Итоговая конференция АСМ-холдинга
Выступившие на конференции специалисты отрасли отметили: статистические данные последних лет (2016-2019) показывают, что производство отечественных автомобилей значительно упало, особенно легковых, и автомобильная промышленность переходит в руки иностранцев. Чем это грозит? Если иностранная компания решит уйти с российского рынка, ее производственные мощности в России остановятся, сотни и тысячи людей потеряют работу, а отечественная экономика перестанет получать автомобили.
Те отечественные модели автомобилей, которые еще производятся, во многом состоят из иностранных комплектующих и в любой момент их поставка тоже может прекратиться по каким-то, экономическим или политическим причинам.
Экономическая и политическая обстановка в современном мире достаточно сложная, у нашей страны сложные отношения с целым рядом стран, оказывающих влияние на всю мировую экономику и политику, и в такой обстановке России необходимо иметь некий «запас прочности» по стратегически важным отраслям, чтобы всегда обеспечивать себя стратегически важной продукцией независимо от колебаний в экономической и политической обстановке в мире. К такой важной для страны продукции относятся и автомобили, и автомобильные компоненты. Факты же говорят о том, что производство автомобилей и автомобильных компонентов в нашей стране исчезает: практически все ныне действующие призводства автомобильных компонентов — дочерние предприятия иностранных фирм, и если эти фирмы сейчас примут решение уйти с российского рынка, российская автопромышленность останется без комплектующих.
По статистике локализация в автомобильных производствах якобы достигает 50-60%, но статистика не учитывает «скрытый импорт», т. е. поставки компонентов с российских заводов, принадлежащих иностранным компаниям, статистически считаются «локализованной российской продукцией». Но в продукции этих «локализованных» предприятий содержится большая для импортных, привозимых из-за границы деталей. Поэтому, если посчитать правильно, локализация в автомобильной промышленности не превышает 35-40%.
В настоящее время затрачиваются большие средства на «поддержку автомобильной промышленности», но они не приводят к созданию отечественной промышленности, скорее — наоборот. В конечном итоге эти средства российского бюджнта попадают за границ иностранным компаниям, поставляющим в Россию компоненты автомобилей для «отверточной сборки».
В наихудшем положении находится производство легковых автомобилей, грузовая техника — в несколько лучшем положении, работают крупные заводы КАМАЗ и ГАЗ, хотя КАМАЗ уже на 25% (это блокирующий пакет) принадлежит концерну Daimler-Benz.
При сравнительно небольших объемах выпуска автомобилей на российских заводах производство комплектующих для них становится нерентабельным. В такой ситуации прозвучало предложение создать автомобильный концерн, куда бы вошли все оставшиеся российские предприятия автомобильной промышленности, т. е. объединить объемы выпуска российских автомобилей и тем самым сделать более рентабельным производство компонентов для них. Для производства компонентов было предложено создать совместные с иностранными фирмами предприятия с долей участия 50/50%, которым предоставить налоговые льготы на несколько лет. Таким образом, за несколько лет можно было бы восстановить российское производство компонентов.
По прогнозам в 2020 г. рост автомобильной промышленности продолжится на уровне 5-10%, благодаря бюджетным средствам, выделенным по программе национальных проектов на поддержку автомобильной отрасли.
По статистике средний возраст автомобилей легкого коммерческого класса в России (3,47 млн. ед.) составляет 15,2 года, средних и тяжелых грузовиков (2,53 млн. ед.) — 20,3 года.