09.01.2018

«Дакар-2018», день третий: Вильягра атакует

Пресс-атташе команды «КАМАЗ-мастер» Эрик Хайруллин передаёт из Сан-Хуан-де-Маркона (Перу):

- Таинственное место - знаменитое плато Наска - известное нам ещё по передачам Юрия Сенкевича, лежало на пути участников ралли «Дакар-2018» к бивуаку в местечке Сан-Хуан-де-Маркона. Происхождение нескольких десятков загадочных огромных рисунков и линий, нарисованных прямо на земле, не дает покоя учёным. Экипажи ассистанс, уехавшие из Писко ещё утром, остановившись на обочине, с интересом разглядывали странную фигуру с поднятыми вверх ладонями, видимую со смотровой площадки на Панамериканском шоссе. Геоглиф с говорящим названием «Руки» невольным образом ассоциировался с золотыми руками механиков команды «КАМАЗ-мастер», сотворившими за ночь до старта чудо. Сильно пострадавшая во время вчерашнего опрокидывания в песках машина Айрата Мардеева после интенсивного ночного ремонта к утру стояла уже, как новая. Во время ночной поездки до заправки выяснилась ещё одна неприятность – редуктор заднего моста издавал нехарактерные звуки. Знатоки понимают, что значит поменять редуктор на грузовом автомобиле, а если делать это нужно в чистом поле и в условиях предстартового цейтнота, то становится понятным, почему ночные механики у настоящих фанатов автоспорта пользуются не меньшим уважением, чем звёздные пилоты.

Впрочем, и сами пилоты прекрасно понимают, насколько тяжёл труд команды ассистанс, и стараются не привозить на бивуак технических проблем. Но гонка есть гонка. И здесь сложно что-то загадывать наперёд. О сложности гонки говорит то, что на старт 296-километрового скоростного спецучастка «Писко – Сан-Хуан-де-Маркона» вышло 30 спортивных грузовиков из 42 стартовавших в Лиме. И сразу два грузовика – голландца Тони Генугтена и белоруса Сергея Вязовича – опрокинулись в дюнах. Такого количества аварий всего-то за первые два полноценных этапа гонки давно уже не было. По всей видимости, спортивный директор гонки мотоциклист Марк Кома впредь при прокладке маршрута должен учитывать специфику всех транспортных средств, участвующих в гонке, и исключать запредельные для грузовиков крены на спортивном треке.

Не повезло в ходе третьего этапа и Мартину ван ден Бринку. Быстрый голландец на Renault долго не мог найти навигационную точку, он даже попался едущим навстречу экипажу Айрата Мардеева, и в итоге эти плутания обошлись ему в лишние 46 минут на финише. Ещё один провал дня - у Алеша Лопрайса. Чех проиграл в середине этапа полтора часа - по сути, приговор для борьбы за победу. На сей раз Алеш даже не дождался своего дня рождения 10 января, на который у него традиционно приходятся неприятности… На момент написания релиза не было информации об экипаже чеха Мартина Коломы, так и не появившегося на финише.

К сожалению, проблем не избежал и наш экипаж Дмитрия Сотникова. Сначала он сделал попытку срезать в дюнах и застрял. Чуть позже его экипажу пришлось менять муфту охлаждения водяного радиатора. На устранение проблемы его экипаж и экипаж помогавшего ему Антона Шибалова потратили около часа. Айрат Мардеев был более удачливым, чем накануне, и показал третий результат на этапе после победителя этапа Федерико Вильягры (03:56:37) и финишировавшего со вторым результатом Эдуарда Николаева (уступил Вильягре 35 секунд).

Судьи вернули накануне вечером Федерико Вильягре 10 минут за первый этап, объяснив, что аргентинец потерял время из-за работавшего некорректно организаторского прибора GPS (данный прибор фиксирует взятие экипажем навигационных точек). В результате такого возмещения Виллагра по итогам трёх дней приблизился в таблице генеральной классификации к занимающему первое место Эдуарду Николаеву, и теперь соперников разделяет 8 минут 58 секунд. Начинается непростое психологическое противостояние между россиянином и аргентинцем. Вильягра старше Николаева и внешне кажется эмоционально более устойчивым. Груз ответственности для Эдуарда в ситуации, когда сокомандники проигрывают слишком много (Сотников – 10-й, Мардеев – 16-й, Шибалов – 17-й) очень большой, но будем надеяться, что он и его экипаж справятся.

Владимир Чагин, руководитель команды «КАМАЗ-мастер»: «Непредсказуемость и сложности там, где их не ждёшь – в этом и суть «Дакара». Все эти факторы кратно увеличились из-за того, что с первых же спецучастков участников ждали тяжёлые пески. Но это честный экзамен. Тем больше сейчас наше желание исправить на ближайших этапах ситуацию с результатами трёх наших экипажей. Другая важная задача: хорошо показавший себя экипаж Эдуарда Николаева должен зацепиться за результат, и продолжать ехать быстро и надёжно одновременно».

Антон Шибалов, пилот экипажа №515: «Вчера удачно получилось, что мы ехали за Айратом и быстро подоспели на помощь. Место очень коварное. Огромная песчаная ловушка, в которой, насколько мне известно, 17 участников осталось на ночь. Эвакуация машины Айрата была непростой, носились по этой жаре с трапами, и в какой-то момент я почувствовал себя плохо. Видимо, тепловой удар. Сегодня не везло экипажу Дмитрия Сотникова. Два раза мы их вытаскивали, и во второй раз пришлось менять привод вентилятора».

Эдуард Николаев, пилот экипажа №500: «Потеряли сначала пять минут - немного застопорились в песке, и потом около минуты на навигации. Сначала искали дорогу, я немного отвлекся и на высоком давлении въехал в пески, очень рыхлые, как мавританские. Давление было 3,5 атмосферы, а чтобы до единицы спустить нужно как раз 3 минуты. Спустили и выехали. Мешали стартовавшие раньше джипы и квадроциклы, но, в целом, интересный и рабочий этап».

Дмитрий Сотников, пилот экипажа №502: «Мы заехали в дюны. Довольно непростые, крутые и частые. Мы видели, что идущая впереди TATRA не могла взять дюны. Попытались объехать это место. Попали в очень острую песочную яму, и машина просто кабиной уперлись в песок. Скорее всего это стало причиной выхода из строя привода вентилятора, видимо, следствие удара о песок. В целом, машина едет неплохо. Периодически бывают потери мощности, пытаемся отладить программу управления двигателем. Жаловаться не на что. Сегодняшняя ситуация была точно не из-за двигателя».

Дмитрий Свистунов, механик экипажа Айрата Мардеева №507: «Стартовали мы за HINO, сразу его обогнали. Было два спецучастка с зоной нейтрализации, и на первой части мы больше никого не видели. На финише второго СУ не появились ни Лопрайс (TATRA), ни Масик (LIAZ), стартовавшие впереди нас. Потом нам сказали, что у Лопрайса была проблема с мотором. Он даже заехал на бивуак (как раз находящийся в зоне нейтрализации). Потом видели Генугтена (IVECO), непонятно, почему он упал. Там не песок, вроде, твёрдая поверхность была. Потом догнали Диму Сотникова. Подстраховывали, местами пропускали его. Помогали с траекторией движения в дюнах. Потом экипаж Сотникова пропал. Метров за 300 до финиша видели, что упал на бок МАЗ Сергея Вязовича. Организаторы сделали точку на песчаной горе, и здесь он совершил ошибку - не увидел обрывчик среди песка. Но довольно быстро подъехал и поставил его на колёса экипаж Алексея Вишневского. После вчерашнего дня, вроде, всё налаживается. Айрат взял свой темп, быстрый и уверенный. Суеты не было”.

Сегодня, 9 января, участникам «Дакара» предстоит пройти четвёртый этап. Несмотря на приятный старт на океанском пляже, расслабиться на круговом этапе около Сан-Хуан-де-Маркона гонщикам не удастся. Впереди ещё один тяжелейший день, причём организаторы обещают огромный 100-километровый участок с постоянными дюнами! Общая длина этапа – 330 километров. Кто знает, не станет ли этот день решающим – многие именно во вторник попробуют отыграться или увеличить отрыв. Пожелаем удачи нашим гонщикам!

Результаты третьего этапа в классификации Т4
Место Участники Страна Грузовик Результат Отставание
1 Федерико Вильягра
Рикардо Торлаччи
Адриан Джакопини
Аргентина IVECO 03:56:37 -
2 Эдуард Николаев
Евгений Яковлев
Владимир Рыбаков
Россия КАМАЗ 03:57:12 00:00:35
3 Айрат Мардеев
Айдар Беляев
Дмитрий Свистунов
Россия КАМАЗ 04:00:46 00:04:09
4 Мартин Масик
Франтишек Томачек
Михал Мрква
Чехия LIAZ 04:09:55 00:13:18
5 Алексей Вишневский
Максим Новиков
Андрей Неверович
Белоруссия МАЗ 04:21:04 00:24:27
6 Сергей Вязович
Павел Гаранин
Андрей Жигулин
Белоруссия МАЗ 04:21:42 00:25:05
9 Мартин ван ден Бринк
Войтер Розегаар
Даниэль Козловски
Нидерланды-Чехия RENAULT 04:43:14 00:46:37
14 Антон Шибалов
Дмитрий Никитин
Иван Романов
Россия КАМАЗ 04:59:29 01:02:52
15 Дмитрий Сотников
Руслан Ахмадеев
Ильнур Мустафин
Россия КАМАЗ 05:02:55 01:06:18
16 Тон ван Генугтен
Бернар дер Киндерен
Петер Виллемсен
Нидерланды- Бельгия IVECO 05:19:11 01:22:34
17 Алеш Лопрайс
Лукас Янда
Ферран Марко Алкайна
Чехия-Испания TATRA 05:22:52 01:26:15
Итоговая классификация Т4
Место Участники Страна Грузовик Результат Отставание
1 Эдуард Николаев
Евгений Яковлев
Владимир Рыбаков
Россия КАМАЗ 07:47:19 -
2 Федерико Вильягра
Рикардо Торлаччи
Адриан Джакопини
Аргентина IVECO 07:56:17 +00:08:58
3 Алексей Вишневский
Максим Новиков
Андрей Неверович
Белоруссия МАЗ 08:39:53 +00:52:34
4 Сергей Вязович
Павел Гаранин
Андрей Жигулин
Белоруссия МАЗ 08:40:51 +00:53:32
5 Мартин Масик
Франтишек Томачек
Михал Мрква
Чехия LIAZ 08:48:43 +01:01:24
6 Мартин ван ден Бринк
Войтер Розегаар
Даниэль Козловски
Нидерланды-Чехия RENAULT 09:01:01 +01:13:42
7 Алеш Лопрайс
Лукас Янда Ферран
Марко Алкайна
Чехия-Испания TATRA 09:18:37 01:31:18
8 Тон ван Генугтен
Бернар дер Киндерен
Петер Виллемсен
Нидерланды-Бельгия IVECO 09:30:08 +01:42:49
10 Дмитрий Сотников
Руслан Ахмадеев
Ильнур Мустафин
Россия КАМАЗ 09:34:03 +01:46:44
16 Айрат Мардеев
Айдар Беляев
Дмитрий Свистунов
Россия КАМАЗ 10:31:36 +02:44:17
17 Антон Шибалов
Дмитрий Никитин
Иван Романов
Россия КАМАЗ 11:36:27 +03:49:08