Российский рынок запчастей для специальной и коммерческой техники

Круглый стол специалистов отрасли
Обычно в трудные времена люди реже покупают новое и больше заботятся об имеющемся. Какова сегодня в действительности ситуация на рынке запасных частей – вот тема, предложенная специалистам отрасли, которые занимаются производством и дистрибуцией запасных частей и расходных материалов. В беседе принимали участие:
Владимир Куличев, руководитель подразделения Cummins Filtration в России и СНГ;
Артём Недорезов, руководитель направления Independent Aftermarket в компании Bosch Rexroth;
Максим Легушев, глава российского подразделения MAHLE – ООО «МАЛЕ РУС»;
Андрей Мельников, глава представительства TMD Friction в России;
Джан Сеймен, руководитель департамента запчастей Hidromek Rus;
Максим Сидорычев, директор департамента послепродажного обслуживания ООО «НАК-МАШИНЕРИ».

Какова ситуация на рынке запчастей? Изменилась ли его емкость в натуральном и денежном выражении? В каком направлении рынок движется сегодня?

Аксиально-поршневой насос Bosch Rexroth A10VNO в сборе

В. Куличев, Cummins: Я бы отметил, что на рынке под воздействием целого ряда разнонаправленных тенденций сохраняется неопределенность, и таким образом, рынок нашел временное равновесие.

А. Недорезов, Bosch Rexroth: Последние годы были сложными для индустрии в целом, так как экономическая ситуация оставляла желать лучшего. Это были годы конструктивных изменений, влияние которых мы будем ощущать длительное время, в том числе и в нашем сегменте бизнеса. На рынке запчастей для гидросистем спецтехники мы наблюдаем активный рост. Прежде всего это связано с желанием клиентов снизить затраты на покупку новой техники путем ремонта и поддержания работоспособности имеющихся машин. Эксплуатационные затраты могут быть снижены путем закупки подобных запчастей у оригинального производителя этих компонентов.

М. Легушев, MAHLE: Нам видится увеличение рынка в натуральном выражении. Это объясняется тем, что многие оте­чественные производители стали использовать двигатели иностранного производства или компоненты. К примеру, на некоторых моделях двигателей ЯМЗ устанавливаются стартер и генератор MAHLE, а некоторые современные двигатели ЯМЗ комплектуются нашими поршнями и клапанами. Если говорить о технике в целом, то, например, знаменитый «Кировец» сегодня работает с двигателем Mercedes. Для нас такие конфигурации и решения ведут к увеличению потенциального рынка высококачественных компонентов.

Комплект фильтров Fleetguard для двигателей Cummins[sup]®[/sup] ISF 2,8 и ISF 3,8 л, которые устанавливаются на автомобили ГАЗ

А. Мельников, TMD Friction: В натуральном выражении, как нам кажется, объем рынка если и изменился, то несущественно. А вот в денежном выражении объемы явно уменьшились. Основной тренд, который сейчас доминирует на рынке автокомплектующих, – дальнейшее сжатие сегмента premium и рост сегментов middle и budget. Сейчас мы работаем над укреплением наших позиций в более бюджетных сегментах и готовимся предложить рынку соответствующие продуктовые линейки.

По итогам второго полугодия 2016 г. мы можем констатировать некоторое оживление рынка. В частности, имеет место небольшой рост в премиальном сегменте. Как выяснилось, этот тренд совпадает с ростом, пусть и небольшим, продаж коммерческой техники. Сохранение этой тенденции позволяет надеяться, что в 2017 г. рост рынка комплектующих продолжится и, возможно, окажется даже более существенным по сравнению с 2015–2016 гг.

Д. Сеймен, Hidromek Rus: Ситуация на рынке запчастей находится на уровне прошлого года. Нет каких-то резких скачков в увеличении или же уменьшении объемов поставок запчастей.

Склад запасных частей Hidromek

М. Сидорычев, «НАК-МА­ШИНЕРИ»: Ситуация на рынке запчастей кардинально изменилась. В связи с достаточно серьезным подорожанием техники клиенты стали очень внимательно относиться к послепродажному обслуживанию своих машин. Причем фокус внимания сместился с «купить максимально дешево» на «купить качественные запчасти по разумной цене».

В связи со стабилизацией курса национальной валюты и низкой волатильностью обменного курса многие компании начинают активно импортировать товар, не боясь «попасть» на курсовые разницы. Появляются новые бренды по запчастям и начинают активно завоевывать рынок.

Запчасти Textar  – премиум-бренда компании TMD  Friction

Многие дилеры спецтехники смещают акцент с продаж машин в пользу запасных частей, как перспективного направления, приносящяго стабильный доход. Собственно говоря, эта ситуация не новая, кризис 2009–2010 гг. позволил успешно выжить тем торгующим компаниям, кто либо уже имел развитый сервис и уделял достаточно внимания запасным частям, либо быстро уловил этот тренд и переориентировался.

Если говорить о компании «НАК-МАШИНЕРИ», то мы активно вкладываемся в интернет-торговлю запасными частями, сейчас у нас идет обновление проекта «Ремзона». Планируем внедрить двустороннюю интеграцию с 1С, и тогда у пользователей всегда будет актуальная информация о наличии и стоимости товара на ближайшем региональном складе.

«НАК-Машинери»

Изменилось ли за последние годы соотношение между продажами оригинальных и неоригинальных запасных частей?

В. Куличев, Cummins: Наблюдается востребованность некачественных запасных частей и фильтров, которые позволяют потребителю получить сиюминутную экономию с последующими тратами на серьезный ремонт машин и оборудования. С другой стороны, некоторые игроки рынка начинают понимать, что оригинальные качественные запчасти могут помочь снизить расходы. Например, использование фильтров Fleetguard позволило одному из наших крупных клиентов существенно увеличить межсервисный интервал, что привело к сокращению затрат.

М. Легушев, MAHLE: В коммерческой и специальной технике вопрос качества запасных частей – это вопрос прибыльности бизнеса. Если техника простаивает по причине выхода из строя некачественных запасных частей, владелец несет убытки. Практически все продуктовые группы MAHLE не содержат компромиссов между качеством и ценой. Так, наши компоненты двигателя являются высокотехнологичными и очень сложными изделиями, соответствующими наивысшим критериям качества. Последствия от использования неоригинальных компонентов очень серьезные, специфика заключается еще и в самом ремонте, это сложный, трудоемкий и дорогостоящий процесс. Мы наблюдаем все большую сознательность главных инженеров и руководителей снабжения при формировании закупок высокотехнологичных компонентов, они отдают предпочтение качеству. Такое решение гарантирует надежность подвижной и стационарной техники и оборудования, их стабильную работу.

Оригинальные запасные части Hidromek

Д. Сеймен, Hidro­mek Rus: Соотношение сильно изменилось в сторону увеличения количества неоригинальных запчастей. Данное явление произошло, в частности, из-за падения курса рубля практически в 2 раза и санкций, которые также послужили причиной удорожания оригинальных запчастей.

М. Сидорычев, «НАК-МА­ШИНЕРИ»: Рынок неоригинальных запчастей активно развивается, и к сожалению, производители оригинальных запчастей, не всегда успевают быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию на рынке.

Достаточно серьезный прессинг со стороны китайских производителей, которые серьезно подтянули качество своей продукции, при этом не сильно подняли цену.

Серьезным конкурентным преимуществом становятся наличие и сроки поставки запасных частей на складах официальных дилеров или производителей. Производители оригинальных запасных частей, которые не успели открыть консигнационный склад на территории Российской Федерации и не имеют возможности оперативно «подпитывать» своих дистрибьюторов, существенно проигрывают по срокам доставки поставщикам неоригинальных запчастей, которые имеют товар в наличии или готовы по своим каналам привезти его клиенту быстрее.

«НАК-Машинери»

Изменилась ли ситуация с аналогами китайского производства? Можно ли сегодня выбрать производителя приемлемых по качеству и цене аналогов и как это сделать?

В. Куличев, Cummins: Необходимо быть экспертом в отрасли для того, чтобы сделать выводы о качестве продукции из Китая. И даже экспертам зачастую требуется время и специальное оборудование, чтобы прийти к определенным выводам. У потребителя нет ни ресурсов, ни знаний. Мы рекомендуем покупать оригинальные запчасти у проверенных поставщиков, чтобы гарантировать надежную работу машин и оборудования, а в случае каких-либо поломок иметь право на гарантийный ремонт.

А. Недорезов, Bosch Rexroth: Аналоги или подделки китайского производства есть и будут присутствовать на рынке. Участниками рынка отмечалась тенденция повышения цен на так называемый «качественный Китай», что якобы свидетельствует о повышении качества изделий. Но основная проблема в том, что даже разные партии одной и той же детали от одного поставщика могут сильно различаться по качеству. К сожалению, и подобные товары находят своего покупателя. Компания Bosch Rexroth, как OEM-производитель агрегатов и запчастей для мобильной спецтехники, рекомендует использовать только оригинальные компоненты, это напрямую влияет на «здоровье» спецтехники, а также спокойствие ее владельцев.

Бренд Fleetguard, принадлежащий компании Cummins Filtration, объединяет высокотехнологичные фильтры, системы фильтрации, а также продукцию для систем охлаждения

М. Легушев, MAHLE: Понятие «цена-качество (приемлемое)» очень неопределенное. Если в вопросе цены можно сделать вполне конкретные сравнения, то как оценить качество? Сложность заключается в том, что результат использования качественных или некачественных комплектующих в большинстве случаев виден только по достижении определенного пробега автомобиля или времени наработки (по состоянию узлов и агрегатов, прочим техническим характеристикам).

А. Мельников, TMD Friction: Что касается китайских аналогов автокомпонентов, то, несомненно, что средний уровень качества китайского производства заметно вырос. Однако наряду с компонентами достойного уровня качества из Китая к нам продолжают в больших объемах поступать низкокачественные комплектующие. Поэтому, как и раньше, чтобы быть уверенным в качестве приобретаемой запчасти, выпущенной в Китае, в идеале требуется лично съездить туда и ознакомиться с процессом производства на конкретном заводе-изготовителе.

Lightweight Technology: колодки облегченной конструкции от TMD Friction

Д. Сеймен, Hidromek Rus: Ситуация с аналогами запчастей китайского производства стабильна, уровень их производства растет, а вместе с ним и уровень качества изделий, что в соотношении цена-качество часто является более приемлемым для потребителя.

М. Сидорычев, «НАК-МА­ШИНЕРИ»: Китайские производители аналогов традиционно активно ведут себя на рынке запчастей, предлагают продукты как максимально дешевые, так и практически не уступающие по своим характеристикам и надежности оригинальной продукции. Зачастую уровень качества китайских аналогов импортеры не скрывают, достаточно откровенно рассказывают, в чем именно разница максимально удешевленных товаров и товаров с хорошей репутацией и эксплуатационным ресурсом.

Изменилась ли ситуация на рынке с откровенными подделками, с так называемыми реновированными запчастями? Как уберечь себя от приобретения такой продукции?

Модуль топливного фильтра MAHLE

В. Куличев, Cummins: Ситуация на рынке с подделками усугубляется, и действенный способ обезопасить себя от необоснованных трат – покупать продукцию у авторизованных дилеров, которые дорожат своей репутацией.

А. Недорезов, Bosch Rexroth: Как я уже говорил, подделок на рынке встречается немало. Универсальный способ уберечься от них – доверять только сертифицированным поставщикам запчастей и услуг сервиса.

М. Легушев, MAHLE: По нашим наблюдениям, сегодня откровенных подделок меньше, при этом подделки внешне очень похожи на оригинал. Копируется всё: упаковка, цвета, шрифты торговых марок и многое другое. Но это только визуально. И это действительно серьезная проблема. Для запчасти, кроме визуальной составляющей, решающим фактором являются эксплуатационные характеристики, которые, естественно, не соответствуют оригинальным. В таких случаях для клиента опасность заключается в том, что использование подделки может привести к негативным последствиям – дорогостоящему ремонту двигателя или автомобиля в целом. Например, использование фильтров-подделок может стать причиной повышенного расхода топлива, износа деталей, масляного голодания и даже выхода из строя всего двигателя. В таких ситуациях также страдает репутация бренда, поскольку клиент будет считать, что купил оригинальную запчасть и это недоработка официального производителя.

Уберечь себя сложно, но все-таки можно. Во-первых, сейчас много информации в Интернете, но читать ее следует выборочно, предпочтительно на официальных сайтах производителей или профильных форумах. Во-вторых, покупать продукцию стоит у проверенных поставщиков.

Оригинальные запчасти Bosch Rexroth – набор уплотнений

Д. Сеймен, Hidromek Rus: Нужно приобретать запчасти у официальных дистрибьюторов, которые поставляют только оригинальные запчасти и несут гарантийные обязательства.

М. Сидорычев, «НАК-МА­ШИНЕРИ»: Откровенных подделок на рынке стало существенно меньше, продавцы запчастей настроены не терять свою репутацию, хотя, к сожалению, попадаются и мошенники.

Уберечь себя можно только одним способом – работать с официальными дилерами, которые имеют все необходимые сертификаты и которые выкладывают всю необходимую информацию у себя на сайте, обновляют свои новостные ленты, предлагают привлекательные акции и программы по продаже запасных частей и услуг сервиса. Также необходимо более тщательно проверять своих контрагентов: состав учредителей и директоров, дату регистрации компании, уставный капитал и т. д., эти данные сейчас есть в общем доступе. Более простой способ – попросить продавца предоставить дилерские сертификаты, сертификаты соответствия на товар. В компании «НАК МАШИНЕРИ», например, все эти документы выложены на сайте в общем доступе.

«НАК-Машинери»

О каких улучшениях Вы можете сообщить нашим читателям в плане обеспечения запасными частями, их доступности, номенклатуры, сроках поставки, гарантий, защиты от подделок?

В. Куличев, Cummins: Мы понимаем важность оперативной поставки качественных запчастей. Чтобы помочь своим клиентам, Cummins Filtration развивает продажу фильтров с собственного склада в Подмосковье. Это позволяет покупателю быстро получить необходимые фильтры и системы фильтрации Fleetguard, а также избежать трудностей, связанных с импортом продукции. В сегменте охлаждающих жидкостей мы пошли еще дальше, локализовав производство наиболее популярной марки – Fleetguard ES Compleat EG. Это позволило предложить покупателям более привлекательную цену на продукцию, сохранив высокое качество Cummins Filtration. Защита оригинальной продукции тоже важное направление работы. Например, мы обеспечили специальной голограммой топливные и масляные фильтры (включая самую популярную в рознице моделей наших фильтров – FS19925 топливный фильтр) для двигателей Cummins 2,8 л и Cummins 3,8 л. Надеемся, это поможет потребителю не ошибаться в выборе продукции. Мы рекомендуем потребителям выбирать проверенных и надежных поставщиков, которые имеют статус дилера или дистрибьютора Cummins Filtration. Перечень официальных дистрибьюторов можно легко найти на нашем официальном сайте.

Детали двигателя и турбонагнетатели MAHLE

А. Недорезов, Bosch Rexroth: Наша компания видит тенденцию возросшего спроса на ремонт гидроагрегатов в нашем сервис-центре. Это значит, что клиенты трезво оценивают преимущества качественного ремонта с применением оригинальных компонентов. С радостью сообщаем, что мы пополнили «горячий» склад запчастей нашего собственного сервис-центра Bosch Rexroth в Химках, что позволит нам в самом ближайшем будущем значительно сократить сроки ремонта узлов и агрегатов.

Оригинальные запчасти Bosch Rexroth – роторная группа

М. Легушев, MAHLE: MAHLE RUS – одно из подразделений MAHLE Aftermarket – предоставляет партнерам в России, Белоруссии и Казахстане наилучший сервис и обеспечивает обязательное наличие продукции на складе, расположенном недалеко от Москвы.

Главная наша цель заключается в том, чтобы остаться для наших клиентов основным поставщиком запчастей и в будущем.

Мы разрабатываем для партнеров комплексные решения и предлагаем все то, что им необходимо для эффективной и прибыльной работы: продукты оригинального качества, оборудование для автомастерских, которое позволит повысить уровень обслуживания клиентов, а также сервисные услуги, ориентированные исключительно на потребности наших партнеров и способные облегчить работу в автомастерской: консультации специалистов «горячей линии», тренинги, документация, а также квалифицированная поддержка при решении конкретных задач, например, при замене турбона­гнетателя или ремонте системы кондиционирования воздуха.

Высокотехнологичные тормозные колодки Mintex из портфеля TMD Friction

А. Мельников, TMD Friction: Наша компания постоянно расширяет ассортимент продукции, внедряет новые технологии. В прошлом году мы анонсировали lightweight-технологию для коммерческих автомобилей. Ключевой аспект Lightweight Technology – применение в колодках несущей металлической пластины уменьшенной толщины при сохранении общих габаритов изделия. Достигается это за счет дополнительной прослойки между фрикционным материалом и стальной подложкой. Материал этого слоя обладает меньшим удельным весом, нежели железо. Однако его прочностные характеристики гарантируют надежную работу колодки при всех возможных условиях эксплуатации. Применение колодок облегченной конструкции на среднестатистическом грузовике обеспечивает экономию веса до 5,6 кг. К ноу-хау программы также относятся запатентованные способы крепления фрикционного слоя к несущей пластине. Технология позволяет сократить выбросы CO2 и экономить на топливе за счет уменьшения неподрессоренных масс, что особенно ощутимо в случае применения в тормозных системах машин крупного автопарка.

Комплект фильтров Fleetguard для двигателя Cummins® ISBe, которые устанавливаются на автомобили КАМАЗ

Д. Сеймен, Hidromek Rus: Что касается улучшения в обеспечении запасными частями, используемыми на технике Hidromek, то это постоянное пополнение количества запчастей, хранящихся на складе, расширение номенклатурного ряда, предоставление гарантии на запчасти.

М. Сидорычев, «НАК-МА­ШИНЕРИ»: Учитывая перспективы рынка запчастей, мы активно увеличиваем сток складов, снижаем клиентскую цену. Привозим комплекты фильтров на несколько ТО, стоимость одного фильтра на 20–30% ниже стоимости отдельно проданного фильтра. Сокращение сроков поставки связано и с адаптацией стока производителя под наши потребности, не приходится попадать под изготовление деталей. На часть нашей продукции мы предоставляем гарантию 1 год, это достаточно большой отрезок времени, чтобы проверить и поверить в надежность поставляемых нами деталей. Многие производители защищают свою интеллектуальную собственность путем регистрации товарного знака, взаимодействуют с таможенными органами, чтобы бороться с «серыми» поставками уже на границе России.

Термостаты MAHLE