15.08.2017
Три первых на российском рынке тягача Scania нового поколения
Они пройдут испытание дорогами России

Первые тягачи Scania нового поколения – уже в России

3 августа в дилерском центре грузовиков Scania - ООО «Скания Сервис» (п. Шушары, около Санкт-Петербурга) состоялось поистине знаменательное событие — отгрузка покупателям первых на российском рынке тягачей Scania нового поколения. «Скоро мы соберем данные по эксплуатации новых Scania в российских условиях, это очень важно для нас» - подчеркнул Карел Геирнаерт, директор по поддержке бизнеса ООО «Скания-Русь».

Напомним, что официальная мировая презентация грузовиков нового поколения Scania New Generation серий S и R состоялась год назад в Париже в августе 2016 г. Автомобили серии S – самые большие грузовики во всей нынешней линейке Scania. Грузовики серии R – такие же, как «старшие братья» серии S, только немного меньше размерами. Предыдущее поколение грузовиков Scania появилось аж в 1995 г., затем было два рестайлинга 2005 и 2013 гг.

Разработка этих автомобилей длилась более 10 лет. Общий пробег опытных образцов грузовиков по дорогам с разным рельефом и в разных климатических условиях составил 10 млн. км. Компания утверждает, что это принципиально новый продукт. К тому же выпуск автомобилей нового поколения совпал со 125-летием компании Scania – пожалуй, это лучший подарок ко дню рождения, который мог бы себе пожелать производитель коммерческих автомобилей.

[b]Счастливые обладатели новых Scania[/b] – справо налево: Михаил Шпилевой, заместитель руководителя филиала в г. Тверь ООО «ТРАСКО»; Евгения Турутина, Генеральный директор ООО «Нордленд»; и Андрей Беляев, Генеральный директор ООО «Блэйзер»

За пошедший год в Европе было продано более 11 тыс. грузовиков нового поколения. Новая серия Scania S получила звание «Грузовика 2017 года». Ряд ведущих специализированных журналов в Германии и Франции провели тесты, во время которых новые грузовики Scania показали отличную топливную экономичность — расход топлива снижен до 5% (как и заявляла Scania) по сравнению с грузовиками предыдущей серии за счет усовершенствования аэродинамики и компонентов силовой линии.

Кабины грузовиков новой серии были переработаны полностью дизайнерами Scania совместно с Porsche Engineering — в них не осталось ни одной детали, унифицированной с кабинами предыдущего поколения. На сегодняшний день доступны три типа кабин: базовая CG, повышенной комфортности CR и с ровным полом CS. Всего же, благодаря модульной конструкции кабин теоретически можно собрать до 24 вариантов.

Длина внутреннего пространства кабин увеличилась на 25 мм, высота потолка — на 100 мм у стандартных версий и на 160 мм — у топовых. Кабина S Normal внутри имеет высоту 1810 мм, а S Highline имеет ровный пол и высоту 2070 мм. Водительское сиденье перемещено на 65 мм к лобовому стеклу и на 20 мм влево к боковой стенке. За счет этого улучшился обзор и повысилась безопасность водителя. На выбор предлагается несколько вариантов спальных полок. Длина «топовой» спальной полки 2150 мм, ширина 800 мм и нижняя полка может дополнительно раздвигаться еще на 200 мм.

Кабины грузовиков новой серии полностью переработаны

Пневмоподвеска кабины 4-точечная, с амортизаторами поперечных колебаний. Зеркала заднего вида — электроуправляемые и электроподогреваемые. Система кондиционирования с датчиком влажности и встроенным стояночным отопителем теперь потребляет меньше энергии, что способствует экономии топлива.

Список опций внутренней отделки кабины большой, можно подобрать комплектацию на любой бюджет и любые нужды. Предлагается 2-канальная система Bluetooth – водитель может подключить одновременно служебный и личный телефоны. Можно выбрать электронасос системы подъема с дистанционным управлением, а также установить дополнительный автономный стояночный обогреватель. Среди нескольких вариантов рулевых колес – от самых бюджетных до премиальных имеется даже D-образная модель для водителей с большим животом.

Системы безопасности. Впервые в мире на грузовиках Scania нового поколения используются боковые подушки безопасности занавесочного типа. Имеются системы автоматического включения стеклоочистителей с датчиком дождя и ближнего света с датчиком света. Водителю помогают система активного предотвращения столкновений АЕВ, оснащенная видеокамерой и радаром, система контроля за дорожной разметкой LDW и система курсовой устойчивости ESP, которая получила новое программное обеспечение, а также система адаптивного круиз-контроля с функциями поддержания дистанции до впереди идущего автомобиля и предотвращения столкновений, которая теперь работает на любой, даже самой низкой скорости, это удобно при движении в пробках. Эти системы способны полностью остановить автомобиль в критической ситуации, но только с одним условием: водитель никак не должен вмешиваться в этот момент в управление. Не будет лишней и система контроля трезвости водителя Alcolock.

Приборы освещения. В бампере располагаются фары головного света – галогенные или светодиодные (LED), и противотуманные светодиодные фары с функцией подсветки поворотов. Дополнительные светодиодные фары дальнего света располагаются прямо под лобовым стеклом. Поверх ветрового стекла располагаются габаритные огни. Задние габаритные огни - также светодиодные.

В бампере располагаются фары головного света

Аэродинамика. Scania утверждает, что новые грузовики – самые аэродинамичные в своем классе среди представленных на современном рынке. Проемы между кабиной и полуприцепом закрываются аэродинамическими дефлекторами. По бокам автопоезда устанавливаются аэродинамические «юбки». Имеется три варианта бамперов со сплошным пластмассовым аэродинамическим щитком под днищем.

Двигатели. В линейке новых рядных 13-литровых 6-цилиндровых двигателей Scania класса Евро 6 имеется 4 модели мощностью от 370 до 500 л.с. Все двигатели оснащены системой впрыска XPI, форсунками новой конструкции и турбинами с постоянной геометрией. Благодаря использованию термостата маслоохладителя двигатели теперь даже на режимах малых нагрузок хорошо прогреваются, это способствует экономии топлива за счет снижения трения. Система нейтрализации отработавших газов работает по технологии SCR (с реагентом-мочевиной). Кроме того, предлагаются три модели 16-литровых двигателей V8 мощностью от 520 до 730 л.с.

Трансмиссия. Грузовики нового поколения оснащаются трансмиссией GRS905R с системой автоматического переключения передач Opticruise, в конструкции которой имеются значительные инновации: новое программное обеспечение электронного управления и тормоз промежуточного вала коробки передач, которые в комплексе ускоряют переключение передач на 45% почти без разрыва потока мощности. Время переключения составляет 0,4 сек. Тормоз снижает нагрузку на синхронизаторы и представляет собой пакет фрикционных дисков – металлических и карбоновых, с пневмоуправлением. Благодаря такому конструктивному решению многие детали КП унифицированы с КП предыдущего поколения и упрощается проблема запчастей.

При включении ретардера (трансмиссионного тормоза) для экономии отключается подача топлива.

Журналистам необходимо лично посмотреть, как энергоаккумуляторы располагаются в заднем свесе тягача

Ходовая часть. Передняя ось автомобилей смещена вперед на 50 мм и понижен центр тяжести грузовиков, за счет чего увеличилась безопасность, управляемость и комфортность вождения, уменьшен «кивок» автомобиля вперед при резком торможении.

Ведущие мосты остались без изменений с прошлого поколения грузовиков, только в ряду главных пар появился новый вариант с передаточным отношением 2,35:1. Однако для России он не актуален, т. к. предназначен для протяженных ровных автомагистралей без подъемов. Подруливающий задний мост теперь оснащен электрогидравлическим управлением.

Пневматическая подвеска позволяет автоматически поддерживать автомобиль в горизонтальном положении и поддерживать постоянный дорожный просвет независимо от нагрузки. Задняя пневмоподвеска может быть двух- и четырехбаллонной в зависимости от желания клиента. Задний мост на пневмоподвеске оснащен стабилизатором поперечной устойчивости.

В базовую комплектацию входят 30-дюймовые тормозные камеры дисковых тормозов переднего моста, за счет которых увеличена эффективность торможения. Благодаря этим модернизациям и усовершенствованной системе торможения тормозной путь автопоезда полной массой 40 т (тягач с колесной формулой 4х2) на скорости 80 км/ч сократился на 5% (38 м вместо 40 м).

Интервал обслуживания у новых грузовиков больше, чем у машин предыдущего поколения. Предполагается, что интервал обслуживания будет «гибким». Производитель конечно рекомендует некий интервал (60 000 км пробега), когда клиент приобретает новый грузовик. Но затем бортовая система диагностики может увеличить или уменьшить этот интервал, подсказывая владельцу, когда наступает время выполнить ТО исходя из характера и условий работы конкретного автомобиля: количества (частоты) остановок, времени работы на холостом ходу, уровня запыленности воздуха, средней скорости движения, характера местности (подъемы и спуски), нагрузки и т. д. Как заявляет Scania, при использовании качественного масла и несложных условиях эксплуатации интервал ТО грузовиков нового поколения может достигать 150 000 км пробега.

 

Из этого краткого обзора читатель может увидеть: девиз «Scania есть Scania: всё на высоте!» - не простой звук. Продвижение на рынок грузовиков нового поколения Scania начала с магистральной гаммы. Позже компания планирует вывести на рынок новое поколение грузовиков строительной и развозной гаммы с кабинами без спального места.

Решетка поднимается, предоставляя удобный доступ для обслуживания

Передача автомобилей

Обладателями первых грузовых автомобилей S 500 нового поколения в России стали три транспортные компании: ООО «Блейзер», ООО «ТРАСКО» и ООО «Нордленд».

Все три первых на российском рынке грузовика нового поколения – седельные тягачи Scania S500 4x2 с 500-сильными 13-литровыми двигателями класса Евро-6, с колесной формулой 4х2, и с высокой кабиной CS20 Highline с ровным полом. Передаточные отношения трансмиссии – коробки передач и главной передачи выбраны из предлагаемого производителем ассортимента применительно к российским условиям движения грузовиков.

На этом сходство заканчивается. Все три автомобиля имели разную окраску - белый, синий и желтый, и разную комплектацию.

Синий (Fiction Blue) тягач мод. Scania S500 A4x2NB имел полную пневматическую подвеску, с новой конструкцией пневмоподвески передней оси и классической двухбаллонной подвеской задней оси. Коробка передач – с отключаемым ретардером, что позволяет экономить топливо. Аккумуляторы переместили в задний свес, чтобы разместить большие топливные баки.

Вместительные ящики для инструмента
Подрессоренное сиденье и рулевая колонка с увеличенными диапазонами регулировок

Белый (White Ivory) грузовик S500 А4x2NA имел бюджетную комплектацию. Коробка передач – с обычным неотключаемым ретардером. Передняя ось на параболических рессорах, задняя – на 4-баллонной пневмоподвеске. Из новинок комплектации – стояночный (автономный) кондиционер. Еще новинка – GPS с функцией отслеживания рельефа, она позволяет экономить топливо на спусках, уменьшая подачу топлива перед самым окончанием подъема и в конце спуска.

Желтый (Sunny Yellow) автомобиль мод. S500 А4x2NA с передней подвеской на параболических рессорах и задней – на двух пневмобаллонах. Комплектация этого тягача - самая скромная из всех трех, в частности, в ней нет ретардера.

Топливо для двигателей Евро 6. Двигатели класса Евро 6 всех трех тягачей соответствуют требованиям европейских экологических норм, поэтому препятствий для поездок автопоездов компаний в страны Европы не будет. Но журналисты поинтересовались: смогут ли грузовики найти соответствующее топливо в России? Да, крупные заправки больших сетевых компаний уже сейчас предлагают в России дизельное топливо, соответствующее европейским стандартам. В конструкции двигателей не используется система EGR – благодаря этому у двигателя не такие высокие требования к уровню содержания серы в топливе, не будет такого износа цилиндро-поршневой группы при повышенном содержании серы в дизтопливе, как это бывает при использовании системы EGR.

Заметим: в российском техническом регламенте не предусмотрено экологического класса, соответствующего Евро 6 – самый высокий класс, предусмотренный в российском техрегламенте – «Экологический класс 5» - аналог европейского Евро 5. Поэтому в российском техпаспорте грузового автомобиля записано «Экологический класс 5», а в примечаниях указано «соответствует европейскому классу Евро 6».

 

Все три грузовых автомобиля были приобретены по программе «Scania Драйв», который подразумевает покупку техники с помощью лизинга, а также комплексный контракт на техническое обслуживание, обучение водителей, страхование и телематическую систему управления автопарком FMS нового поколения, обеспечивающую множество функций: двустороннего обмена сообщениями руководства с водителем и постановки ему задачи в режиме реального времени, составление аналитических отчетов за определенные отрезки времени, анализ эффективности использования автопарка и т. д. Система указывает ошибки в приемах вождения, позволяет уменьшить пробеги без полезного груза и увеличить производительность автомобиля. Экономия топлива за счет данного комплексного решения — усовершенствований организационных и технических аспектов - может достигать 5%.

Руководители всех трех компаний - давние клиенты компании, давно ждавшие возможности получить тягачи Scania нового поколения, ведь это реальная перспектива еще больше повысить комфортность условий работы водителя, производительность и надежность перевозок, а также топливную экономичность и общую рентабельность транспортного бизнеса.

Первые Scania нового поколения с первыми владельцами

Ценовая политика, т. е. уровень цен на грузовики Scania нового поколения будет объявлена на выставке КомТранс 2017. На выставке будет представлено несколько грузовиков с несколькими типами кабин, различными колесными формулами, различными двигателями и т. д.

Тест-драйв. Личные впечатления

Несмотря на 5 ступенек, доступ в кабину удобный, без опасности оступиться или испачкаться о панели кабины. Кабина очень просторная. Приборная панель немного опущена по сравнению с дизайном предыдущего поколения, это улучшило обзор пространства вокруг автомобиля. Органы управления и приборы с аналоговыми указателями и электронной индикацией расположены более эргономично, двумя сегментами – повыше и пониже. Показания приборов теперь читаются лучше. Управление наружными приборами освещения и электроприводом зеркал расположено необычно – на подлокотнике водительской двери.

Во время тест-драйва тягачи проходили замысловатую «змейку» и судя по сбитым конусам, сделать это удалось не всем

Во время езды даже на небольшой скорости «высокая» кабина мягко покачивается на четырех пневморессорах, особенно на поворотах. Не будет ли укачивать водителя во время длительных рейсов по не самым ровным российским дорогам? Машина очень маневренна и легка в управлении, насколько это можно было судить по «змейке» на тягаче без полуприцепа. На малых скоростях мне показалось, что при переключении передач ощущаются подергивания автомобиля.

Идет тест-драйв