Школьная принадлежность

Ю. Петров

School Bus – школьный автобус – типично американское изобретение. Уже в конце XIX века в сельской местности для доставки детей в школу использовали гужевой транспорт kid hack и school hack (hack – в значении «наемная лошадь»). Первый закон о порядке перевозки учеников обозами был принят в 1869 году (штат Массачусетс), а в начале ХХ века программы, регулирующие этот вид деятельности, были приняты уже в 17 штатах.

Эпоху моторизации перевозок школьников открыла в 1914 году компания Wayne. Специализированный легковой универсал (station wagon) был оборудован тремя рядами сидений и вмещал 12 человек (до этого использовались стандартные омнибусы). Спустя год похожую машину для окружной школы в Ривине (штат Южная Дакота) построила компания Navistar. Стекол у школьных автобусов тех лет не было – их функцию выполнял брезентовый полог. Важным обстоятельством для «одноэтажной» Америки той поры была сама возможность перевозки учеников в alma mater из разбросанных ферм и пригородов, и такие «пустяки», как неостекленный салон с оконными проемами, закрытыми брезентом, не воспринимались всерьез. В 1919 году все 48 штатов США приняли законы, позволяющие использовать общественный капитал для развития школьных перевозок. Производство набирало обороты.

На первых порах централизованные закупки автобусов для школьников вели крупные учебные заведения либо комиссии по образованию, которые имелись практически в каждом штате. Желание сэкономить подталкивало приобретать недорогие, но вместительные автобусы, изготовленные по обходной технологии FCB (Forward Control Body) на шасси капотных коммерческих грузовиков Ford, Chevrolet, Dodge, International, Hudson и REO массовых серий. Большим спросом пользовались кондовые и непритязательные конструкции типа Blue Bird 1927 года на шасси дешевого Ford T (без стекол, кузов деревянный).

Kid Hack для перевозки детей фермеров общественной школы шт. Миннесота, 1893 год

Шасси грузовых автомобилей бескапотной или полукапотной компоновки в Штатах с их относительно мягким климатом до 1970-х годов не получало распространения по ряду объективных причин (неудобство ремонта и обслуживания, проникновение картерных газов в кабину, затруднено проветривание моторного отсека). Стоимость «носатых» school bus по сравнению с автобусами вагонной компоновки была ниже в 1,5...3,5 раза. Стандартные заднемоторные лайнеры с несущими кузовами, переделанные из междугородных автобусов в школьные, для регулярных перевозок также применяли нечасто.

В настоящее время в США для перевозки учащихся используют автобусы двух разновидностей: базовый (оригинальное шасси) и конверсионный (заимствованное шасси). По внутриотраслевой классификации стандарта безопасности FMVSS (Federal Motor Vehicle Safety Standards) Министерства транспорта США, принятой в 1995 году, школьные автобусы делятся на пять типов:

• легкие тип А1 (шасси «мультистопа» или вэна с кабиной, левой дверью для водителя и односкатной ошиновкой, полная масса до 10 000 фунтов, до 10 пассажирских мест) и тип А2 (то же самое, что и тип А1, но масса свыше 10 000 фунтов);

1926 год. Школьный автобус Wayne уже оборудован остекленным кузовом

тип В (грузовое шасси SC (stripped chassis) с кабиной CC (cab chassis) или оперением FBC (flat back cowl), полная масса свыше 10 000 фунтов, свыше 10 мест, капотная или полукапотная компоновка c левой дверью для водителя, двигатель – спереди);

тип С (грузовое шасси FBC
или SC, капотная компоновка, двигатель спереди, полная масса свыше 10 000 фунтов, свыше 10 мест);

тип D (вагонная компоновка, дверь в переднем свесе). Этот тип имеет несколько исполнений – переднемоторный FC (forward control), заднемоторный RE (rear-engine) и transit-style – переходный вариант с двигателем, смонтированным в базе (практически не встречается).

Полный список компаний-продуцентов весьма ограничен. Сейчас в Северной Америке школьные автобусы выпускают: Blue Bird Corp., Collins Bus Corp., Girardin Minibus Inc., IC Corp., International Bus Vehicle Center, Les Entreprises Michel Corbeil Inc., Mid Bus Corp., Thomas Built Buses, Inc. (в составе Freightliner LLC), U.S. Bus Corp. и Van Con Body. Такие бренды, как AmTran, Carpenter, Champion, Coach and Equipment, Crown Coach, Gillig, Liberty, Mack, New Bus, Northern, Oneida, Superior, TAM (американское подразделение югославской компании), Ward и Wayne, были вынуждены прекратить производство или сосредоточиться в других секторах.

Ужесточение дорожного законодательства в Канаде и Соединенных Штатах уже к 1940-м годам заставило выработать особый свод требований по безопасности к школьным автобусам – центральный проход не уже 10 дюймов, мягкие сиденья, запрет на использование деревянных элементов в конструкции несущих силовых элементов кузова, ограничение по габаритной длине (не более 45 футов) и регламентирование тона кузова («колер 13432», № 595a, а также #ffd800 или #ffcc00 по шкале RGB).

Я не зря особо упомянул про цвет автобуса, поскольку понятие «школьный автобус» имеет не только общеупотребительный, но и терминологический характер. Положение 1939 года специальной комиссии Национального собрания школьных перевозчиков, проводимой в рамках Национальной конференции стандартов «минимум», сделало допущение, что школьный автобус, используемый для перевозки учеников и студентов, должен называться «желтым» – School bus yellow, а остальные, внешне похожие, – просто School bus. Безо всяких yellow.

В последнее время из ворот заводов «мимо школы» уходит до 20% выпуска не желтых «школьных автобусов». Их широко эксплуатируют туристические агентства, церкви, армейские подразделения, службы безопасности, органы правопорядка, пенитенциарной и здравоохранительной системы. Часть машин импортируется для междугородных перевозок и трансмодальных направлений в Латинскую Америку, страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.

В Штатах частными компаниями либо силами самих школ осуществляются перевозки 24,4 млн. школьников и студентов (70% перевозок учеников), при этом общий парк школьных автобусов составляет около 480 тыс., которые ежегодно проходят 4,1 млрд. миль. Остальные 30% перевозок приходятся на долю подрядных компаний, входящих в систему SBC (School Bus Contractor). Одна из самых крупных среди них – Laidlaw International обслуживает штаты восточного побережья США и некоторые провинции Канады. По статистике, школьные автобусы – самый безопасный вид транспорта. ДТП с их участием случаются в сто раз реже, чем с обычным автотранспортом: 1 пострадавший на 10 млрд. пассажиро-миль (!).

В современных Федеральных требованиях FMVSS для автотранспорта содержатся 60 законов, касающихся систем безопасности пассажирского автотранспорта. Из них 37 имеют отношение к школьным автобусам и лишь восемь – FMVSS 111, 131, 217, 220, 221, 222, 225 и 301 – относятся к «желтым школьным автобусам».

Требования постоянно ужесточаются: дизель, соответствие нормам Stage, огнетушитель, аптечка, продублированный тормоз, АБС, буксирная штанга, наличие запасного выхода и дополнительного аккумулятора, внешняя световая сигнализация и маркировка (катафоты), откидной освещаемый знак «STOP», открываемый на остановках, остекление типа триплекс и многое другое. При этом кондиционер, отопитель, багажник сзади (внутри салона) пока не входят в обязательную комплектацию, поскольку некоторые автобусы эксплуатируются с учетом сезонного характера, а вот трап для инвалидного кресла, ремни безопасности и система видеонаблюдения, похоже, скоро станут обязательным аксессуаром.

В Великобритании, Канаде и Японии почти все перевозки школьников осуществляют специальные транспортные подрядные организации SBC.

В континентальной Европе школьные автобусы в изначальном американизированном варианте (ежедневная перевозка детей в школу и обратно домой) не получили достаточного распространения в силу экономических причин (развитая и разветвленная система общественного автотранспорта) и исторически оправданной альтернативы (школьные пансионы и школы-интернаты). Для массовых выездов на природу, экскурсий, в пионерские и скаутские лагеря здесь целесообразно использовать стандартные туристские или пригородные автобусы. Наибольшую популярность в Европе и Японии одно время набирали автобусы среднего класса (мидибусы) с уменьшенным до 600 мм шагом сидений.

В Великобритании для перевозки школьников допускается использовать любой автобус, включая двухэтажный: ситуация, чем-то схожая с российской действительностью, однако с одним «но».
В России в 2004 году в рамках президентского плана «Дети России» вступила в действие федеральная программа «Школьный автобус», предусматривающая обеспечение учебных заведений специализированными автобусами.