Мирные и армейские профессии брянских внедорожников (ч. 2)

Валерий Васильев

(Окончание. Начало см. «ОС» № 9, 2007 г.)

Весьма интересны последние разработки Брянского автозавода. Например, автомобильный кран «Ивановец» КС-54711 грузоподъемностью (г/п) 25 т смонтирован на специальном шасси БАЗ-8029 (6х4), в конструкции которого ходовая рама совмещена с опорной рамой крана. Такое техническое решение позволило уменьшить общую массу крана и оптимизировать распределение нагрузок на оси шасси.

Кран КС-6973БМ грузоподъемностью 50 т на шасси БАЗ-69098

В транспортном положении центр масс автокрана расположен низко, что делает его очень устойчивым при передвижении. Помимо того интегрированная рама увеличила жесткость конструкции автокрана в целом, что обеспечило КС-54711 бльшую устойчивость при проведении рабочих операций как на малых вылетах стрелы при подъеме грузов большой массы, так и на дальних вылетах. Дизель КамАЗ-740.31 (Еuro 2) развивает мощность 240 л.с. Кабина использована от серийного грузовика Камского автозавода.

Автокран КС-6478 базируется на специальном шасси автомобильного типа БАЗ-80291 (8х4). Этот образец является представителем линейки автомобильных кранов на перспективных спецшасси Брянского автозавода. Его технической особенностью является применение двух передних управляемых осей и рессорной подвески всех четырех мостов, что обеспечивает передвижение с высокой плавностью по дорогам всех типов. В транспортном положении ширина крана составляет 2,5 м, ему разрешается передвигаться по дорогам общего пользования со скоростью до 70 км/ч. КС-6478 впервые в России оснащен электрогидравлической системой управления крановыми операциями с гидрораспределителем типа LUDV. Новая система позволяет совмещать все крановые операции (подъем-опускание груза, подъем-опускание стрелы, выдвижение-втягивание секций стрелы) и работать в широком диапазоне скоростей с высокой точностью их регулирования. В качестве агрегатной базы использованы 260-сильный дизель КамАЗ-740.30-260 и кабина от серийного КамАЗа.

Шестиосное шасси БАЗ-69099

Традиционно тесные отношения связывают Брянский автозавод с Министерством обороны России. Для его нужд завод освоил выпуск пяти базовых моделей шасси и тягачей. Степень унификации по узлам и агрегатам достигает 90%, что значительно упрощает эксплуатацию, обслуживание, ремонт и обеспечение запасными частями. В 2005 г. завод начал работу по повышению технических характеристик автомобилей и расширению модельного ряда. В качестве базовых для этих работ используются машины, поставляемые в народное хозяйство. Для изделий, предназначенных для монтажа объектов вооружения и военной техники, предусматривается изготовление кабин, обеспечивающих заданный уровень защиты от оружия массового поражения и стрелкового оружия, а также возможность размещения дополнительного оборудования. Поэтому на армейских машинах семейства «Вощина-1» применяются кабины двух вариантов по объему – с одно- и двухрядным расположением сидений и трех типов по степени защиты: каркасная, каркасная с локальной (съемной) броней, цельносварная бронекабина. При этом сохраняются одинаковыми элементы крепления кабин одного объема, чем обеспечивается их взаимозаменяемость.

Первую каркасную кабину малого объема установили на седельный тягач БАЗ-6402 (6х6), изготовленный по заказу военного ведомства. Нагрузка на седельно-сцепное устройство составляет 11,5 т, полная масса полуприцепа – 29,5 т. Помимо 470-сильного дизеля ЯМЗ-8424.10-033 автомобиль, как и большинство других моделей, выпускаемых для нужд Минобороны, оснащают двигателем ЯМЗ-8492.10 такой же мощности.

Тягач БАЗ-6306У с удлиненной кабиной

От обычных силовых установок он отличается наддувно-высотным корректором, позволяющим эксплуатировать технику на высоте до 4650 м над уровнем моря. В поддоне картера двигателя смонтирована система прогрева коленчатого вала горячим маслом перед запуском зимой, состоящая из маслозакачивающего насоса с электродвигателем и группы форсунок орошения коленчатого вала. Кроме того, имеются две независимые системы пуска – обычная с помощью электростартера и дополнительная с использованием пневмостартера оригинальной конструкции. Дизель комплектуют генератором Г290-Г мощностью 4,2 кВт,
который обеспечивает работу не только всех систем шасси, но и дополнительно устанавливаемого спецоборудования. Коробка передач – ЯМЗ-2394. Глубина преодолеваемого брода достигает 1,4 м. БАЗ-6402 поставляется под монтаж пусковой и транспортной установок модернизированной зенитно-ракетной системы С-300. Экспортные поставки тягачей в составе системы вооружения заставили более пристальное внимание уделить качеству их отделки. Завод провел большой объем работ по улучшению интерьера кабины.

Шасси БАЗ-69092 (6х6) г/п 14,2 т оснащают одним из двух 450-сильных дизелей – ЯМЗ-8424.10-032 или ЯМЗ-8491.10 (у последнего такой же состав дополнительных агрегатов, как у модели ЯМЗ-8492.10).

Балластный тягач БАЗ-6306 с короткой кабиной

Четырехосный седельный тягач БАЗ-6403 (8х8) способен буксировать полуприцепы полной массой до 40,9 т, при этом нагрузка на седло достигает 20 т. Тягач оснащен 470-сильным дизелем ЯМЗ-8424-033 и коробкой передач ЯМЗ-2393.

Шасси высокой проходимости БАЗ-6909 (8х8) предназначено для транспортировки 22 т полезной нагрузки. Вместе с тем в целях повышения характеристик автомобиля проводятся работы по дальнейшему увеличению его грузоподъемности. Увеличение расстояния между первой и второй осями до 2200 мм позволило разместить глушитель слева под моторным отсеком, что значительно снизило уровень внешнего и внутреннего шума. При создании версии для размещения комплекса «Панцирь-С» применена система вывешивания автомобиля на гидродомкратах при стрельбе.

На балластном тягаче БАЗ-6306 установлена кабина каркасного типа малого объема со съемной локальной броней. Эта четырехосная машина предназначена для перевозки в кузове грузов массой до 19,5 т и буксировки прицепных систем полной массой до 15 т по дорогам всех видов и по бездорожью. Автомобиль может использоваться и в качестве аэродромного тягача для буксировки самолетов массой до 50 т. Модификация этой модели – БАЗ-6306У (6х6) оборудована увеличенной 7-местной кабиной для размещения артиллерийского расчета. Артиллерийский тягач с индексом БАЗ-6306УМ появился в результате анализа замечаний и предложений военных специалистов.

Седельный тягач БАЗ-6402 с бронированной кабиной

Шасси БАЗ-6910 (8х8) г/п 21 т оснащено цельносварной бронированной кабиной увеличенного объема, которая в зависимости от требований заказчика позволяет разместить дополнительное оборудование, установить второй ряд сидений или оборудовать спальные места для экипажа. Для улучшения условий работы в различных климатических зонах кабину снабдили автономным отопителем и кондиционером. Благодаря дизелям семейства ЯМЗ-849 мощностью 470...500 л.с., высокой грузоподъемности и способности передвигаться в любых дорожных условиях и по местности БАЗ-6910 нашло широкое применение в соответствующих подразделениях Министерства обороны России, в том числе в качестве транспортной базы для радиолокационных станций, эвакуаторов и др. В частности, БАЗ-6910 оснащают унифицированным модульным кузовом-фургоном К6909, в котором размещается оперативный состав командных пунктов управления. В соответствии с армейскими требованиями в конструкции шасси реализован целый комплекс мероприятий по обеспечению скрытности от технических средств разведки и высокоточного оружия.

Завершились государственные испытания разработанного компанией «Автокран» 50-тонного крана КС-6973БМ, который смонтирован на шасси БАЗ-69098 (8х8) специальной комплектации. На предприятии с 2007 г. ведутся работы по увеличению грузоподъемности длиннобазного БАЗ-69096 (10х10) с 29 до 30 т. Возможности данной модели позволяют размещать различные объекты вооружения. Немалый интерес для Министерства обороны представляет шасси БАЗ-69099 (12х12) грузоподъемностью 36 т, на котором можно разместить тяжеловесные крупногабаритные объекты военного назначения.

Трехосное шасси БАЗ-8029

В 2007 г. на Брянском автозаводе развернуты работы по созданию колесных машин семейства «Вощина-2». Главный упор в этом проекте делается на создание гидромеханической коробки передач, систем автоматизации управления автомобилем и обеспечения безопасности движения, элементной базы, перспективных унифицированных узлов для новых колесных шасси и тягачей, в том числе бортовой информационно-управляющей системы. Типаж по сравнению с «Вощиной-1» значительно расширится.

В состав семейства кроме седельных тягачей с колесной формулой 6х6 планируется включить машины типа 8х8 для буксировки тяжеловозных полуприцепов, пяти- и шестиосные полноприводные шасси грузоподъемностью до 50 т, в конструкции которых найдут применение дизели мощностью 600...650 л.с. и автоматические коробки передач.