25.03.2021

«Скания-Русь»: будущее в облаках

23 марта 2021 г. состоялась Ежегодная пресс-конференция ООО «Скания-Русь», посвященная результатам компании в 2020 г. и планам на будущее.

Модератором конференции была очаровательная Варвара Астахова, Руководитель отдела маркетинга ООО «Скания-Русь»

В 2021 году компания отмечает свой 130-летний юбилей. Для ООО «Скания-Русь» это очень важная дата. Компания полна оптимизма и планов на будущее развитие.

Инновации - всегда

Первым перед собравшимися представителя прессы выступил Генеральный директор компании Симоне Монтанья, который вступил в должность 1 октября 2020 г. Он начал с рассказа об инновационных технологиях, которые развивает Scania.

В сентябре 2020 года Scania запустила первую линейку полностью электрических грузовиков, которая сыграет ключевую роль в достижении Scania научно обоснованных экологических целей. К 2025 году, по прогнозам Scania, на электрифицированные модели будет приходиться около 10% от общего объема продаж автомобилей в Европе, а к 2030-му этот показатель, согласно планам, составит 50%.

ООО «Скания-Русь» существенно продвинулась в сфере цифровых решений, специалисты компании стали активней использовать дистанционный коучинг водителей и другие сервисы на основе системы Scania FMS, наладили виртуальную коммуникацию с клиентами и электронный документооборот с удобным и надежным хранением информации в облаке. Как удачно выразился один из руководителей «Скания-Русь»: «Будущее отрасли – в облаках, а вернее – в облаке хранения информации».

Ежегодно свыше 90% реализованной техники Scania подключается к системе управления автопарком FMS: в 2020 году – 4541 автомобиля, в 2019 году – свыше 5000. Общий парк подключенных транспортных средств из года в год растет и уже составляет 34763 единиц. (В 2017-м – 16843, в 2018-м – 24577, в 2019-м – 30011 ед.).

Благодаря внедрению системы FMS российский автопарк Scania на 210 тысяч тонн сократил объем выбросов СО2 в атмосферу. За достижения по улучшению экологической ситуации Scania удостоена премии «Управление изменениями. Визионеры» 2020 года в номинации «Экология. Бизнес». Кроме того, компания стала первым в России производителем коммерческой техники, получившим награду AUTONET AWARDS 2020 в номинации «Устойчивое развитие».

В 2021 году «Скания-Русь» продолжит внедрение в России новейших инновационных разработок в области устойчивого развития, использования альтернативных видов топлива, безопасности водителей, а также решений, которые повышают экономичность техники и позволяют рынку грузоперевозок оставаться конкурентоспособным.

В горнодобывающей промышленности Австралии идет тестирование беспилотных автомобилей Scania. Горнодобывающая промышленность – один из тех сегментов, где беспилотники вероятно будут востребованными в ближайшем будущем. Scania может вывести на рынок коммерческие образцы беспилотных автомобилей не ранее, как через 2-3 года. В России имеются и законодательные барьеры, которые еще предстоит преодолеть, чтобы легализовать использование беспилотников. Когда эти проблемы будут разрешены, то платунинг (движение беспилотных грузовиков колонной) будет одной из основных составляющих эксплуатации такого рода транспортных средств.

Текущие показатели

Затем Симоне Монтанья перешел к статистике продаж. Россия является для Scania четвертым в мире рынком по объемам продаж.

В 2020 году Scania в России заняла 1-е место по общему количеству зарегистрированных транспортных средств среди европейских производителей тяжелой грузовой техники массой более 16 тонн. На долю Scania среди брендов «Большой европейской семерки» пришлось 26,6% рынка – это на 4,1% больше, чем в 2019-м. «Скания Лизинг» за год профинансировала покупку свыше 50% от всей зарегистрированной техники. Свыше 77,2% новых моделей клиенты предусмотрительно приобрели с сервисными контрактами.

Несмотря на отрицательное влияние на российскую экономику пандемии COVID, в целом в России за прошлый год зарегистрировано 4796 автомобилей Scania.

В 2020 году зарегистрировано 752 самосвала для строительной, нефтегазовой и горнодобывающей отраслей. В 2020 г. Scania подписала ряд контрактов с лидерами горнодобывающей отрасли. Продолжаются поставки в Якутию, в Норильск и другие регионы. Портфель заказов на строительную технику на 2021 г. также позволяет смотреть с оптимизмом на перспективы в этой отрасли: имеются большие планы и по самосвальной, и по бетоносмесительной технике.

237 единицы спецтехники получили организации коммунального и дорожного хозяйства.

За последнее время изменились требования клиентов к автомобилям – стали гораздо больше внимания уделять условиям работы водителя – они должны быть комфортными, даже в кабинах грузовиков мусоровозов и т.п. техники. В связи с этим конструкторам Scania пришлось внести немало изменений в конструкцию автомобилей, изменить компоновку узлов и агрегатов силовой линии, чтобы разместить более широкие и высокие кабины с местом для отдыха водителя, с автономным отопителем.

Ведется активная работа с кузовостроителями (примерно 5 компаний-партнеров) в сфере техники для ухода и обслуживания дорог.

174 автомобиля передано лесозаготовителям.

Сейчас проходят эксплуатационные испытания первого в мире газового лесовоза.

В 2020 году зарегистрировано 402 единицы газомоторной техники. Для сравнения: в 2018-м было поставлено 214 грузовиков Scania на газе, в 2019-м – 303.

По статистике Scania является лидером по поставкам в Россию техники на газомоторном топливе. В 2021 г. будет поставлена 1000-я автомашина. В среднем, при эксплуатации газомоторных грузовиков экономия получается порядка 7 руб/км.

Буквально на днях будет отгружен уникальный крюковой погрузчик на газомоторном топливе, с системой трех задних осей Тридем (tridem).

Эксплуатационные испытания мусоровозов на газовом топливе продолжаются, кроме Сочи эти машины уже поработали у разных клиентов Scania в Омске, на Алтае и т.д. С 2021 г. будет также тестироваться у клиентов новый крюковой погрузчик – с конца апреля он будет работать в московских компаниях, т.к. крюковые погрузчики в Москве ездят очень много – по 300 000 км в год.

Количество отгруженных индустриальных двигателей – 174 единицы, сохранилось на уровне 2019 года. Большинство из них предназначено для выработки электроэнергии. Также поставлялись дизельные электростанции, промышленные, судовые и газовые двигатели.

Сервис

В 2020 году Scania в России продолжала расширять дилерскую сеть по всей стране: проводилась модернизация станций технического обслуживания (СТО), открывались новые мастерские технического обслуживания (МТО) и Центры по продаже техники с пробегом.

Основной акцент в 2020 году был сделан на открытии новых МТО, которые создаются как филиалы уже действующих СТО в относительно небольших населенных пунктах или удаленных регионах страны, где работает техника Scania. В прошлом году появилось 9 новых мастерских Scania. «Скания Сервис» открыла МТО во Владимире, которая стала первой технической площадкой среди европейских производителей тяжелых грузовиков во Владимирской области. Дилер «Север-Скан АВТО» организовал МТО в Великом Новгороде, «Саратов-Скан» – в Саратове. Группа компаний «АЛЬФАСКАН» открыла четыре МТО – в Брянске, Йошкар-Оле, Ижевске и Чебоксарах, «Сканеж» – в Курске, мастерская имеет расширенную географию сервисного обслуживания, включающую не только Курскую, но и Орловскую область, «ТюменьСкан» – в городе Советском Ханты-Мансийского автономного округа.

Также в прошлом году продолжалось строительство новой станции технического обслуживания в Нижнем Новгороде, которая откроется в первом квартале текущего года. Строится СТО во Владивостоке. Запущена реконструкция двух станций – в Челябинске и Перми.

В целом по итогам 2020 года дилерская сеть Scania в России объединяет 50 СТО, 27 МТО и 12 удаленных сервисных решений на базе предприятий клиентов.

В 2020 г. удалось удержать уровень продаж запчастей (и сервисных услуг соответственно) практически на уровне 2019 г. В России у Scania есть основной склад запчастей в Москве и поддерживающий – в Новосибирске, и за счет этих складских запасов удалось избежать кризиса с поставками запчастей даже когда из-за пандемии останавливались производства европейских поставщиков запчастей. Начало 2021 г. показывает рост продаж запчастей на 22-25% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Доля восстановленных запчастей составляет очень приблизительно 5-10% оборота (т.е. не в штуках, а в деньгах). Восстановленные запчасти очень популярны у клиентов: качество практически как у новых, а цена до 40% ниже.

Еще одним значимым направлением работы дилеров стало расширение сети официальных Центров Scania по продаже техники с пробегом. В первом полугодии 2020-го такие центры открылись в Самаре и Славянске-на-Кубани. Во втором полугодии – в Воронеже и Рязани. Всего в России работает 15 официальных площадок, где можно приобрести проверенную б/у технику по программе «Одобрено Scania».

За 2020 год через Центры в общей сложности было продано 1835 единиц техники. Это почти в 2 раза больше, чем в 2019-м (более 1000 ед.).

Спрос на проверенные б/у грузовики растет. Специально для покупателей ТС с пробегом в конце прошлого года «Скания-Русь» выпустила пакетное предложение «Ю-Драйв», которое позволяет при приобретении автомобиля в лизинг получить целый комплекс услуг по обслуживанию техники на специальных условиях.

В 2020 году Scania заключила с клиентами 3151 сервисный контракт на новые ТС и 1145 контрактов на технику с пробегом. Осенью рынку было представлено инновационное решение – обновленные сервисные контракты «Оптима 2.0» для новой техники и «Бизнес 2.0» для б/у. Их главное отличие от предыдущих версий заключается в инновационном подходе к ценообразованию стоимости обслуживания: чем старше техника, тем выше скидка.

«Скания Лизинг» профинансировала покупку 2466 автомобилей – свыше 50% от общего количества зарегистрированной в 2020 году техники. Причем 55% из этих машин реализовано с комплексным предложением «Scania Драйв», включающим помимо финансирования еще и страхование, систему мониторинга автопарка FMS, обучение водителей, обслуживание по сервисному контракту.

Инструкторы Школы водительского мастерства Scania в 2020 году провели 4012 консультаций для водителей (в 2017-м – 1900 обучений, в 2018-м – 3600, в 2019-м – 4323 консультации). Количество индивидуальных коучинг-сессий с инструкторами «Скания-Русь» составило 1464, почти в 3 раза больше по сравнению с 2019 годом (554). Спрос на коучинг резко увеличился в период карантинных ограничений, когда водители не могли посещать очные занятия и общались с наставниками удаленно.

Прогнозы