Мультилифты Shacman с крюками KROMANN L22S.60.6-HC готовы к отгрузке заказчику

Машина «100 в 1» (Часть 1)

Мультилифты: познакомимся поближе

Часть 1     Часть 2
Как-то в разговоре один из специалистов по мультилифтам на спор взялся назвать сто различных кузовов и спецнадстроек, которые могут использоваться с  такими автомобилями. И этот человек выиграл спор – он действительно назвал сто разных видов сменного спецоборудования, которое может устанавливаться на шасси с мультилифтами!

Мультилифт – это погрузочный механизм на шасси грузового автомобиля, который позволяет самостоятельно загружать и разгружать грузы (как правило, это сменные кузова, контейнеры, плаформы и т.п.) на шасси. Попутно заметим, что встречаются мультилифты и на шасси прицепов/ полуприцепов, в том числе тракторных, и на гусеничном шасси. Именно способностью работать с кузовами и спецнадстройками мультилифты отличаются от краноманипуляторных установок, которые загружают в кузов или на платформу автомобиля более мелкие грузы.

Мультилифт с крюком KROMANN L22S.57.6-HC со сменным кузовом 27 м3 и гидроманипулятором ММ100Z для раздельного сбора отходов

Конечно, правильнее было бы называть эти транспортные средства «автомобилем-самопогрузчиком, оснащенным погрузо-разгрузочным механизмом» (МПР). Но у нас, как это нередко бывает, исторически прижилось название фирмы Multilift, первой поставившей установки этого типа в нашу страну.

Сразу заметим, что формально относящиеся к этому же типу портальные автопогрузчики, перевозящие 8-кубовые бункера-«лодочки» с мусором, в данной статье мы рассматривать не будем ввиду ограниченного объ­ема журнальной статьи – эта техника может быть темой отдельной публикации.

Что? Мультилифт с ПУХТО!

Мультилифты являются сего­дня популярным и широко используемым оборудованием, прежде всего благодаря своей многофункциональности.

Например, вчера нужно было перевозить песок, гравий или металлолом, и мультилифт оснащался самосвальным кузовом под такой груз, а сегодня необходимо доставить техническую воду – и на то же шасси загружают цистерну, а завтра потребуется перевозить контейнеры – мультилифт сгрузит цистерну и будет транспортировать контейнеры.

Мультилифт МАЗ 6312 с крюком KROMANN L22S.57.6 и сменной илососной установкой

Во многих случаях очень удобно и экономически выгодно работать по челночной схеме, практически без холостых поездок: сгрузить с мультилифта пустой кузов, вместо него загрузить заполненный, и пока пустой кузов будут заполнять, автомобиль отвезет груз в заполненном кузове по назначению. При этом уменьшаются временные затраты на загрузку и выгрузку и соответственно производственные расходы.

Таким образом, один автомобиль выполняет функции многих, и в определенных ситуациях это приносит существенную экономию, например, при сезонном характере работ мультилифт можно эксплуатировать круглогодично, без простоев и без привлечения дополнительной техники.

Мультилифты используются во многих отраслях промышленности, включая добычу полезных ископаемых, крупномасштабное строительство, сбор и утилизацию отходов, лесозаготовки, снос строений, сельское хозяйство, ландшафтный дизайн и т.д.

Невозможно перечислить все сменные кузова и надстройки, которые устанавливают на автомобили-мультилифты, назовем лишь самые распространенные типы: контейнер-ПУХТО (пункт утилизации и хранения твердых отходов); самосвальный кузов, ломовоз, металловоз (в том числе с КМУ), платформа эвакуатора для автомобилей и спецтехники, цистерны под разные материалы, пескосолеразбрасыватель для обработки дорог и т.д.

Мультилифт на шасси КАМАЗ 43253 с крюком KROMANN MS8A.40.3 с пескоразбрасывателем и сменной цистерной для воды

Из более редких сменных надстроек для мультилифтов можно упомянуть бетоносмеситель, гидроподъемник с люлькой, платформу с кониками для перевозки древесины, жилые бытовки.

ООО «ВЕЛМАШ-С» (г. Великие Луки Псковской обл.) входит в состав группы компаний АО «Подъемные машины». Предприятие предлагает линейку крюковых погрузчиков («мультилифтов») «ПАЛФИНГЕР» грузоподъемностью от 5 до 30 т.

Важно то, что модели производства «ВЕЛМАШ-С» не зависят от поставок комплектующих из Европы, адаптированы к специфике работы в условиях эксплуатации в России, имеют высокий уровень защиты лакокрасочного покрытия и заправляются специальными смазочными материалами, не теряющими своих свойств при сильных перепадах температур.

Для повышения надежности и долговечности в конструкции крюковых погрузчиков «ПАЛФИНГЕР» используется ряд литых деталей, увеличивающих ресурс работы оборудования: крюк, вставка крюковой стрелы, опоры, предотвращающие боковое смещение бункера при транспортировке, и направляющие ролики.

Также оборудование комплектуется гидрораспределителями с пневматическим или электрическим управлением, дополнительными опорами на средней раме, увеличивающими надежность фиксации бункера при работе в самосвальном режиме, гидравлическими замками кузова, удерживающими бункер на крюковом погрузчике.

Интегрированная система безопасности предотвращает ошибочные действия оператора при работе. Система стабилизации уменьшает вероятность отрыва от земли передних колес шасси автомобиля при работе с бункером или платформой. Дополнительная алюминиевая защита гидравлических узлов предотвращает механическое повреждение элементов.

Долговечные и универсальные крюковые погрузчики «ПАЛФИНГЕР» можно использовать в самых различных отраслях и в сложных условиях эксплуатации.

Что учитывать при выборе мультилифта

Прежде чем принять решение о покупке мультилифта, необходимо проанализировать ряд ключевых факторов (которые, кстати, тесно взаимосвязаны друг с другом).

Соответствие условиям работ. Характеристики установки должны соответствовать виду и условиям будущих работ. В противном случае мультилифт быстро выйдет из строя по причине эксплуатации не по назначению или вообще не сможет выполнять основные или некоторые вспомогательные работы.

Знание того, как часто вы будете использовать каждую функцию, поможет вам выбрать оптимальную систему мультилифта. Например, при сборе и переработке ТБО требуется часто менять кузова. А если вы перево­зите грунт и гравий, вам придется довольно часто производить самосвальную разгрузку.

Чем быстрее ваш новый мультилифт будет выполнять эти операции, тем рентабельнее будет работа, ведь сэкономленное время – это заработанные деньги. Исходя из описанных выше задач, ваш мультилифт должен обеспечивать точную повторяемость движений и хорошую скорость выполнения операций.

Компактный мультилифт на шасси FAW СА3052 с базой 4300 мм с крюком KROMANN L22S.55.6-HC

Если вы работаете в условиях тесной городской или промышленной застройки и вам требуется высокая маневренность, то вам нужен компактный мультилифт с небольшой колесной базой. ГК KROMANN предлагает такой автомобиль на шасси FAW CA3250 с колесной базой 4300 мм, крюком KROMANN L22S.55.6-HC и 6-метровым сменным контейнером объемом 20–30 м3.

Мультилифт на шасси МАЗ 631228 с крюком KROMANN L22S.60.6 в составе автопоезда с прицепом-бункеровозом

Будет ли мультилифт работать в составе автопоезда, т.е. обеспечивать погрузку-разгрузку сменных кузовов как с тягача, так и с прицепа?

Тип, масса, размеры грузов. Проанализировав, с какими грузами будет работать мультилифт (по типу, массе, размерам), можно определить целевые характеристики установки: грузоподъемность, полная масса ТС, возможные габариты груза и т.д.

Грузоподъемность. Понятно, что при каждом рейсе автомобиль-мультилифт должен перевозить максимум допустимой полезной нагрузки, поскольку недогруз до разрешенной грузоподъемности равен потере дохода. Поэтому прежде чем покупать мультилифт, следует подсчитать, какой будет полезная нагрузка за один рейс, учитывая массу самого оборудования. Грамотно проанализировав все эти факторы, вы можете оптимизировать рентабельность перевозок и величину затрат.

Для того чтобы быть уверенным в длительной и стабильной работе машины, рекомендуется предусмотреть 10–20% запас по грузоподъемности (и соответственно мощности) установки. С другой стороны, брать технику с большим «запасом» не рекомендуется. Она обойдется значительно дороже, а ресурсы на практике использоваться не будут. Например, торговая марка KROMANN предлагает крюковые погрузчики с повышенной грузоподъемностью 22 т вместо 20 т для трехосных мультилифтов полной массой от 30 т, грузоподъемностью 30 т вместо 26 т для четырехосников с полной массой от 41 т. На рынке имеется широкий выбор моделей мультилифтов с различной грузоподъемностью, примерно от 1 до 50 т. Например линейка крюков KROMANN предлагает крюки 3–6–8–10–14–15–18–20–22–26–30 т.

Мультилифт на шасси МАЗ 6312С9 с крюком KROMANN L22S.60.6-HC

Допустимая длина сменного кузова или груза является не менее важной характеристикой. Рынок предлагает, в частности, широкий выбор самых различных вариантов кузовов и контейнеров с емкостью от 6 до 40 м3. Важно при выборе контейнера проверить кинематику мультилифта в самосвальном режиме, не допустить контакта кузова с землей при максимальном его наклоне и обеспечить необходимую минимальную нагрузку на переднюю ось (хорошую управляемость), как это делают специалисты KROMANN при проектировании автомобилей.

Допустимая (габаритная) высота подъема сменного кузова/ контейнера может быть одной из наиболее важных характеристик, влияющих на выбор мультилифта, если работать придется в условиях ограничения по высоте подъема.

Скорость работы (время рабочего цикла) также важна для рентабельности эксплуатации мультилифта. Коробка отбора мощности и гидравлический насос в паре должны обеспечить для этого необходимый поток рабочей жидкости.

Наличие дополнительного оборудования. Установки мультилифт иногда дополняются гидравлическим манипулятором с грейфером для погрузки металлолома и ТБО. Манипулятор устанавливается в пространство за кабиной перед крюковым погрузчиком и в транспортном положении занимает минимум пространства. Такой автомобиль называется комбинированным. Конечно, манипулятор увеличивает общую массу оборудования и уменьшает массу полезного груза, но в некоторых случаях на это идут ради удобства и повышения производительности (эффективности) машины.

Комбинированный автомобиль на  шасси КАМАЗ  6520 с крюком KROMANN ML18S.52.6-HC и  гидравлическим манипулятором ММ100Z за кабиной

В технической литературе упоминаются гидравлические опоры-стабилизаторы, монтируемые между рамой и рессорой задней оси, чтобы исключить возможность отрыва передней оси автомобиля-мультилифта от дороги в фазе захвата груженого контейнера с земли и постановки его в транспортное положение. Эту систему стабилизации активно предлагает на своих мультилифтах ГК KROMANN. На каждый автомобиль обязательно делается расчет устойчивости в двух фазах и по его итогам принимается решение об установке системы стабилизации. Критерий ее использования – масса контейнера с грузом, при которой автомобиль не «козлит», должна соответствовать грузоподъемности мультилифта. Поэтому не имеет смыла использовать крюк большей грузоподъемности.

Испытания мультилифта МАЗ 6312 с крюком ML18S.52.6-HC на устойчивость

Работаете ли вы в районе, где действуют жесткие нормы уровня шума? В некоторых районах городов действуют строгие ограничения уровня шума работы. Если вы эксплуатируете мультилифт в таком районе, рекомендуется приобрести машину, у которой двигатель работает на пониженных оборотах, время рабочего цикла короткое и трение кузова и прочих деталей механизма мультилифта сведено к минимуму.

Блокираторы рессор задней оси на мультилифте KROMANN

Система управления. На рынке предлагаются мультилифты с различными типами систем управления, поэтому перед покупкой следует проанализировать, какие функции установки вам могут понадобиться для работы, чтобы погрузчик работал с максимальной эффективностью. Вам нужна только простая и доступная пневматическая система, чтобы органы управления были в кабине и снаружи, или вы хотите иметь программируемое интеллектуальное управление, которое позволяет точно и эффективно управлять процессом погрузки-разгрузки из кабины?

Пневматический пульт управления KROMANN в кабине

Подумайте, покупать вам ультрасовременный вариант, множество функций которого вам не понадобится, или соглашаться на базовый вариант, который не справится со сложной работой. А может быть, цифровые функции, не нужные сейчас, потребуются вам в будущем, чтобы повысить общую производительность автомобиля-мультилифта? Потребуется сейчас или в будущем дистанционное радиоуправление, которое обычно предлагают как опцию? Если позволяет бюджет, рекомендуем выбирать систему управления с возможностью модернизации.

Электрический дистанционный пульт управления крюка KROMANN S6S в кабине

Торговая марка KROMANN предлагает средние и тяжелые мультилифты с простой и надежной пневматической системой управления: пневматический дистанционный пульт в кабине и пневматический привод золотников гидравлического распределителя. Легкая серия крюков 3–6 т предлагается в исполнении с электрическим приводом распределителя и электрическим дистанционным пультом управления в кабине.

Гидравлический бак 140 л устанавливается за кабиной на шасси 8х4 с короткой колесной базой, счетчик моточасов ведет учет наработки крюкового погрузчика

Безопасность. Неотъемлемой составляющей систем управления являются и функции безопасности, обеспечивающие надежную защиту груза и оператора. Изучите предлагаемые производителем автомобиля-мультилифта опции, повышающие безопасность работы, например, антиблокировочные системы тормозов, автоматические защелки для фиксации груза, блокировки безопасности и интеллектуальные функции, которые снизят риск несчастных случаев, в том числе предупреждающие водителя, что кузов не полностью опущен на раму и не готов к транспортировке, а также системы стабилизации транспортного средства. В мультилифтах KROMANN в кабине устанавливаются световые и звуковые индикаторы закрытых замков фиксации контейнера, включения КОМ, движения задним ходом.

При проектировании мультилифтов технические специалисты ГК KROMANN придают важное значение учету вышеуказанных критериев. Например, заказчик планирует использовать мультилифт для транспортировки биологических отходов после забоя скота и птицы на предприятиях мясопереработки с полным циклом. Работать автомобиль будет в основном как технологический транспорт на площадке завода с выездом на небольшое плечо. Уровень шума от работы мультилифта не нормируется. Специальные сменные накопительные контейнеры с полезной длиной 5–6 м и объ­емом от 18 до 24 м3 располагаются внутри цехов в ограниченном пространстве.

Надо учитывать, что биологические отходы текучие и имеют жидкую составляющую, поэтому при наклоне контейнера в процессе загрузки на автомобиль жижа перетекает к задним воротам и может перетечь через них, центр масс груза смещается назад. Поэтому объем контейнера для биоотходов должен быть больше объема груза на 30–40%. Жидкие отходы накапливаются в герметичных емкостях объемом до 10–12 м3. С учетом этих факторов заказчику предлагается компактный мультилифт с высокой маневренностью, грузоподъемностью не менее 20 т.

Варианты использования шасси: 3-осное, 6х4 полной массой 29–33 т с колесной базой от 3950 до 4300 мм, или 4-осное, 8х4, полной массой 31 т с колесной базой (расстояние от 1 до 3 оси) от 4380 до 4500 мм; двигатель от 300 до 400 л.с., спальное место кабины и оборудование для работы с прицепом в составе автопоезда не требуются; зато система стабилизации в виде блокираторов рессор задней оси необходима, так как в процессе подъема контейнера с земли центр масс груза смещается назад и машину «козлит». Примеры шасси 6х4: FAW CA3250 с полной массой 31 т и базой 4300 мм, МАЗ 631226 с полной массой 29 т и базой 3950 мм; шасси 8х4: КАМАЗ 6540 с полной массой 31 т и базой 4470 мм.

Варианты крюковых погрузчиков: для шасси 6х4 – ML18S.52.6-HC, L20S.55.6-HC с рабочей длиной 5200 мм и 5500 мм и грузоподъемностью 18 и 20 т соответственно; для шасси 8х4 – L22S.55.6-HC грузоподъемностью 22 т; управление пневматическое, отдельная секция на распределителе и пульте управления и подготовка для установки системы стабилизации.

Мультилифт МАЗ 6312 с крюком L22S.57.6-HC с кузовом для транспортировки биоотходов

Каков размер вашего бюджета на приобретение мультилифта? Мультилифт – это серьезная финансовая инвестиция, и стоимость установок может сильно отличаться в зависимости от типа и всех перечисленных выше факторов. Хорошая новость заключается в том, что мультилифты KROMANN имеют сравнительно низкую стоимость по сравнению с другими брендами (HYVA, Palfinger, HIAB), а правильно подобранный техническими специалистами KROMANN мультилифт в итоге сэкономит вам деньги, сократив производственные расходы на транспортировку и рабочую силу.

Шасси. Когда с параметрами механизма мультилифта определились, можно переходить к выбору шасси. Поинтересуйтесь, каков будет расход топлива, так как топливо всегда является существенной статьей расходов.

Производитель спецтехники. Излишне говорить, что нужно выбирать мультилифт от известного производителя, имеющего необходимый опыт, долго работающего на рынке, ознакомившись с отзывами на продукцию от авторитетных клиентов. Безусловно, вся необходимая документация и сертификаты, установленные законами Российской Федерации, должны быть в наличии. Например, предприятия Группы компаний KROMANN более 15 лет производят и продают на рынке мультилифты своей торговой марки и специализируются исключительно на этой продукции.

Компактный мультилифт МАЗ 6516 с крюком XL26S.57.6-HC с кузовом для транспортировки биоотходов

Поинтересуйтесь качеством материалов, из которых изготавливается механизм, а также качеством покраски, отделки изделия, чтобы оно прослужило долгие годы и сохранило удовлетворительный внешний вид, а не выглядело старым и изношенным уже через год. Немаловажное значение имеет и стоимость машины на вторичном рынке, этим обязательно стоит поинтересоваться заранее.

И наконец, условия гарантии и организация послепродажного обслуживания мультилифта, снабжения запчастями и расходными материалами. От этих факторов напрямую будет зависеть рентабельность ваших инвестиций.


В конечном итоге от того, насколько вы учтете все описанные факторы и правильно подберете мультилифт к конкретным условиям ваших работ, будет во многом зависеть рентабельность его эксплуатации. Но имейте в виду, хотя мультилифт и считается многофункциональным, сложно и дорого реализовать в одном автомобиле множество различных разнородных функций, как хотят некоторые заказчики. Лучше разделить функции по группам и реализовать их в нескольких мультилифтах с разным исполнением.

Далее мы рассмотрим по­дробнее, какие существуют типы мультилифтов и как специалисты оценивают эффективность применения этой техники.

компании по теме статьи
компании по теме статьи