Двухосная надежда Украины (КрАЗ-Э5131ВЕ)

А. Ерохин, фото М. Раллиев

В Советском Союзе из всех грузовых автомобилей особой популярностью пользовался КрАЗ. Эта машина из украинского города Кременчуг надежная, неприхотливая и мощная, полностью оправдывающая имя города, ее выпускающего – кремень. Естественно, Кременчугский автозавод был одним из основных поставщиков грузовиков для Советской Армии. Но и в народном хозяйстве популярность КрАЗа была не меньше. Ни одна стройка не обходилась без самосвалов и тягачей КрАЗ, а также специальной строительной техники, смонтированной на его шасси.

Между прочим, это единственный грузовик, сохранивший до недавнего времени деревянную кабину, щедро снабжавшую радостями жизни работавших в ней водителей. Так, в дождь деревянные дверцы разбухали и не закрывались, в сухую погоду – то же, поскольку ссыхались. Вот и придумывали шофера всяческие приспособления, чтобы сидеть не вовсе на улице. Правда, о живучести тех КрАЗов до сих пор ходят легенды. И только лет 10 – 15 назад автомобиль получил симпатичную металлическую кабину.

С распадом СССР Кременчугский автозавод переживал не самые лучшие времена. В России в основном дохаживают свой век старые модели КрАЗа. Но интерес к продукции завода остается. Свидетельство тому эта статья.

Поначалу этот автомобиль, стоящий на полигоне НИЦИАМТ, не привлек к себе внимания. Что мы КрАЗов не видали? Правда, в следующий раз мы его все же решили обойти вокруг и осмотреть. Этот бортовой автомобиль показался он нам несколько высоковатым для КрАЗа, да и двухосных машин Кременчугский автозавод раньше не выпускал. В общем, заинтересовал нас этот «автомобильчик», и захотелось познакомиться с ним поближе. Нашли фирму, оформившую автомобиль на временный ввоз в Россию, договорились о проведении теста и приехали на полигон со всеми необходимыми, как мы считали, документами.

Панель приборов по моде 40-летней давности

Увы, прежде чем двухосный КрАЗ сдвинулся с места потребовалось довольно длительное согласование вопроса со всеми заинтересованными лицами. На полигон для участия в нашем тестировании прибыли представители ХК «АвтоКрАЗ», и только тогда, наконец, приступили к испытаниям...

Попасть в запертую снаружи кабину можно только через правую дверь, поскольку личина замка расположена только на ней. Интересно, почему не предусмотрено открывание ключом и левой двери? Скорее всего, это украинский вариант заводской противоугонной системы... А потому для оценки удобства посадки-высадки пришлось перебраться в кабине на место водителя и, открыв изнутри левую дверь, выйти из кабины, а затем, используя подножки и поручни, вновь оказаться внутри кабины на месте водителя, но уже идя «правильной дорогой».

Блоки предохранителей расположены неудобно, хотя и открыты

Внутри ничего сногсшибательного не обнаружилось. Внешний вид панели приборов, расположение клавиш управления системами и механизмами можно увидеть и на других отечественных автомобилях. И никакой травмобезопасной обшивки, как, впрочем, и на других российских автомобилях (кроме «Урал»-5323 и белорусского МАЗа).

Сиденье водителя выполнено отдельно от пассажирских, имеет пружинное подрессоривание и амортизатор, а также набор стандартных регулировок. Надо сказать, что пользоваться ими весьма хлопотно. Вместо кайпера для спинки и «салазок» с удобным рычагом-фиксатором для продольного перемещения, предлагается набор стерженьков с пазиками для передвижения с фиксацией шариковыми пластиковыми гайками. С такой системой подгонка сиденья легко может занять полдня. Да и само сиденье лишено боковой поддержки, и это на автомобиле повышенной проходимости!

...А в «фальшбардачке» для них места много

Расположение реле на передней панели под крышкой и обилие там свободного места нам понравилось, а вот расположение предохранителей снизу под панелью – не очень. Почему нельзя разместить предохранители вместе с реле, где имеется достаточно места, для нас осталось загадкой.

Ознакомившись с расположением рычагов, клавиш управления межосевым и межколесным дифференциалами, а также со схемой переключения передач, включаем «массу», поворачиваем ключ зажигания и... тишина! Время стоянки, нам неизвестное, оказалось достаточным, чтобы аккумуляторы разрядились. Снимаем аккумуляторы, ставим на ускоренную зарядку, а возникшую «паузу» заполняем дружеской беседой с представителями ХК «АвтоКРАЗ». Из нее мы узнали об этой машине почти все и прониклись к ней пока еще заочным уважением.

Предоставленные заводчанами видеоматериалы позволили предварительно оценить ходовые возможности и способности к преодолению препятствий автомобиля КРАЗ-Э5131. Главное, не пришлось жалеть о потерянном для теста времени. Оказалось, что наш автомобиль – это один из первых этой модели, год его выпуска 1996-й, а пробег более 250 тыс. км. Однако в России он пока не сертифицирован.

Педали с приколами

С заряженными аккумуляторами машина завелась, как говорят, «c пол-оборота», и пока компрессор качал воздух в пневмосистему, решили осмотреться, оценивая обзорность с места водителя. Вид с высоты весьма понравился. Высота по крыше кабины автомобиля на шинах ИД-370 размером 21,5/75R21 составляет более 3 м, и место водителя расположено на самом верху. Настолько, что, покидая «теплый бокс» и проезжая в арки или ворота, автоматически пригибаешь голову, чтобы не стукнуться...

Поскольку машина попала на полигон для получения «Одобрения типа...», на ХК «АвтоКРАЗ» ее не только взвесили и забалластировали, но и потрудились намертво закрепить груз. Из-за этого нам пришлось ограничиться тестированием только груженого автомобиля. Его масса чуть более 16 т, мощность двигателя 310 л.с., восемь передач в коробке с делителем, раздаточная коробка без пониженной передачи, плюс огромные шины повышенной проходимости. Согласитесь, сочетание любопытное.

Лучшее место для светотехники на внедорожнике

Выезжаем на динамометрическую дорогу автополигона, покрытую слегка укатанным снежком, прогреваемся и тут с недоумением начинаем поглядывать на спидометр. Опытный глаз водителя говорит, что скорость около 100 км/ч, а на спидометре – около 80 (вот уж воистину «...не верь глазам своим» – ред.) Проводим замеры (результаты приведены в таблице): действительно 96 км/ч. Неплохая резвость для такой машинки. И коль уж упомянули таблицу, заметим, что полученные в тесте расходы топлива с учетом погодных условий и характера дорожного покрытия можно назвать «зимними».

Сделав пару заездов по маршруту «Имитация городского движения» (ИГД), «присидевшись» к машине, освоившись с габаритами и особенностями пользования передачами, понимаем, что этот КрАЗ вполне приличный автомобиль по своим скоростным качествам, массе и габаритам. Несмотря на годы жизни и пробег, все работает нормально: и гидроусилитель руля, и усилитель привода сцепления, и двигатель, и тормоза; нет никаких течей через сальники и прокладки многочисленных редукторов и карданов.

А как же проходимость? Имея такой автомобиль – привод на все четыре колеса, блокировка межосевого и обоих межколесных дифференциалов, дорожный просвет в 400 мм, шины повышенной проходимости – грешно упускать возможность оценить его проходимость. А поскольку, невзирая на календарь, окрестности пребывали в позднезимнем состоянии, мы и решили прокатиться по сугробам. И это нам понравилось. С полной блокировкой всех колес машина двигалась даже там, где по «Теории автомобиля» должна была безнадежно утонуть.

Два бака для «всеядного» мотора: большой – дизтопливо, малый – бензин

Если еще добавить, что этот автомобиль может оборудоваться системой регулирования давления в шинах, лебедкой с тяговым усилием около 12 т с выносом троса как вперед, так и назад, то это сделает его еще привлекательнее для работы на бездорожье. Вот только водительское сиденье... Ну невозможно на нем усидеть, когда автомобиль подпрыгивает на неровностях. Ни спине, ни, извините, «пятой точке» зацепиться не за что, и с подушки просто съезжаешь.

Конструктивно автомобиль несколько архаичен. При этом внешне он выглядит довольно мускулистым и крепко сбитым. Барабанные тормоза сейчас уже почти вытеснены дисковыми даже на тяжелых грузовиках, но в условиях бездорожья они предпочтительнее. Непривычный вид капота объясняется наличием системы предварительной очистки воздуха при помощи циклонных аппаратов, просто незаменимых в пыли летнего бездорожья и грунтовых дорог.

Внедорожник, а защиты картера нет

Негабаритный размер автомобиля по ширине (более 2 700 мм) дает лучшую поперечную устойчивость и привлекательный вид. Однако работать на негабаритной машине на дорогах общего пользования сегодня в России неудобно, да и накладно. Правда, представители завода заверили нас, что уже существует образец этой машины со стандартной шириной – 2 500 мм, что для будущих потребителей весьма приятно.

А вот конструкция ручного тормоза «типа ГАЗ-пятьдесят-раз», на наш взгляд, уже совсем устарела. Наверное, поставить тормозные камеры с пружинными энергоаккумуляторами, дополнительный ресивер и кран ручного тормоза не так уж сложно и дорого, и это будет куда надежнее того, что есть сейчас.

Моторный тормоз

Портит хорошее впечатление от КрАЗа и педаль моторного (горного) тормоза. Она очень неудачно расположена рядом с педалью сцепления, и водители, которые только привыкают к управлению украинским грузовиком, очень легко попадают в нее ногой, например, после включения передачи. Очень неприятный момент. А ведь есть же для педали моторного тормоза и более достойное место.

В заключение хочется признаться, что автомобиль КрАЗ-Э5131 нам понравился и обязательно найдет своего потребителя в России и странах СНГ. И чем быстрее будут исправлены мелочи, портящие общее впечатление от КрАЗа, тем больше клиентов будут приобретать этот автомобиль в России.

Редакция журнала «Основные средства» и отдел испытаний благодарит руководство ХК «АвтоКрАЗ» и компанию «СпецАвтоТехника» за предоставление для испытаний автомобиля КрАЗ-Э5131ВЕ.