Развозная специализация

Константин Закурдаев
До последнего времени рыночный сегмент среднетоннажных грузовиков находился в тени двух других, более многочисленных и активно развивающихся сегментов грузовых автомобилей легкого и тяжелого классов. В последнее время ситуация стала меняться: среднетоннажники, особенно развозные модели полной массой 7…8 т, быстро набирают популярность.
Лидер среди импортных среднетоннажников Hyundai HD78
 
 
Hino 300 теперь знают и в европейской части России
Mitsubishi Fuso CANTER выпускают в Набережных Челнах
 
Подросший «Бычок» – перспективный ЗИЛ-4362
Сборка ISUZU NPR75 в России началась в январе этого года
ГАЗ-3310 «Валдай» с дизелем Cummins
Модернизированный BAW Fenix 3346

Классовое пробуждение

Рост рынка среднетоннажных автомобилей в России во многом связан с бурным развитием розничных торговых сетей, а также со строительством все более крупных складских комплексов. «ГАЗель» и ее многочисленные зарубежные аналоги, на продажах которых все последние годы по сути держалось увеличение парка новых коммерческих автомобилей в стране, оказались недостаточно грузоподъемными и вместительными для обеспечения их бесперебойного функционирования. С фактическим завершением в 2010 г. экономического кризиса розничные и складские сети вновь пошли в рост, потянув за собой и рост потребности в обслуживающих их транспортных средствах. Основой этого роста постепенно становятся среднетоннажные развозные грузовики полной массой от 7 до 8 т.

Наращивание продаж подобных автомобилей, оказавшееся по итогам 2010 г. более чем двухкратным, привело к постепенному переделу данного рыночного сегмента, во многом связанному с приходом в нашу страну новых зарубежных производителей. В последние два года в стадию реализации вступили проекты по выводу на российский рынок развозных японских грузовиков Mitsubishi Fuso и Hino, свой интерес обозначила и чешская AVIA. Продвижению новых марок в немалой степени поспособствовали исход из России в 2008–2009 гг. китайских среднетоннажников, приостановка выпуска ТАТА 613 на новоуральском заводе АМУР и постепенное сворачивание производства на ЗИЛе: «Бычки», появившиеся еще в середине 1990-х, все меньше находят сбыт, а разработанные для их замены модернизированные модификации из-за испытываемых заводом трудностей так и не стали серийными. Поэтому можно сказать, что ЗИЛ, еще лет десять назад прочно удерживавший за собой существенную среднетоннажную нишу, к настоящему времени практически ее освободил.

Данной ситуацией, что вполне понятно, стараются воспользоваться не только недавно пришедшие в страну производители развозных моделей, но и те, кто наладил их производство раньше. В прошлом году свои среднетоннажники модернизировали ГАЗ и «БАУ Мотор», а компания «Соллерс», выпускающая в России автомобили Isuzu данного класса с 2006 г., в начале текущего года поставила на конвейер принципиально новую их модель.

Азиатский натиск

По сути, российский рынок среднетоннажников для зарубежных производителей открыли корейцы: в 2001-м на дороги страны вышел Hyundai HD72, по праву первого ставший в своем классе своеобразным эталоном как по конструкции, так и по цене. В 2008 г. после введения в России экологических норм Euro 3 поставки этой модели прекратились, а на ее место пришли сразу два грузовика: Hyundai HD65 полной массой 5,7 т и Hyundai HD78 полной массой 7,8 т. Они унифицированы по двигателю – 140-сильному D4DD, механической 5-ступенчатой коробке передач и по кабине, которая может быть в коротком, «полуторном», а у «65-й» модели – еще и в двухрядном вариантах. Относящийся к рассматриваемому нами сегменту Hyundai HD78 предложен с двумя вариантами колесной базы. От Hyundai HD65 он отличается усиленными подвеской и рамой, что позволило увеличить массу монтируемых на шасси надстроек с 3,8 до 4,9 т.

Компания «Северсталь-Авто», известная сейчас как «Соллерс», в пику Hyundai HD65/78, начиная с 2005 г., приступила к российским продажам японских «одноклассников» Isuzu NQR. Годом позже их сборку организовал УАЗ, а впоследствии сборку перенесли на новый завод «SOLLERS-Елабуга» в Татарстан. С началом этого года в его цехах развернули производство среднетоннажников нового поколения Isuzu NPR75. Эти автомобили полной массой 7,5 т, как и у предшественников, отличаются совершенно новыми кабинами и коробками передач, а также тремя вариантами колесной базы (3815, 4175 или 4475 мм) вместо двух вариантов ранее. Однако ни прежде, ни сейчас перелома в пользу среднетоннажников Isuzu не наблюдается: среди импортных моделей Hyundai HD65/78 как сохраняли, так и продолжают сохранять лидерство в данном сегменте российского рынка, в том числе по итогам I квартала этого года, когда их реализовали более тысячи, что превышает продажи всех остальных зарубежных аналогов вместе взятых. А вот среднетоннажных Isuzu обоих поколений, занявших второе место, за указанный период удалось продать менее пятисот. К тому же по сравнению с I кварталом 2010 г. корейцы совершили трехкратный рывок, тогда как их главный российско-японский конкурент пока, по сути, топчется на месте.

Тем не менее в минувшем году позиции развозных грузовиков из Страны восходящего солнца на российском рынке продолжали усиливаться. Их реализацию в полную силу развернули ООО «ФУЗО КАМАЗ Тракс Рус», организованное КАМАЗом и Daimler AG, а также ООО «Хино Моторс Сэйлс», представляющее в нашей стране интересы компании Hino Motors.

Первый серийный Mitsubishi Fuso CANTER полной массой 7,5 т изготовлен в Набережных Челнах 17 мая 2010 г., а в мае этого года из ворот предприятия вышел уже тысячный экземпляр этого среднетоннажника. Что интересно, руководство российско-японской компании сделало ставку на продажу дилерам только автомобилей c уже установленным кузовом: бортовой платформой, панельным фургоном, рефрижератором, «мультилифтом», эвакуатором, КМУ, мусоровозом – всего порядка десяти наиболее востребованных наименований. Тем самым удалось предложить заказчикам разные модификации CANTER с надстройками, соотносимыми по качеству с шасси и поставляемыми только проверенными партнерами.

Hino Motors официально пришла в Россию около двух лет назад. До последнего времени марка была популярна главным образом на Дальнем Востоке, где перевозчики познакомились с ней еще в 1990-е годы с началом бурного ввоза в этот регион подержанных японских машин. Сейчас положение с продажами Hino меняется в пользу западноевропейской части страны, где компания предлагает грузовики трех базовых серий – 300, 500 и 700. В качестве развозного для работы в городе и на пригородных трассах обычно используют Hino 300, который представлен в двух вариантах по полной массе (5,5 и 7,5 т), каждый из которых в свою очередь предлагают с двумя вариантами колесной базы. С целью адаптировать конструкцию этого среднетоннажника к российским особенностям эксплуатации его оборудовали обогревом кабины повышенной интенсивности, рессорами увеличенной прочности и топливным фильтром-сепаратором с системой подогрева. Все это вместе с продуманной ценовой политикой обеспечило Hino 300 неплохой старт.

Россия и Европа

В нашей стране представлены все без исключения западноевропейские развозные среднетоннажники, располагающие модификациями полной массой от 6 до 8 т. В основном это модели полной массой 7,5 т, к числу которых относятся DAF LF45, IVECO Eurocargo, MAN TGL, Mercedes-Benz Vario и Mercedes-Benz Atego. Продажи каждого из них по отдельности сравнительно невелики: прежде всего сказываются «кусающиеся» цены. Поэтому за всю Европу приходится отдуваться развозным моделям отечественного производства, в первую очередь «Валдаю», производством которого занимается ГАЗ.

Во время кризисного 2009 г. производство этого автомобиля значительно снизилось, составив менее 400 ед., но затем сбыт «Валдаев» снова стал набирать обороты – в 2010-м они нашли уже более полутора тысяч покупателей. А в этом году реализация среднетоннажника вполне может вырасти еще более чем в полтора раза: только за I квартал удалось продать около пятисот этих автомобилей. На заводе с удовлетворением отмечают, что оснащение китайским дизелем значительно подогрело к ним интерес и расширило круг потенциальных заказчиков. Речь идет о Cummins ISF 3,8s3154 – рядной турбированной «четверке» с промежуточным охлаждением нагнетаемого в цилиндры воздуха, которая при рабочем объеме 3,8 л развивает мощность 152 л.с. При этом модификация с минским дизелем, который в свое время был конвертирован из тракторного, пока тоже сохраняется в производственной линейке, хотя ее востребованность резко снизилась. А в 2011 г. мы наверняка увидим в серии и модификацию «Валдая», получившую новый отечественный дизель ЯМЗ-530, выпуск которого должны начать в конце года.

Демонстрирует активность и находящаяся в Ульяновске компания «БАУ Мотор»: следом за постановкой на производство малотоннажника Tonik она освоила выпуск рестайлинговых среднетоннажников семейства Fenix. Рассчитанный на перевозку 4 т груза развозной BAW Fenix 3346 в ходе модернизации обзавелся более современной кабиной, из облика которой полностью исчезли характерные азиатские черты. Его приборная панель стала более современной и пополнилась экраном бортового компьютера, улучшилась шумоизоляция, серьезно модернизирована электрика. Одним словом, «Фениксы» стали еще лучше приспособлены к особенностям российских условий эксплуатации.

А вот с развозными среднетоннажниками Завода имени Лихачева дело обстоит сложнее: предприятие к настоящему времени так и не смогло оправиться после тяжелых кризисных месяцев и, в отличие от других отечественных автопроизводителей, продолжает сокращать производство, в том числе производство «Бычков», которых, по данным АСМ-Холдинга, в 2010 г. изготовили всего порядка 230 ед. – меньше, чем даже в 2009-м (по некоторым сведениям, завод объявлен банкротом). Не двигается дело и с формально считающимся серийным ЗИЛ-4362, который смотрится словно увеличенный по размерам «Бычок», грузоподъемность которого подняли с 3,9 до 4,8 т.

К сожалению, кризис негативно сказался и еще на одной перспективной отечественной развозной модели – среднетоннажнике «Русак», разработанном в 2008 г. компанией «КОМ». Его планировали выпускать в Новоуральске на заводе АМУР, но сложности в экономике перечеркнули эти планы.

И все же, несмотря на понесенные в кризис потери, рынок среднетоннажных развозных грузовиков в прошлом году стал заметно больше и разнообразнее. А в этом году данная тенденция не только сохранится, но и будет усиливаться.

Технические характеристики наиболее популярных в России развозных среднетоннажников полной массой 7…8 т
Параметр BAW Fenix 3346 ГАЗ-3310 «Валдай» ЗИЛ-5301 «Бычок» Mitsubishi Fuso CANTER Hino 300 Hyundai HD78 Isuzu NPR75 Mercedes-Benz Atego
Длина, мм
6990
5920…7370
6175…6795
5975…7565
6675…7220
5275…6715
6990…7870
6025…9025
Колесная база, мм
3860
3310…4000
3650…4250
3410…4470
3870…4200
2780…3735
3815…4475
3020…4820
Грузоподъемность, кг
4000
4200…4300
3945
4700…4800
4100
4900
4720…4835
3950…4130
Полная масса, кг
7490
7400
6950
7500
7500
7500
7500
7490
Рабочий объем двигателя, л
3,17
3,8 или 4,75
4,75
4,9
4,0
3,9
5,2
4,25 или 4,8
Максимальная мощность, л.с.
120
152 или 119
130
150
136
130
150
129…286
Размер шин
225/70 R16
215/75 R17,5
225/70 R16
7.50 R16-12PR
215/75 R17,5
7.50R×16-14PR
215/75 R17,5
н. д.