Круглый стол «Ключевые проблемы транспортного бизнеса в Москве и Московской области»
Большинство участвовавших в опросе — 52% — это перевозчики, эксплуатирующие менее 10 транспортных средств (далее ТС), 24% — перевозчики с 10-50 ТС, 16% — перевозчики с 50-100 ТС и 8% — перевозчики, у которых более 100 ТС.
По результатам опроса выявлены 3 главных фактора, негативно влияющих на транспортный бизнес:
- действующие требования к соблюдению весового контроля отметили 53% респондентов;
- система взимания платы «Платон» — 51,2%;
- действующие требования к соблюдению и контролю режима труда и отдыха — 40%.
За нарушения весовых ограничений наиболее часто налагают штраф в размере 150000 рублей — в 52% случаев. По 15% — штрафы в размере 250000 и 300000 рублей и по 9% — штрафы в размере 400000 и 500000 рублей. При этом 72% компаний получали штрафы за перегруз даже при загрузке по норме. 37% штрафов за перегруз при загрузке по норме перевозчики получают на передвижных пунктах весового контроля.
На передвижных пунктах не соблюдают инструкцию по эксплуатации весов, нет сертифицированных площадок под передвижные пункты, которые должны предоставлять собственники дорог, и, как правило, весы устанавливают на обочинах, в карманах без учета уклонов и, в итоге, перевозчики получают штрафы из-за неточности установки весов.
Что касается автоматических пунктов, там история более четко должна отражаться согласно приказа и инструкции по эксплуатации весов и международного регламента по эксплуатации весов. В частности, при отрицательной температуре окружающей среды необходим подогрев весов.
83,8% перевозчикам не удается обжаловать штрафы за перегруз в случае загрузки по норме, у оставшихся 16,2% есть юристы или их юристы более квалифицированы для обжалования штрафа.
Все респонденты находят наказание за перегруз будь он реальный или мнимый чрезмерно суровым и довлеющим над бизнесом. Опрос также определил 3 основных способа снижения напряженности по уплате штрафов за перегруз: 27,7% перевозчиков высказались за освобождение от административной отвественности при незначительном нарушении, 15% — за снижение административного штрафа и 6,3% — за рассрочку по уплате штрафа.
А теперь самое интересное — 66% компаний получают предложения на всех пунктах весового контроля «решить вопрос» с перегрузом нелегальным способом. То есть, система весового контроля прогнила еще в момент своего возникновения, в чем, однако, нет ничего неожиданного и удивительного.
81% перевозчиков считают, что грузополучатель должен нести равную ответственность за перегруз так же, как и грузоперевозчик. Зачастую перевозчик идет на нарушение под прямым давлением владельца груза или из желания ему угодить, что можно считать нормальным для здоровой конкурентной среды. 53% перевозчиков находят, что поправки в Постановление Правительства РФ № 272 и КоАП уравняют ответственность грузоотправителя, грузополучателя и грузоперевозчика.
Теперь о том, что перевозчики предпринимают, чтобы избежать санкций за перегруз. Большинство — 37% — возят с недогрузом в 20%, что нельзя назвать эффективным решением. 21,5% используют весы у себя на предприятии и 19,5% используют датчики нагрузки на ось, чтобы быть уверенными в своей правоте — эти решения более технологичны и эффективны. И… 22% перевозчиков ничего не делают в этом направлении. Можно предположить, что они привыкли «решать вопросы».
Что касается режима труда и отдыха, то 93% перевозчиков находят, что существующие средства тахографического контроля себя не оправдывают. Причины таковы:
- тахографы быстро выходят из строя;
- во многих случаях регламентированный режим труда и отдыха не создает водителям возможности ни для работы, ни для отдыха, и, соответственно, его не соблюдают.
59% перевозчиков выступают за приведение действующего законодательства в области режима труда и отдыха водителей к требованиям реального мира.
По большому счету, исследование Ассоциации «Грузавтотранс» выявило общеизвестные истины:
- нормативная база есть, но она по тем или иным причинам не соблюдается;
- коррупция оказывает сильное влияние на бизнес.