Зимняя смена
КДМ на уборке снега

С приходом зимы на дороги выходят специальные коммунальные машины, которые убирают с дорожного полотна снег и обрабатывают проезжую часть противогололедными реагентами.

Любая эксплуатирующая организация, решившая пополнить свой парк новой техникой, и в частности комбинированной дорожной машиной, задается вопросом: какой автомобиль предпочесть, универсальный или специальный? Самый выгодный вариант спецмашины для любой эксплуатирующей организации – это тот, при котором купленную технику можно загрузить работой 12 месяцев в году. В этом случае срок окупаемости сокращается, а прибыль растет. У каждого производителя специальных машин, и в частности КДМ, о которых пойдет речь, на это имеется своя точка зрения. Например, ряд компаний придают шасси грузовика универсальность, унифицируя надрамник, на который монтируется специальное оборудование. Таковым может быть либо бочка с системой полива дорожного полотна и щетками для чистки придорожной инфраструктуры, либо установка для распределения пескосоляных смесей. Тем самым эксплуатирующая организация, меняя надстройку два раза в год в летний и зимний периоды эксплуатации, обеспечивает максимально возможную загрузку спецмашины.

Ярким тому примером может служить новинка Арзамасского завода коммунального машиностроения КО-829N, созданная на шасси ГАЗ – С41R11 (NEXT). На раме перспективного российского грузовика смонтирована полностью автономная установка для распределения пескосоляных смесей производства компании Swenson, которая приводится в действие от собственного бензинового ДВС компании Briggs&Stratton мощностью 10,5 кВт. Спецоборудование стыкуется с лонжеронами основной рамы через оригинальный надрамник, изготовленный из трубчатого профиля размерами 60х60 мм. Его крепление к лонжеронам выполнено по распространенной среди специальных машин схеме, а именно: в передней части конструкция фиксируется «солдатиками» с пружинными компенсаторами, а в кормовой части рамы жестко. Как правило, у большинства машин жесткое крепление – выполнено болтами.

Примечательно, что для замены специального оборудования может применяться любой подъемный механизм. Таковым может быть и кран-манипулятор, и автокран, и даже фронтальный погрузчик с экскаватором – словом, любая техника, способная поднимать грузы относительно небольшой массы. Что касается временны’х затрат на монтаж специальной установки, то они варьируются от 20 мин. до 1,5 ч. В последнем случае помимо собственно монтажа оборудования на раму производится подключение гидравлической системы, водоводов, если таковые предусмотрены конструкцией, и, разумеется, электрооборудования по питающим и управляющим цепям. Другой путь погрузки/ разгрузки кузова на/ с рамы грузовика – это оснащение его собственными выдвижными опорами – домкратами. Такие устройства приводят к удорожанию конструкции, что не приветствуется конечными потребителями. Опоры могут быть как съемными, так и стационарными. В последнем случае их лапы в транспортном положении поднимаются вверх и фиксируются штыревыми стопорами с пружинными «собачками».

Свои варианты установок, помещаемых в кузова самосвалов, имеются и у других компаний, например у чешской компании Kobit. Так, у комбинированной дорожной машины KBR-S8KC, собранной опять-таки на шасси массового грузовика КамАЗ-65115, в самосвальный кузов может быть помещено поливомоечное, разбрасывающее или оборудование для распределения жидких реагентов. Это делает спецмашину поистине универсальной. При этом грузовик сохраняет функцию самосвала и может при необходимости использоваться при перевозке сыпучих грузов, например все тех же пескосоляных смесей, с перевалочной базы на площадку временного хранения, расположенную на территории эксплуатирующей организации. Помимо распределения противогололедных реагентов в зимний период времени машина может применяться и для скоростной, патрульной очистки дорожного полотна от свежевыпавшего или спрессованного снега, а также удаления наледи.

Отметим, что на смену оборудования, помещаемого в кузова самосвалов, в буквальном смысле уходят считаные минуты. А самое приятное – для того чтобы погрузить установку в самосвальный кузов, никаких подъемных механизмов не требуется. Процесс выглядит следующим образом. Самосвал сдает задним ходом, раз­умеется, с минимально возможной скоростью и как бы подрезает опоры – ноги, на которых стоит установка. Последние складываются, а оборудование закатывается в кузов. В последнем случае предусмотрены специальные проушины, за которые производится крепление рабочей установки.

Интересный вариант спецмашины со сменным рабочим оборудованием имеется у ЗАО «Коминвест-АКМТ», и в частности, комбинированная дорожная машина МКДУ-10. Она базируется на шасси двухосного грузовика КамАЗ-53605, соответствующего актуальным для России нормам Euro 4. Благодаря колесной базе 3950 мм машина достаточно маневренна, что положительно сказывается на ее работе в условиях ограниченного пространства. Отметим, что это важное качество спецмашины, работающей в условиях мегаполисов. Для облегчения слежения за рабочими процессами и маневрирования МКДУ-10 имеет три мини-видеокамеры, информация с которых передается на расположенный в кабине жидкокристаллический дисплей. Что касается возможностей спецтехники, то она имеет распределитель твердых реагентов «Сириус 3800» с емкостью кузова 6 м3. Примечательно, что транспортер установки благодаря особенностям его конструкции (патент компании Ероке) не загружен, что положительно сказывается на его надежности и ресурсе. Кроме того, благодаря особой системе увлажнения пескосоляных смесей достигается экономия до 30% материала. Говоря о конструкции распределителя, также отметим современную систему управления, позволяющую распределять материал с очень высокой точностью. При этом ширина распределения реагентов в зависимости от поставленной задачи задается в диапазоне от 2 до 12 м, что позволяет производить обработку самых разных по ширине дорог и тротуаров, парковых дорожек. Примечательно, что специально для российских условий эксплуатации производитель применил подающий вал и распределяющий диск повышенной прочности. Для качественной подготовки обрабатываемой материалами поверхности в базе автомобиля установлена щетка с диаметром дисков 550 мм и габаритной/ рабочей шириной 2800/ 2550 мм при угле атаки 27°. Скорость ее вращения благодаря гидравлическому приводу регулируется в широком диапазоне частот, а максимальное значение составляет 500 об/мин. При этом скорость грузовика, при которой достигается качественная уборка дороги, составляет 40–45 км/ч. Для расчистки дорог от снега в передней части машины устанавливается снежный отвал модели «Ситифлекс-3000» шириной 3 м (рабочая ширина – 2650 мм) и весом 700 кг. Отвал имеет защиту от наезда на препятствия, что существенно снижает вероятность повреждения рабочего оборудования. Привод исполнительных механизмов осуществляется от гидравлической системы производительностью более 165 л/мин, которая питается от мощного насоса. Крутящий момент на него подается от шасси грузовика. И напоследок надо сказать, что в летний период для полноценной загрузки спецмашины на ее шасси монтируется поливомоечное оборудование. Тем самым достигается максимальная прибыль от эксплуатации техники.

Третий вариант, когда в качестве шасси используется грузовик, оборудованный крюковым гидравлическим погрузчиком, распространен менее всего, и по большей части из-за высокой стоимости комплектного автомобиля. Однако именно «дорожный комбайн», а именно так ряд специалистов называют спецмашину, способную работать с широким спектром навесного и «затаскиваемого» на раму оборудования, позволяет решать максимальный круг задач. Так, сохраняя возможность работы со сменными кузовами: самосвальным, цистерной, бункером, контейнером и платформой, спецмашина может быть оборудована распределителем противогололедных реагентов для таяния снега и льда или же песка, пескосоляных смесей. Разумеется, к передней плите при необходимости крепят плуг, а в базе располагают щетку.