Автомобильный кран «Челябинец» г/п 25 т с длиной стрелы 33 м на шасси Урал-NEXT (6х6)

Ситуация на рынке мобильных кранов

Круглый стол специалистов отрасли

Какова ситуация на рынке мобильных кранов, особенно в свете ужесточения требований к полной массе и нагрузкам на оси? Что краностроители предпринимают, чтобы соответствовать вызовам современности? В каком направлении движется краностроение? Вот круг вопросов, предложенных нашим гостям, представляющим главных поставщиков мобильных кранов на российский рынок. В беседе принимали участие:
Пётр Вагин, генеральный директор ОАО «Челябинский механический завод», выпускающего автомобильные и гусеничные краны под маркой «Челябинец»;
Вячеслав Грудко, начальник отдела продаж ООО «Кудесник», генерального дистрибьютора АО «Галичский автокрановый завод» (АО «ГАКЗ») и АО «Клинцовский автокрановый завод» (АО «КАЗ»), выпускающих автомобильные краны под марками «Галичанин» и «Клинцы»;Юрий Горпинич, генеральный директор ООО «Палфингер Сани Крэйнз», эксклюзивного дистрибьютора крановой техники PALFINGER SANY.

КС-65715 Taxi, г/п 50 т

Какова, на Ваш взгляд, общая ситуация на рынке мобильных кранов, каковы тенденции? Сравните состояние отечественных и зарубежных (западных, китайских) производителей?

П. Вагин, ЧМЗ: В целом… рынок падает. Виновата в том числе нынешняя система госзакупок. Есть госпредприятия, у которых, оказывается, так много денег, что они закупают импортные краны. И этому сегодня, по сути, ничего не мешает.

Значительный негативный вклад в развитие рынка внесли ограничения на оси. В идеале нужны хорошие дороги с высокой несущей способностью. По факту мы вынуждены бороться с массой транспортных средств с целью снижения ущерба дорожной сети. Производитель шасси разрешает нагрузку на заднюю тележку 18 т, а на переднюю ось только 6 т. Получается, что спереди нас зажимает производитель шасси, а сзади правительство РФ. Нагрузка на заднюю 2-осную тележку с двускатной ошиновкой 16 т и 15 т с односкатной ошиновкой. Вот и приходится выкручиваться.

Я бы не стал сравнивать наш рынок с китайским. У них разрешенная нагрузка на ось 10 т и габарит по ширине 2,7 м. Далее, все китайские краны – «паркетники», а у нас любят вездеходы – такая особенность национального рынка. Подавай либо 6х6, либо 8х8. Увеличивать число осей – значит терять в маневренности и проходимости.

У европейцев своя идеология. У них до 35 т – краны-манипуляторы, а всё, что больше,  – на специальных шасси. У нас наоборот: всё на стандартных шасси, ибо так дешевле.

Два автокрана PALFINGER SANY STC1300C поднимают вагон поезда

В. Грудко, «Кудесник»: Финансовый кризис в 2016 г. повлиял на динамику строительства в стране – бюджеты многих проектов были урезаны, что уменьшило потребность строительных компаний в спецтехнике. С другой стороны, наблюдалась активность в продажах российской грузоподъемной техники из-за активного импортозамещения. В сумме этих факторов производство автомобильных кранов в 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. сократилось чуть более чем на 20% при изначальном прогнозе двукратного падения.

Ю. Горпинич, «Палфингер Сани Крэйнз»: Я могу сказать, что нам, как продавцам зарубежной техники, приходится непросто с учетом нестабильного курса доллара, сокращения бюджетов строительных компаний на новую технику и т. д. Вот немного статистики: в 2014 г. ввезено в Россию 375 автокранов, в 2015-м – 40, в 2016-м – 21. Такая же ситуация с короткобазными кранами: 126, 57 и 49 соответственно. Надеюсь, что дно мы нащупали (как сказал один из членов правительства).

Тем не менее мы выводим на рынок новые модели короткобазных кранов, про­шли сертификацию краны на специальном шасси, расширилась линейка кранов на коммерческом шасси. Мы также отмечаем рост интереса заказчиков к автокранам большей грузоподъемности.

Автомобильный кран «Челябинец» г/п 50 т с длиной стрелы 34,3 м на шасси КАМАЗ-6560 (8х8)

Изменилась ли структура рынка по грузоподъемности? Какой типоразмер мобильного крана наиболее востребован сегодня и изменится ли это положение в ближайшие годы?

П. Вагин, ЧМЗ: Рынок движется в сторону 100 тонна-метров по грузовому моменту. По бедности по-прежнему наиболее востребован 25-тонник со стрелой длиной 21–23 м, то есть наиболее доступный по цене. У кого есть возможность, тот интересуется грузовым моментом 80 т. Раньше стрела была длиной 18 м, и это всех устраивало. Потом предложили 21 м, и это всем понравилось. Теперь и 28 метров мало. А это значит, что стрела тяжелеет, и мы выходим за рамки дозволенных нагрузок на оси.

В целом идет движение вверх по шкале грузоподъемности в направлении 32 т. Также есть стремление к сегменту 40–50 т грузоподъемности, как наиболее стабильному. Если сегмент 25-тонников сжимается, то сегмент 40–45 т остается стабильным: как покупали 70 кранов в год, так и покупают, потому что есть работы, при которых одного 25-тонника мало, а два крана невозможно поставить на площадке.

В. Грудко, «Кудесник»: На протяжении многих лет структура рынка не менялась. Наибольшим спросом продолжают пользоваться краны грузоподъемностью 25 т – около 70% рынка, и в ближайшие годы ситуация кардинально не изменится.

Пятисекционный автокран PALFINGER SANY STC250-5 c 40-метровой стрелой

Ю. Горпинич, «Палфингер Сани Крэйнз»: Известно, что около 75% российского рынка занимает 25-тонный кран со стрелами различной длины, и вряд ли в ближайший год это положение изменится. Для погрузки-разгрузки вполне достаточно короткой стрелы, и здесь мы просто не можем конкурировать с российскими производителями, но когда требуются монтажные работы, клиент выбирает наши машины. Среди наших заказчиков самым большим спросом пользуется 25-тонный автокран со стрелой 40 м. Кстати, этот обновленный 5-секционный автокран на данный момент дешевле российских аналогов. Что касается тенденций, то весь мир уже давно отказался от 16-тонных кранов в пользу КМУ. А что делать клиентам, если «четвертака» мало? До 50 т в стране РОССИЯ краны делать научились – и всё. 60–70-тонные единичные модели ездят, а дальше – пропасть. Вспомним про импортозамещение – чем замещать? Вот тут и работают поставщики импортной техники. Кто-то скажет: ну как же, ведь есть 100–110-тонные краны у наших производителей. Да, есть, на «СТТ» видели, а вживую? Такая же ситуация и с гусеничными кранами – 100 т предел. А самый продаваемый кран в этом году – это 400-тонник (извините, что ушел от темы). Короткобазных кранов в России нет вообще.

КС-65719-1K NEW

Какие новые образцы техники Вы разработали для соответствия новым ограничениям полной массы и нагрузок на оси? Какие решения Вы внедрили для снижения массы мобильного крана в транспортном положении, изменения развесовки? Повлияли ли эти решения на грузовысотные характеристики и время развертывания крана в рабочее положение и свертывания в транспортное?

П. Вагин, ЧМЗ: Мы были первыми, предложившими облегченный кран. Если раньше краностроители закладывали запас прочности 1,8, то теперь вынуждены его снижать. Чудес не бывает, и если где-то прибывает, где-то обязательно должно убыть. Мы приняли решение снизить до 1,4, но удалось за счет ряда конструктивных решений, облегчения конструкции сохранить запас прочности на уровне 1,6. При этом необходимо сохранить грузовысотные характеристики, а на самом деле улучшить их, так как масса самого крана уменьшилась, и соответственно снизилась его устойчивость. Нам удалось сохранить грузовысотные характеристики при уменьшенной массе за счет конструктивных решений и отдельно возимого противовеса. Наш кран может ездить в пределах строительной площадки с контргрузами в рабочем положении или установленными на нижней раме.

В. Грудко, «Кудесник»: 2016 год прошел под девизом «Перегрузам скажем – НЕТ!» Так, в сегментах грузоподъемности 16, 25, 32 и 40 т вопрос соответствия нормативным нагрузкам на оси решен практически на всех моделях автокранов. Это краны со стрелой от 18 до 34 м. В основу модернизации существующих моделей кранов легли три направления: перекомпоновка машин с перераспределением центра тяжести, увеличение опорного контура, что позволяет убрать подлебедочную плиту, и использование высокопрочных сталей для общего облегчения конструкций. Но единого метода «лечения» от перегрузов нет, к каждой модели подходим индивидуально.

Наряду с существующими моделями в 2016 г. выведен на рынок первый из так называемой «легкой» серии – кран КС-55713-1Л/5Л. Увеличен опорный контур, «овоидная» трехсекционная стрела стала длиннее на 2 м (23,7 против 21,7 м), а самое важное – снижены осевые нагрузки до значений, не превышающих нормативные.

Ю. Горпинич, «Палфингер Сани Крэйнз»: Краны на специальном шасси не соответствуют ни регламенту, ни постановлению правительства. Основная задача кранов – поднимать грузы, и их доля в дорожном движении ничтожно мала. Что касается кранов на коммерческом шасси, то, когда мы их разрабатывали, еще не было вышеупомянутого постановления.

Новый стреловой кран PALFINGER SANY KC5573-A г/п 25 т на шасси КАМАЗ

Какие, по вашему мнению, решения для снижения массы в транспортном положении мобильного крана грузоподъемностью более 25 т получат распространение в ближайшие годы?

П. Вагин, ЧМЗ: Планетарные редукторы существенно снижают массу, а также высокопрочные стали и съемный противовес. Мы сделали унифицированные контргрузы, их можно устанавливать и на 25-тонник, и на 50-тонник. При этом наши противовесы имеют различную массу, причем самые легкие из них можно перевозить на самом дешевом транспорте.

Съемные опоры – интересное и перспективное решение. Съемная стрела для тяжелых кранов тоже хорошее решение.

В. Грудко, «Кудесник»: За счет модернизации существующих моделей кранов на Галичском и Клинцовском автокрановых заводах уже в этом году удалось найти уникальные решения для снижения общей массы в транспортном положении и добиться нормативных нагрузок на оси на кранах грузоподъемностью 32, 40 и 50 т. В дальнейшем распространение получат и краны большей грузоподъемности. Для этого необходимо использовать шасси с большим количеством осей.

Ю. Горпинич, «Палфингер Сани Крэйнз»: Считаю, что никакие. Ведь законы физики не обманешь. Решения для снижения массы в транспортном положении существуют, но при этом являются дорогостоящими. Решения по применению съемных противовесов, конечно, снижают массу положения крана, но при этом ведут к дополнительным расходам по транспортировке этих противовесов. Облегчение же самой конструкции крана ведет к снижению грузовысотных характеристик.

ПКС-55713-5К-4В, г/п 25 т, со стрелой длиной 32,5 м

Насколько отечественное производство мобильных кранов зависит от импортных комплектующих и соответственно роста курса иностранных валют?

П. Вагин, ЧМЗ: Тут мы в сложной ситуации. У нас не делают хороших и дешевых планетарных редукторов, делают либо очень плохо, либо очень дорого. А итальянцы и китайцы стали очень сговорчивыми, так как у них дела тоже идут не очень гладко. До выборов мы не ожидаем потрясений на валютном рынке, и пока есть возможность, используем импортные комплектующие.

Далее, отечественная сталь. Говоря откровенно, металлурги ведут себя плохо в отношении качества продукции и цен на нее. Присутствует разнотолщинность, волокнистость, а главное, абсолютно незаконный рост цен. Их заявленная цена на сталь класса 700 выше импортной. Нам нужны стабильные цены, стабильное качество.

Ю. Горпинич, «Палфингер Сани Крэйнз»: В наших стреловых кранах 25, 32, 40 т на коммерческих шасси доля импорта составляет 50%, хотя сам автокран KC-5573-A производится в России. Конечно же, мы зависим от скачков курса валют.

Автомобильный кран «Челябинец» г/п 32 т с длиной стрелы 33 м на шасси КАМАЗ-63501 (8х8)

Как Вы охарактеризуете современный отечественный рынок запчастей и сервисных услуг для мобильных кранов: его состояние отличается от состояния рынка мобильных кранов?

П. Вагин, ЧМЗ: Идеальная ситуация, когда идет снижение спроса на готовый продукт и одновременно всплеск спроса на запчасти и сервис. Но такого не наблюдается. Почему? Потому что либеральное законодательство позволяет кому угодно заниматься ремонтом кранов. Второе: несоблюдение техрегламентов позволяет не обновлять парк крановой техники, уже выработавшей свой ресурс. Либо это злой умысел, либо плохая дисциплина. Я вижу на улицах 30-летние краны, а они опасны. Далее, господство не авторизованных сервисов, а каких-то «гаражных кооперативов» мешает развитию сервисного рынка.

В. Грудко, «Кудесник»: Традиционно рынок запчастей находится в противофазе по отношению к рынку основных изделий. Иными словами, если на рынке мобильных кранов мы сегодня наблюдаем спад, то на рынке запчастей прослеживается незначительный, но все же подъем. И чем старше парк техники, находящейся в эксплуатации, тем интенсивнее будет расти спрос на рынке запчастей. Справедливости ради стоит отметить, что есть ряд факторов, сдерживающих этот рост. К ним относятся высокий процент импортных комплектующих в структуре машинокомплекта современного крана и высокая волатильность рубля. Все это заставляет потребителя отказываться от стандартного набора услуг, предлагаемых сертифицированными сервисными центрами, и искать выход в «гаражных кооперативах», стимулируя рост производства «серых» запчастей.

Ю. Горпинич, «Палфингер Сани Крэйнз»: Задача каждого производителя – заботиться о сервисе продаваемой им техники. Мы гордимся нашим сервисом, который осуществляется как силами наших собственных сервисных бригад , так и силами авторизованных сервисных партнеров по всей стране. Компания делает все возможное, чтобы обеспечить покупателей наших кранов высококачественной предпродажной подготовкой и послепродажным сервисом, предлагает тренинги операторов кранов и, естественно, тщательно проверяет всю технику перед отгрузкой ее новым владельцам.

КС-55713-5Л, г/п 25 т, со стрелой длиной 23,7 м

Какие меры предпринимает Ваша компания, чтобы увеличить конкурентоспособность своих кранов?

П. Вагин, ЧМЗ: Мы стараемся, чтобы наш кран имел собственное лицо: слушаем заказчиков и стараемся воплотить их пожелания в жизнь. У нас работает программа «Индивидуальный кран». Такая программа возможна не при массовом производстве. Я не считаю, что у нас массовое производство, потому что мы выпускаем 450–500 кранов в год. Поэтому мы можем себе позволить больше времени уделять каждому крану, и если у заказчика есть особые пожелания, то мы можем их выполнить. У нас не конвейерная, а стапельная сборка, и одна бригада собирает кран от начала до конца.

В. Грудко, «Кудесник»: Никакими особыми секретами мы не пользуемся. Давно всем известно, что основным критерием увеличения конкурентоспособности является постоянное улучшение потребительских качеств товара – это грузовысотные характеристики, длина стрел, вышеупомянутые соответствия весовым требованиям, качество сборки и покраски кранов. Немаловажную роль играет ремонтопригодность техники и возможность оперативно реагировать на возникающие проблемы в эксплуатации. Все это и многое другое находится на постоянном контроле у руководства холдинга.

Ю. Горпинич, «Палфингер Сани Крэйнз»: Мы начинали бизнес с двух моделей. Сейчас у нас пять моделей автокранов на спецшасси, пять моделей короткобазных кранов и три модели кранов на коммерческом шасси. Наши краны на спецшасси превосходят по характеристикам краны на коммерческом шасси других производителей. Анализируя потребности заказчиков, мы продолжаем расширять ассортимент кранов по грузоподъемности и типу. По сравнению с зарубежными брендами они экономически выгоднее для клиента.

Автокран «Челябинец», оснащенный монтажной люлькой с высотой подъема людей до 35 м

В каких направлениях, на Ваш взгляд, пойдет дальше развитие крановой техники?

П. Вагин, ЧМЗ: Я думаю, в направлении увеличения грузового момента и длины стрелы. Полагаю, что скоро все мы перейдем на 40-метровые стрелы. Но! Коллизия в чем: 40-метровая стрела – это 5 секций, то есть стрела тяжелая, что противоречит требованиям к нагрузкам на оси. А если использовать много осей, то теряются проходимость и маневренность.

Что касается 16-тонных кранов, то слухи об их «смерти» несколько преувеличены. В 16-тонниках наиболее заинтересованы нефтяники. Капитальный ремонт скважин «заточен» под 16-тонный кран. Подразумевается длинный пробег – 300 км в день и скоростной подъем груза массой не более 6 т. Так что у 16-тонника долгая интересная судьба, и в этом году мы покажем свой 16-тонный кран. Причем мы их никогда не делали. Кран будет на двух осях, с хорошими массогабаритными показателями. Это будет хороший городской кран: легкий, быстрый, компактный, маневренный.

В. Грудко, «Кудесник»: Все большую популярность приобретают краны с увеличенной длиной стрел. На смену дорогим китайским аналогам приходят 25-тонники с длиной стрелы 40 м. Имеют спрос и краны грузоподъемностью 50 т с длиной стрелы 40 м. Кстати, краны грузоподъемностью 25 и 50 т мы уже производим серийно. Теперь очередь за кранами грузоподъемностью 32, 35 и 40 т.

Ю. Горпинич, «Палфингер Сани Крэйнз»: Развитие пойдет в том направлении, куда поведет клиент. Когда-то именно у заказчика возникла потребность в надежном и качественном автокране в сегменте 25 т. Мы привезли установку и поставили ее на коммерческое шасси. А теперь этот простой и надежный стреловой кран вызывает неподдельный интерес у наших клиентов.

Новый стреловой кран PALFINGER SANY KC5573-A г/п 25 т на шасси КАМАЗ