Отечественные «универсалы» (ч. 1)

От традиций к современности

Валерий Васильев

(Продолжение. Начало см. «ОС» № 4, 2007 г.)

Сразу несколько отечественных предприятий, наблюдая за развитием событий, решили попробовать силы в области создания машин многоцелевого назначения, тем более что, по данным Министерства транспорта России, только дорожным службам требуется более 5 тысяч многоцелевых автомобилей и аппетиты коммунальных служб не меньше. А есть еще аварийно-спасательные и пожарные части, военное ведомство и другие заказчики. Так что игра стоила свеч.

Короткобазное шасси ЗИЛ-43272Н

В 1990-х гг. на первых позициях в этой сфере оказался АМО ЗИЛ. В 1993 г. в экспериментальном цехе изготовили короткобазный полноприводный многоцелевой «Универсал 900», конструкция которого, как полагали, должна соединять качества автомобиля и трактора. От серийного ЗИЛ-4331 использовали кабину, капотную часть и бортовую платформу, от ЗИЛ-131 – трансмиссию, тормоза, рулевое управление, систему регулирования давления воздуха в шинах, двигатель – белорусский тракторный дизель ММЗ Д-243 мощностью 81 л.с., а шины с хорошо развитым рисунком протектора – от сельхозтехники. Спереди и сзади были навески для установки агротехнического оборудования или плужно-щеточных устройств. Гидравлическая система высокого давления была рассчитана на нескольких потребителей. «Универсал» был создан, по сути, на общественных началах и оказался вне планов работ по перспективной технике, а посему будущего не имел. И все же опыт его постройки показал, что столичному заводу по силам начать производство собственного «унимога».

ЗИЛ, задавшись целью создать изделия с иными потребительскими качествами, максимально эффективно использовал серийную агрегатную базу. Исследования велись в двух мощных проектных подразделениях, входящих в Конструкторско-экспериментальное производство (КЭП) предприятия – Управлении конструкторских и экспериментальных работ (УКЭР) и Отделе главного конструктора (ОГК). Каждое из них разрабатывало собственное семейство машин, различавшихся агрегатной базой, конкретными эксплуатационными условиями и областями применения.

ЗИЛ-432722 с комплектом зимнего уборочного оборудования

В 1996-м специалисты УКЭР представили опытный автомобиль ЗИЛ-5301ФА, а их коллеги из ОГК (бывшее СКБ Грачёва) под эгидой ОАО «Вездеход-ГВА» построили макетный образец ЗИЛ-390610.

ЗИЛ-5301ФА стал результатом «скрещивания» трехтонки ЗИЛ-5301 и полноприводного ЗИЛ-131. С обеих сторон уменьшенной по длине и усиленной рамы от шеститонки ЗИЛ-433360 установили два 125-литровых топливных бака. Подвеску сделали зависимой, рулевое управление снабдили гидроусилителем. ЗИЛ-5301ФА форсировал метровый брод, преодолевал подъем 30°, мог идти по песку, размокшим грунтовым дорогам, полуметровому снегу благодаря установке двух пар односкатных ведущих колес с одинаковой передней и задней колеей (1820 мм), раздаточной коробки с понижающей передачей, централизованной системы регулирования давления воздуха в шинах, а также дорожному просвету 330 мм и довольно короткой колесной базе – 3300 мм. Если этого оказывалось недостаточно, в дело вступала тросовая лебедка с усилием 5 т, смонтированная на переднем бампере. Скоростные возможности машины от 3 до 70 км/ч позволяли использовать ее для выполнения широкого круга технологических и транспортных операций. Возможность отбора мощности от коробки передач – до 30 л.с. и раздаточной коробки – до 60 л.с. обеспечила работу всевозможного оборудования с механическим и гидравлическим приводом.

Успешные испытания «универсала» ЗИЛ-4327 и доработка его конструкции стали заслуженной наградой столичным автостроителям. В базовой комплектации – 109-сильный дизель ММЗ Д-245.12 или вариант Д-245.9 мощностью 136 л.с. Колесная база от 3340 до 4140 мм расширяет сферу применения автомобиля. Грузоподъемность 2 или 2,4 т определяется наличием или отсутствием системы регулирования давления в шинах. Важно, что зиловские «унимоги» этой серии на 80...90% унифицированы с серийными моделями: это позволяло безболезненно перейти к их конвейерной сборке и достаточно быстро адаптироваться ремонтному персоналу в автохозяйствах.

На Смоленском автоагрегатном заводе
ЗИЛ-432729 превратили в коммунальную машину

И цена была предпочтительная по сравнению как с импортными, так и с отечественными «одноклассниками». Столичный автозавод разработал гражданские и армейские версии «унимогов»: шасси с 3-местной или двухрядной 7-местной кабиной под установку разных надстроек и специализированного оборудования, бортовые грузовики, автомобили с кузовом-фургоном для перевозки людей, грузов, монтажа оборудования, передвижных ремонтных мастерских, лабораторий, комплексов МЧС и др. Завод продолжил расширение типажа и в 2000 г. построил экспериментальный образец вахтового автобуса ЗИЛ-47874А на шасси ЗИЛ-432732 с кузовом от автобуса малого класса ЗИЛ-3250. Для удобства размещения 17 человек, включая водителя, колесную базу увеличили до 4505 мм. Надежная термоизоляция кузова, жидкостный автономный отопитель салона, предпусковой подогреватель двигателя и встроенная в его систему охлаждения «печка» кабины позволяют эксплуатировать ЗИЛ-47874А в регионах с холодным климатом.

Отечественные специализированные предприятия предложили свои варианты на базе зиловских «универсалов». Например, «Пожтехника» (г. Торжок) превратила удлиненное шасси ЗИЛ с двухрядной четырехдверной кабиной в пожарную автоцистерну АЦ-0,8-4. В распоряжении расчета из 7 человек – комплект противопожарного и спасательного оборудования: 800-литровая цистерна, пенобак вместимостью 50 л, напорные рукава, осветительные приборы, гидравлический инструмент, дыхательные приборы и проч.

Комбинат автомобильных фургонов (КАФ, г. Шумерля) для семейства ЗИЛ-4327 разработал кузов-фургон, в котором можно разместить ремонтную мастерскую, столовую, магазин, диагностическую станцию, лабораторию и т. п. КАФ на шасси ЗИЛ-432722 изготовил ремонтно-диагностическую мастерскую МРДП для проведения контрольно-диагностических и регулировочных работ, ремонта и замены узлов и агрегатов в полевых условиях. Самым колоритным элементом МРДП стал неповоротный кран-укосина грузоподъемностью 1000 кг, его установили на переднем бампере.

Длиннобазная версия ЗИЛ-43273Н
с измененной облицовкой радиатора

Московская компания «Комплексные дорожные машины» (КДМ) на базе ЗИЛ-432720 разработала и изготовила комбинированную дорожную машину ЭД-246, которая не менее эффективно, чем немецкий Unimog, выполняет круглогодичные работы на улицах и площадях городов. ЭД-246 оснащена навесными устройствами германской фирмы Schmidt – плужным снегоочистителем, разбрасывателем с увлажнителем соли, фронтальной подметальной машиной, поливочно-моечным и фронтальным моечным агрегатами, боковым отвалом.

Свой вариант передвижной ремонтной мастерской на базе ЗИЛ-432720 предлагает Козельский механический завод. Активно сотрудничает с ЗИЛом объединение «Дормаш» из Москвы: специалисты предприятия оснащают ЗИЛ-432720 устройствами для содержания дорог как зимой, так и летом, причем они не побоялись взяться и за модернизацию машины. В конце года на суд коммунальщиков представят образец со всеми ведущими и управляемыми колесами, и сзади будет стоять такой же мост, как и впереди, только его придется развернуть на 180°. В таком исполнении машина сможет успешно работать в тесных дворах, узких улочках.

Белорусское предприятие «Амкодор-НТЦ» построило образец Амкодор-4511, в основе которого базовая машина ЗИЛ-432722. В зависимости от сезона Амкодор-4511 можно оснастить разбрасывателем антигололедных материалов, поворотной щеткой, снежным отвалом, фрезерно-роторным снегоочистителем и др. Примеры по переоснащению ЗИЛ-4327 можно продолжать.

Вахтовый автобус ЗИЛ-47874А

АМО ЗИЛ сумело занять в странах СНГ ведущие позиции по выпуску многоцелевых автомобилей с полным приводом. Пусть машины серии ЗИЛ-4327 не в состоянии по комплексу показателей соперничать с германским прототипом, однако они уже завоевали симпатии множества отечественных заказчиков.

Появление в 1996 г. макетного образца ЗИЛ-390610 продемонстрировало, что не пропали даром усилия специалистов КЭП и компании «Вездеход-ГВА», которая инициировала работы и обеспечила их финансирование. Спустя всего четыре месяца после начала работ был создан многоцелевой автомобиль, взявший чемпионский титул по проходимости среди подобных. ЗИЛ-390610, несмотря на внешнее сходство со своим ровесником ЗИЛ-432720, по кабине, оперению и колесам, например, является машиной с совсем иными качествами. Чему ж тут удивляться, если «универсал» представляет собой гибрид «Бычка» с «Синей птицей» – так в поисково-спасательной службе ВВС прозвали колесные амфибии ЗИЛ-4906 и ЗИЛ-49061, входившие в комплекс «490». Симбиоз столь непохожих, на первый взгляд, моделей оказался удачным. По оригинальности инженерных решений образец, в конструкции которого реализована целая группа изобретений, не только не уступает знаменитому немецкому «сородичу», но и в чем-то его превосходит. Что ни решение – то своя техническая изюминка. Например, трансмиссия выполнена по бортовой или Н-образной схеме. Усилие от дизеля Д-245 передается на механическую 5-ступенчатую коробку передач ЗИЛ-130, а от нее на раздаточную коробку с понижающей передачей. Далее крутящий момент продольными карданными валами подводится к бортовым редукторам и от них с помощью поперечных карданов к колесным редукторам.

Этот образец адаптирован
для мойки дорожных ограждений

В итоге колеса каждого борта имеют жесткую кинематическую связь, что исключает их раздельное буксование. При блокировании межбортового дифференциала все движители вращаются с одинаковой скоростью, создавая максимальную тягу по сцеплению. Управлять раздаточной коробкой (переключение передач, блокировка дифференциала) помогает дистанционный электропневматический привод.

Впечатляет и гидромеханическое рулевое управление, умная конструкция которого предоставляет на выбор водителю три режима работы. На бездорожье (глубокий снег, песок, влажная луговина) поворот передних и задних колес во взаимно противоположных направлениях улучшает маневренность, а также повышает проходимость и снижает энергозатраты, поскольку автомобиль прокладывает не четыре колеи, как обычно, а только две. Во время движения по шоссе с относительно высокими скоростями можно отключить привод задних колес, фиксируя их в среднем положении. В стесненных условиях, например, при парковке в городе весьма полезной окажется возможность поворота колес в одну сторону, и тогда машина может ехать боком. Хорошей плавностью хода и высокими средними скоростями на бездорожье ЗИЛ-390610 обязан независимой подвеске с поперечными вильчатыми рычагами, продольно расположенными торсионами, выполняющими роль упругих элементов, и мощными амортизаторами.

Амкодор-4511 на шасси ЗИЛ-432722

У ЗИЛ-390610 очень прочная стальная рама с высотой лонжеронов 400 мм и усиленными поперечинами. В тормозной системе применены дисковые вентилируемые тормоза с двухконтурным гидравлическим приводом, но они размещены не в ступицах колес, а на бортовых редукторах, и по этой причине величина неподрессоренных масс снизилась, конструкция привода упростилась, колесный редуктор с большим передаточным числом удалось расположить в ограниченном объеме, увеличилось и пространство для размещения элементов подвески. Рабочие тормоза задних бортовых редукторов совмещены со стояночными механизмами, которые работают от пневмопружинного привода и могут при необходимости использоваться в качестве запасных.

Собственным ноу-хау снабдили систему регулирования давления в шинах, которая заметно быстрее, чем у соперников, работает во всем диапазоне – от максимального 0,35 МПа до минимального 0,025 МПа. Широкая колея 2050 мм и низкий центр тяжести положительно сказались на поперечной устойчивости автомобиля. Величина дорожного просвета от 490 до 590 мм зависит от размерности шин (12.00-20, 14.00-20 и 16.00-20). Первые испытания показали, что вездеход может брать 45-градусный подъем, водную преграду глубиной до 1,5 м, грунтовые рвы шириной 0,7...0,8 м и уступы высотой 1 м. Короткая колесная база (2800 мм), с одной стороны, обеспечивает радиус поворота не более 5,2 м, а с другой – позволяет успешно преодолевать препятствия.
Многоступенчатая трансмиссия с десятью передачами переднего хода и двумя заднего позволяет идти со скоростью от 0,9 до 80 км/ ч. В бортовой платформе размещается не менее 2,5 т груза.

Вариант, доработанный в Дормаше, с управляемыми передними и задними колесами

Многофункциональность ЗИЛ-390610 и его модификации ЗИЛ-390611 с увеличенной до 3300 мм базой обеспечивают шесть валов, передающих 100% мощности двигателя для привода специального оборудования. Если сравнивать зиловскую машину с германским Unimog, то заезды на специальной трассе выявили полное превосходство отечественного автомобиля, который не раз вытаскивал «немца», попадавшего в ловушки, расставленные русским бездорожьем.

Вот и выходило, что главным соперником этого «универсала» является гусеничная техника, а сферой применения – аварийно-спасательные и ремонтно-восстановительные работы, нефтегазовый комплекс – словом, там, где нужна действительно высокая проходимость. Развитием упомянутых моделей стали модификации ЗИЛ-390612 и ЗИЛ-390613, имевшие некоторые не очень значительные конструктивные отличия.

(Окончание следует)