Показывает Амстердам (ч.1)

Владимир Чехута

Международная выставка коммерческого автотранспорта The European Road Transport Show (TERTS) прошла в Амстердамском выставочном центре RAI с 26 октября по 3 ноября. Крупнейший по масштабу ежегодный форум собрал всех европейских автопроизводителей и, конечно, фирмы со всего мира, выпускающие компоненты, узлы и принадлежности, применяемые в автомобильной промышленности. Свыше 350 компаний продемонстрировали свои последние достижения, посмотреть на них пришли в общей сложности 150 тысяч посетителей. Кстати, количество визитеров в этом году стало рекордным и превысило показатель предыдущего TERTS-2005 на 23%.

«Фургон года» Citroёn Jumpy

Открывал выставку ее директор Рон Бонсен, который в своей речи сказал: «Дайте транспорту больше места (здесь он имеет ввиду законодательно разрешить использовать длинномерные и пока экспериментальные сцепки LHV или EcoCombi. – Прим. ред.) и обеспечьте субсидирование установки сажевых фильтров» (борьба за экологию легла неслабым финансовым бременем на всех перевозчиков. – Прим. ред.). Далее Бонсен обозначил три основные проблемы, характеризующие основные тенденции TERTS-2007: это мобильность подвижного состава, экология и возросшие расходы транспортных компаний. Он, в частности, отметил, что благосостояние и процветание Нидерландов во многом зависят от положения дел в транспортном секторе страны. Рон особо подчеркнул, что пора поставить на место тех лоббистов, которые видят в грузовых автомобилях только разрушителей окружающей среды, и подытожил: «Автоиндустрия за последние пятнадцать лет сделала революционный скачок в техническом уровне. Сегодняшний коммерческий транспорт по сравнению с прошлым почти на 30% меньше наносит вред окружающей среде, а по эмиссии сажи сокращение достигло 95%».

Безусловный авторитет амстердамскому автосалону RAI придает то, что именно здесь называются новые обладатели престижных титулов «Truck of the Year» («Грузовик года») и «Van of Year» («Фургон года»).

DAF с высокой кабиной Space Cab

Итак, Грузовиком 2008 года объявлен автомобиль MAN TGS/ TGX. Второе место получил IVECO Stralis, третье – Renault Lander. Комментируя знаменательное событие, председатель жюри Энди Солтер отметил: «Это уже седьмой титул, полученный грузовиками концерна MAN с момента учреждения почетного звания «Truck of the Year». Это беспрецедентное достижение». «Хороших водителей не так много, – говорит Солтер, – и они действительно заслуживают хорошего рабочего места. Думаю, модельный ряд TG в состоянии предоставить им оптимальную комбинацию комфортного жизненного пространства и рабочего места. Надо отметить, что мюнхенский концерн реально преуспел в создании надежного, экологичного и малошумного грузовика».

Титула «International Van of the Year 2008» был удостоен легкий фургон Sevel – мультибрендовый совместный проект французской компании PSA и итальянского концерна FIAT. То есть лауреатами почетной премии теперь будем называть идентичные фургоны: Peugeot Expert, Citroёn Jumpy и FIAT Scudo. Второе место получил Renault Kangoo. Председатель «фургонного» жюри Питер Виман отметил, что судейская коллегия была впечатлена инновационностью и одновременно функциональноcтью конструкции Sevel, экологичностью двигателя, высоким уровнем безопасности, комфорта и управляемости автомобиля. Модельный ряд Sevel предоставляет покупателю широкий выбор различных вариантов кузова (две колесные базы, два значения высоты шасси и разные конфигурации установки дверей).

Гибридная трансмиссия DAF

Завершая рассказ о церемонии открытия TERTS, осталось сообщить, что приз за инновацию получило транспортное средство под названием Hytruck. Это 7,5-тонное автомобильное шасси грузоподъемностью 3400 кг оснащено водородным двигателем и предназначено для развозки грузов в центре больших городов. Hytruck был одним из пяти кандидатов на почетный титул и, по мнению члена жюри Хенка Нотебума, Hytruck выиграл потому, что является новейшей концепцией коммерческого транспорта с нулевой эмиссией. Он также отметил, что гибкость новой технологии позволяет использовать этот водородный двигатель в довольно широком диапазоне грузовых автомобилей.

Показывают гранды

На стенде DAF демонстрировалось девять грузовых автомобилей. Компания является сегодня наиболее быстро растущим производителем грузовиков в Европе. В 2000 г. ее доля в тяжелом классе составляла 9,7% рынка в Евросоюзе, а в прошлом году голландцы уже владели долей 14,3%. В среднем классе (автомобили полной массой 6...15 т) DAF в 2006 г. достиг уровня продаж 9,2% общего рынка стран ЕС. В Амстердаме компания показала полностью обновленный модельный ряд грузовых автомобилей, которые могут оснащаться двигателями уровня Еuro 5, в том числе модернизированный среднетоннажник LF. Седельный тягач CF85 демонстрировался с новой высокой кабиной Space Cab и встроенными в крышу осветительными приборами Skylights, совсем как у флагмана XF. Часть стенда DAF была посвящена технологиям будущего – демонстрировался еще более экологически чистый двигатель EEV и опытный образец среднетоннажного грузовика LF с гибридным приводом. Дизельный двигатель с технологией EEV предназначен для моделей DAF LF, CF и XF105. Благодаря встроенному сажевому фильтру содержание сажи в отработавших газах этого силового агрегата будет наполовину меньше, чем у существующих сегодня образцов.

Лауреат премии «За инновацию»

То есть каждый киловатт мощности 9-литрового двигателя Paccar PR, оснащенного пассивным сажевым фильтром, будет выделять всего 0,015 г сажи за час работы. Это на 25% ниже, чем у аналогичного по объему и считающегося очень «чистым» газового двигателя. Ожидается, что весной 2008 г. покупатели смогут укомплектовать свои новые автомобили DAF CF75 двигателями EEV мощностью от 250 до 360 л.с., а 12,9-литровая версия двигателя EEV Paccar MX мощностью от 360 до 510 л.с. появится позднее, ее будут устанавливать на грузовики DAF CF85 и XF105. Не забудут и среднетоннажную модель LF (кстати, ее 160-сильный двигатель EEV не будут комплектовать новейшим сажевым фильтром). Здесь эмиссия уровня EEV достигается благодаря чрезвычайно эффективному процессу сгорания топлива.

Тема гибридных грузовиков и автобусов не является чем-то необычным, такие транспортные средства разработали, наверно, уже все автопроизводители, однако российский автопром не учитываю, потому как он здесь еще «не светился». Так вот, голландцы еще на выставке RAI 2005 продемонстрировали прототип грузовика LF с многообещающей гибридной технологией. Два года спустя на амстердамском стенде компании уже находился действующий опытный образец. Это транспортное средство с параллельным дизель-электрическим гибридным приводом, состоящим из 4,5-литрового дизеля Paccar FR (Еuro 5) мощностью 136 кВт (185 л.с.) и 6-скоростной компьютеризированной трансмиссии Eaton Autoshift. Между сцеплением и коробкой передач встроен электрический привод с функцией генератора, который может вырабатывать ток при торможении грузовика. Полученная таким образом электроэнергия накапливается в литий-ионных аккумуляторных батареях и затем используется при разгоне автомобиля или его движении без включенного дизельного двигателя – от электропривода.

«Грузовик года» MAN TGX

В конце этого года DAF планировал собрать первую серию опытных гибридных автомобилей и провести их полномасштабные испытания с привлечением потенциальных клиентов. Что же, посмотрим, новая технологическая революция (массовое производство гибридных грузовиков), о которой не очень долго твердили передовики, наступит, видимо, очень скоро.

Шведский автогигант Volvo, как показал его стенд в Амстердаме, сосредоточился в этом году на новых технологиях. Первая – это программа «Fuelwatch», разработанная специалистами Volvo Trucks. Ее внедрение поможет транспортному предприятию заметно повысить топливную экономичность собственного подвижного состава. Ключевыми моментами программы являются грамотно подобранная спецификация автомобиля, регулярное техническое обслуживание, постоянный контроль потребления топлива и хорошо обученные водители. Результаты действия новой концепции «Fuelwatch» уже испытали некоторые крупные компании, и они заявляют о значительном снижении затрат на топливо – примерно на 8%.

В числе первых заказчиков, пожелавших опробовать новую программу в действии, чтобы понять ее потенциал, была голландская компания Van Dongen. «Мы попробовали и поняли, что программа «Fuelwatch» помогает сократить расход топлива каждым грузовиком примерно на 6...7 %. Если бы мы сразу включили в программу весь свой парк, а это 260 автомобилей, то годовая экономия составила бы 800 тыс. евро. То есть можно сказать, что затраты на программу окупаются за год, экономия налицо», – говорит директор голландской фирмы.

Грузовик Volvo с компактным строительным фронтальным погрузчиком Volvo L25B

Следующей новинкой Volvo стали усовершенствованные двигатели, которые могут работать на различных «топливных коктейлях» из солярки и биогорючего, полученного из зерна или органических отходов. Для демонстрации этого направления на стенде компании находился грузовик, работающий на биогазе и биодизельном топливе. Топливо обоих видов без проблем сгорает в его дизельном двигателе. Для этого камера сгорания оснащена разными системами впрыска.

Еще одним продуктом, показанным шведским автопроизводителем, стала новая, более мощная версия моторного тормоза VEB (Volvo Engine Brake), который можно применять на тяжелых грузовиках, выполняющих дальние перевозки, или на мощных строительных машинах.

(Окончание следует)