19.07.2020
Участники тест-драйва: слева Iveco Trakker AD410T41 8x4, справа Iveco-AMT 753910-10 8x8

Тест-драйв самосвалов Iveco Trakker 8х4 и Iveco-AMT 8x8

В начале июле компания ООО «СиЭнЭйч Индастриал Руссия» провела первый тест-драйв постковидного сезона. Катались на тяжелом самосвале Iveco Trakker AD410T41 8x4 и очень тяжелом Iveco-AMT 753910-10 8x8. Поводом для мероприятия послужило желание «СиЭнЭйч Индастриал Руссия» усилить свою активность в сегменте 4-осных самосвалов.

Мероприятие проходило в карьере близ поселка Ильинский Московской области, где добывают суглинок. Предшествующей ночью как будто по заказу шел дождь, дабы участники тест-драйва в полной мере прочувствовали смысл народной мудрости «чем мощнее машина, тем дальше идти за трактором». Но… в нашем случае трактор — полноприводный Iveco-AMT со специально предусмотренным мощным тягово-сцепным устройством — был при себе, плюс поддержка в виде гусеничного экскаватора Hitachi массой примерно 20 т, потерявшего всякий вид, но работоспособного. Вытолкать самосвал он вряд бы смог, но закопать — вполне. К счастью, участники тест-драйва вели себя прилично и обошлось без технической поддержки.

Большая Iveco определилась с тем, что она поставляет на российский рынок со своего европейского завода, который находится под Мадридом, а что выпускает совместное предприятие «ИВЕКО-АМТ» в Миассе: все дорожные автомобили 4х2, 6х4 и 8х4 поставляют из Испании, причем, если речь идет о таких надстройках, как самосвалы и автобетоносмесители, производство которых налажено в России, то поставляют только шасси. На «ИВЕКО-АМТ» возложена задача строить автомобили с полным приводом 6х6, 8х8 и 10х10 в специальных адаптированных версиях для эксплуатации в суровых климатических и дорожных условиях и монтировать на них самосвальные платформы, производство которых предприятие успешно освоило.

Первый участник — самосвал Iveco Trakker AD410T41 8x4 испанской сборки. Trakker доступен для российских заказчиков в вариантах с тремя видами кабин — дневной, спальной и высокой спальной, тремя исполнениями двигателя Cursor 13 уровня Евро-5 — мощностью 410, 450 и 500 л.с. и двух механических КП — 12 и 16-ступенчатых. Роботизированную КП 12AS 2330TD или 16AS 2630TO устанавливают по заказу.

Основа шасси Trakker — рама, для лонжеронов которой использованы швеллеры толщиной 10 мм, высотой 289 мм и полкой 80 мм из высокопрочной стали. Прочная, жесткая рама противостоит скручивающим и изгибающим нагрузкам при движении груженого самосвала как по технологической, так и по дороге общего пользования, а также при прохождении поворотов на скорости и при разгрузке.

Тестовый самосвал 8х4 был укомплектован дневной кабиной, младшим в линейке двигателем мощностью 410 л.с. с неизменяемой геометрией турбонаддува и перепускным клапаном, 16-ступенчатой МКП ZF 16S 2220TO, стандартными ивековскими мостами с барабанными тормозными механизмами на всех колесах, с блокировками межосевого и межколесных дифференциалов. Для российского рынка шасси укомплектовано «субарктическим зимним пакетом» для эксплуатации до -30° С, включая жидкостный автономный отопитель кабины.

Самосвал Iveco Trakker AD410T41 8x4 справляется с мокрой глиной без блокировок. Запасное колесо и составная лестница размещены слеваКузов Cantoni традиционной конструкции — прямоугольного сечения с прямыми бортами с усилителямиОригинально решен кран переключения газов на выхлопной трубе, стилизованный под пароходный гудокКузов поднимает гидравлика Binotto. Замки фиксации кузова в транспортном положении не предусмотреныЗадний борт кузова Cantoni фиксируют 2 замка

Рязанское предприятие «Центртранстехмаш» смонтировало на шасси кузов Cantoni емкостью 20 м3. Кузов с задней разгрузкой выполнен в классическом дизайне — прямоугольного сечения, с ровными бортами с поперечными усилителями, наклонной передней стенкой и почти прямым задним бортом внешнего прилегания. В комплект кузова входит ссыпной лоток для удобства работы с асфальтоукладчиком. Силовые элементы кузова одновременно образуют систему подогрева. Оригинально решен подвод выхлопных газов — кран переключения газа врезан в выпускную магистраль не до глушителя, как у всех, а за ним. Так как глушитель расположен вертикально за кабиной с правой стороны, то кран оказался в весьма необычном месте — над кабиной, явив собой яркий пример самобытного итальянского дизайна. Решение спорное и требует доработки.

Надо полагать, именно из-за объемного глушителя конструкторам пришлось разместить запасное колесо слева. Лестницу постарались сделать с левой стороны, пойдя при этом на массу компромиссов — лестница может сниматься или откидываться к кузову, чтобы освободить запасное колесо, при этом она составная — нижняя часть хранится на шасси. С правого борта места более, чем достаточно, но итальянские конструкторы, видимо, пошли на принцип — пусть муторнее, но слева.

Гидросистема подъема кузова от компании Binotto, гидроцилиндры которой известны плавной работой за счет демпфирующей системы, сглаживающей перепады давления при переходе от одной секции к другой.

Кроме кузова Cantoni предлагают кузова производства «ИВЕКО-АМТ» и питерской компании FJ Group.

Как выяснилось на тест-драйве, движение по разбухшему от дождей карьеру оказалось под силу даже порожнему самосвалу и, если пользоваться головой, то вполне можно справиться без блокировок. Груженый самосвал месит глину еще увереннее.

Полноприводный Iveco-AMT 753910-10 8x8 по глине легко обгоняет дорожный самосвал, но он и создан для эксплуатации по технологическим дорогам или полному бездорожью в определенных регионах с определенным климатом. Полная масса —60 т — не позволяет груженому самосвалу выезжать на дороги общего пользования, только на технологические, будь то в карьере или тайге.

Самосвал уральской сборки укомплектован такой же дневной кабиной, но самым мощным в линейке двигателем 500 л.с. с изменяемой геометрией турбонаддува, автоматической КП Allison 4500, двухскоростной раздаточной коробкой ZF VG2000/396 с блокируемым дифференциалом, спереди мостами Kessler с нагрузкой 10 т без блокировки дифференциала, сзади мостами Kessler с нагрузкой 20 т и блокировкой дифференциала.

Четыре ведущих моста и автоматическая КП обеспечивают эффективную эксплуатацию самосвала Iveco-AMT 753910-10 8x8 по технологическим дорогам и бездорожьюТент на кузове «ИВЕКО-АМТ» расположен более безопасно на козырьке. Складная лестница размещена справаЗадний борт кузова «ИВЕКО-АМТ» фиксируют 4 замка

На самосвале установлен кузов производства «ИВЕКО-АМТ» объемом 22 м3 прямоугольного сечения. Днище из износостойкой стали Hardox 450 толщиной 8 мм и борта из высокопрочной стали Quard 400 или Hardox 400 толщиной 5 мм рассчитаны на загрузку до 40 т высокоабразивными материалами. Борта гнутые, или формованные, с продольным усилением. Аналогичная конструкция заднего борта, который должен выдерживать «помощь» экскаватора при трогании. Отвод выхлопных газов для обогрева кузова традиционно врезан перед глушителем. Ссыпной лоток не включен в стандартную комплектацию, так как самосвал не предназначен для перевозок асфальтобетона. Поднимает кузов гидропривод Hyva Alpha.

В целом, кузов «Ивеко-АМТ» выглядит современнее Cantoni и не только бортами. Так, тент вынесен вперед за переднюю стенку, где у него меньше шансов получить повреждения экскаваторным ковшом, у кузова полноценная раскладная лестница, хоть и с правой стороны, 4 замка заднего борта, а не 2, плюс замок фиксации кузова в транспортном положении, лебедка для снятия запасного колеса расположена под днищем для удобства и безопасности.

 

Оба самосвала отлично себя показали, как автомобили, соответствующие своему назначению. Но, самосвалу 8х4 очень не хватает автоматической КП и обоим — автоматического тента. Пока у самосвала не будет в стандартной комплектации автоматической КП и автоматического тента, все разговоры про ценность каждой секунды его работы, остаются не более, чем разговорами.