Зиму не отменит, но дороги расчистит

Техника и оборудование для уборки снега

Качественную очистку городских магистралей от снега и гололеда можно назвать вопросом жизненно важным в буквальном смысле. Зимой количество автомобильных аварий возрастает примерно на 25% по сравнению с летним временем, и одной из главных причин, по мнению специалистов, является нарушение порядка зимнего содержания дорог.

Технология уборки требует комплексного подхода

Выполнять все нормы зимнего содержания автодорог, требуемые Федеральным дорожным агентством, действительно, совсем не просто. Не секрет, что часто именно по качеству организации и проведения мероприятий по очистке дорог и дворов от снега жители делают заключение о работе местных властей в целом, отражая свое мнение затем в избирательных бюллетенях.

КДМ мод. КО-89С1-02 на базе КамАЗ-6520 от Арзамасского «Коммаша» работают круглый год

Технологически уборка дорог от снега делится на два этапа. Первый охватывает обработку поверхности проезжей части противогололедными реагентами, а также последующее сгребание снега и подметание покрытия проезжей части с образованием снежных валов в прилотковых зонах. Выполнением первого технологического этапа борьбы с выпавшим снегом занимается большое количество коммунальной техники, несмотря на то, что на этом этапе полноценной уборки не происходит. Эту технику называют «снегоуборочной» условно, поскольку машины лишь сдвигают и сгребают снег с центральной части дороги к обочине или иногда к центру проезжей части, уменьшая тем самым ширину проезжей части и ухудшая видимость. Вместо улучшения ситуации на дороге они тем самым увеличивают вероятность возникновения ДТП.

В коммунальных службах для сгребания снега используют трактора, погрузчики, мини-погрузчики и другую технику, оснащая ее снегоуборочными отвалами и щетками, но наиболее эффективно первый этап снегоочистки выполняют комбинированные дорожные машины (КДМ). Как правило, эти коммунальные машины базируются на отечественных шасси, а их функциональные возможности позволяют охватить весь спектр работ, необходимых для поддержания чистоты в населенных пунктах. Сегодня КДМ выпускает целая группа российских предприятий.

Комбинированная машина МД-433 пр-ва «Кургандормаш» оснащена передним отвалом, средней щеткой и пескоразбрасывающей надстройкой

Больше десятка моделей КДМ серии МД отечественным коммунальным службам предлагает предприятие «Кургандормаш», причем большая часть моделей серии имеет по две-три модификации. Машины в варианте эксплуатации «зима-лето» базируются на шасси ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ. КамАЗ, «Амур». Модели различаются вместимостью бункера пескоразбрасывающего оборудования, наличием средней щетки, различными типами снегоуборочных отвалов. В пескоразбрасывателях «Кургандормаша» предусмотрена бесступенчатая регулировка ширины рабочей зоны в пределах от 2 до 10 м, а также плотности распределения противогололедных материалов (ПГМ) от 10 до 500 г/м2.

Комбинированные машины серии КО на шасси КамАЗ и МАЗ предлагает «Арзамасский завод коммунального машиностроения». Машины рассчитаны на круглогодичную эксплуатацию. В зимний период они используются для очистки дорожного полотна от свежевыпавшего снега с помощью плужно-щеточного оборудования, а для борьбы с гололедом комплектуются пескоразбрасывающим оборудованием, позволяющим покрывать «проблемные» участки тротуаров и дорог инертными материалами или антигололедными реагентами. В конструкции КДМ есть цистерна для реагентов, кузов с транспортером и разбрасывающим диском, различные типы щеток с гидравлическим приводом, а также поворотные, боковые, скоростные и другие виды отвалов.

Специалисты завода «Регион 45» монтируют на КДМ оригинальные надежные пескоразбрасыватели с  бункерами для песко-соляной смеси  объемом от 3 до 12 м[sup]3[/sup]

Из наиболее молодых предприятий выпуском КДМ серьезно занимается завод «Регион 45» из Кургана. Предприятие предлагает пять моделей комбинированных машин на базе шасси КамАЗ, оснащенных передним отвалом шириной в 2,6 м с возможностью поворота на ±30° для сгребания свежевыпавшего снега высотой до 0,2 м. А для окончательной очистки проезжей части от снега устанавливаются цилиндрические средние щетки ∅0,55 м с рабочей шириной 2,5 м. Причем щетка может менять угол поворота относительно продольной оси на 60°. Для защиты проезжей части от скользкости на КДМ, предлагаемых «Регионом 45», устанавливают пескоразбрасыватели. Не секрет, что покрытая снежно-ледяным слоем поверхность дороги увеличивает радиус поворота транспортного средства и его тормозной путь в 3–9 раз! Предприятие комплектует разбрасыватели бункерами для песко-соляной смеси (ПС) объемом от 3 до 12 м3, причем материал бункера – стальной лист толщиной 3 мм. Благодаря оригинальному решению конструкторов завода «Регион 45» нагрузка, оказываемая подающейся из бункера ПСС на транспортер, распределяется равномерно, и это предохраняет цепь транспортера от растяжения и преждевременного разрушения, а значит, и увеличивает эксплуатационный ресурс самого пескоразбрасывателя.

Если надо убрать снег на небольшой площади

Действительно, мощные КДМ на базе грузовых шасси эффективны при расчистке городских магистралей, проспектов, площадей. Но для уборки небольших участков применять такие машины нерационально, эту нишу занимают трактора тягового класса до 1,4, а в последние годы их все чаще заменяют погрузчики и мини-погрузчики.

Для использования мини-погрузчика в роли пескоразбрасывателя разработаны навесные установки английской компании Delta, реализацией и обслуживанием которых занимается московская компания «Традиция-К». Пескоразбрасыватель Delta – это возможность оперативно обработать противогололедными материалами (ПГМ) территории дворов, пешеходных зон, аллеи парков и вообще те места, куда крупногабаритной технике типа КДМ добраться сложно, а устранить скользкость необходимо. Английский пескоразбрасыватель совместим с различными видами ПГМ – песком, гранитной крошкой, химреагентами и т. д. Для запаса распределяемого материала в конструкции «навески» имеется бункер вместимостью 0,5 м3, причем объем бункера по желанию заказчика может быть увеличен производителем до 0,8 м3. Пескоразбрасыватель эффективно обрабатывает поверхность шириной от 2 до 8 м при движении погрузчика со скоростью до 15 км/ч, при этом плотность посыпки ПГМ регулируется в пределах от 30 до 250 г/м2.

Пескоразбрасыватель Delta SD-500 совместим с различными видами ПГМ: песком, гранитной крошкой, химреагентами

Отличительной особенностью навесной установки является возможность самостоятельно зачерпывать распределительный материал. Принцип самозагружаемости встречается сегодня только в пескоразбрасывателях Bodcat, но они относятся совсем к другой ценовой категории. Установка же, предлагаемая Компанией «Традиция-К», дороже российских аналогов не более чем на 10–15%. Пескоразбрасыватель Delta экономно распределяет материал, а использование вращающегося ворошителя не оставляет в ПГМ слежавшихся или смерзшихся комков.

Серию из четырех моделей навесных пескоразбрасывателей собственной разработки предлагает московская компания Технопарк «Импульс». Бункеры устройств имеют вместимость от 1 до 4 м3, а ширина обработки достигает 3,2 м за один проход. Инженеры Технопарка снабдили установку дистанционным регулятором управления количеством распределяемых ПГМ, а спиральный ворошитель эффективно разбивает смерзшиеся комки в посыпочном материале.

Кроме пескоразбрасывателей Технопарк «Импульс» предлагает коммунальным организациям широкий выбор навесных инструментов, рассчитанных на эксплуатацию с фронтальными и телескопическими погрузчиками, а с также экскаваторами-погрузчиками. «Навески» Технопарка «Импульс» позволяют использовать базовые машины круглый год. Для зимней деятельности в Технопарке разработаны ковши для снега серии LB вместимостью 0,75–3,5 м3, коммунальные отвалы серии TB шириной 1,8–2,8 м, скоростные отвалы серии SF с рабочей шириной от 2,6 до 3 м. Для перемещения значительных масс снега компания предлагает U-образные отвалы серии US, двухсторонние отвалы серии SL, серию V-образных отвалов, а также 6 моделей роторных снегоуборщиков с рабочей шириной от 1,8 до 3 м и диаметром снегометателя от 0,4 до 1 м. Навесные роторные снегоуборщики Impulse SR рассчитаны в зависимости от модели на сгребание снега высотой от 0,6 до 1 м. Они отбрасывают снег на расстояние от 5 до 30 м, при этом производительность Impulse SR достигает 20 м3/мин.

Для погрузки снежных масс используют неприхотливые и маневренные фронтальные погрузчики АМКОДОР 332B-01 (ТО-18)

Второй этап – он трудный самый

Но сгребание снега со всей ширины проезжей части к бордюру дороги или к ее середине мощными КДМ, как уже говорилось, не является завершением процесса очистки городских магистралей, а является лишь подготовкой ко второму технологическому этапу – вывозу снега. Причем понятие вывоза включает в себя и удаление снежно-ледяных образований путем скалывания, если имеются ледяные наросты.

Для выполнения завершающих операций у работников коммунальных служб есть хоть и не очень современные, но проверенные временем, надежные и производительные лаповые погрузчики. Можно, конечно, использовать для погрузки снежных масс фронтальные погрузчики, например, распространенные, неприхотливые и маневренные АМКОДОР 332B-01(ТО-18). Эту машину с ковшом вместимостью в 3 м3 инженеры холдинга «АМКОДОР» оснастили удлиненной стрелой, увеличив высоту разгрузки до 3,25 м. Погрузчик загружает самосвал всего за 7–10 мин, но лаповый погрузчик легко укладывается в 4–8 мин., а это не менее 12–15 дополнительных машин со снегом за 8-часовую смену. Разница, как говорится, очевидна, особенно если учесть, что лаповые погрузчики в периоды сложных погодных условий работают круглосуточно.

Сегодня эту технику, как уже не один год прежде, успешно производит одно из ведущих предприятий страны в области разработки и выпуска коммунальных и дорожно-строительных машин – Завод «Дорожных машин» из г. Рыбинска. Лаповый погрузчик ДМ09 перемещается на объект своим ходом со скоростью до 30 км/ч, надежный двигатель Д245.9E2 приводит в движение ходовую часть машины с колесной формулой 4х4. Увеличенный до 5,2 м вылет транспортера и высота загрузки до 4,4 м обеспечивают преимущество перед аналогичными образцами отечественной техники. Такие параметры позволяют грузить снег на любые типы самосвалов, причем даже при движении загружаемого самосвала передним ходом, с кабиной, обращенной к транспортеру. Лапы питателя совершают по 66 колебательных движений в минуту, за счет этого производительность погрузчика достигает 300 м3/ч.

Лаповый погрузчик ДМ09 перемещается со скоростью до 30 км/ч

Для облегчения эксплуатации погрузчиков Завод «Дорожных машин» предлагает заказчикам оснащать машины 2-режимным гидравлическим рулевым управлением. Оператор в таком случае может включать режимы эксплуатации – рабочий или транспортный, не покидая своей кабины. Отдельной опцией заказчикам предлагается установка системы видеонаблюдения, позволяющей оператору видеть загружаемый кузов самосвала и контролировать наполнение.

Два вида погрузчиков «золотые ручки» (так иногда называют лаповые погрузчики в коммунальных службах) предлагает завод «СпецАгрегат». Предприятие на своих производственных мощностях в г. Миассе выпускает лаповый погрузчик CЛП-206МУ и более мощную его модификацию – погрузчик CЛП-206МУ-01. Последняя модель демонстрирует производительность не менее 200 т/ч и полный привод, в отличие от переднеприводной модели CЛП-206МУ, производительность которой не превышает 150 т/ч. Обе машины удаляют за один проход с проезжей части снежные валы высотой до 1,1 м на ширине в 2,6 м. При загрузке самосвалов скребковый транспортер поднимает снежную массу на высоту в 3,8 м.

Лаповый погрузчик CЛП-206МУ пр-ва завода «Спецагрегат» отличается оригинальной кабиной из композитных материалов

Проверенные временем модели лаповых погрузчиков КО-206М1 и КО-206М2 предлагает отечественным покупателям компания из Екатеринбурга «РСМ Тракс». Сегодня это единственный серийный производитель широко известных моделей. Инженеры «РСМ Тракс» разработали также 4 модификации погрузчика КО-206М1, различающиеся устройством кабины, типом привода хода и приводом рабочего органа: в одних моделях используются гидрообъемные приводы, позволяющие бесступенчато изменять скорость и управлять рабочим оборудованием с помощью джойстика, а в других устаревший, но еще часто применяемый механический привод. Модификации КО-206М1 отличаются использованием гидроруля и механическим рулевым управлением без усиления, а также применением в моделях тормозных систем различного типа.

Предлагаемый «РСМ Тракс» лаповый снегопогрузчик КО-206 М2 также имеет две модификации. Мод. КО-206М2-01 и КО-206М2-03 различаются кабинами: в одной кабина каркасная, обшитая пластиковыми панелями, а в другой стандартная цельнометаллическая. В остальном же в моделях используются гидрообъемные приводы хода и гидрообъемный привод рабочих органов. Лаповые полноприводные погрузчики «РСМ Тракс» рассчитаны на погрузку до 350 м3/ч снежных и ледяных масс. Транспортер погрузчика имеет вылет 4,2 м, а при установке специального желоба вылет увеличивается до 5,4 м. На максимальном вылете высота погрузки достигает 4,4 м, а скорость движения машины во время отгрузки снега составляет 0,18–8  км/ч.

Снегопогрузчики КО-206М1 с проверенной временем надежной конструкцией выпускает компания «РСМ Тракс»

Более 25 лет НПО «Плавский» (г. Плавск) выпускает качественную коммунальную и дорожную технику, в том числе снегопогрузчики модельного ряда СнП. Покупателям предлагается оригинальный снегопогрузчик СнП-20 с поворотным транспортером, а также часто встречающийся в коммунальной практике лаповый снегоуборщик СнП-17. Завод производит также модификацию СнП-17 с импортозамещением. В этой модели используются только отечественные комплектующие, поэтому стоимость погрузчика удалось заметно снизить по сравнению с ценой базовой модели.

Снегопогрузчик СнП-20 эффективен при погрузке большегрузных самосвалов, в том числе и через кабину, а также при выгрузке убираемого с проезжей части снега на обочину. Вылет поворотного транспортера составляет 4,9 м. Управление рабочим оборудованием производится оператором из кабины с помощью электрогидравлического пульта или электрических тумблеров и джойстика. Для управления ходом машины оператор использует гидроблок с педалью, за счет применения в конструкции объемного гидропривода скорость регулируется очень плавно в двух режимах: рабочем – в диапазоне от 0 до 8 км/ч и транспортном – до 30 км/ч.

Снегопогрузчик СнП-20 с поворотным транспортером производства НПО «Плавский» эффективен при погрузке большегрузных самосвалов

Особенностью базовых снегопогрузчиков СнП-17 является использование в конструкции гидравлического привода итальянского производства, регулирующего рабочий ход и движения исполнительных механизмов. Машину также отличает удобная и уютная кабина с эффективной системой отопления, мощной вентиляцией и хорошей обзорностью. Современная эргономика рабочего места снижает утомляемость оператора, повышает производительность работ. Рулевой механизм снабжен гидроусилителем, а управление рабочими механизмами из кабины осуществляется с помощью джойстика. Производительность машины – до 350 м3/ч.

Компания «Тверькоммаш» сегодня поставляет во все уголки нашей страны свою продукцию – лаповые снегопогрузчики мод. ТКМ-237-01 и -02. Принципиальная разница в конструкциях двух машин заключается в том, что в мод. ТКМ-237-01 снег и лед попадают на скребковый транспортер с помощью шнекового питателя, а мод. ТКМ-237-02 – классический лаповый погрузчик. В остальном же характеристики погрузчиков не имеют значительных различий. Обе машины способны убирать снег с производительностью до 300 м3/ч, очищая за проход полосу шириной в 2,8 м, в обеих машинах используется двигатель Д-243.

Универсальная погрузочная машина АМКОДОР 37, а также ее модификация АМКОДОР 37-01 попадают на наш рынок из Белоруссии. Эти погрузчики мало чем отличаются от тех, что собирают в России. Производительность – до 300 м3 снега в час, а число колебаний лап в минуту составляет около 56-ти. Вылет транспортера достигает 4,65 м, а в качестве главного привода задействован двигатель Д-243.

Классический лаповый погрузчик ТКМ-237-02 пр-ва Тверькоммаш

А можно и сгребать, и удалять

Нередкие на современных дорогах роторные снегоуборщики объединяют в себе функции и сгребания, и удаления снега. Удаление заключается в отбрасывании, но тем не менее снег с проезжей части исчезает, и дорога приобретает достойный вид. Одним из производителей подобных машин является предприятие из Белоруссии ООО «Дор­электромаш», которое успешно снабжает наши коммунальные предприятия спецтехникой на базе тракторов «Беларус» и их модификаций.

Машина ФРС-200М, созданная на базе тракторов Беларус 92П или Беларус 80.1, рассчитана на уборку слоя снега толщиной в метр и отбрасывание снега в сторону на расстояние не менее 20 м. Гидроходоуменьшитель, разработанный в «Дор­электромаше», снижает скорость рабочего хода, ограничивая ее диапазоном от 0 до 0,65 км/ч. При загрузке снега в кузов самосвала высота погрузки, обеспечиваемая ФРС-200М, составляет 3,1 м. Производительность маневренной машины – до 200 т снежной массы в час.

ФРС-200М с гидравлическим поворотом желоба на базе тракторов Беларус 92П или Беларус 80.1 пр-ва «Дорэлектромаш»

Подобный же снегоочиститель мод. АМКОДОР 9211А1 на базе трактора Беларус-92П производит холдинг «АМКОДОР». При сравнении модели с мод. ФРС-.200 М различий почти не обнаруживается, только модель «АМКОДОРА» отбрасывает снег всего на 15 м и высота загрузки самосвалов погрузочным желобом в мод. 9211А1 немного меньше, до 3 м. Зато высота разрабатываемого слоя снега, снимаемого за проход машиной АМКОДОР 9211А1, несколько выше – 3,1 м. Производительность обеих машин одинакова – до 200 т/ч.

А вот для расчистки автомобильных дорог, отбрасывания снежных валов, чистки аэродромных территорий «АМКОДОР» производит шнекороторный снегоочиститель АМКОДОР 9531-03. Модель базируется на шасси Урал-4320, а шнекороторный агрегат приводится в действие благодаря двигателю ЯМЗ-238HД5. В результате машина может за один проход срезать слой снега высотой 1,6 м и отбросить его на расстояние до 55 м. Производительность АМКОДОР 9531-03 составляет 1300 т/ч!

Снегоочиститель АМКОДОР 9211А1 на базе трактора Беларус-92П
 

Одним из главных условий, гарантирующих высокий уровень безопасности движения автотранспорта на городских магистралях в зимний период, является степень обеспечения коммунальных служб снегоуборочной техникой. Однако не менее важен правильный выбор такой техники, поскольку, как говорилось выше, выполнение отдельных этапов снегоуборочных технологий, пусть даже проведенных оперативно и качественно, может привести к ухудшению дорожной обстановки. И наоборот, используя комплексный подход к решению проблемы уборки снега, можно меньшим числом единиц техники добиться отличного результата, соединив возможности различных машин.

КОМПАНИИ
ООО «Завод «Дорожных машин»   (4855)28-79-76, 26-26-41   www.dormashina.ru