06.03.2017

Scania подвела итоги 2016 г.

2 марта 2017 г. «Скания-Русь» провела пресс-конференцию по итогам 2016 г. Четвертый год подряд марка Scania лидирует в сегменте «Большая Семерка» с 2255 единицами автомобильной техники полной массой более 16 т., проданных в течение 2016 г.

По данным аналитического центра «Автостат», в 2016 г. в России было продано 53,3 тысячи новых грузовых автомобилей, 68,4% из которых – грузовые автомобили полной массой свыше 16 т. С марта появилась тенденция к росту, и общий объем рынка за 2016 г. возрос на 14,7% в сравнении с 2015 г. «Большая Семерка» с лагом в пару месяцев также устремилась вверх. Суммарный прирост для европейцев составил 21,8% — неплохо на фоне 75-процентного спада, длившегося с 2012 г. С долей 6,9% Scania вошла в тройку лидеров после отечественных производителей, а в европейском сегменте Scania с долей 22% сохранила за собой позицию лидера.

Большое внимание Scania уделяет развитию сегментов и их вклад в общую копилку растет. В 25 горнодобывающих предприятий направили 204 единицы карьерной техники с полной сервисной поддержкой от Scania, чтобы техника функционировала без простоев на самых отдаленных участках.

В сегменте самосвалов Scania с 330 самосвалами заняла четвертое место на общем российском рынке и второе в евросегменте. Scania — абсолютный лидер среди европейцев в категории 8х4 с долей 32%. Стараются развиться в сегменте полноприводных самосвалов 6х6 и хотя поставили всего 25 единиц этой техники, перспективы есть.

Scania традиционно сильна в сегменте лесной техники. В 2016 г. лесозаготовительным предприятиям отправлена 181 единица техники, что обеспечило лидирующие позиции среди европейцев с долей рынка в 32% в этом сегменте. Заказчикам в Иркутской и Архангельской областях предложены удаленные сервисные решения.

В сегменте коммунальной техники Scania неоспоримый лидер среди европейцев. В 2016 г. поставили 34 мусоровоза на шасси Scania — 51% — и 28 крюковых погрузчиков — 72%. 

Отдельно отметим сегмент автомобилей на альтернативных видах топлива. В отличие от конкурирующих фирм Scania много внимания уделяет этому очень сложному направлению. Так, в 2016 г. заказчикам поставили 12 автомобилей на  на компримированном газе с полной сервисной поддержкой от дилеров. На 2017 г. подписано достаточно много контрактов на поставку таких автомобилей, так что направление развивается.

Общий российский рынок автобусов в 2016 г. составил 3730 единиц с долей отечественных брендов 94,6%. Доля европейских марок составляет 3,2%, в которых доля Scania — 16,1% европейской сборки или 27% с учетом совместного продукта с Группой ГАЗ — автобусов на шасси Scania ЛиАЗ «Вояж» и ЛиАЗ «Круиз». По итогам года доля европейцев упала на на 29%, а доля азиатских марок на 35%.

В 2016 г. вышли на рынок с предложением дизель-генераторов Powered by Scania мощностью от 200 до 600 кВт. За неполный год, а фактически за полгода, поставили 120 электростанций.

Scania акцентирует внимание на предложение заказчику комплексных решений, включая саму технику, финансовые инструменты, гарантийное и постгарантийное обслуживание и оперативное обеспечение запасными частями. Такого рода меры, призванные максимально поднять коэффициент технической готовности,  необходимы при работе с крупными заказчиками, требующими совсем другого уровня сервиса нежели розничные покупатели, при этом компенсация сервису также на другом уровне. Это сложный и ответственный бизнес.

Итак, в 2016 г. 55% сделок финансировала «Скания Лизинг». Это один из лучших результатов за всю историю. 60% всей проданной техники сопровождаются сервисными контрактами. Вся проданная техника подключена к системе мониторинга парка. 911 водителей были обучены в школе мастерства Scania. Плюс к этому удаленные сервисные решения. Все эти продукты объединены в один продукт «Scania Драйв». 30% всей техники в России реализовано с этим продуктом. «Scania Драйв» применим и к автобусам, и к электростанциям.

Аренда это тоже сервис. Сегодня арендный парк «Скания-Русь» составляет 85 единиц.

Заметных успехов достигли на рынке техники с пробегом. Более 800 единиц б/у техники поставила дилерская сеть, из них более 250 единиц профинансировала «Скания Лизинг», часть этих машин с сервисными контрактами. На всю технику с пробегом «Скания-Русь» планирует применять те же сервисные контракты, финансирование, гарантию. Это направление 2017 и последующих лет.

Стратегия на следующий год в продолжении развития сегментов. В «Скания-Русь» хотят, чтобы их воспринимали как поставщика комплексных решений, но это невозможно без стабильной дилерской сети. Поэтому есть планы ее развития, обучения продавцов-консультантов.

Инвестиции в будущее

Год назад обещали расширять сервисную сеть и вот результаты. В подмосковном Голицино сервисный центр Scania официально введен в эксплуатацию. В Ногинске есть некоторые задержки с реализацией проекта, тем не менее этим летом планируют запустить эту станцию. Третий проект, о котором говорилось год назад, это сервисная станция в Санкт-Петербурге, но здесь подвижек нет, так как до сих пор не найден подходящий участок.

В августе прошлого года представлена линейка новых автомобилей. Это 10 лет разработки и крупнейшая инвестиция за всю 125-летнюю историю Scania. Благодаря своим уникальным характеристикам новое поколение Scania взяло все возможные призы и награды.

Scania не хочет полагаться на один вид топлива, а развивает многие направления: компримированный и сжиженный природный газ, биогаз, биодизель, гидроочищенные жиры (HVO), этанол, гибридные силовые установки. Для российского рынка интерес представляют газовые двигатели на компримированном метане.

Одним из важных направлений в развитии автомобилестроения это электрификация. В июне прошлого года в центральной части Швеции была официально открыта первый двухкилометровый участок для электротранспорта. На представленном тогда грузовике также установлен двигатель, работающий на биотопливе. Перед въездом в городскую черту он заряжает аккумуляторы и по городу движется на электрической тяге от аккумуляторов тихо и без запахов. Также проводили тесты электроавтобусов. К направлению экономии также относится автономное управление и платунинг.

В развитии комплексное решение планируют реализовать еще два шага. Шаг 1: дилеры начнут обслуживать вместе с тягачом и прицеп. Шаг 2: поставка запчастей Wabco, SAF, BPW и пр. для прицепов на склад Scania для обеспечения первого шага. 

«Скания-Русь» это 60 дилерских центров. Сегодня 13 независимых партнеров проводят строительство и реконструкцию станций невзирая на экономическую реальность. Ближайшие запуски сервисных станций в Перми и Волгограде.

Перевозчикам, работающим в удалении от баз «Скания-Русь» предлагает удаленные сервисные решения. Удаленное сервисное решение подразумевают, прежде всего, обсуждение, как автомобиль будет обслуживаться на месте. Возможно постоянное присутствие механика, например, вахтовым методом. Второе, как автомобиль будет обеспечиваться запчастями, включая прямую поставку с центрального склада. «Скания-Русь» помогает партнерам и выступает с ними единым фронтом. У «Скания-Русь» есть практика консигнационных складов, то есть она финансирует склад на месте расположения клиента, снимая с дилера финансовую нагрузку. Как результат — наличие запчастей на месте и высокая техническая готовность.

В этом году «Скания-Русь» переехала на новый склад запчастей в Павловской Слободе. Склад работает 7 ней в неделю кроме 1 января. Поддерживается номенклатура в более 15000 наименований, что обеспечивает 94% запросов. Организованная поставка запчастей в 72 точки. 

Далее, Scania предлагает дилерам программу управления складом, по сути Scania планирует ассортимент складов дилеров на ежедневной основе. Раз в полгода забирают невостребованные запчасти по первоначальной стоимости. В 2017 г. планируют распространить эту программу на всю дилерскую сеть. Также в 2017 г. будут реализовывать программу региональных складов, которые дадут возможность быстро запитывать дилеров определенного региона.

Продолжают развитие программы обмена оригинальных запчастей, снижающую расходы на эксплуатацию и нагрузку на экологию.

Продолжают программу обучения водителей. Сейчас команда состоит из 5  мастер-тренеров и 34 тренеров в регионах, способных обучать до 2 водителей в день. Будут доводить число тренеров до числа дилеров. Обученный водитель это экономия топлива, особенно для парков более 5 единиц. Скрытый эффект экономии в минимизации поломок. Для таких клиентов, как карьеры, это особенно важно. 

Разрабатывают новую программу адаптивного ТО. Сейчас единственный вариант — это фиксированные интервалы и регламентированные работы. Адаптивное ТО строится на том, что машина сама определяет, когда и что делать благодаря системе самодиагностики, которая уже сегодня позволяет это реализовать.

Что касается автобусной тематики, то планируют развивать сотрудничество с Группой ГАЗ и поставлять им шасси, а автобусы ЛиАЗ продвигать через дилерскую сеть «Скания-Русь».