Несмотря на малые размеры вакуумная подметальная машина прекрасно справляется с уборкой большого количества мусора

Как улучшить уборку? (Часть 2)

Рекомендации по повышению эффективности и рентабельности работ при уборке дорог и улиц

Регулярное и полное техобслуживание – это не излишество, а жизненная необходимость, важнейшая составляющая в деле поддержания высокопроизводительной работы вашей техники. Приведем несколько основных рекомендаций по техобслуживанию и регулировкам, которые помогут повысить способность подметальной машины собирать пыль, грязь и мусор.

Техническое обслуживание и оптимизация конструкции машин

Специалисты рекомендуют после каждой рабочей смены тщательно чистить и производить дезинфекцию подметальной машины. Это самая важная часть ее обслуживания из того, что может выполнить обычный оператор. Очистка машины должна проводиться тщательно, в идеале длиться не менее 30 мин и включать в себя полный круговой осмотр машины, очистку фильтрующего воздушного экрана и циклонного пылеотделителя, очистку всасывающего рукава, а также тщательную общую мойку всех компонентов в конце рабочего дня. Время, затрачиваемое на очистку машины, можно сократить, если использовать опционную водяную систему осаждения пыли в бункере.

Необходимо также проверять уровни и состояние технических жидкостей.

Вакуумная подметальная машина с двумя всасывающими рукавами

Вакуумная система

В вакуумно-уборочной машине с регенерацией воздуха воздушный поток, содержащий пыль, грязь и мусор, не выпускается в атмосферу, а циркулирует по замкнутому контуру. Производительность вакуумно-уборочных машин с регенерацией воздуха зависит от работы вакуумной системы машины, создающей воздушный поток. Чем лучше работает вакуумная система, тем выше производительность всей машины. Любые препятствия на пути воздушного потока и утечки или подсос воздуха серьезно отражаются на производительности машины. Движение воздушного потока и его распределение должны быть такими, как предусмотрено производителем машины. Через воздушный фильтрующий экран в бункере поток воздуха должен беспрепятственно поступать к вентилятору. Поэтому важно поддерживать его в хорошем техническом состоянии и регулярно чистить.

Вентилятор. Для работы вакуумно-уборочных машин с регенерацией воздуха необходимы поток воздуха и вентилятор – один из самых важных компонентов такой машины. Специалисты рекомендуют эксплуатировать двигатель на режимах с такой частотой вращения, которая достаточна для сбора мусора, обычно достаточно 1500–1800 об/мин. Чем меньше обороты двигателя, тем меньше потребление топлива, меньше выбрасывается в атмосферу пыли и увеличивается срок службы крыльчатки вентилятора.

Вакуумно-подметальная машина FAUN Sympajet 6

Если производительность машины упала, а уплотнения и шторы исправны и не пропускают воздух, возможно, причина в изношенности крыльчатки вентилятора. Срок службы крыльчатки может составлять, например, 1500–3000 моточасов в зависимости от условий работы. Cледует ежедневно (или хотя бы через каждые 200 моточасов) открывать крышку смотрового лючка или снимать панель вентиляторного отсека и проверять состояние вентилятора и входного канала в кожух вентилятора. Прокрутите рукой вентилятор (см. раздел «Правила безопасности» в инструкции по эксплуатации машины). Запрещается заводить дополнительный двигатель или включать вакуумную систему при открытом отсеке воздушного насоса. Обязательно отключите и обозначьте соответствующими предупреждающими бирками все оборудование, агрегаты и системы, которые могут создавать опасность во время проведения осмотра. Лопасти вентилятора постепенно изнашиваются и укорачиваются, и если уже заметен серьезный износ, производительность вентилятора уменьшится. Следите, чтобы на лопастях не было повреждений, не были потеряны балансировочные грузики и не скапливался мусор, так как это может вызвать дисбаланс и вибрацию, которая вредно влияет на подшипники и детали привода вентилятора. Регулярные проверки крыльчатки воздушного насоса позволяют увеличить его срок службы и предотвратить серьезные поломки.

Если используется водяная система пылеподавления (у щеток и в бункере), срок службы крыльчатки увеличивается. Грязь на лопастях вентилятора накапливается особенно интенсивно в тех случаях, когда оператор работает на подметальной машине, не заправляя вовремя бак водой, или не проверяет ежедневно, не засорились ли водяные форсунки сопла-подборщика.

Вакуумно-уборочная машина Scarab Magnum с одним двигателем и гидростатической трансмиссией

Лопасти вентилятора следует ежедневно тщательно очищать и мыть струей воды под давлением со стороны входа в кожух вентилятора из бункера либо просто со стороны, откуда поступает воздух к вентилятору, если бункер поднят.

Если лопасти вентилятора износились до состояния «острого ножа», крыльчатку необходимо заменить. Крыльчатку также следует сразу же тщательно осмотреть, если заметите ее вибрацию во время работы машины, и заменять, если не удается устранить вибрацию. Одновременно необходимо заменить детали привода вентилятора и подшипники, чтобы весь агрегат был новым и надежным.

Кожух и подшипники. Если на кожухе вентилятора имеется внутренняя облицовка, проверьте, надежно ли она закреплена на панелях кожуха. Если облицовка повреждена, проверьте, не видно ли наружных повреждений на панелях кожуха, которые могли бы быть нанесены камнями, отброшенными крыльчаткой. Если панели кожуха повреждены или имеют сквозные пробоины, то их нужно заменить. Подшипники, на которые опирается вал крыльчатки, должны смазываться тугоплавкой консистентной смазкой, рассчитанной на высокое давление.

Крышка выходного люка отсека вакуумного вентилятора

Воздушный фильтр. Часто операторы неправильно обслуживают воздушный фильтр двигателя. Они регулярно снимают фильтр и либо продувают его, удаляя грязь и пыль, либо выбивают его обо что-нибудь, стряхивая пыль и мусор. Делать это не рекомендуется. В результате слишком часто проводимых чисток фильтр может прорваться или еще как-либо повредиться, и пыль будет попадать в двигатель.

Давно известно, что новый воздушный фильтр не очищает воздух так эффективно, как старый. Почему? Задержанные фильтром частицы пыли действительно помогают лучше фильтровать воздух. Это не означает, что старые фильтры не нужно проверять и заменять при необходимости. Но делать это следует с периодичностью, указанной в инструкции по эксплуатации. У некоторых подметальных машин есть датчик засоренности, который вовремя предупреждает оператора о необходимости заменить фильтр.

Уплотнения. Проверяйте состояние и заменяйте уплотнения вакуумной системы, в том числе уплотнения, герметизирующие дверцы люка бункера и циклонного пылеотделителя. Все резиновые уплотнения на воздуховодах, впускные рукава и заслонки в бункере следует заменять по графику и при повреждениях, чтобы уплотнение обеспечивало разрежение в вакуумной системе.

У подметальной машины с гидроприводом и одним двигателем уровень шума ниже

Сопло-подборщик. Сопло-подборщик состоит из двух частей. С одной стороны воздух нагнетается с помощью воздушного насоса. Величина нагнетаемого потока обычно регулируется при прохождении щелевого отверстия с заслонкой. Воздух направляется таким образом, чтобы поднимать с дорожной поверхности пыль и загрязнения, которые затем вместе с воздухом всасываются в воздуховод с «вакуумной» стороны сопла-подборщика. Производитель машины дает рекомендации по регулировке воздушного потока – как правило, они подходят для большинства обычных работ, выполняемых подметальной машиной. Если после установки рекомендованных производителем регулировок машина не развивает необходимой производительности, можно попробовать изменить величину щелевого нагнетательного отверстия и путем «проб и ошибок» подобрать такую интенсивность воздушного потока, при которой производительность подметания поверхности будет максимальной. Если эти меры не позволят увеличить производительность работы машины, снова выставьте все регулировки в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя.

Пружины подвески сопла. Правильная регулировка подвески сопла-подборщика – это важный фактор, от которого зависит способность подметальной машины собирать пыль, грязь и мусор.

Машина с рукавом для ручного сбора мусора

Прежде чем приступить к работе, необходимо правильно отрегулировать положение сопла-подборщика с помощью подвески. Опустите сопло в рабочее положение и подайте машину вперед примерно на 1 м, чтобы шторы сопла отогнулись назад и затем сопло вернулось в нормальное рабочее положение. Измерьте расстояние от самой нижней точки отверстия, через которое нагнетается воздух, до нижней плоскости опорных полозьев. Это расстояние должно составлять 25–40 мм. Если на улицах, где работает ваша машина, крышки люков канализационных колодцев выступают над дорожной поверхностью более чем на 40 мм, нужно поднять сопло-подборщик еще выше. Благодаря этой регулировке сопло-подборщик не будет тереться о дорожную поверхность и не повредится выступающими препятствиями, и в то же время отверстие, через которое нагнетается воздух, будет располагаться на достаточном расстоянии от подметаемой поверхности.

Обычно сопло-подборщик касается дороги, когда увеличиваются обороты двигателя и разрежение в вакуумной системе резко возрастает, или когда машина движется с высокой скоростью.

В конструкцию подвески может входить 4, 6 или 8 пружин, расположенных по углам и периметру сопла-подборщика. Пружины подвески поддерживают вес сопла-подборщика, давая ему возможность «плыть» над дорожной поверхностью. Количество пружин зависит от конфигурации сопла-подборщика.

Машина с дополнительными световыми приборами

Если в какой-либо части кожуха сопла скопилась грязь, вполне вероятно, что уравновесить сопло на пружинах подвески не удастся. Поэтому сопло-подборщик следует периодически демонтировать, тщательно осматривать и очищать.

Опорные полозья. С помощью регулировки положения опорных полозьев сопло можно поднять или опустить, соответственно выше или ниже по отношению к дороге будет располагаться отверстие, через которое в сопло нагнетается воздух. Когда полозья поднимаются, сопло приближается к дорожной поверхности, уменьшается пространство под соплом и увеличивается скорость воздушного потока. И наоборот, при опускании полозьев сопло отдаляется от дороги, пространство под соплом увеличивается, а скорость воздушного потока уменьшается. Поэтому положение опорных полозьев должно регулироваться в зависимости от условий конкретной предстоящей работы, например, когда собирается тяжелый мусор – песок, грязь или мелкие камни, полозья следует установить в самое верхнее положение, чтобы обеспечить максимальную скорость воздуха и способность сопла захватывать тяжелый мусор.

Полозья изготавливаются из стали, с твердосплавными или резиновыми накладками. Рекомендуется использовать полозья с вольфрамо-кремниевыми накладками. Положение полозьев должно быть отрегулировано так, чтобы они располагались ровно относительно дорожной поверхности и изнашивались равномерно по всей рабочей поверхности. Опорные полозья сопла-подборщика во время движения машины должны «плавать» на расстоянии 6–13 мм от дорожной поверхности. Благодаря этому небольшому расстоянию будет ограничиваться износ опорных полозьев. При осмотре полозьев сопла-подборщика проверьте, нет ли на них повреждений и ровно ли идет износ.

Подметальная машина американской фирмы Schwarze с подъемным бункером из нержавеющей стали

Многие владельцы вакуумно-уборочной техники пытаются продлить сроки эксплуатации опорных полозьев, заменяя их чуть позже положенного срока. Но если накладки на опорных полозьях износятся выше допустимого предела, начнут изнашиваться сами полозья и соседние детали, получат повреждения их крепления или даже само сопло, а их замена обойдется дороже, чем замена всего лишь накладок.

Чрезмерно изношенные или поврежденные опорные полозья будут плохо скользить и создавать сопротивление при движении машины. Качество подметания ухудшится, и это приведет к увеличению числа проходов машины по одному месту при уборке. На дорожном покрытии могут оставаться следы от трения сопла-подборщика, и дорожное покрытие может быть даже повреждено.

В поливомоечной системе с фронтальной мойкой МФ-300 от «Меркатор-Холдинга» действует давление до 20 бар

Следует заменить накладки и отрегулировать положение опорных полозьев сопла-подборщика, прежде чем накладки износятся окончательно. В таком случае будет обеспечена наивысшая производительность при подметании мусора, меньше мусора будет разбрасываться по сторонам и обеспечиваться минимальный износ сопла-подборщика. Не забудьте также, что некоторые полозья можно использовать, перевернув обратной стороной, и тем самым увеличить их срок службы.

Шторы и фартуки направляют воздушный поток и помогают вакуумно-уборочной машине собирать мусор соплом. Шторы выполняют важную роль – уплотняют пространство между краями сопла-подборщика и дорожной поверхностью и обеспечивают создание разрежения, достаточного для всасывания мусора с дорожной поверхности в сопло с последующей доставкой в бункер машины. Темп износа штор зависит от скорости движения подметальной машины. Чем быстрее работает подметальная машина, тем быстрее изнашиваются шторы.

Изношенные, поврежденные или неправильно установленные шторы могут стать причиной уменьшения скорости воздушного потока и количества собираемого мусора, способствовать разбрасыванию мусора по дороге. Поэтому шторы должны быть в исправном состоянии, а их положение правильно отрегулировано. Любые дефекты в шторах будут давать возможность воздуху, который под давлением нагнетается под сопло, выносить пыль и мусор из-под сопла, создавая облако пыли, сопровождающее подметальную машину во время работы.

Подметание сухих листьев с увлажнением

Время от времени рекомендуется демонтировать сопло-подборщик, чтобы тщательно осмотреть шторы сопла. Поднимите или извлеките сопло из-под машины, переверните и проверьте состояние штор. При обнаружении разрезов, разрывов, протертых отверстий, при утрате части штор или деформации неисправные шторы следует заменить.

Очень важная деталь: края штор должны быть минимум на 25 мм ниже нижнего края полозьев сопла. Если шторы короче, чем нужно, или имеют повреждения, величина разрежения под соплом не будет достаточной и машина не сможет собирать всю пыль и мусор, которые будут подняты с дорожной поверхности струями воздуха. Поэтому такие шторы необходимо заменить.

Фартуки. Задний фартук на машине должен свисать вертикально вниз, а положение передних фартуков должно быть более свободным – при движении они должны несколько отклоняться назад, чтобы мусор мог проходить под ними далее к соплу.

Использование мойки высокого давления

Передние фартуки не такие тяжелые и плотные, как задние, и меньше изнашиваются, потому что не так плотно прилегают к дорожному покрытию. Задние фартуки жестче, свисают почти до дорожной поверхности и поэтому сильнее изнашиваются. Необходимо следить за их состоянием и при необходимости регулировать положение.

От условий уборки зависит темп износа фартуков, поэтому владельцу уборочной машины следует следить за состоянием фартуков и при необходимости корректировать их положение, особенно когда изменяется тип подметаемой поверхности. Например, покрытие на улицах довольно гладкое, почти без выступов, но когда машина переходит к уборке автостоянки, позади машины может оставаться след от трения заднего фартука об асфальт.

Рекомендуется при замене задних фартуков выбирать фартуки из резины, усиленной кордом, такие детали более жесткие и прочные, что и требуется для задних фартуков.

Вакуумно-подметальная машина «Кургандормаш» КО-318 «Вихрь»

Для замены вышедших из строя штор и фартуков подметальных машин рекомендуется использовать оригинальные запчасти, в которых имеются отверстия для крепления и которые специально изготовлены для определенных моделей уборочных машин, в комплекте с ними поставляются новые гайки и болты крепления. Рекомендуется при замене штор и фартуков использовать и новые крепежные детали, поскольку старый крепеж, как правило, уже покрыт ржавчиной, а иногда и неисправен (имеет трещины, надломы, сорванную резьбу).

Дополнительный двигатель и привод вентилятора. В конструкцию подметальной машины может входить дополнительный двигатель для привода вакуумной системы. Недостаточное внимание к обслуживанию двигателя часто приводит к его замене. На периодичность проведения обслуживания указывают все производители двигателей. Проводите обслуживание дополнительного двигателя в соответствии с рекомендациями производителя «обслуживание при тяжелых условиях работы».

Для привода воздушного насоса от двигателя некоторые компании используют гидромуфту, другие – прямой привод, а третьи – гидростатический привод с обратной связью.

Если используется ременный привод, натяжение ремня регулируется натяжителем и методом измерения крутящего момента или измерения прогиба под действием нагрузки. От того, насколько правильно будет отрегулировано натяжение приводного ремня, очень зависит производительность вакуумной системы, а также ресурс самого ремня. В результате проскальзывания ремня из-за неудовлетворительного тех­обслуживания на ремне появляются «лакированные» зоны потертостей, такой ремень следует заменить. Регулярные осмотры и обслуживание помогут существенно сэкономить затраты на замену приводных ремней.

Бункер из нержавеющей стали

Воздуховоды. Всасывающий и нагнетательный воздуховоды не должны быть перекрыты мусором. По мере износа под абразивным воздействием твердых частиц, содержащихся в воздухе, в воздуховодах образуются сквозные отверстия, через которые воздух с пылью начинает выходить в окружающее пространство. Поэтому впускные воздуховоды на вакуумно-уборочных машинах рекомендуется поворачивать на 1/4 окружности через каждые 50 часов работы, чтобы воздействие твердых частиц не приходилось все время на одно и то же место. Некоторые производители рекомендуют поворачивать воздуховод через каждые 150 часов работы попеременно то на 180, то на 90°. При техобслуживании вакуумно-уборочной машины рекомендуется промывать водой рукав, по которому всасывается смет.

Усилитель разрежения. Еще один компонент, которым, как правило, оснащены все вакуумно-уборочные машины, – «усилитель разрежения». Обычно это небольшой лючок или отверстие, закрытое заслонкой, в стенке нагнетательного воздуховода, по которому воздух поступает в сопло-подборщик. Через это отверстие с заслонкой можно выпускать часть нагнетаемого воздушного потока, что приводит к увеличению величины разрежения под соплом-подборщиком и усиливает способность машины собирать мелкий или легкий мусор.

Бункер

Бункер для смета уборочной машины любого типа необходимо очищать ежедневно. Откройте дверцу бункера и вычистите весь мусор, особенно из углов. Это позволит избежать накапливания отложений мусора, которые будут способствовать развитию вредных бактерий. Мусор пропитывается водой, а влага способствует образованию и развитию коррозии. Скопления мусора создают препятствия протеканию воздушного потока и ухудшают производительность машины. Достаточно поднимать бункер машины после рабочего дня – эта простая операция поможет продлить срок службы металлических компонентов машины и сохранить ее работоспособность на высоком уровне.

Подъемный бункер