23.10.2018
Задание «Управление сочлененным самосвалом при загрузке фронтальным погрузчиком»
Мастера «на все руки»

Европейский финал конкурса операторов техники Caterpillar

В начале октября в Демонстрационно-учебном центре компании Caterpillar в г. Малага (Испания) состоялся европейский финал конкурса операторов дорожно-строительной техники Caterpillar Operator Challenge 2018.

В течение весны и лета 2018 г. дилеры Caterpillar в ряде европейских стран и Израиле проводили региональные конкурсы операторов, победители которых прибыли в Малагу. В этом году за звание «Лучшего оператора Европы» боролись 18 представителей 9 стран: Германии, Венгрии, Чехии, Израиля, России, Словакии, Великобритании, Ирландии и Украины. Каждая команда состояла из 1-5 человек.

Россию представляли Андрей Золотухин, филиал АО «Группа «ИЛИМ» (г. Коряжма Архангельской обл.), имеющий стаж работы на экскаваторе 9 лет, из них 8 лет – на модели Cat 320DL, и Дмитрий Носов из Волгограда, частный предприниматель (ИП Носов), имеющий опыт работы оператором 5 лет и, по его словам, из всей техники предпочитающий экскаваторы-погрузчики Сat.

Задание «Погрузка гусеничным экскаватором сочлененного самосвала»

Условия и результаты конкурса

Организаторы определили цель соревнований так: выявить оператора, обладающего самыми лучшими навыками и мастерством в управлении 6-ю различными машинами Caterpillar.

Чтобы участники не очень утомлялись, соревнования проходили в течение 3-х дней. Каждый из операторов должен был показать свое умение управлять гусеничным бульдозером нового поколения (организаторы соревнований просили до официальной презентации не указывать его марки); гусеничным экскаватором нового поколения (Cat 323); колесным экскаватором-перегружателем с 5-челюстным грейфером (Cat МН3024, Cat MH3022); гусеничным мини-погрузчиком (Cat 299 D2), фронтальным погрузчиком (Cat 982M, Cat 972M, Cat 986K, Cat 950), шарнирно-сочлененным самосвалом (Cat 745, Cat 730 и Cat 725).

Перед тем, как приступить к зачетным заездам, каждый участник мог попробовать управлять «тренировочной» машиной, модель которой не всегда совпадала с моделью «зачетной» техники. Например, перед упражнением на экскаваторе-перегружателе тренировались на гусеничном экскаваторе с нулевым задним вылетом и 2-челюстным грейфером (Cat 325F).

Задание «Работа на колесном экскаваторе-перегружателе»

Операторы должны были продемонстрировать умение пользоваться инновационными электронными технологиями, имеющимися в машинах, для достижения максимальной производительности, точности рабочих движений, передвижений и вождения, и все это за ограниченный промежуток времени. Фиксировалось время выполнения упражнения оператором (погрузка, транспортировка, перемещение груза и т.п.), за определенные ошибки (например, нарушения правил безопасности) назначались штрафные минуты. Выявлялся лучший участник по каждому упражнению и по сумме результатов в финале был назван лучший оператор Европы. Им стал (уже в третий раз!) Себастьен Бэр из Германии. «Была очень высокая конкуренция, я чувствовал, как мои конкуренты наступают мне на пятки» - заявил победитель.

Действительно, команда Германии была очень сильной и показала прекрасные результаты — это отмечали все участники Operator Challenge 2018. Мало в чем уступали немцам и некоторые другие участники. Так, второе место занял Пол Хеффернан из Ирландии. Третье место снова досталось представителю Германии Хольгеру Кехлю.

Победители европейского конкурса операторов техники Caterpillar: в центре - С. Бэр, справа от него — Х.Кехль, слева от него — П. Хеффернан

Впечатления о конкурсе

По мнению наших операторов и инструкторов, команда Германии во многом обязана своей победой большой, многолетней и регулярной подготовительной работе, проведенной немецким отделением компании Zeppelin, старейшим дилером компании Caterpillar. Ну и конечно у операторов из Германии было больше возможностей освоить новую технику Caterpillar у себя на рабочих местах. Наши ребята в основном имеют дело с техникой более ранних выпусков, да и состав машинных парков наших компаний как правило более «пестрый», составленный из машин разных брендов и годов выпуска вплоть до очень старых. В Европе проводится много региональных конкурсов, на которых западные участники набираются опыта и оттачивают свою технику и мастерство. У наших ребят к сожалению возможности в этом плане гораздо скромнее.

По отзывам наших ребят у предоставленных для соревнований машин Caterpillar новейшего поколения отличная гидравлика — управление точное, плавное и мягкое, джойстики работают отлично, прекрасно отзываются на все управляющие воздействия, наши операторы были просто поражены, насколько легкое управления у таких огромных тяжелых и мощных машин. Благодаря этому парни смогли быстро освоить управление даже такими машин, которыми раньше не приходилось управлять: экскаваторщик с успехом водил и погрузчик, и сочлененный самосвал, и бульдозер. Очень положительно отзывались наши ребята об организации соревнований: организовано все прекрасно, четко, представлен большой спектр техники, в общем, соревнования им понравились. «Такие конкурсы стимулируют операторов осваивать управления новыми видами техники, повышать свою квалификацию» - заявили они.

Задание «Управление гусеничным мини-погрузчиком»

Также подобные соревнования стимулируют наших операторов изучать английский язык, поскольку все общение в процессе соревнований и в быту — в гостинице, на организационных мероприятиях происходит на английском языке и не всегда рядом оказывается переводчик.

Подобные соревнования — полезное и нужное дело, его нужно развивать и внедрять шире и почаще в России подобные соревнования. Несмотря на скромные результаты соревнований, наши ребята полны энтузиазма — считают, что есть куда расти и к чему стремиться.

О принципах организации конкурса

Конкурс был построен на европейском принципе: там считают, что оператор тяжелой строительной техники должен уметь работать на машинах разных типов — экскаваторах, фронтальных- и мини-погрузчиках, бульдозерах и т. д. В России издавна и до сих пор принято, чтобы оператор специализировался в основном на машинах одного-двух типов: был экскаваторщиком, бульдозеристом, водителем шарнирно-сочлененного самосвала и т. п.

У обоих подходов есть свои преимущества и недостатки. Когда оператор специализируется на машинах одного типа, у него меньше вероятности совершить ошибку и, следовательно, уровень безопасности труда будет выше, чем у «универсала», который часто меняет технику.

Западный подход - «универсальный оператор» позволяет оптимально использовать работника и технику, назначая его работать на той машине, которая нужна в данный момент — сегодня оператор работает на фронтальном погрузчике, завтра — на мини-погрузчике с бортовым поворотом, после завтра — на бульдозере.

Задание «Загрузка самосвала фронтальным погрузчиком»

Современная техника в смысле безопасности ушла далеко вперед: машины оснащаются электронными системами управления и безопасности, предупреждающими оператора и окружающих работников об опасных ситуациях. Системы нивелирования и автоматизированного управления берут выполнение многих рабочих операций на себя, постепенно роль оператора с помощью самых современных автоматизированных систем нивелирования сводится к выдаче задания машине и контролю его выполнения. К тому же, разные машины одного бренда оснащаются подобными системами управления и оператор, освоивший управление машиной одного типа, довольно легко может освоить управление и другими машинами этого производителя.

Все это говорит в пользу концепции «универсального оператора» и в Западной Европе ее развитие продвинулось довольно далеко, о чем свидетельствует убедительная победа команды Германии на конкурсе Caterpillar в Малаге.

 

Несомненно, эти соревнования принесли немалую пользу всем участникам — и победителям, и тем, кто пока не вышел в финалисты. Каждый из участников смог оценить свой уровень в сравнении с квалификацией самых лучших представителей своей профессии и получил мощный стимул к повышению своей квалификации, подавая к тому же пример своим коллегам. Такие конкурсы очень полезны для поднятия общего уровня квалификации операторов строительной техники.