Мобильные подогреватели

В. Дмитриев

Как известно, Россия является самой холодной страной мира. Рассчитано, что среднегодовая температура в России –5,5 °С, а, например, в Финляндии +1,5 °С. По разнице летней и зимней температур, а также ночной и дневной мы тоже первые. В таком климате надо жить, работать – строить, добывать полезные ископаемые, перекачивать нефть и газ по трубопроводам и т. д. Как и у людей, у многих механизмов запас прочности ограничен. Стационарные производственные, жилые помещения отапливаются. Однако достаточно часто возникает необходимость создать комфортные условия на временных участках работы: например, на отдаленных строительных участках зимой нужен подогрев техники, вахтовых жилых вагончиков, задвижек при эксплуатации и ремонтируемых участков при ремонте газо- и нефтепроводов в зимних условиях. Можно привести много примеров, когда требуется теплый воздух без прокладки стационарных тепловых сетей. Специальное оборудование, смонтированное на автомобильных шасси, оперативно переправляется в нужное место, часто по бездорожью, нагревает относительно большой объем воздуха и направляет его поток в зону, требующую нагрева. Тем самым обеспечиваются комфортные условия для работы механизмов и людей в нашем не очень приветливом климате. Речь идет о мобильных воздухонагревателях.

В Советском Союзе работы по созданию подогревателей были начаты не с целью обеспечить теплом северян-вахтовиков. Разработку и создание мобильного подогревателя начали по заказу Военно-Воздушных Сил Минобороны для предпускового прогрева при температуре окружающей среды от +10 до –55 °С двигателя летательного аппарата перед запуском, т. е. в первую очередь для поддержания обороноспособности страны. Такую спецтехнику, называемую «унифицированные моторные подогреватели», обычно монтировали на полноприводных автомобильных армейских шасси. Унифицированные потому, что с помощью оборудования этих автомобилей со стандартными местами для присоединения трубопроводов возможен обогрев кабин экипажа тяжелых самолетов и других авиационных объектов, их электронных, гидравлических, топливных систем. Моторные подогреватели поставляли в основном на аэродромы. Это уже позже машины, распродаваемые с хранения, попали на Крайний Север и заняли свою нишу в производственном цикле народного хозяйства страны.

Сейчас на российском рынке присутствует несколько подогревателей. Прежде всего это УМП-350-131 – унифицированный моторный подогреватель на шасси ЗИЛ-131Н, который изготавливает Прилукский арендный завод «Пожмашина» (Украина). Эксклюзивным дилером АЗ «Пожмашина» в России является ООО «Автозапчастькомплект», входящее в ООО «Автомаш Холдинг». В настоящий момент эта компания также предлагает к реализации УМП-350 на шасси Урал-4320-41 (Euro 2), Урал-43206-41 (Euro 2), ЗИЛ-131Н, ЗИЛ-5301БО («Бычок»). В стадии сертификации находится модель УМП-350 на шасси КамАЗ-4326. Появление новых модификаций произошло из-за резкого снижения выпуска шасси ЗИЛ Уральским автомоторным заводом.

Арендный завод «Пожмашина» начал устанавливать модуль УМП-350 на шасси Урал-4320 с 1998 г. Эта машина в основном используется на объектах народного хозяйства, в нефтяной и газовой отраслях.

В соответствии с опытом эксплуатации УМП-350-131 в условиях Крайнего Севера и для выполнения аналогичных задач специально по заказу нефтегазодобывающих организаций Западной Сибири челябинское ОАО «Завод Строммашина» разработало подогреватель УМП-400-43206 с запоминающимся названием «Горыныч». Новая модель выполнена на шасси двухосных автомобилей Урал-43206 или КамАЗ-4326. В создании «Горыныча» авиационные специалисты участия не принимали, и по этой причине подогреватели на двухосных шасси пока не появились на аэродромах, но работы по сертификации машины в авиапромышленности уже ведутся. Так что скоро челябинская «печка» будет согревать и авиацию.

В июне 2003 г. по заказу «Ист Лайн Хэндлинг» компания «Автомаш Холдинг» разработала и изготовила подогреватель на шасси ЗИЛ-5301БО. Изготовлено три машины, которые сейчас успешно работают в аэропорту Домодедово. Ведется сертификация данной машины в ГСГА – Государственной службе гражданской авиации.

Немного о конструкции подогревателей, или, как их называют в народе, о «стюардессе», «грелке» и т. п. Прилукский подогреватель способен одновременно подавать атмосферный воздух, подогретый до 80...115 °С, со скоростью до 25 м/с к пяти авиадвигателям или кабинам. В основе конструкции – калорифер (воздухонагреватель) собственной разработки, достаточно производительный и надежный. В летний период вентилятор УМП можно использовать (без запуска подогревателя) для продувки кабин самолетов и других объектов. Такие же параметры у челябинской машины. Бо’льшую часть места в кузове занимает собственно подогреватель, состоящий из кожуха, камеры сгорания, воздухораспределителя и калорифера. На УМП-350 слева и справа от подогревателя на полу кузова расположены два цилиндрических топливных бака на 300 л для питания калорифера, работающего на авиационном реактивном топливе Т-1 или С-1. Некоторые модели подогревателей работают на такой же солярке, которая используется и для двигателя автомобильного шасси. Это одно из их преимуществ, и далеко не последнее. Первые модели УМП-350 работали только на авиационном топливе. По многочисленным просьбам покупателей ООО «Автомаш Холдинг» и АЗ «Пожмашина» разработали подогреватель, работающий на дизельном топливе, что позволяет облегчить и удешевить его эксплуатацию в регионах с дефицитом авиационного керосина.

УМП-350 на шасси ЗИЛ-131Н

На Украине УМП-350-131 в свое время был создан полностью на «советских» комплектующих. В основе конструкции челябинского подогревателя – воздухонагреватель ООО «Челябинское предприятие теплогенерирующих установок», специалисты которого использовали в конструкции с целью повысить надежность немецкие форсунки фирмы Giersch – завода по производству жидкотопливных и газовых горелок. Это несколько усложняет их поставку в запчасти, но в то же время обеспечивает КПД около 90% и низкий расход топлива. Две блочные горелки калорифера челябинского теплогенератора могут работать и одновременно, и поочередно.

Принцип работы воздухоподогревателя заключается в передаче тепла от калорифера атомосферному воздуху. Тепло для нагрева воздуха выделяется при сжигании топлива в камере сгорания калорифера, смонтированного на специальной раме, закрепленной на полу кузова. Воздух в калорифер и камеру сгорания подается вентилятором центробежного типа по раструбу, после нагрева он поступает в напорные рукава, идущие непосредственно к обогреваемым объектам. Здесь начинаются различия в конструкции. На прилукских машинах оригинальный вентилятор установлен в задней части кузова, его номинальная частота вращения 2 400 мин-1. Воздух забирается при открытых дверях от задней стенки кузова. Вентилятор получает вращение через два последовательно установленных карданных вала от коробки дополнительного отбора мощности, установленной на заднем торце первичного вала раздаточной коробки. На переднем торце вентилятора установлен ременный привод топливного насоса подогревателя.

На челябинском подогревателе стандартный серийный вентилятор с малыми оборотами 1 100 мин-1 установлен сразу за кабиной шасси, перед кузовом. Воздух забирается в основном слева, из зоны между кузовом и кожухом вентилятора. Вентилятор приводится при помощи ременной передачи от промежуточной опоры, вал которой в свою очередь получает вращение через карданный вал от коробки дополнительного отбора мощности.

УМП-350 на шасси ЗИЛ-5301БО

После калорифера в УМП-350 нагретый воздух по коллектору от передней части кузова поступает к гильзам, имеющим с заднего торца кузова пять выходов, а в УМП-400 воздух непосредственно попадает в пять выходов. Таким образом, на УМП-400 расстояние подачи нагретого воздуха до входа в рукава минимальное, что уменьшает тепловые потери и увеличивает КПД.

К пяти задним торцам рукавных гильз, которые на УМП-350 находятся в верхней задней части кузова, а на УМП-400 – в центре задней стенки, прикрепляются рукава. В транспортном положении гильзы закрыты крышками. Рукава с внутренним диаметром 220 мм изготовлены из одного слоя кирзы и двух слоев парусины; внутри во избежание складывания и для обеспечения плавных изгибов установлена пружинная спираль. Всего в комплект подогревателя УМП-350 входит 15 рукавов, каждый длиной 6 м. В транспортном положении их укладывают внутри пеналов. Крепление рукава к приемным устройствам самолетов осуществляется специальными наконечниками, также входящими в комплект подогревателя. Крепление и соединение рукавов производится затяжными хомутами, для обогрева через одну рукавную линию двух стоящих рядом самолетов или двух мест на одном объекте используется разветвление. В настоящее время в России пока не налажено производство рукавов, а потому для их заказа в запчасти придется обращаться в Прилуки. На УМП-400 рукава в транспортном положении хранятся в специальных пеналах, а не в трубах подачи воздуха, что упрощает манипуляции при их укладке во время работы и делает более удобным наблюдение за качеством рукавов.

УМП-350 на шасси Урал-4320-41

Все основные узлы подогревателя размещены в его кузове. На УМП-350 кузов имеет по две большие двери и одной малой слева и справа для доступа к основным агрегатам установки и узлам топливной системы. На кузове челябинской машины четыре двери, но дверь слева занимает почти всю площадь кузова, облегчая доступ к воздухонагревателю. Для удобства технического обслуживания и ремонта узлов подогревателя крыша кузова выполнена съемной, крепится к каркасу болтами и уплотняется по периметру. При подъеме крыши «Горыныча» сразу поднимаются и пеналы, обеспечивая полный доступ вниз.

Кузова машин обоих заводов оборудованы задней откидной площадкой для удобства подхода к крышкам рукавных гильз и укладки рукавов при переезде на небольшие расстояния. Для удобства входа площадка оборудована откидной подножкой. В кабинах шасси для подогревателя установлены с правой стороны дополнительные щитки приборов, с помощью которых осуществляется запуск и контроль работы агрегатов.

Если необходимо обеспечить обогрев временной стоянки автопредприятия, быстро прогреть строительный объект или просто палатку для ремонта техники, можно выбрать достаточно дешевую машину на шасси ЗИЛ. При удачном поиске цена машины составит около полумиллиона рублей. Можно взять даже неэксплуатируемый, снятый с хранения военный подогреватель, ведь рынок запчастей пока основательно заполнен деталями для УМП-350. Однако здесь можно ошибиться с продавцом, предпродажной подготовкой для расконсервируемой машины и с выполнением гарантийных обязательств.

Намного надежнее заказать на заводе-изготовителе или у официального дилера новый, гарантийный, более дорогой, но имеющий определенные конструктивные и эксплуатационные преимущества подогреватель. В конце 2003 г. одна такая машина, в зависимости от базового шасси, стоила от 1,1 до 1,8 млн. руб.