Обзор колесных экскаваторов. То ли еще будет...

Л. Малютин

Зарубежные производители активно обновляют модельные ряды полноразмерных строительных колесных экскаваторов, создавая все более производительные и экономически эффективные машины. В первую очередь модернизируют силовые установки, что связано с введением жестких экологических норм. Совершенствуются системы управления – технически они стали сложнее, взяв на себя больше функций, но проще для освоения оператором и его работы; кабины – комфортабельнее, обзор – лучше, в стандартной комплектации появились кондиционеры и климат-контроль. Повышается пассивная безопасность кабин.

Продолжает модернизацию корпорация Komatsu. В настоящее время модельный ряд представлен тремя моделями шестого поколения PW130ES-6, PW150ES-6, PW170ES-6 и двумя моделями нового, седьмого поколения PW200-7 и PW220-7. Новые машины оснастили электронной системой EMMS с тремя основными режимами работы: тяжелым, экономичным, режимом гидромолота, а также дополнительным режимом – подъема груза. Вся информация выводится на LCD-дисплей. Экскаваторы седьмого поколения комплектуют дизелями Komatsu рабочим объемом 6 л, мощностью 118 кВт, отвечающими требованиям норм Stage 2. В топливную систему включен водоотделитель – полезное устройство при эксплуатации в условиях российского климата. Новые кабины SpaseCab на 14% просторнее своих предшественниц, площадь остекления на 34% больше. Стандартную комплектацию дополнили воздушным фильтром и кондиционером, поддерживающим в кабине повышенное давление. Усовершенствованы шумоизоляция и подвеска кабины. В седьмом поколении экскаваторов представлено все лучшее от предыдущего, шестого поколения, в том числе разработанная специально для них интеллектуальная гидравлическая система HidrauMind – одна из самых сложных и совершенных в мире. При ее разработке зарегистрировано свыше 200 патентов. Автоматическая КП обеспечивает три режима движения – рабочий, транспортный со скоростью до 35 км/ч и медленный (creep). На шасси монтируются аутригеры и отвалы. Для каждой модели предусмотрены моноблочная и сочлененная стрелы, 3..4 варианта моноблочных рукоятей и поворотная рукоять. Выбор рабочего оборудования большой – ковши, гидромолоты, приспособления для разрушения зданий, захваты, трамбовки и др.

Виктор Викторович Орлов, оператор Komatsu PW170: «На этой машине работаю недавно – год. А машине уже восемь лет, отработала 9 000 моточасов. С гидравликой, двигателем проблем не было... единственное – крестовины поменяли. Зимой при 20...25 градусах при нагретой свече заводится. Мне машина очень нравится. Легка в управлении, руки лежат, действуешь только кистями».

Volvo Construction Equipment начала поставки в Россию нового поколения колесных экскаваторов EW140B, EW160B и EW180B полной массой от 14 до 20 т. Их оснащают экономичными дизелями Volvo, отвечающими требованиям норм Stage 2, двухдиапазонной КП powershift со встроенной системой защиты, которая при движении на большой скорости не позволит без замедления переключиться на нижний диапазон. Дополнительный, медленный режим позволяет при маневрировании передвигаться со скоростью до 3 км/ч. При движении под уклон гидромотор трансмиссии выполняет функцию ретардера. Электронная система управления состоит из нескольких компьютеров, объединенных общим каналом данных. На LCD-дисплей выводятся все необходимые параметры. В системе предусмотрено четыре рабочих режима: Р – парковка, Т – транспортный, W – рабочий и С – пользовательский, который позволяет оператору самостоятельно настроить и сохранить параметры работы двигателя и гидросистемы. Выбор оборудования огромный – это множество вариантов комплектов рукоятей и стрел: с моноблочной и сочлененной стрелой в сочетании с несколькими вариантами рукоятей. Гидравлический механизм быстрой смены оборудования позволяет оператору самостоятельно заменять его в считанные минуты. Для дополнительной защиты гидроцилиндры отвала и аутригеров закрыты стальными кожухами.

Андрей Александрович Макеев, главный инженер Управления механизации-4: «Надежность колесных экскаваторов Volvo достойна похвалы. У нас поставлено на должном уровне техническое обслуживание, и проблем с неисправностями мы не испытываем. Не экономим на эксплуатационных материалах, используем только рекомендованные. Отечественные масла не применяем... хотя можно, но не рискуем. В отличие от автомобильного парка у нас текучесть операторов значительно меньше, поэтому техника попадает в хорошие руки. Принимая новую машину, полностью проверяем ее и проводим полный инструктаж машиниста, согласно инструкции... как технику заводить, как разогревать, как включать кондиционер и так далее. Ну и наставничество. Достойных кандидатов закрепляем за опытными машинистами, и они стажируются, пока наставник не даст «путевку в жизнь».

Компания JCB активно развивает модельный ряд колесных экскаваторов. За два года модернизированы модели JS130W, JS1160W, JS200W и созданы новые – JS145W и JS175W. Все машины оснащены электронной системой управления AMS с четырьмя режимами работы: тяжелым, стандартным, точным и режимом подъема. Кабины на машинах JCB по комфорту и безопасности традиционно одни из лучших в отрасли, тем не менее компания продолжает их совершенствовать. Стандартную комплектацию можно дополнить кондиционером, сиденьем с пневмоподвеской, защитой FOPS. Штатно устанавливают дизели Isuzu мощностью от 63 до 102 кВт. Свечи накаливания, мощные аккумуляторные батареи и альтернатор обеспечивают «холодный» пуск. Двухдиапазонная КП powershift обеспечивает транспортную скорость до 30 км/ч. Предусмотрен медленный режим – движение со скоростью до 3,8 км/ч. Новый фильтр гидросистемы Plexus задерживает частицы размером до 1,5 мкм, что увеличивает ресурс и масла, и элементов. Дополнительный контур для работы с гидромолотом оснащен собственным фильтром. Шасси комплектуют аутригерами и отвалом. Потребителю предлагают моноблочную или сочлененную стрелу, три рукояти и множество вариантов ковшей «обратная лопата», грейферов, гидромолотов Hammermaster, механизмы для разрушения. Оператор может быстро и без посторонней помощи заменять рабочие органы.

Георгий Георгиевич Кокоркин, оператор Volvo EW170: «На этом экскаваторе я проработал 2 000 часов, то есть почти два года. За это время машина не ломалась. Мы ей делали ТО как положено. Если на улице ниже 15 градусов, я включаю свечу подогрева и завожу без проблем. В прошлом году было 24 градуса мороза, так завел со второго раза. В комплекте – ковш, ножницы и гидромолот. Подводка к любой оснастке идет отдельно. Снимается отлично, не надо выбивать пальцы. Гидрозамок срабатывает, открывается, снимаешь ковш, одеваешь другую насадку. Меняю один, без слесарей. Цикл работы очень быстрый, и тут ухо востро надо держать. Очень мобильный экскаватор, хорошо управляется в любых условиях. Аккумуляторы я только проверяю. Масло в гидравлике, в двигателе – от замены до замены, доливать не надо. Шумы и вибрации устранены. Проработал смену, сходишь с экскаватора и нормально себя чувствуешь. Летом кондиционер работает. Если вдруг что-то случилось, заглох, то специальным рычагом я могу перевести экскаватор в полностью ручной режим, минуя компьютер. Заведешь, поедешь... смену доработаешь, а потом уже вызываешь сервисную службу».

В 1991 г. компании Caterpillar, Sennebogen, Zeppelin и Eden основали European Excavator Design Centre для разработки и маркетинга колесных экскаваторов. Производство разместили на заводе Sennebogen в Вакерсдорфе (Германия). Сегодня с конвейера сходят экскаваторы нового поколения, которые распространяются по всему миру под маркой Caterpillar. Конструкция предыдущего поколения – моделей М312, М315, М318 и М320 – была настолько удачной и качественно исполненной, что их производство продолжалось вплоть до 2003 г. Сейчас модельный ряд представлен пятью моделями. Мощность и возможности плавно нарастают от машины к машине, и потребитель может подобрать для себя оптимальный вариант. Для каждой модели разработаны моноблочная и сочлененная стрелы, две рукояти, набор ковшей и коронок к ним. Для колесных экскаваторов предлагается широкий выбор навесного оборудования Caterpillar и других производителей.

Александр Иванович Морозов, оператор JCB JS160W: «На этой машине я работаю год. Машина комфортная, удобная, мощная. Были только мелкие поломки: соленоиды, датчики, тросики, ничего серьезного, хотя работали в карьере, вырабатывали до 800 кубов за смену. За год машина отработала 2 700 часов. Стараемся заправляться проверенным топливом. Зимой заводится без проблем. Работаю в основном в стандартном режиме, вполне достаточно. В работе машина молодец, производительность хорошая... работает плавно, не гремит. До этого экскаватора всю жизнь проработал на советской технике и теперь обратно пересаживаться не хотел бы».

При проектировании органов управления разработчики стремились к тому, чтобы оператор, пересев на новую модель, легко и быстро ее освоил. Электронную систему Maestro сменила современная компактная система Multipro-Monitor с LCD-дисплеем. Показания индикаторов уровня топлива, температуры двигателя и гидравлической жидкости, стилизованные под стрелочные приборы, легко читаются. Клавиатура дисплея защищена крышкой от случайного нажатия. Рабочие режимы прежние: Т – транспортный (соответствует Mode III в системе Maestro), Р – стандартный (Mode II), Е – экономичный (Mode I). Принцип размещения переключателей тот же, что и прежде, – основная их часть сосредоточена на панелях возле правого джойстика.

Модернизированные дизели серии 3 000 отвечают требованиям экологических норм Stage 2. Турбонаддув с предварительным охлаждением воздуха, новый топливный насос фирмы Bosch, вентилятор системы охлаждения с электронным управлением способствуют сокращению вредных выбросов, экономичности и снижению шума двигателя. Применение рекомендованного моторного масла увеличивает интервал его замены до 500 ч.

JCB JS160W

Поколения колесных экскаваторов корпорации Daewoo стремительно сменяются. Последнее обновление модельного ряда проходило полтора года назад, промежуточную модель Solar 160WV корпорация представила около года назад на выставке INTERMAT 2003. Дизели Daewoo прошли модификацию и теперь отвечают экологическим требованиям норм Tier 2 и Stage 2. Электронную систему управления EPOS-V сменило новое поколение e-EPOS с двумя рабочими режимами вместо трех. Это универсальный «режим копания» для выполнения работ, требующих значительных усилий на стреле и экскаваторном оборудовании, и «траншейный режим», при котором механизм поворота платформы активно задействован и требует значительной мощности. Внесены изменения в гидросистему: установлены новые гидрораспределители, гидроцилиндры с увеличенным ходом, увеличена скорость вращения платформы. Для управления дополнительным навесным оборудованием предусмотрены резервные кнопки на обоих джойстиках. В стандартную комплектацию включены встроенный кондиционер/отопитель со сменным фильтром и стереомагнитола. Проблему размещения стеклоочистителя, так чтобы он не ограничивал видимости, на Daewoo решили давно, поместив его в середину боковой стойки. Разработчики уверены в устойчивости машины, поэтому у нового поколения в стандартную комплектацию входит только задний отвал. Аутригеры и передний отвал поставляют как дополнительное оборудование. Выбор рабочего оборудования для каждого последующего поколения экскаваторов Daewoo становится все шире. Так, например, для Solar 170W-III предусматривалось по одной рукояти для моноблочной и сочлененной стрелы и три ковша, а для Solar 180WV – уже три рукояти для моноблочной стрелы, две – для сочлененной и семь ковшей.

Daewoo S140WV

В модельном ряду колесных экскаваторов Hitachi четыре модели, две из которых – ZAXIS ZX160W и ZX210W выведены на европейский рынок в январе 2004 г. У современного поколения усиленная поворотная платформа и кабина с усиленным каркасом. В целях увеличения ресурса узлов трения и межсервисного интервала до 500 ч, а также для снижения шума при работе использованы специальные полимерные прокладки в кронштейнах крепления стрелы к платформе, износоустойчивые втулки в верхних кронштейнах рукояти и втулки с термическим напылением карбида вольфрама в нижних кронштейнах. В кабине с автоматической встроенной системой кондиционирования наиболее часто используемые переключатели собраны на панели у правого джойстика так, что их легко достать, не меняя положения тела.

Hitachi использует на своих экскаваторах дизели Isuzu, отвечающие требованиям норм Stage 2 и Tier 2. Масляный фильтр и водоотделитель топливной системы легко доступны для обслуживания. Фильтр гидросистемы подлежит замене с интервалом 1 000 ч. Колесные экскаваторы Hitachi комплектуют моноблочной стрелой, двумя-тремя вариантами рукояти и несколькими ковшами. Опция – грейферные ковши, гидромолоты, органы для разрушения зданий, механизм быстрой смены рабочего оборудования.

Модельный ряд полноразмерных колесных экскаваторов Hyundai Robex развивается бурно – за пять лет сменилось четыре поколения. В сегодняшнем, седьмом поколении, как и прежде, три модели – R140W-7, R170W-7 и R200W-7. На R140W-7 и R200W-7 использованы дизели Cummins серии В, на R170W-7 – дизель Mitsubishi. Все двигатели отвечают требованиям норм Tier 2. Много внимания было уделено улучшению эргономики и комфорта кабины. Рулевая колонка, на которую поместили тумблеры аварийной сигнализации, стояночного тормоза и гидрозамка, регулируется по углу наклона и высоте. Переключатели собраны на панелях возле джойстиков. Крыша кабины не остеклена, но в ней сделан люк. Заднее стекло можно использовать как аварийный выход при экстренных ситуациях. Кондиционер и остекление крыши предлагаются дополнительно.

Liebherr A924B

Электронная система управления САРО предусматривает три рабочих режима: тяжелый, стандартный и режим гидромолота. У оператора есть возможность создать и сохранить в системе пользовательский режим. Предусмотрена функция power boost, при инициации которой можно на некоторое время увеличить усилие копания на 10%, а также функция мгновенного сброса оборотов до 1 000 мин-1.

Комплектации экскаваторов разнообразны. Отвалы и аутригеры можно монтировать в любой комбинации. Для R140W-7 разработаны две моноблочных стрелы, сочлененная стрела, четыре рукояти, пять ковшей «обратная лопата» и два планировочных ковша. Для R170W-7 выбор меньше: моноблочная и сочлененная стрелы, три рукояти, шесть ковшей «обратная лопата». Для R200W-7 предлагают только моноблочную стрелу, три рукояти, семь ковшей «обратная лопата» и планировочный ковш. Такой подбор рабочего оборудования основан на опыте эксплуатации колесных экскаваторов в основном в Корее и Европе.

Liebherr Group производит один из самых развитых модельных рядов колесных экскаваторов. Сегодня в производстве две серии: А 300, с которой начинается модельный ряд, и А 900 – средние и тяжелые экскаваторы. Модели серии А 300 комплектуют дизелями Deutz с жидкостным охлаждением и турбонаддувом, серии А 900 – четырехцилиндровыми дизелями Liebherr. Серия А 300 комплектуется электронной системой управления с тремя рабочими режимами: Power-plus – для выполнения тяжелых работ, Power-range – стандартный режим, Eco-range – экономичный режим. Режимы системы серии А 900: Lift – для подъема грузов, Fine – для планировочных работ, Eco – экономичный, Power – для тяжелых работ.

Hitachi ZX210W

Из рабочего оборудования, кроме моноблочных и сочлененных стрел разной длины, разработаны сочлененные стрелы, у которых верхняя часть имеет дополнительное вертикальное шарнирное сочленение и способна отклоняться в горизонтальной плоскости на угол до 49° в зависимости от модели. Кроме широкого выбора ковшей «обратная лопата», предлагаются грейферные, планировочные ковши Liebherr, а при помощи механизмов быстрой смены рабочего оборудования можно навешивать ковши и агрегаты других производителей.

В заключение хотелось бы сделать некоторый прогноз дальнейшего развития сегмента колесных экскаваторов. Прежде всего системы управления станут полностью автоматическими и будут сами идентифицировать характер работ и нагрузку и задавать оптимальный режим работы агрегатов. Климат-контроль сменит кондиционеры, круиз-контроль войдет в штатную комплектацию всех моделей. Появятся датчики освещенности и дождя. По мере ужесточения экологических норм двигатели будут совершенствоваться и становиться все более требовательными к качеству топлива. Отклонения качества могут иметь фатальные последствия для топливной системы. Межсервисные интервалы будут увеличиваться, расходные материалы – усложняться.