Marini-Ermont

РАП, энергопотребление и все новые технологии (часть 1)

Тренды на рынке современных асфальтобетонных заводов

Протяженность автомобильных дорог России составляет около 824,7 тыс. км. Из них только 50,4 тыс. км федерального значения, которые обслуживаются лучше всего. Около 40% всех дорог соответствуют нормативным требованиям, предъявляемым к данному типу покрытия. К тому же считается, что 27% дорог работают в режиме перегрузки. Очевидно, что реальная картина еще хуже официальной.
Чтобы улучшить положение с дорогами, стране необходимы в том числе заводы, производящие высококачественные асфальтобетонные смеси. О тенденциях в развитии представленных на рынке современных АБЗ мы поговорим в этой статье.

Выпуск асфальтобетонных смесей с усовершенствованными характеристиками

С 2018 г. активно идет переход на новые государственные стандарты, в связи с чем, считают специалисты, АБЗ необходимо осваивать производство новых типов асфальтобетона – и Superpave, и европейских сортов асфальта. Почти все специалисты сходятся во мнении, что качество отечественного щебня с каждым годом улучшается, к тому же многие производители асфальтобетонных смесей обзаводятся собственными дробильными комплексами, которые доводят поступающий от поставщиков щебень до нужного качества.

А вот о качестве отечественных битумов все отзываются отрицательно и поэтому при производстве асфальтобетонных смесей для улучшения характеристик в большинстве случаев битум модифицируют введением полимерных добавок и резиновой крошки, однако использование этих добавок может стать причиной осложнений в процессе производства. Практически все асфальтобетонные установки, поступающие на российский рынок, комплектуются оборудованием по введению адгезионных и прочих добавок в линию подачи битума. Ведь качество битума оказывает решающее влияние на качество дорожных покрытий.

На современных АБЗ предусматриваются возможности перенастройки процесса и использования различных технологий, обеспечивающих успешное введение разных добавок в асфальтобетонные смеси: можно изменять скорости и время перемешивания, чтобы вяжущее успело распределиться и покрыть все частицы инертного материала, использовать принудительную рециркуляцию битума по системе, чтобы продукт оставался гомогенным и т.д. Для некоторых смесей может также потребоваться выполнить сначала сухое перемешивание. Кроме того, перемешивание и рециркуляция способствуют выравниванию температуры асфальтовой смеси в бункере, ускорению разогрева вяжущего и уменьшению расхода топлива при прогреве.

Marini
Производитель асфальтобетонных заводов Marini (FAYAT Group) предлагает широкую линейку АБЗ циклического действия с производительностью от 60 до 360 т/ч как в мобильном, так и стационарном исполнении и долей применения рециклинга до 100%. Все заводы адаптированы к работе с материалом непостоянного качества.

Компания разработала технологии производства асфальтобетонных смесей с усовершенствованными характеристиками. Например, «теплые асфальтовые смеси». Производимые с температурным режимом готовой смеси на 30 °C ниже обычных горячих асфальтобетонных смесей, «теплые» смеси являются альтернативой традиционным технологиям горячих асфальтобетонных смесей. Температура «теплых» смесей на выходе из смесителя составляет от +100 до +130 °C. Они появились для решения задачи совмещения характеристик традиционных асфальтовых смесей со снижением потребления энергии и уменьшением вредных выбросов в атмосферу.

Также технологии, основанные на введении аддитивов (твердых и жидких) в асфальтобетонную смесь, позволяют снизить температуру обволакивания минералов разными способами, например, модифицируя химические свойства битума в целях снижения его вязкости или использования технологии вспененного битума. Битум может расширяться до 20 раз от его исходного объема, и одно из особенных свойств этого состояния – обволакивание материалов при значительно меньшей температуре, чем обычно.

Marini

Увеличение использования регенерированного вторичного асфальтобетона

Использование вторичного сырья, и в том числе гранулята старого асфальтобетона (РАП, от англ. – RAP, recycled asphalt pavement) в асфальтобетонной смеси, очень выгодно с точки зрения и экономики, и экологии. Инертные заполнители отделяются от битума, обе фракции сохраняются в накопителях для использования в дальнейшем при возведении дорожной насыпи и других объектов. Технологии холодного и горячего ресайклинга старого асфальтового покрытия позволяют АБЗ экономить энергию и материальные ресурсы. По оценке западных специалистов, стоимость ремонта дорог уменьшается на 20–30%, а экономия новых материалов при строительстве и ремонте дорог может составлять до 50%. Рециклинг старого асфальта широко внедряется на Западе, уже появляются модели АБЗ, которые способны готовить высококачественные асфальтобетонные смеси с содержанием вторичного асфальтогранулята до 50 и даже 100%.

Однако стоит заметить, что в случае массированного использования регенерированного асфальтобетона вторичный материал должен быть тщательно отсортирован, предварительно нагрет до необходимой температуры и т. д. Эти условия усложняют использование регенерированного гранулята. Поэтому более экономичным при существующих технологиях представляется использование до 60% рециклированного асфальта в смеси с новым.

В нашей стране внедрение подобных передовых технологий пока наталкивается не только на технические, но и на психологические трудности – не все заказчики верят, что покрытие с использованием рециклированного асфальта может быть таким же качественным, как изготовленное из первичного сырья. Однако появляется новое оборудование, а с ним и прогресс.

Marini-Ermont
Marini и Marini-Ermont (FAYAT Group) производят асфальтобетонные заводы циклического и непрерывного действия в ультрамобильном, мобильном, транспортабельном и стационарном исполнении с производительностью от 35 до 650 т/ч и долей применения рециклинга до 100%.

В 2017 г. Marini-Ermont представила уникальную технологию TRX, позволяющую перерабатывать до 100% RAP с помощью одной горелки, а также обеспечение полной ремобилизации битумного вяжущего. Ни одна компания в мире не владеет подобной технологией. Технология TRX основана на процессе сушки с использованием двух тандемных барабанов, соединенных со смесителем непрерывного действия с двумя синхронизированными валами.

Первый универсальный барабан выполняет две функции: сушка инертных заполнителей и снижение температуры газа для степени рециркуляции ниже 100%; и генерация горячего воздуха для 100% рециркуляции асфальтогранулята. Второй барабан обеспечивает сушку асфальтовых инертных заполнителей путем обмена со слегка перегретыми заполнителями и/ или газами при умеренных температурах, а также замену вяжущего RAP на битумное вяжущее. Рециркуляция газов из второго барабана в пламени первого барабана позволяет регулировать температуру газов из генератора горячего воздуха и снижает выбросы при сжигании. Смеситель, расположенный на выходе из второго барабана, выполняет смешивание импортного битумного вяжущего и любого обновляющего средства, а также консервирует их.

Технология TRX обеспечивает полную ремобилизацию битумного вяжущего, что важно для гарантии срока службы дорожных покрытий, созданных с очень высокой и даже экстремальной степенью переработки.

В свою очередь компания MARINI создала абсолютно новую концепцию АБЗ циклического типа, позволяя довести уровень применения рециклинга до 100%. Экологичность, технологические инновации и совершенствование энергопотребления привели к разработке нового подхода к производству асфальтобетона.

Цели ясны: представить на рынке новый завод, способный производить смеси с максимальным использованием материала рециклинга, при этом не производя вредных выбросов в атмосферу, работая по инновационному и гибкому методу производства.

MARINI MASTER TOWER представляет собой новую веху в производстве асфальтобетона с применением материалов рециклинга, минимальными выбросами и низким уровнем энергопотребления.

Два сушильных барабана расположены над смесителем, чтобы исключить возможность слипания и комкования горячего материала рециклинга, а также с целью подьема материала с температурой окружающей среды.

Материалы рециклинга выходят из сушильного барабана RAP с минимальной температурой 160 °C, позволяя оператору производить асфальт с содержанием RAP до 100%, или же производить любые смеси с рециклингом в любых количествах без необходимости перегрева первичных материалов, не затрачивая лишней энергии и сохраняя качество битума, содержащегося в рециклинге.

Материал рециклинга нагревается горячими газами, идущими из барабана первичных материалов. Использование горячих газов как источника тепла позволяет одновременно избежать непосредственного контакта пламени горелки с рециклингом, так и теплового излучения пламени с RAP, таким образом ограничивая резкие скачки температуры в процессе нагрева.

Благодаря инновационной системе контроля за выхлопными газами все вредные частицы, включая голубой дым, могут быть перенаправлены в сушильный барабан первичных материалов и дожжены пламенем горелки. Этот процесс помогает значительно снизить вредные выбросы и запахи в атмосферу.

Все доступные на сегодня традиционные технологии основываются на использовании двух сушильных барабанов, каждый из которых оснащен собственной горелкой. Не стоит сомневаться, что работа двух таких сушильных барабанов приводит к увеличенному энергопотреблению, превышающему международные нормы, и означает повышенный расход топлива и электроэнергии вкупе с повышенным объемом вредных выбросов в атмосферу.

Инновационное решение MARINI состоит в упрощении в части генерации тепла, используя одну горелку для нагрева первичных материалов в первом барабане, и далее, в зависимости от производимого типа смеси, и далее пуская необходимое количество тепловой энергии во второй барабан, предназначенный только для материала рециклинга.

Ammann

Снижение энергопотребления и повышение эффективности использования энергии на АБЗ

Одной из характерных тенденций развития современных АБЗ является снижение энергопотребления и повышение эффективности использования энергии. Существует ряд методов снижения энергопотребления на АБЗ за счет совершенствования технологий производства, и в частности процессов обезвоживания битума. Но одним из наиболее эффективных способов сокращения энергозатрат на АБЗ является применение холодных (не ниже +5 °С) и теплых (от +40 до +80 °С) асфальтобетонных смесей вместо горячих (не ниже +105 °С).

Компания Ammann разработала систему вспенивания AMMANN FOAM® для производства низкотемпературных асфальтобетонных смесей. В ее основе технология вспенивания битума с помощью воды. Эту систему можно использовать на асфальтосмесительных установках как непрерывного, так и циклического действия. Технологию также можно применять для производства холодного нижнего слоя дорожного покрытия, полностью состоящего из рециклингового материала. Снижение температуры в процессе производства асфальтобетона обеспечивает снижение энергопотребления в расчете на тонну производимого асфальта. Для производства традиционных асфальтовых смесей необходима температура примерно 170 °C, а современные процессы позволяют снизить ее до 100 °C. Температуры, при которых уплотняется асфальтовая смесь, также ниже, чем при использовании горячей асфальтовой смеси.

Компания Ammann предлагает разнообразные низкотемпературные технологии. Вспененный битум, воск, цеолит и другие добавки, специальный битум или альтернативные циклы смешивания – все эти решения могут применяться для производства смеси в зависимости от варианта последующего использования. При этом качество изготавливаемого асфальта не уступает горячей асфальтовой смеси, а битум стареет меньше. Работающие заводы можно доукомплектовать системой вспенивания при минимальном вложении сил и средств.

Ammann выпускает широкую гамму АБЗ непрерывного и циклического действия. Все подвижные части установок находятся под контролем комплексной многофункциональной системы управления Ammann as1, в которой совмещены последние технические достижения с удобным для пользователя интерфейсом. Мобильные АБЗ Ammann разработаны с учетом правил международных перево­зок. Некоторые установки можно монтировать без использования кранов и обустройства бетонных фундаментов. Установки Ammann отличаются возможностью использования рециклинговых материалов в высокой степени: рециклингового асфальта, а также тонеров из картриджей для принтеров, стекла и шин. Специалистами Ammann создана смесь, на 99% состоящая из рециклинговых материалов. Горелки АБЗ Ammann могут работать на различном топливе: природный или сжиженный нефтяной газ, легкие и тяжелые фракции нефти, угольная пыль и древесные опилки. Следует отметить, что компания Ammann единственная из зарубежных производителей, которая имеет собственную локализацию в России. Производственные мощности Ammann расположены в Твери, где серийно выпускаются заводы Global 160 и Global 240 на основании инженерных разработок Ammann Asphalt GmbH (Германия). Помимо АБЗ, укомплектованных по последнему слову техники, производство выпускает компоненты для систем рециклинга (дозаторы, элеваторы, трубопроводы отбора пара) и системы ввода твердых и жидких добавок. Инженеры из Твери имеют прямой доступ к ноу-хау инженерного бюро в Альфельде (Германия) и могут адаптировать и изготовить любое инновационное оборудования из портфолио немецкого завода-изготовителя.

Ammann

Системы фильтрации

Система очистки от пыли отработанного воздуха от грохота смесительного агрегата и газа из сушильного барабана на асфальтобетонных заводах обычно состоит из первичного пылеуловителя с группой циклонов, где отделяются крупные частицы, и рукавного фильтра с тканевыми фильтровальными рукавами (мешками). Фильтровальные рукава изготавливаются из высокотемпературной ткани, подвергнутой специальной поверхностной обработке с химической пропиткой. (Рабочая температура рукавного фильтра может достигать +270 °С.)

Для очистки рукавных фильтров часто применяется импульсная система, «выстреливающая» в фильтры потоки атмосферного воздуха, которые сбивают часть пыли со стенок мешка. Она падает на дно бункера узла фильтрации и может быть использована вторично в технологическом процессе.

NFLG
Так, на АБЗ компании NFLG (Китай) используется усовершенствованная система пыле­очистки. Система оснащена датчиками температуры и клапаном забора холодного воздуха. При аварийном повышении температуры автоматически включается клапан подачи холодного воздуха, чтобы не сгорели фильтры. Также помогает охладить воздух, чтобы не сжечь фильтры, достаточно большой газоход.

Рукава изготавливаются из материала, выдерживающего действие постоянных рабочих температур около 200 °С, а пиковых температур до 240 °С. Процесс разрежения воздуха в блоке рукавного фильтра организован по уникальной инновационной системе. В каждом кармане (секторе) с помощью вращающейся крыльчатки создается определенное разрежение. Благодаря системе последовательного разрежения воздух доходит (и фильтруется) до всех секций фильтра, даже до самых отдаленных (крайних), которые в узлах других производителей почти не работают, все рукава фильтрации задействуются на 100%.

Внедрение экологичного оборудования – приоритет компании NFLG. Чтобы свести к минимуму негативное воздействие и упростить способ сброса, хранения и утилизации промышленной пыли, компания рекомендует устанавливать систему влажной пылевыгрузки на АБЗ. Система пылевыгрузки NFLG состоит из двухвального смесителя непрерывного действия и шнеков для подачи пыли и вывода шлама. Из силоса отдозированная пыль подается шнеком в смесительную камеру. За счет наличия в смесительной камере форсунок для водообогащения пылевых частиц в системе происходит плавное перемешивание пыли с водой, образуя в конечном итоге шлам. В процессе работы устройства происходит увлажнение и слипание мелких частиц пыли. После увлажнителя продукт не пылит и может отгружаться, а также храниться на открытых складах.

NFLG выпускает стационарные и перемещаемые модульной конструкции, мобильные на шасси асфальтосмесительные установки с производительностью от 80 до 600 т/ч. В состав новейшей серии Pioneer входят АБЗ с производительностью от 120 до 600 т/ч. Главной особенностью серии является энергоэффективность с обеспечением снижения затрат на тонну выпускаемой смеси и работа на шести фракциях. В стандартной комплектации АБЗ имеет 6 бункеров инертных материалов, 6-фракционный грохот и 7 бункеров горячих материалов, а также отдельно выделенный байпас.

Китайский производитель также делает упор на производство эффективных решений, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду и достижение максимально качественных результатов строительства при более низких затратах на производство материалов и проведение их укладки. Среди новейших разработок – запатентованная комплексная система для вспенивания битума серии PL, позволяющая добавлять в обрабатываемую смесь воду и при необходимости различные добавки. Благодаря использованию установки дорожно-строительные компании могут с легкостью понизить температуру смешивания до 100 °C без использования дорогостоящих добавок, снизить количество вредных выбросов в атмосферу (производство становится более экологичным, а работа по укладке АБ смеси без­опасной для здоровья), расширить рамки дорожного сезона (производить укладку при более низких температурах воздуха), а также повысить прочность и долговечность дорожного полотна. Оборудование подключается к АБЗ различных производителей, тем самым можно модифицировать уже имеющийся завод.

NFLG