Мини-ресайклер SMM американской компании Stepp Manufacturing может просто навешиваться на металлический борт грузовика

Горячие ресайклеры
Обзор зарубежных и отечественных ресайклеров

Асфальт является сегодня наиболее дешевым, но в то же время очень эффективным материалом для создания защитных покрытий на поверхностях дорог, шоссе, парковок. Максимально используя свойства асфальтобетонных смесей (АБС), мы получаем доступ к огромному экономическому резерву, объемы которого даже сложно оценить.

Для чего нужны ресайклеры

В процессе выполнения традиционных технологических операций по ремонту дорожного покрытия возле дороги остаются горки и горы снятого тем или иным способом изношенного асфальта. Материал этот классифицируется как исключительно вредный для окружающей среды. Тем не менее этот выработавший свой эксплуатационный ресурс материал может успешно использоваться повторно. Переработка вторичного асфальта заметно снижает отрицательное экологическое воздействие, оказываемое на природу при выпуске нового асфальта. Совершенно очевидно, что повторное нанесение битумной смеси на поврежденную трассу происходит на благо экологии. Кроме того, повторное использование снятого асфальта вместо «свежего», произведенного на заводе, или литого, доставленного в термосах, приносит ощутимую финансовую выгоду экономике.

Многочисленные исследования свойств АБС, полученных из вторичного асфальта с добавлением связующих, и сравнение полученных данных с качествами смесей, образованных из новых материалов, доказывают, что АБС, в составе которых использовались демонтированные асфальты в объеме 10–30%, совсем не ухудшают технических параметров создаваемых из них покрытий. Причем пропорция добавления предварительно снятого асфальта зависит в значительной степени от его влажности и температуры окружающей среды. Установлено, что при влажности около 5% в смесь можно добавить, не ухудшая свойств конечного продукта, до 20% демонтированного асфальта. В то же время при влажности в 2% и температуры наружного воздуха более +20 °С смесь не испортят и 30% вторичного асфальта.

Работа горячего ресайклера заключается в расплавлении асфальтовых отходов и получении однородной гомогенной асфальтовой смеси с помощью перемешивания

Оптимальное использование демонтированного дорожного асфальтового покрытия может осуществляться сегодня по двум направлениям: использование вторичного асфальта в качестве добавки в АБС, производимую в смесительной камере на заводе, либо переработка асфальтовых отходов с целью получения качественной АБС непосредственно при ремонте дорожного покрытия. Во втором случае необходимо иметь на объекте холодные либо горячие ресайклеры.

Производительность ресайклера Т2 американской компании KM International – до 2,6 т/ч асфальтовой смеси, получаемой из асфальтовой крошки, пыли и кусков старого асфальта

Работа горячего ресайклера заключается в расплавлении асфальтовых отходов и получении однородной гомогенной асфальтовой смеси с помощью перемешивания. Технология, используемая в горячих ресайклерах, не требует, как это принято в традиционных технологиях на стационарных производствах, дозированной подачи набора необходимых компонентов, предварительно высушенных и подогретых до определенной температуры, а также целого ряда других технологических операций. Горячие ресайклеры рассчитаны на ремонт небольших площадей, и чаще всего сырьем для нового покрытия становится снятый слой асфальтобетонного покрытия на ремонтируемом участке. В процессе изготовления смеси, безусловно, состав ее можно корректировать. Работают ресайклеры без образования пыли, но наиболее привлекательным их качеством является возможность круглогодичного использования. Особенно эти машины востребованы в осенне-зимний период.

Ресайклеры из-за океана у нас популярны

Мобильные автономные комплексы по вторичной переработке асфальта, разработанные специалистами семейной американской компании Stepp Manufacturing Сo., Inc., сего­дня можно встретить в арсенале наших дорожных служб. С 1942 г. Stepp Manufacturing занимается производством устройств для нагрева, плавки, транспортировки и хранения битума и асфальта. На рынке России оборудование Stepp Manufacturing представляет ГК «Дельта» из Санкт-Петербурга. «Дельта» много лет занимается поставками материалов и машин для восстановления, защиты и сохранения большого спектра поверхностей, начиная от покрытий дорожных систем, стадионов и спортивных площадок и заканчивая трубопроводами и корпусами судов.

Производительность SMM 10x120 – до 3 т/ч асфальтовой смеси. Вторичный асфальт загружается специальным конвейером, смесь разогревается до 150 °С двумя дизельными горелками компании Beckeet, работающими без прямого контакта смеси с пламенем

Для дорожных ремонтных работ в Stepp Manufacturing разработали 2 модели горячих ресайклеров, SMM и SRM 10x120. Первая модель очень компактная, может размещаться в кузове любого грузовика или даже просто навешиваться на металлический задний борт. При необходимости SSM можно установить и использовать автономно. Мини-ресайклер SMM рассчитан на работу в круглосуточном режиме и удобен там, где требуется срочный ремонт на небольшой площади. Одновременно ресайклер может перерабатывать до 0,25 т вторичного асфальта в камере объемом 115 л, снабженной подогревом дизельной горелкой с системой защиты. Перемешивание смеси обеспечивается 11-сильным двигателем Honda.

Вторая модель, SRM 10x120, имеет собственное 2-осное самоходное шасси и хорошо справляется с ямочным ремонтом, «залатыванием» покрытий после их вскрытия для выполнения различных работ с трубопроводами. Ресайклер SRM 10x120 может использоваться круглый год и пригодится при всех видах ремонта асфальтовых покрытий. Производительность SRM – до 3 т/ч АБС. Загрузка осуществляется специальным конвейером, а подогрев смеси до рабочей температуры +150 °С происходит без прямого нагрева пламенем двумя дизельными горелками Beckeet, укомплектованными системой автоматического контроля температуры. Перемешивание и дробление закладываемых материалов производится при непрерывном вращении двухскоростного шнека в смесительной камере U-образной формы. В качестве главного привода использован неприхотливый дизель Kubota мощностью 35 л.с.

Производительность SRM 10x120 – до 3 т/ч асфальтовой смеси. Вторичный асфальт загружается специальным конвейером, смесь разогревается до 150 °С двумя дизельными горелками компании Beckeet, работающими без прямого контакта смеси с пламенем

Еще одна американская компания, продукцию которой реализует ГК «Дельта», KM Inter­national, поставляет дорожное оборудование почти в 40 стран мира. Для дорожного ремонта KM International предлагает прицепной ресайклер KM T2. Установка массой 4 т в любую погоду может производить до 2,6 т/ч асфальтовой смеси, в которой утилизируются асфальтовая крошка и пыль асфальта, а также крупные куски старого асфальта до 300 мм. Все эти компоненты перемешиваются в смесительной камере, нагреваемой горелкой Beckeet, причем в качестве топлива можно использовать не только дизтопливо, но и биодизель либо керосин.

Асфальтовая смесь в ресайклере T2 перемешиваются в камере, нагреваемой горелкой Beckeet, причем топливом служат дизтопливо, биодизель, керосин

Немецкие ресайклеры: качество плюс надежность

Немецкая компания HDD Rollex, отметившая в 2014 г. 10-летний юбилей, также поставляет ресайклер собственной разработки RCA-1200 на отечественный рынок. Кроме аккуратного внешнего вида, выраженного в тщательно подогнанных и точно вырезанных листах корпуса машины, в покрытии конструкции слоем краски и двумя слоями порошкового лака, предотвращающего прилипание битума к корпусу, ресайклер RCA-1200 демонстрирует еще и высокую экономичность. На утилизацию старого асфальта и получение из него 1 т новой битумной смеси тратится всего 5 л дизтоплива, при этом производительность установки достигает 4 т/ч АБС. По утверждению производителя, асфальт, полученный с помощью RCA, в 10 раз дешевле заводского.

Ресайклер RCA-1200 немецкой компании HDD Rollex имеет очень аккуратный и привлекательный вид, 2-слойное лаковое покрытие защищает от прилипания битума к корпусу машины В HDD Rollex утверждают, что, по их расчетам, асфальт, полученный с помощью RCA-1200, в 10 раз дешевле заводского при том же качеств

«Сердцем» ресайклера является изолированный барабан вместимостью 1,2 т. Вваренные внутрь барабана ребра помогают разбивать комки, ускоряют переработку кусков асфальта, а также облегчают перемешивание при приготовлении битумной массы по собственной рецептуре. Загрузка происходит из короба, имеющего гидропривод подъема/ опускания. Выгрузка организована таким образом, что потерь тепла при работе в непрерывном режиме практически не происходит. Готовая смесь выходит по шнековому желобу с решеткой. Действует система взвешивания загружаемой массы, она эффективно предотвращает перегруз барабана, а термостатический датчик процесса плавления не допускает перегрева битумной массы. Для нагрева смеси применяется специальная горелка с регулятором мощности австрийской компании Herrmann мощностью 150 кВт. Пламя горелки полностью скрыто, а специальные каналы внутри барабана обеспечивают равномерный нагрев битумных масс. Горелка сконструирована таким образом, что не боится вибрации и встрясок, отличается высокой устойчивостью к запылению. Она также снабжена защитной системой, отключающей подачу топлива в случае отсутствия пламени.

Ресайклер устанавливается на 2-осное шасси. Для повышения устойчивости при работе в конструкции ресайклера имеются регулируемые по высоте специальные опоры. Высота дышла шасси регулируется благодаря этому, а также тому, что в комплектацию установки входят два вида сцепных устройств, установку могут буксировать и малотоннажные, и обычные грузовики. Работу механизма перемешивания и других механизмов установки обеспечивает 12-сильный дизельный двигатель Lombardini.

Большую популярность приобрели и ресайклеры немецкой семейной компании Bagela. Производительность предлагаемых сегодня рынку 2-осных прицепных ресайклеров Bagela моделей BA 4000, BA 7000F и BA 10000F составляет соответственно 4; 7 и 10 т асфальтовой смеси за час работы. Надо подчеркнуть, что после загрузки смесь можно использовать буквально через 10 минут, а для переработки 1 т асфальтовых отходов расходуется всего 6 л горючего. Допускается буксировка ресайклеров Bagela по дорогам общего пользования, а при переработке больших объемов асфальтовых отходов установка может работать стационарно. Благодаря защищенной патентом инновационной системе перемешивания смеси в барабане ресайклеры Bagela способны работать непрерывно в течение длительного времени. Тандемные оси и выдвижные опоры обеспечивают машине хорошую устойчивость, несмотря на возникающую во время перемешивания вибрацию. Загрузка и выгрузка асфальтовых масс происходит без остановки приготовления смеси, нагрев АБС также осуществляется независимо от положения заслонки, открывающей подачу смеси в разгрузочный желоб. Задвижки для выгрузки горячей смеси перемещаются с помощью гидравлики. Температура в барабане контролируется электроникой, и данные выводятся на ЖК-дисплей. Управление работой горелки, оснащенной функцией 2-уровневой модуляции мощности, полностью автоматизировано. За счет высокой степени автоматизации при работе с ресайклерами Bagela практически отсутствует травматизм.

Допускается буксировка ресайклеров Bagela по дорогам общего пользования. Самая мощная установка модельного ряда BA 10000F часто используется стационарно В ресайклере Bagela для переработки 1 т асфальтовых отходов расходуется всего 6 л горючего. Модель BA 7000F производит до 7 т АБС в час

Белорусское дорожно-ремонтное оборудование в России

Уже традиционно одними из самых популярных у наших дорожников являются машины для ремонта дорог белорусского производства. Предприятие «Белдортехника» не первый год поставляет в Россию одноосный прицепной ресайклер ПМ-107. Модель транспортируется колесными тракторами типа МТЗ, но в работе полностью автономна: вращение перемешивающего бункера осуществляется бензиновым двигателем Honda GX630 мощностью 21 л.с. В процессе приготовления смесь, нагреваемая подогревателем ПДЖ-600 до 200 °С, расплавляется. Мощности подогревателя достаточно, чтобы менее чем за 15 мин. приготовить 0,35 т новой асфальтовой смеси. Общая же производительность ПМ-107 составляет 1,2 т/ч.

Ресайклер ПМ-107 ОАО «Белдортехника» буксируют колесными тракторами типа МТЗ, но в работе он полностью автономен. Вращение бункера обеспечивает двигатель Honda GX630 мощностью 21 л.с.

Динамично развивающееся минское предприятие «Евромаш» отечественным потребителям предлагает ресайклер асфальтобетона ЕМ-3200. Ресайклер агрегатируется с тракторами тягового класса 1,4 т. За счет смесительной камеры большой вместимости, а это 2,65 м3, ресайклер может использоваться для доставки 3,2 т литого асфальта с завода к месту ремонта, причем установка способна поддерживать необходимую температуру смеси в процессе доставки. ЕМ-3200 также применяется для разогрева холодных масс литого асфальта, приготовленного ранее на асфальтовом заводе. Для этого в конструкции ЕМ-3200 имеется горелка мощностью 120 кВт/ч. Но наиболее эффективным является использование ЕМ-3200 для переработки старых фракций литых асфальтобетонных покрытий. Регенерация фракций вторичного асфальта осуществляется путем плавления и перемешивания кусков асфальтового лома, с габаритами, не превышающими 140 мм, при температуре до +200 °С в смесительной камере машины. При расходе дизтоплива 5,8–6,2л ресайклер обеспечивает приготовление 1,2 т литых и битумоминеральных смесей. Выгрузка приготовленной смеси происходит с подъемом шибера на стенке смесительной емкости. Битумная масса попадает либо в специальную тележку, которую подвозят к месту дорожного ремонта, либо непосредственно на ремонтный участок дорожного полотна.

При расходе дизтоплива 5,8–6,2 л/ч ресайклер ЕМ 3200 минского «Евромаша» может приготовить за час 1,2 т литых и битумоминеральных смесей

Наш ответ экспортерам

Компания ООО НПФ «Бастион» из Санкт-Петербурга на международной выставке «Дорога-2013» представила мобильный ресайклер ЛА-1, предназначенный для переработки кускового либо сфрезерованного асфальта прямо на месте выполнения ремонтных работ. Таким образом сокращается время ремонта, снижаются затраты на транспортировку для утилизации старого асфальта на стационарные перерабатывающие заводы. Главный узел ресайклера – варочный котел вместимостью 1 м3, рассчитанный на приготовление 2,5 т асфальтовой смеси. Измельчение и перемешивание снятого асфальта происходит при вращении внутри котла лопастной мешалки, вращающейся со скоростью 2–7 об./мин.

Главный узел ресайклера ЛА-1, предлагаемого ООО «НПФ Бастион», – это варочный котел на 1 м<sup>3</sup>, в котором готовится 2,5 т асфальтовой смеси

Демонтированное асфальтовое покрытие непрерывно измельчается в барабане с одновременным конвективным нагревом смеси дизельной горелкой до температуры от +180 до +230 °С, причем заданная температура поддерживается в котле автоматически. При нагреве битумная смесь не контактирует непосредственно с пламенем автоматической дизельной горелки итальянского производства, и это предотвращает выгорание битума из перерабатываемой массы. Однако времени для разогрева асфальта требуется довольно много – до 3,5 ч. Ресайклеры ЛА-1 устанавливаются в качестве сменной надстройки в кузова грузовиков ЗиЛ, КамАЗ и подобных им. Производитель разработал также вариант установки ЛА-1 на колесное шасси тракторного прицепа.

ОАО «Орёлстроймаш» разработало для дорожных и коммунальных служб ресайклер РЦА-3,5. Установка эффективно перерабатывает отходы демонтированного асфальтового покрытия и асфальтовый лом с размерами сторон до 100 мм. Для буксирования ресайклер может агрегатироваться с тракторами МТЗ, ЮМЗ, ЛТЗ. При полной загрузке битумной смесью массой 3,5 т допускается транспортировка РЦА-3,5 со скоростью до 25 км/ч. В смесителе демонтированный асфальт перемешивается и разогревается до температуры +200 °С, причем разогрев занимает до 4 ч. За час работы в установке сгорает до 5 л дизтоплива, за это же время производится 1,2 т качественного нового асфальта.

За час работы в установке РЦА-3,5, разработанной ОАО «Орёлстроймаш», сгорает до 5 л дизтоплива и при этом производится 1,2 т качественного нового асфальта

Серию ЭД-305М из трех очень прочных и надежных моделей различной производительности разработала и производит московская компания «Коминвест-АКМТ». Благодаря различным мощностным и габаритным параметрам покупатель имеет возможность сделать оптимальный выбор, приобретая ресайклер для выполнения своих конкретных задач. Так, наиболее компактная модель ЭД-305М-4, производительность которой составляет до 4 т/ч асфальтовой смеси, разогретой до +180 °С, незаменима при ямочных ремонтах небольшого объема и перекладке пешеходных дорожек. Небольшие габариты позволяют также эффективно ремонтировать асфальтовые покрытия во дворах домов, скверах и т. д.

Установка ЭД-305М-7 выдает до 7 т/ч смеси, поэтому ее целесообразно применять при восстановлении асфальтовых покрытий на больших площадях. Часто эту модель используют в стационарном режиме, когда необходимо переработать большие объемы вторичного асфальта – барабан смесителя позволяет одновременно принять 0,8 т асфальтовых отходов на измельчение и плавление.

Московская компания «Коминвест-АКМТ» разработала серию ресайклеров ЭД-305М. Загрузка барабана мод. ЭД-305М-10 составляет до 1,5 т, а мощность горелки – 400 кВт

Наиболее эффективная мод. ЭД-305М-10, способная за час произвести до 10 т АБС, также находит применение при выполнении ремонтных работ больших объемов, например, при устройстве выравнивающих слоев в процессе капитального ремонта большого участка дороги. Установку также часто монтируют стационарно: большая производительность позволяет ее использовать в качестве мини-завода по производству АБС. Загрузка барабана составляет до 1,5 т, а мощность горелки – 400 кВт.

* * *

Ресайклеры очень популярны в Западной Европе. Железнодорожники используют их для ремонта перронов, виадуков, в аэропортах с их помощью поддерживают идеальное состояние на взлетных полосах, дорожные службы, «вооруженные» ресайклерами, начинают ремонтировать наиболее изношенные участки уже в конце зимы либо ранней весной. В России еще не в полной мере оценили все преимущества горячего рециклинга. Но, судя по активности наших производителей этой техники, понимание необходимости производства горячих ресайклеров в больших объ­емах уже есть.