники.

И. Муравьёв, «Цеппелин Русланд»: С каждым годом технологии развиваются все больше, позволяя получать более «интеллектуальную» и экономичную технику.

В связи с этим мы рады, что именно с машин Cat начнется новая эра экскаваторов. Так, уже в середине 2018 года мы сможем предложить нашим клиентам совершенно новое поколение 20- и 23-тонных экскаваторов – 320 GC, 320 и 323, основные отличия и особенности которых можно выразить в следующих цифрах:

  • увеличение эффективности оператора до 45% за счет новейших встроенных «интеллектуальных» технологий, таких как контроль профиля поверхности, встроенная система взвешивания, набор ограничителей и ассистентов поворота башни, движений стрелы и рукояти, и глубины копания;
  • снижение расхода топлива до 25% благодаря нескольким факторам. Во-первых, изменены обороты двигателя, который, в свою очередь, работает в адаптивном режиме, позволяя добиться оптимальной работы машины вне зависимости от типа выполняемых работ. Во-вторых, система охлаждения с использованием отдельных вентиляторов с электрическим приводом для каждого контура обеспечивает минимальные потери мощности двигателя и снижение расхода топлива. В-третьих, новая электрогидравлическая система, исключающая пилотные линии, обеспечивает минимальное время реакции и сокращает потери в гидравлическом контуре;
  • снижение эксплуатационных расходов до 15% за счет увеличения межсервисных интервалов замены гидравлических и воздушных фильтров, отсутствия пилотных линий и пилотного фильтра, а также уменьшения объема гидравлического контура на 20%.

Помимо этого в новом поколении будет представлена новая конструкция кабины оператора, обеспечивающая дополнительный комфорт и безопасность: запуск двигателя нажатием кнопки, персонализированные настройки машины и джойстиков для каждого из операторов, сенсорный ЖК-монитор с диагональю 203 мм, конструкция защиты кабины при опрокидывании, камера заднего вида в стандартной комплектации и система кругового обзора в качестве опции.

М. Авдеев, Volvo CE: Сейчас прослеживается четкий тренд на электрификацию техники. Однако, сколько лет понадобится для создания эффективного и имеющего приемлемую цену экскаватора без ДВС, работающего на аккумуляторных батареях, пока сложно сказать. Думаю, в ближайшем будущем нас ждет отказ от традиционных гидравлических систем сервоуправления в пользу электронных.

Volvo CE