Першероны ударных строек

Л. Малютин

В предыдущих статьях (см. «ОС» № 2 и 3, 2006 г.) шла речь о технических особенностях некоторых фронтальных погрузчиков зарубежного производства, поставляемых на российский рынок. Эта публикация заключительная, и в ней мы расскажем о продукции компаний Komatsu, Liebherr, New Holland, Volvo CE.

23-тонный Komatsu WA470-5

Корпорация Komatsu проводит частые модернизации. Сегодня основу ее европейского и американского модельных рядов составляют погрузчики «пятой» серии и частично предыдущей, «третьей». Появился и представитель «шестой» серии – 19-тонный WA430-6. На российском рынке корпорация представляет новинки с большим опозданием. Возможно, в течение 2006–2007 гг. номенклатуру погрузчиков обновят. Сегодня в диапазоне массы от 8,5 до 30 т европейский модельный ряд включает 12 моделей преимущест-венно с рабочим оборудованием с Z-образным механизмом запрокидывания.

В наименование моделей, укомплектованных стрелой с параллелограммной геометрией механизма запрокидывания, добавляют аббревиатуру РТ – WA200 PT-5 и WA250 PT-5. На погрузчики массой 18...30 т (WA 380-5... WA 500-3) устанавливают кроме стандартной также удлиненную стрелу с Z-образным механизмом. На выбор – основные ковши для легких материалов, ковши с высокой разгрузкой, вилы, бревнозахваты, гидрофицированные механизмы быстрой смены и скальные ковши для «тяжелых» погрузчиков. Рабочим оборудованием управляют двухрычажной системой либо опционным джойстиком с регулируемой по высоте подставкой под запястье.

Доступ к двигателю

Корпорация принципиально использует двигатели, агрегаты и электронику собственного производства как гарантию высокого качества продукции. В трансмиссии погрузчиков массой 8,5...14 т (WA 150 PZ-5...WA 320-5) использован гидрообъемный привод. Двигатель приводит регулируемый гидронасос, от него мощность поступает к двум регулируемым гидромоторам – низко- и высокомоментному, установленным на раздаточной коробке, и далее на мосты крутящий момент передается карданными валами. При начале движения и наборе скорости работают оба мотора. При переходе на повышенную передачу муфта автоматически отключает высокомоментный мотор, чтобы он не затормаживал вращение ведомого вала. Управляют трансмиссией левым подрулевым переключателем (направление движения) и селекторным переключателем на пульте управления (передачи). При активации системы TCS (Traction Control System) электроника ограничивает до 80% максимальную мощность, передаваемую на колеса. Эта функция полезна при выполнении операций с незначительной нагрузкой или при движении по песку, так как предотвращает пробуксовку колес и предохраняет шины от износа.

В перечень дополнительного оборудования всех моделей включены дифференциалы повышенного трения с фрикционами, а для «старших» моделей погрузчиков с гидродинамическим приводом – блокировка гидротрансформатора. Полуавтоматической четырехдиапазонной коробкой передач (КП) управляют двумя подрулевыми переключателями на левой стороне рулевой колонки: одним выбирают направление движения, вторым – передачу.

Интерьер кабины

Погрузчики оснащены двумя педалями тормоза, при выжимании левой педали отсоединяется трансмиссия. На пульте управления есть селекторный переключатель, которым оператор выбирает между ручным и тремя автоматическими режимами работы КП в зависимости от нагрузки. На WA430-6 оставлены два автоматических режима – нагруженный и скоростной, а кроме этого внедрена интеллектуальная система управления педалью «газа». При значительной нагрузке, когда оператор сильно выжимает педаль, электроника переключает передачи КП с задержкой, и таким образом погрузчик работает с большим тяговым усилием. Когда оператор легко нажимает на педаль, например при работе с небольшой нагрузкой или при движении на транспортной скорости, электроника, наоборот, переключает передачи с упреждением, что снижает расход топлива.

Техника Komatsu традиционно насыщена электроникой, как контролирующей состояние систем и агрегатов, так и облегчающей управление. Система диагностирования и мониторинга EMMS следит за работой систем машины и выводит основные параметры на комбинацию приборов. При обслуживании погрузчика сервисный инженер заносит в систему данные о проведенных работах, и система отсчитывает отработанные часы и извещает оператора через небольшой ЖК-дисплей о необходимости очередного обслуживания. В зависимости от нагрузки оператор может задать двигателю или гидросистеме (зависит от модели) нормальный или нагруженный режим работы.

Komatsu предлагает альтернативную систему рулевого управления. На левую консоль устанавливают многофункциональный джойстик, с помощью которого оператор поворачивает, меняет направление движения и понижает-повышает передачи.

Liebherr 554 2plus2 массой 17,5 т

Компания Liebherr в диапазоне массы 10...25 т располагает восемью базовыми моделями. На «легких» погрузчиках (L 524, L 534, L 538) рабочее оборудование – с Z-образным или параллелограммным механизмом запрокидывания как со стандартными, так и с удлиненными стрелами. Более тяжелые машины серии 2plus2 комплектуют Z-образным механизмом на стандартной или удлиненной стреле. Для каждой модели предусмотрен широкий выбор навесного оборудования, механизмы быстрой смены и ковши высокой разгрузки предлагают и для самых тяжелых погрузчиков. Дополнительный комфорт в работе и защиту конструкций погрузчика от ударных нагрузок обеспечивает встроенная в гидроцилиндры стрелы система стабилизации.

Модельный ряд отличается от рядов конкурентов тем, что трансмиссией с гидрообъемным приводом с замкнутым контуром оснащены все погрузчики, от 10-тонного L 524 до 25-тонного L 580 2plus2. Компания применила две компоновочные схемы. На «легких» погрузчиках двигатель приводит регулируемый реверсивный аксиально-поршневой гидронасос с наклонным диском, от которого поток рабочей жидкости поступает к двум регулируемым гидромоторам, соединенным через промежуточный редуктор с редуктором заднего моста. За счет изменения угла наклона диска в гидронасосе происходит реверсирование потока рабочей жидкости и соответственно направления движения погрузчика. Погрузчик работает в двух скоростных диапазонах: рабочем до 8 км/ч и транспортном до 33...34 км/ч.

Liebherr 538 со стандартным рабочим оборудованием

Управление трансмиссией и рабочим оборудованием сведено на один многофункциональный джойстик. Гидравлическая схема такова, что при выжимании педали тормоза в контур рабочего оборудования подается больше мощности без изменения оборотов двигателя. Двигатель расположен поперечно, блок радиаторов компактно размещен между двигателем и кабиной. Воздух поступает через прорези в капоте у кабины и выбрасывается через прорези в наклонной кормовой части капота.

На «старших» моделях серии 2plus2 двигатель расположен продольно, но развернут на 180° и смещен назад и вниз. Блок радиаторов помещен за кабиной, а двигатель и агрегатированный с ним насосный блок вынесены к корме. Замкнутый гидроконтур включает регулируемый гидронасос и два регулируемых аксиально-поршневых гидромотора, установленных на КП ZF. Смена направления движения погрузчика происходит также за счет смены направления подачи гидронасоса. На мосты ZF с дифференциалами повышенного трения крутящий момент передается карданными передачами. При сбросе оборотов двигателя гидропривод начинает работать как замедлитель, затормаживая машину и снижая тем самым нагрузку на рабочую гидравлическую тормозную систему с гидроаккумуляторами и ступичными дисковыми маслопогружными тормозами.

Перемещенный назад и вниз двигатель выполняет функцию противовеса. При использовании стандартного рабочего оборудования нет необходимости монтировать дополнительный противовес, который нужен при работе с удлиненными стрелами. Это позволило при сохранении эксплуатационных и габаритных характеристик снизить массу машины и повысить ее экономичность.

12-тонный New Holland W130 со стандартным рабочим оборудованием

После глобального изменения корпорацией CNH брендовой политики объединенный модельный ряд New Holland унаследовал линейку погрузчиков Fiat Kobelco с сохранением их наименований. Модельный ряд включает семь базовых моделей массой от 10 до 23,5 т. Их стандартное рабочее оборудование – с Z-образным механизмом запрокидывания. Ряд моделей – W110, W130 и W170 имеет модификацию с параллелограммным механизмом, и к их цифровому наименованию добавляют аббревиатуру ТС (Tool Carrier), а для погрузчиков W190 и W270 предусмотрены удлиненные стрелы с Z-образным механизмом. Рабочее оборудование оснащено системой стабилизации.

Перемены произошли не только в окраске машин. На погрузчиках W110...W190 перешли с двигателей IVECO и Cummins на собственные двигатели CNH Common Rail. При этом на погрузчиках W110, W130, W170 изменена компоновка моторного отсека. Блок радиаторов помещен в центр машины, между двигателем и кабиной. Радиаторы образуют куб, так что воздух, подаваемый сверху и с боков через обрешеченные окна, проходит через ячейки только одного радиатора. На погрузчиках W230 и W270 сохранены проверенные временем дизели Cummins и традиционная компоновка.

Погрузчики оснащены трансмиссией с гидродинамическим приводом и четырехдиапазонными полуавтоматическими КП powershift ZF со встроенным дисковым маслоохлаждаемым тормозом, а также усиленными мостами с осевыми дисковыми маслопогружными тормозами. Для погрузчиков W110...W130 дифференциал повышенного трения входит в стандартную комплектацию, для «старших» моделей есть выбор между простым дифференциалом и дифференциалом повышенного трения.

Боковые дверцы поднимаются вместе с крыльями (New Holland)

Сохранился как внешний дизайн погрузчиков Fiat Kobelco, так и интерьер кабины. Удобство работы обеспечивают кресло на пневмоподвеске, регулируемый подлокотник и подставка под запястье, регулируемая по высоте и наклону рулевая колонка, кондиционер. Показания шкал с подсветкой легко читаются на темном фоне комбинации приборов. Бортовой компьютер Brown Box с ЖК-дисплеем удобно размещен на правой передней стойке кабины. Рабочим оборудованием управляют джойстиком либо «пальчиковой» рычажной системой.

Для доступа к двигателю поднимают боковые дверцы капота вместе с крыльями. На погрузчиках с задним расположением радиаторов открывается радиаторная решетка.

Инженеры Volvo CE исповедуют такой подход: оператор, пересев из автомобиля Volvo в кабину погрузчика Volvo, не должен ощущать разницы в комфорте. Комфортабельную работу оператора обеспечивает не только изоляция кабины от шума и вибраций, анатомическое кресло, регулировки рулевой колонки и подлокотников, системы отопления, вентиляции и кондиционирования, панорамное остекление и система зеркал. Переключатели логично скомпонованы и находятся в удобном месте, чтобы оператор не искал их глазами и не делал неудобных и лишних движений. В зоне видимости – только постоянно необходимые приборы и органы управления. Не забыты и мелочи: подстаканник, крючки для одежды, «бардачок». Пассивную безопасность обеспечивает конструкция кабины ROPS/FOPS, ремень безопасности, запасный выход. Джойстиковая система рулевого управления (опция) облегчает работу оператора, требующую многочисленных маневров.

Небольшая часть из набора навесного оборудования для погрузчиков Volvo

Электронная система управления Contronics, контролирующая состояние всех систем и агрегатов погрузчика и имеющая многоязычный интерфейс (13 языков), представляет собой сеть, объединяющую три бортовых компьютера, датчики, исполнительные механизмы, приборы и органы управления. Система накапливает и хранит данные, которые можно скачать на портативный компьютер для детального изучения. Такая глубокая интеграция достигнута за счет того, что компания использует собственные двигатели, агрегаты трансмиссии и гидросистемы и полностью контролирует процесс разработки и производства.

Отличительная особенность погрузчиков Volvo – рабочее оборудование с оригинальным механизмом запрокидывания TP-Linkage (Torque Parallel), представляющая собой сложную систему рычагов, за счет которой совмещены достоинства двух традиционных механизмов – Z-образного и параллелограммного. TP-Linkage дает большое вырывное усилие, как Z-образная схема, а при подъеме автоматически поддерживается горизонт ковша, как параллелограммная схема. При движении с полным ковшом ударные нагрузки компенсирует система BSS с азотно-масляными аккумуляторами, встроенными в гидроцилиндры стрелы. Оконечность стрелы исполняют как с посадочными местами для непосредственного крепления навесного оборудования, так и с механизмом быстрой смены, что наряду с широким выбором навесного оборудования придает погрузчикам универсальность.

Volvo CE поставляет на рынок серию погрузчиков Е, производство которой начато в 2001 г. с выпуском первой модели L220E. В следующем году за ней последовали модели L120E, L150E, L180E и L330E. В 2003 г. модельный ряд дополнил L6010E. Компоновка погрузчиков традиционная – с продольно расположенным двигателем с радиатором E, L70E, L90E и L1 на корме. Двигатель агрегатирован с гидротрансформатором и автоматической четырехдиапазонной КП с равными скоростями вперед и назад. В зависимости от нагрузки оператор выбирает между четырьмя программными режимами работы КП, от легкого до максимально нагруженного, а подрулевым переключателем задает направление движения.

Погрузчики комплектуют мостами с простым дифференциалом сзади и полностью блокируемым дифференциалом впереди. Доступ к двигателю оператор получает через подъемную радиаторную решетку и боковые дверцы капота, которые поднимаются вместе с крыльями.