НАМИ-0105 на испытаниях

Унифицированные снегоболотоходы НАМИ

НАМИ-0103, НАМИ-0105, НАМИ-0114

В 1964 г. в НАМИ начались научно-исследовательские и экспериментально-конструкторские работы по созданию снегоболотоходов.

Было проведено экспериментальное исследование весовой характеристики, вместительности, тягово-динамических качеств, проходимости, топливной экономичности, маневренности и надежности транспортеров Muskeg Carrier S (Канада), Snow Trac ST4 (Швеция) Snow Trac и ГАЗ-47 (СССР). Выполнено их конструктивное обследование. Лабораторно-дорожные и пробеговая часть исследования выполнялись в Московской и Томской областях. По совокупности эксплуатационных качеств лучшим оказался канадский транспортер «Маскер-Карьер-С».

В дополнение к экспериментальному исследованию эксплуатационных качеств транспортеров проделан обзор конструкций и основных эксплуатационных качеств наземных безрельсовых транспортных машин. По результатам анализа имеющихся материалов и исследования образцов машин разработан типаж снегоболотоходных транспортных машин. В основу проекта типажа положены следующие принципы:

  1. Применение резино-металлических гусениц и звездочек, а также опорных катков с пневматическими шинами.
  2. Максимальная унификация деталей ходовых частей машины в пределах семейства.
  3. Применение легких автомобильных силовых агрегатов и оборудования.
НАМИ-0105

Проект типажа включает четыре основные группы машин:

  1. Легкие открытые лыжно-гусеничные мотонарты грузоподъемностью 200 кг (2 человека и 50 кг груза) типа 3х1 (основной вариант) и типа 3х2 (вариант для особо тяжелых условий работы).
  2. Обычные плавающие гусеничные грузовые транспортеры грузоподъемностью 1 т (вариант с кузовом-фургоном грузоподъемностью 0,75 т); 2,3 т (варианты с кузовом-фургоном грузоподъемностью 2 т, неплавающие шасси под комплектацию и трактор), а также плавающий 4-местный транспортер.
  3. Комбинированные (общий корпус на поворотных гусеничных тележках) плавающие грузовые транспортеры грузоподъемностью 9 и 20 т.
  4. Лыжно-гусеничные сезонные приспособления для грузовых автомобилей УАЗ, ГАЗ и ЗИЛ.
Испытания

Для всех этих машин должны быть применены бесшарнирные резино-металлические гусеницы, резиновые звездочки и опорные катки.

В соответствии с установленным типажом разрабатывается конструкция снегоболотоходных транспортеров НАМИ-0103, НАМИ-0105, НАМИ-0114.

Базовый транспортер семейства НАМИ-0105 имел двигатель, сцепление и коробку передач ЗИЛ-130, одноступенчатую раздаточную коробку, карданный вал с шарнирами Урал-375, главную передачу с шестернями МАЗ-500, радиатор Урал-375 с жалюзи ГАЗ-47, приборы и электрооборудование ЗИЛ-130. Тормоза НАМИ-0105 были с пневматическим приводом.

На транспортере НАМИ-0103 использовались двигатель, сцепление и коробка передач ГАЗ-21Д, двухступенчатая раздаточная коробка, карданный вал с шарнирами ЗИЛ-130, главная передача с конической парой ЗИЛ-130, радиатор ГАЗ-53 с жалюзи ГАЗ-47, приборы и электрооборудование ЗИЛ-130.

ГАЗ-47

Механизм поворота обоих транспортеров – планетарный, причем диски фрикционов и тормоза НАМИ-0103 унифицированы с ГАЗ-47.

Гусеницы транспортеров бесшарнирные, резино-металлические, унифицированные по полотнам и поперечинам. Звездочки резино-кордные, унифицированные, так же как и опорные катки, с шинами 4,50-16. Подвеска опорных катков торсионная. Расположение звездочек и катков у НАМИ-0103 однорядное, а у НАМИ-0105 – двухрядное. Механизмы управления рычажного типа.

Корпуса транспортеров сварные из стальных листов и панелей. Съемные панели изготавливались из сплава АМГ-5ВМ. Корпуса обеспечивали машинам плавучесть.

Корпус НАМИ-0114 – несущий, опирающийся на две поворотные тележки. Двигатель Д12А-525, коробка передач гидромеханическая БелАЗ-540, карданная передача с шарнирами КрАЗ и БелАЗ, главные передачи с шестернями КрАЗ-214, радиаторы ЗИЛ-130. Расположение опорных катков четырехрядное. НАМИ-0114 походил на седельный тягач с активным полуприцепом. Задняя тележка приводилась карданной передачей, имеющей четыре подвесные опоры.

Механизмы управления – гидравлические с насосами НШ-46. Поворотными являлись обе тележки, связанные между собой уравновешивающими тросами. Корпус и тележки сварные из стальных профилей и панелей. Для удобства погрузки и выгрузки тяжелых грузов предусматривались две лебедки КрАЗ-214 с тяговым усилием 8–12 т каждая.

Транспортер НАМИ-0103 предназначался для обслуживания предприятий и линий связи, НАМИ-0105 и НАМИ-0114 – для обслуживания нефтепромыслов.

НАМИ-0114

Снегоболотоходы были спроектированы в 1965 г. В 1966 г. осуществлены изготовление и первый этап заводской доводки снегоболотоходных транспортеров. Работы велись по хоздоговорам с Министерством связи СССР и Министерством нефтедобывающей промышленности СССР при участии Курского завода РТИ и НИИШП. Масса НАМИ-0103 в снаряженном состоянии составила 2850 кг, а НАМИ-0105 – 4120 кг. НАМИ-0103 развивал максимальную скорость 50 км/ч, НАМИ-0105 – 60 км/ч. Грузоподъемность НАМИ-0103 составляла 0,5 т в особо тяжелых условиях эксплуатации, и 1 т в обычных условиях; грузоподъемность НАМИ-0105 – 2 т в особо тяжелых и 2,3 т в обычных условиях.

Основные технические параметры транспортеров НАМИ
Параметр НАМИ-0103 НАМИ-0105 НАМИ-0114
Грузоподъемность, кг 1000 2300 20 000
Число мест в кабине 2 2 4
Снаряженная масса, кг 2400 3700 21 000
Габаритные размеры (длина х ширина х высота), м 4,3х1,98х2,3 4,3х2,26х2,3 16х3,35х3
Площадь платформы, м2 4 4,5 43
Мощность двигателя, л.с. 80 150 525
Удельная мощность, л.с./т 22,5 24,5 12,7
Номинальная скорость, км/ч 55 60 30
Максимальный преодолеваемый подъем, град 30 30 25
Опорная площадь, cм2 19 500 32 500 155 000
Удельное давление с грузом, кг/cм2 0,18 0,19 0,27
Скорость на плаву, км/ч 4 4 4
Запас хода по контрольному расходу топлива, км 750 с баком 225 л,
450 с баком 135 л
430 400

В 1968 г. заводские испытания снегоболотоходов НАМИ-0103 и НАМИ-0114 еще продолжались, экспериментальные образцы НАМИ-0105 про­шли межведомственные испытания. По результатам испытаний был определен объем модернизации для серийного производства. С помощью НАМИ на Ижевском заводе «Нефтемах» было изготовлено два частично модернизированных снегоболотохода НАМИ-0105А. Позднее на базе НАМИ-0105А разрабатывался пассажирский вариант. Он, собственно, никого не интересовал, как и остальные снегоболотоходы этого типа.