Российский импорт дорожно-строительной техники в 2016 г.

Пришло время подводить итоги 2016 г. Первый аналитический материал в 2017 г., подготовленный по исследованиям компании ID-Marketing, будет посвящен обзорному анализу импорта основных позиций строительных машин. Для того чтобы понять, каким оказался минувший год по сравнению с более ранними периодами, было проанализировано 26 различных видов строительных машин.

Просматривая соотношения импорта в 2016 и 2015 гг. по всем позициям, отметим важный факт: общий объем ввоза остался без изменения. Незначительный прирост на 0,29% говорит о том, что падение на рынке остановилось, а положительный тренд, который наблюдался во второй половине 2016 г., дает повод с большим оптимизмом смотреть на итоги 2017 г. За 2016 г. по всем позициям в Россию была ввезена техника, собранная в 26 странах мира.

Главным поставщиком машин на отечественный рынок спецтехники остается Китай, его доля в 2016 г. составила практически 30%, а преимущество перед ближайшей страной-конкурентом в рейтинге является двукратным. При этом общий объем импорта изменился на 1% в сторону роста относительно показателей 2015 г. Основными видами техники являются компактные и средние погрузчики, а также бульдозеры среднего класса. Значительно снизился импорт спецтехники, произведенной в Японии. Падение поставок составило 37%, что не лучшим образом отразилось и на доле, которая сократилась с 24,2% в 2015 г. до 15,3% в 2016-м. Главная причина – падение поставок подер­жанной техники, доля которой в технике японской сборки всегда была значительной. Основные изменения пришлись на сегмент гидравлических мини-экскаваторов. Далее уже со значительным отставанием расположилась техника, выпущенная в Великобритании, Германии и Южной Корее, прирост показателей которых в сравниваемых периодах составил 22,7; 9,3 и 32% соответственно.

Более подробно остановимся на основных позициях ввоза строительных машин. Наиболее емким по итогам 2016 г. стал рынок импортных погрузчиков среднего класса. Прирост показателей в рассматриваемых периодах составил 8,5%. Преимущество азиатских производителей (Китай, Япония и Южная Корея) в данном сегменте продолжает оставаться подавляющим. Совокупная доля данных стран по итогам 2016 г. составила 94%. На протяжении второго года лидирующей маркой является XCMG, прирост ввоза которой составил 27,2%. Продолжилось падение импортных поставок SDLG – крупнейшего на протяжении нескольких лет поставщика средних колесных погрузчиков. В рассматриваемом периоде ввоз сократился еще на 20%. Всего в Россию было ввезено 59 различных марок погрузчиков среднего класса.

Сравнительные объемы импорта спецтехники в 2015 и 2016 гг.
Вид техники, ед. 2015 г. 2016 г.
Средний колесный погрузчик 1902 2063
Телескопический погрузчик 981 1315
Экскаватор-погрузчик 988 819
Мини-погрузчик с бортовым поворотом 611 752
Средний гидравлический экскаватор 580 647
Средний гусеничный бульдозер 623 528
Гидравлический мини-экскаватор 972 513
Компактный колесный погрузчик 606 507
Асфальтовый тандемный вибрационный каток 361 385
Тяжелый гидравлический экскаватор 305 334
Грунтовый вибрационный каток 181 285
Тяжелый гусеничный бульдозер 105 187
Асфальтоукладчик 178 168
Автогрейдер 104 149
Колесный гидравлический экскаватор 155 129
Гусеничный/ колесный перегружатель 153 119
Малый гидравлический экскаватор 163 95
Большие горные гидравлические экскаваторы 37 71
Мини-погрузчик повышенной проходимости 24 70
Гусеничные краны свыше 60 т 33 67
Дорожные фрезы 67 63
Пневмоколесный каток 27 55
Малый гусеничный бульдозер 86 50
Башенный кран 109 40
Трубоукладчик 67 30
Тяжелый колесный погрузчик 25 29

Самым динамично развивающимся сегментом, а по объемам импорта вышедшим на вторую позицию, является рынок телескопических погрузчиков. По итогам 2016 г. показатели ввоза увеличились на 34%. Ведущими поставщиками, как и в более ранние периоды являются JCB и Manitou. Отметим, что с 2015 г. британский производитель спецтехники начал значительно укреплять свои позиции и продолжил это в 2016 г., когда доля увеличилась до 52%, а темпы прироста составили 45,5%. Основной конкурент JCB в данном сегменте – марка Manitou продемонстрировала 30%-ный рост, однако отставание от лидера увеличилось. Выделим еще двух участников рынка Dieci и Bobcat, объемы импорта которых увеличились на 13,3 и 64,8% соответственно.

Импорт экскаваторов-погрузчиков сократился в сравниваемых периодах на 17,1%. Несмотря на это объемы ввоза в натуральном выражении позволили выйти сегменту на третью позицию. Как и в случае с телескопическими погрузчиками, основным игроком является JCB. Британский производитель сумел импортировать в 2016 г. на 12% техники больше, чем годом ранее. При этом практически все остальные игроки либо закончили год без изменений, либо сократили свои объемы, как в случае с Volvo, импорт экскаваторов-погрузчиков которых упал на 40,8%. Из крупных игроков Hidromek и MST практически приостановили поставки, а под маркой Terex не было ввезено ни одной машины.

Весьма неплохо обстоят дела в сегменте мини-погрузчиков с бортовым поворотом. После продолжительного падения объемы импорта начали постепенный рост, составивший по итогам 2016 г. 23%. На 36,7% выросли показатели Bobcat – крупнейшего игрока на этом рынке. В 8,5 раз увеличились поставки Mustang, что позволило американскому производителю уверенно занять вторую позицию в рейтинге по итогам 2016 г. Крупнейший представитель Китая на российском рынке мини-погрузчиков с бортовым поворотом Lonking опустился на четвертую позицию, сократив показатели ввоза сразу на 42%, что негативным образом сказалось и на доле марки, которая упала до 4,4%.

В завершение хотелось бы отметить технику, импорт которой показал худшие и лучшие показатели. К первым со знаком «минус» отнесем импорт башенных кранов (–63,3%), трубоукладчиков (–55,2%), гидравлических мини-экскаваторов (–47,2%), малых гусеничных бульдозеров (–41,9%) и малых гидравлических экскаваторов (–41,7%). Положительная динамика в сравниваемых периодах 2016 и 2015 гг. наблюдалась сразу в 14 сегментах. Наибольший рост показали мини-погрузчики повышенной проходимости (+191,7%), пневмоколесные катки (+103,7), а также гусеничные краны грузоподъемностью свыше 60 т (+103%).

В целом ситуация в импортном сегменте отечественного рынка спецтехники начинает налаживаться. Наряду с относительно стабильным курсом рубля, который начал укрепляться, одним из главных событий минувшего года является введение утилизационного сбора. Итоги года свидетельствуют о том, что заданных целей законодатели отчасти достигли. Как следует из заявления, основная причина введения данного сбора – сокращение ввоза и обращения в нашей стране подержанной техники и как следствие – переход на более высокий качественный уровень. И это действительно работает – цена на подержанную технику стала выше, что в итоге сократило спрос на подержанные машины. Особенно это заметно в таких сегментах, как мини-экскаваторы или мини-бульдозеры, где доля «бэушной» техники высока, а после введения утилизационного сбора произошли значительные сокращения импорта. Кроме того, при выборе техники покупатель все больше акцентирует свое внимание не только на уровне цен, но и на стоимости владения, что позволит в будущем уделять внимание и экологической составляющей, а это, несомненно, является ключевым фактором развития большинства промышленных рынков.

РЫНОК (статистика, анализ) СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО
Андрей Ловков Основные Средства 03'2017 6 марта 2017

Комментарии (0)

Компании
ООО «Завод «Дорожных машин» (4855)28-79-76, 26-26-41 www.dormashina.ru