Выбор транспорта для карьеров (ч. 2)

Примеры из практики

С. Подгурский

(Окончание. Начало см. «ОС» № 2, 2008 г.)

В песчаном карьере

Мне удалось также ознакомиться с работой парка машин, занятых рекультивацией территории на месте закрытых угольных шахт. Место представляет собой обширные песчаные поля с пустотами, частично заполненными водой. Кое-где пески, насыщенные водой, являются зыбучими – очень опасными, способными без следа поглотить и человека, и огромную машину.

Сочлененные самосвалы Bell В30D перевозят песок из ближайшего карьера, им засыпают пустоты и слабые грунты. На этих перевозках невозможно использовать обычные строительные самосвалы с жесткой рамой: они проваливаются в грунт, и для них потребовалось бы специально строить твердые дороги, погрузочные и разгрузочные площадки, а у сочлененных самосвалов давление на грунт гораздо ниже. Самосвалы с жесткой рамой недостаточно маневренны: не могут преодолевать поворотов малого радиуса, крутых песчаных подъемов и спусков, подъехать к краю отвала из-за опасности обрушения.

Использовать бульдозер для перемещения грунта на 20...30 м к краю отвала нерационально, а кроме того, бульдозер тоже создает вибрации и толчки, которые могут привести к обрушению грунта. У самосвалов с жесткой рамой хорошее сцепление с песчаным грунтом, когда они загружены, но недостаточное, если автомобиль порожний, поэтому после разгрузки обычный самосвал не мог выехать с площадки. И только самосвалы на шарнирно-сочлененной раме в этих условиях сохраняли отличную проходимость, как с грузом, так и порожнем, и могли выполнять перевозки экономично и надежно.

Погрузка песка в самосвалы выполняется экскаваторами Liebherr 944 Litronic, надежными и высокопроизводительными. Я наблюдал, как при подъезде под погрузку самосвалы Bell делали крутой поворот на 180°, тогда как самосвалу с жесткой рамой для такого маневра потребовалось бы процентов на пятьдесят больше места. Вдобавок для автомобилей с «жесткой» рамой надо было бы специально уплотнить подъездную дорогу, а сочлененник «спокойно» шел под погрузку по рыхлому песку карьера и отъезжал предельно загруженный (кстати, масса груза в кузове отслеживается встроенными весами и выводится на дисплей на панели приборов).

Недорого – не значит неэффективно

В завершение опишем машинный парк одной лишь стройки. Она ведется на месте бывшего горнообогатительного предприятия и по тяжести работ мало чем отличается от иного горнодобывающего карьера.

Для строительства потребовалось подготовить площадку. Первоначально участок выглядел как ровное поле, поросшее травой. Но когда земляные работы начались, под слоем дерна обнаружились остатки мощных старых бетонных фундаментов: на этом месте раньше было предприятие.

Экскаватор Doosan с молотом Everdigm

Эта стройка интересна тем, что здесь проводят комплекс крупномасштабных работ по разрушению бетонных конструкций и выемке грунта, и трудностей при этом немало. Однако компания-подрядчик сумела обойтись без дорогого уникального оборудования и подобрать необычное сочетание обычных машин, что позволило успешно выполнить работы.

Пришлось не копать, а разрушать

Для разрушения старых бетонных конструкций потребовалось совсем иное оборудование, чем для земляных работ, но у компании-подрядчика имелся в этом солидный опыт. Чтобы расчистить площадку, надо было разрушить и вывезти около 6000 м3 очень прочного бетона со стальной арматурой. Тем не менее для разрушения хватило обычного оборудования: использовался экскаватор Doosan (ранее Daewoo) Solar 225NLCV, оснащенный молотом повышенной шумозащищенности южнокорейской фирмы Everdigm (ранее Hanwoo) RHB325 SA, который прекрасно подходит для работы на корейском экскаваторе. Меня удивило, насколько низким оказался уровень шума этой машины, ведь от молота никто никогда не ожидает тихой работы. Можно было даже беседовать, лишь немного повысив голос. Тем не менее работать с гидромолотом без берушей или наушников не рекомендуется.

Doosan Solar 55W-V оборудован гидромолотом небольшого типоразмера, который однако развивает ударное усилие, достаточное для разрушения бетона

Для более точных работ по выемке грунта и разрушению бетона использовался экскаватор Doosan (ранее Daewoo) Solar 55-VP – самая малая модель в линейке. Эта компактная, но эффективная машина может работать в местах, где из-за больших размеров не пройдут более крупные экскаваторы. Оборудованный молотом Delta F-5 экскаватор отлично справляется с разрушением бетонных фундаментов. Эта компактная модель массой 5,5 т прекрасно сочетается с молотом Delta и развеяла представление о том, что небольшие машины с небольшими гидромолотами неэффективны для разрушительной работы на промышленных объектах. Гидромолот небольшого типоразмера прекрасно подходит для точной работы и использовался в данном случае для разрушения больших кусков бетона, чтобы их можно было грузить и вывозить. Гидромолоты Everdigm и Delta – мощное и, как показал опыт, весьма надежное оборудование. Они хорошо подходят к экскаваторам Doosan. Оператору экскаватора несложно работать гидромолотом: гидравлическая система машины поддерживает высокое давление в контуре гидромолота, который развивает ударное усилие, достаточное для разрушения бетона. Оператору необходимо лишь следить, чтобы молот не бил вхолостую, в противном случае агрегат может выйти из строя. Однако не следует забывать, что прочность конструкции этой машины и ее возможности все же имеют пределы.

Бетон пронизан стальной арматурой, ее собирают отдельно и впоследствии утилизируют

Корейские самосвалы

Осколки бетона и строительный мусор вывозили корейскими самосвалами Tata-Daewoo Novus K4DEF, 64 г/п 15 т с двигателем мощностью 340 л.с. и Tata-Daewoo Novus N8DSF, 84 г/п 24 т (двигатель 420 л.с.). Я и раньше беседовал с владельцами грузовиков Tata-Daewoo, и практически все, кто эксплуатировал эти автомобили, хорошего мнения о них: это мощные, надежные и несложные в эксплуатации автомобили с достаточно простыми двигателями и прочими механизмами и системами. Компания-подрядчик приобрела много этих грузовиков и убедилась, что сложившееся у потребителей мнение верное и у автомобилей высокий коэффициент технической готовности – такими автомобилями всегда довольны и банк, финансирующий сделку, и покупатель. Самосвалы Tata-Daewoo также подтвердили репутацию удивительно экономичных по расходу топлива автомобилей с высокой эксплуатационной скоростью.

Вывоз битого бетона и строительного мусора с этой площадки – задача нелегкая. В некоторых местах бетонные конструкции не требовалось разрушать полностью, их снесли лишь до нулевого уровня (до земли), поэтому по всему участку из земли торчат куски арматуры старого фундамента, и бригадир должен очень тщательно прокладывать маршруты самосвалов, чтобы уберечь их шины от прокола.

Взрывчатка здесь не поможет

Оператору экскаватора несложно работать с гидромолотом, надо только следить, чтобы молот не бил вхолостую

Бетон по прочности может соперничать со скалой, разрушить его так же трудно. Скалу можно подкопать экскаватором, заложить взрывчатку и взорвать, чтобы расколоть на куски, пригодные для перевозки. Для бетона такая технология не подходит: он скреплен арматурой. Даже раздробленные глыбы бетона будут держаться вместе за счет арматуры. Погрузить такие конгломераты на самосвал проблематично. Компания-подрядчик использует метод дробления гидромолотом, можно было бы использовать также бетонолом или гидравлические ножницы. Молотом куски бетона отделяют от арматуры, после чего их можно грузить на самосвалы. Арматуру разрезают газовой горелкой, собирают и вывозят отдельно от бетона.

Компании-подрядчику удалось использовать одни и те же машины – экскаваторы Doosan и самосвалы Tata-Daewoo – для всех работ: и для разрушения бетонных конструкций, и для выемки более 80 тыс. м3 грунта, и для вывоза этих материалов. Интенсивное использование сравнительно недорогих машин – это не обязательно путь к неудаче. Секрет в правильном применении, обслуживании техники и хорошей квалификации операторов.

Заключение

Сочлененные самосвалы отлично идут по слабым песчаным грунтам

Несмотря на то, что условия в карьерах, где я побывал, различные, везде используются машины одних и тех же типов: карьерные самосвалы с жесткой рамой, а также сочлененные самосвалы там, где нужны высокоманевренные машины исключительно высокой проходимости.

Для погрузки используются экскаваторы и фронтальные погрузчики, а для вывоза материалов на большие расстояния по дорогам общего пользования – седельные тягачи и магистральные грузовики.

Везде работают машины одних и тех же ведущих брендов – Caterpillar, Case, Komatsu, Liebherr, Scania, Mercedes-Benz. Характерно, что к этой группе давно известных производителей уверенно примкнули и фирмы, уже подтвердившие высокое качество и надежность своей продукции, – Bell, Doosan, Tata-Daewoo и др.

Работа в карьерах настолько же доходна, насколько опасна, но если есть надежные и качественные машины, остается лишь правильно их выбрать, и беспокоиться больше не о чем.

Редакция благодарит за помощь в подготовке статьи представительства и компании Caterpillar, Komatsu, «Амкодор-Оптим», «Традиция-К»