Будет бум! Российский рынок грузовых и специальных шин

С. Подгурский

Положение на российском рынке грузовых и специальных шин – такова была тема беседы нашего корреспондента с генеральным директором российской компании VOCH Владимиром Чибирёвым и руководителем направления грузовых и специальных шин этой фирмы Игорем Горюшкиным.

Основные участники рынка

На российском рынке грузовых и спецшин приблизительно 60% принадлежит отечественному производителю с бывшими странами СНГ, остальные 40% – это поле конкуренции основных игроков: Michelin занимает примерно 20% рынка, остальное делят между собой Continental, GoodYear, Bridgestone, Nokian. Возможно, доли этих производителей будут расти. Понемногу продают китайские компании, турецкие, а также корейские и японские (помимо Bridgestone). Все иностранные «шинные» фирмы уже имеют представительства в России, а Michelin и Nokian даже построили заводы.

У Michelin очень востребован бренд Kormoran, это сравнительно недорогие шины. Однако, по отзывам клиентов, качество в последнее время стало «хромать», когда открыли производство в Румынии. Рынок шин Michelin практически заполнен. У этой компании очень много дилеров, которые конкурируют между собой, поэтому стараются цену держать почти как у изготовителя и мало зарабатывают на шине – чуть ли не 100...200 руб. У Bridgestone востребованная марка – это прежде всего Firestone, однако поставки на рынок не всегда стабильные. У GoodYear в последнее время постоянная нехватка шин из-за перебоев с поставками.

Nokian только вышла на рынок, планируя серьезно заниматься грузовыми и специальными шинами в России. Компания предлагает модели зимних шин, которым даже у Michelin нет равноценных – они выполнены по новейшим технологиям. Уже есть опыт продаж этих шин в России, и оценки клиентов очень высокие. Цена немного ниже, чем у Michelin, так как Nokian – не столь «раскрученный» бренд, и все-таки можно предполагать, что постепенно он займет серьезную долю этого рынка.

На рынке спецшин лидируют все те же игроки – Michelin, GoodYear, Bridgestone. Nokian предлагает уникальную линейку шин для лесозаготовительных машин. На этом рынке присутствуют еще два бренда: Petlas (Турция) и Mitas (Чехия) – шины для дорожно-строительной техники небольших размеров, погрузчиков и т. п.

Дым отечества – сладок ли он?

Итак, поговорим об отечественных производителях грузовых шин. Высокая доля продаж на рынке, которая на них приходится, складывается за счет потребления их продукции крупными государственными автопредприятиями общественного транспорта – автобусными, троллейбусными парками и т. п. Это наследие прежних времен, когда заводы поставляли шины автопаркам по разнарядке. Кроме того, частные автоперевозчики, которые возникали в начале 1990-х годов, приобретали грузовые автомобили б/у, на которые ставить дорогие иностранные шины нерационально, теперь тоже приобретают более дешевую отечественную продукцию.

На импортную технику никто не будет ставить некачественные шины

Однако уровень качества российских грузовых шин сегодня в целом не отвечает потребностям рынка. Новейшие технологии, которые используют основные европейские производители, недоступны отечественным заводам. Оборудование и, по-видимому, материалы, из которых изготавливаются отечественные шины, также хуже, чем у ведущих европейских фирм. Скорее всего, с целью снизить цены материалы используются не самого высокого качества. За последние 20 лет в России не появилось ни одного частного современного завода по производству автошин. Показательна в этом смысле судьба Московского шинного завода.

Предприятие пыталось как-то держаться на плаву в рыночной экономике. В свое время, после дефолта 1998 г., когда доллар резко подорожал и западные шины стали недоступны российскому потребителю, спрос на продукцию Московского шинного завода возрос неимоверно. Люди ночевали у ворот предприятия, чтобы утром схватить любые шины, которые могли бы им предложить заводчане. В период с 1998-го по 2002 г. завод получал огромную прибыль за свою продукцию. Но как были использованы эти деньги? Почему не модернизировано производство, не приобретено современное оборудование, технологии, не обновлен персонал? Завод пытался работать с компанией Continental, однако результата это не принесло. В итоге завод признан банкротом и продан. Почему такое возможно в нашей стране? Это неправильно, это беда нашей экономики.

К сожалению, не видно ярких примеров прогресса и на других отечественных заводах шин. В стране появляются новая техника, грузовики и тяжелые машины, а модельный ряд отечественных шин не обновляется, новые типоразмеры не выпускают, нагрузочные характеристики остаются прежними. Даже если ценой немалых вложений российская промышленность и выпускает небольшие, не слишком разнообразные ряды новых шин (известны такие примеры), имидж российской продукции весьма низок, а цена новых шин почти как у недорогих европейских.

Огромные шины для спецтехники невозможно обработать вручную

В результате потребитель предпочитает немного доплатить и купить проверенную иностранную шину. Разница в цене не столь велика, чтобы выгодно было покупать отечественную шину.

Переубедить потребителя, у которого за много лет уже сложилось негативное отношение к отечественной продукции, сложно. Имидж для торговли очень важен и дорогого стоит. Для формирования и изменения имиджа требуются большие финансовые вливания.

Ветер с Востока

Китайцы предлагают много своей продукции, но покупатель, как правило, недоволен качеством. Для китайских шин на российском рынке есть неохваченная ниша – американские грузовики: на них шины специфических размерностей, которые основные западные производители на российский рынок не поставляют. Такие шины поставляет бренд Goodride, один из немногих китайских, о котором отзывы потребителей неплохие. Есть и другие известные неплохим качеством китайские бренды, например Aeolus, но у них и цена приближается к Kormoran, и все растет. Китайцы – хорошие, «прирожденные» коммерсанты, но все же отстают на рынке шин. Причина отставания та же, что у российских производителей: отсутствие современных технологий. Но в Китае всячески стремятся их освоить – покупают лицензии на снятую с производства мировыми производителями продукцию, изготавливают не очень качественные копии и продают в Россию и страны третьего мира. Прогресс в Китае колоссальный и стремительный, поэтому нет сомнений – там быстро все поймут и исправят.

Основные потребители отечественных шин – коммунальные предприятия общественного транспорта

Корейские производители шин, в том числе ведущие Hankook и Kumho, всегда пассивно работали на российском рынке. До сих пор в России нет ни одного корейского представительства по шинам. Дистрибьюторы постоянно меняются, нет порядка в работе. Почему это происходит? Ведь корейцы – исключительно дисциплинированный народ. Например, сейчас в Китае наблюдается всплеск уважения к Корее и популярности всего корейского. Китайцы в автомобиле слушают корейскую музыку, корейские студенты в Китае получают грандиозные льготы в отличие от российских. Причина такой популярности – в высоком уровне жизни в Южной Корее и высоких темпах ее развития, которые восхищают китайцев и являются для них предметом подражания. В Корее плановое производство, производится огромное количество шин, но в своих планах они Россию просто не рассматривают: по грузовым шинам квот на Россию они практически не выделяют, а те мизерные поставки, что все же проходят, очень нестабильны, и потому прогнозировать и серьезно рассчитывать на Южную Корею не стоит. Скорее всего, там главное внимание направлено на американский рынок. Южная Корея давно является одним из основных восточноазиатских торговых партнеров США, и, очевидно, эта «привычка» сохраняется в менталитете корейцев. Корейские шины и диски представлены на всех американских сайтах. В Россию из Кореи эта продукция практически не поставляется.

Вот пример из практики «российско-корейской» торговли. Есть корейский автобус с шинами размерности 7.5R18. Шины такой размерности выпускает только компания Hankook. Автобусов накупили множество – и в Москве, и в регионах. Спрос на эти шины просто бешеный, а поставок от Hankook, несмотря на запросы наших компаний, почти никаких!

Корейцы создают все новые препятствия российским компаниям, желающим с ними работать, поэтому и российские фирмы обращают свое внимание в сторону тех производителей и стран, где больше заметно желание работать в России. Конечно, корейцы делают крупную ошибку. Возможно, они это уже поняли или скоро поймут. Есть признаки, что ситуация постепенно меняется. Достаточно посмотреть на рынок легковых и коммерческих автомобилей, где корейцы работают очень активно.

Из японских «шинников» на отечественном рынке представлен лидирующий в мире концерн Bridgestone, который ведет политику тотального охвата всех рынков, в том числе российского. Недавно появилась компания Yokohama, представительство которой только что открылось. Едва появившись, этот бренд совершил типичную ошибку: сразу попытался проникнуть на рынок легковых шин, где конкуренция самая сильная. А ведь достаточно было провести грамотное маркетинговое исследование и завезти грузовые шины, и тогда на этом рынке Yokohama превзошла бы многие другие бренды. На рынке спецшин Yokohama работает более успешно, пользуются популярностью ее шины для мобильных кранов, однако в целом ситуация для нее пока не очень благоприятная. Может, дело в том, что российское представительство Yokohama не доводит до головного офиса информацию о больших потенциальных возможностях рынка грузовых и специальных шин в России.
По всем остальным японским производителям ситуация сходная с корейской: нестабильные поставки, мизерные квоты. Toyo Tires и Sumitomo до сих пор не имеют представительств в России.

Рынок их заставит

Мировые производители шин совершили серьезный просчет. Почему-то все, кто имеет в России представительства, ринулись в рынок легковых шин. На этом рынке они практически вытеснили и отечественного производителя, и китайцев, и корейцев, с каждым годом занимая все бльшую долю. На грузовом рынке активность мировых лидеров шинной промышленности неоправданно мала. Можно предположить, что причина в недостатке специалистов по торговле и маркетингу грузовых и специальных шин. По легковым шинам специалистов еще можно найти, но по грузовым, а тем более по специальным их почти нет. Поэтому головные офисы мировых компаний не имеют реальной информации о положении дел на нашем рынке.

Сейчас в Россию идет огромное количество импортных машин. Через год эксплуатации возникнет потребность менять шины на этой технике. Несложно предвидеть колоссальный бум спроса на грузовые и специальные шины на следующий год. Однако впечатление такое, что никто из иностранных производителей этого не ожидает: квоты для России не увеличивают. Скорее всего, под давлением законов рынка ситуация изменится: рынок их заставит обратить внимание на Россию.

Перспективы, или Кто стартует первым?

В ближайшей перспективе – резкий подъем рынка, а лучше сказать, рынок грузовых и специализированных шин сейчас только формируется по-настоящему. Очевидно, рыночная доля российских производителей так же резко сократится. Российский коммерсант сегодня уже научился считать деньги, и он понимает, что если есть финансовая возможность, то выгодней купить новый качественный грузовик и ставить на него качественные шины лучших мировых производителей. В конечном итоге эти вложения дадут экономию, будут более рентабельны, чем эксплуатация старой техники на шинах российского производства. Эта тенденция сегодня уже четко видна.

В стране растет благосостояние, идет приток денежных средств, которые вкладываются в том числе и в закупки импортных машин и оборудования. Мы видим это постоянно: огромное число новых импортных машин на дорогах, стройках, в горнодобывающих карьерах и на полях. Предстоит Олимпиада в Сочи, в этот проект тоже вкладываются огромные деньги! Во всех крупных городах России идет грандиознейшее строительство, и везде требуется техника. Объемы закупок огромны.

На 2008 г. прогнозируется серьезный дефицит грузовых шин – именно шин хорошего качества. Никто не будет на новые грузовики MAN и Volvo ставить шины отечественного производства, к тому же условия гарантии этого не позволят. Китайские шины тоже не поставят – у потребителя уже есть негативный опыт их эксплуатации, и имидж у китайских шин на рынке не лучший. Поэтому лидерами рынка наверняка останутся названные выше европейские производители, качество продукции которых проверено годами эксплуатации. Остается надеяться, что в этой ситуации Michelin, Bridgestone и GoodYear, а может быть, и еще какие мировые компании наладят поставки грузовых и специальных шин в достаточном количестве.

В лидеры в 2008 г. выйдет тот бренд, который первым сориентируется в ситуации. Очевидно, тот, у кого в представительствах работают самые опытные маркетологи.