New Holland B115B
«Коньки-горбунки» нашего времени

Обзор экскаваторов-погрузчиков

В сказке Петра Павловича Ершова «Конёк-Горбунок» фигурирует некое непарнокопытное, которое может многое и при этом выполнено в инновационном дизайне. Экскаватор-погрузчик – это своего рода конек-горбунок, тоже может многое: роет, грузит, возит, да и во внешности есть что-то от горбунка.

Направление экскаваторов-погрузчиков в машиностроении вполне оформилось. Основу модельного ряда практически у всех производителей составляют две базовые модели, или комплектации. Первая – экскаватор-погрузчик с большими одинаковыми колесами на обоих ведущих и управляемых мостах. Модель предлагает максимальные рабочие характеристики, мощность и проходимость. Гидросистема базируется на аксиально-поршневом гидронасосе, который создает возможность совмещать операции на предельных нагрузках и обеспечивает максимальную производительность. При этом аксиально-поршневая гидромашина требовательна к качеству и чистоте рабочей жидкости и дорогá в ремонте.

Вторая модель – с колесами разного размера на передней и задней осях. Как правило, обе оси приводные, передний мост подключаемый.

Экскаваторы-погрузчики с равновеликими колесами получают такую особенность, как трехрежимное рулевое управление: поворот только передних колес, согласованный поворот передних и задних колес в противоположные стороны и согласованный поворот передних и задних колес в одну сторону, или диагональный ход. Трехрежимное рулевое управление обеспечивает превосходную маневренность машины.

Вокруг этих базовых моделей и строят линейку экскаваторов-погрузчиков путем добавления или убавления ведущих и управляемых мостов, телескопической рукояти, джойстикового или рычажного управления, механической или полуавтоматической коробки передач и длинного перечня других опций. Линейку также могут разнообразить разные по размеру рамы базового трактора. Базовый трактор – специализированная машина, его проектируют как носитель экскаваторного и погрузочного рабочего оборудования, и он отличается от универсального трактора прежде всего развесовкой по осям, кабиной, подготовкой к монтажу рабочего оборудования.

Экскаваторы-погрузчики ELAZ на «СТТ-2016»

Экскаваторы-погрузчики с большими колесами и максимальными возможностями ориентированы на строительство. Машины с разновеликими колесами, более компактные и удобные в городе, а попутно и более простые и доступные по цене, ориентированы больше на городское хозяйство.

Такое странное устройство, как мини-экскаватор-погрузчик, о котором мы не упоминали выше, необычно для российского рынка, тем более сегодня. Далее речь пойдет об экскаваторах-погрузчиках на базе специализированных тракторов, спроектированных как единая машина, и начнем с российской премьеры 2016 г. – экскаваторов-погрузчиков ELAZ «ПО ЕлАЗ», которые представили широкой общественности на «СТТ-2016». Елабужский автомобильный завод показал две базовые модели: ELAZ BL 880 Plus с разновеликими колесами на передней и задней осях и BL 888 с одинаковыми колесами на обеих осях и управляемой задней осью. Сама идея, компоновка, внешний облик, интерьер заимствованы у западных образцов – верный путь, проверенный и доказанный китайскими партнерами. На сегодня уровень локализации доведен до 40% – рама, кабина, передняя и задняя навески собственного производства, гидропривод – российский. Крупные импортные узлы – двигатель Perkins и мосты Carraro – пока сложно локализовать. На выбор заказчика различные комплектации от самых простых без переднего привода и телескопической рукояти до самых насыщенных.

RM-Terex TLB 825

Компания «РМ-Терекс», совместное предприятие корпораций «Русские машины» и Terex Corporation, в 2012 г. запустила сборочное производство экскаваторов-погрузчиков на территории Тверского экскаваторного завода. Сегодня предприятие собирает две базовые модели: TLB 825 с разновеликими колесами и TLB 995 с одинаковыми колесами. Обе модели комплектуют двигателем Perkins с турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха, двухчелюстным ковшом, быстро­сменным адаптером для сменных рабочих органов и экскаваторным оборудованием с телескопической рукоятью. На выбор заказчика рычажное или джойстиковое управление. Двигатель Perkins агрегатируют с КП Carraro. Отличная совместимость двигателя, коробки передач и гидронасоса обеспечивает надежную эксплуатацию техники, сокращает продолжительность цикла и повышает производительность.

«РМ-Терекс» продолжает традиции, унаследованные корпорацией Terex от английской фирмы Fermec, знаменитой когда-то своими экскаваторами-погрузчиками. А местная сборка и азиатское происхождение значительной части комплектующих позволяют минимизировать отпускные цены.

RM-Terex TLB 825

Холдинг «АМКОДОР» давно разрабатывает и выпускает погрузочный и экскаваторный обвес для минских тракторов, а экскаваторами-погрузчиками на базе специализированных тракторов начали заниматься сравнительно недавно, и, судя по предлагаемым холдингом моделям, они еще в начале этого пути.

В качестве серийной модели холдинг предлагает АМКОДОР 732 и представленную на «СТТ-2016» модификацию АМКОДОР 732-10. Это машина современного дизайна с разновеликими колесами. Фронтальное погрузочное оборудование с параллелограммной кинематикой и двухчелюстным ковшом, заднее экскаваторное оборудование со смещаемой осью копания и вертикальными выдвижными опорами. Телескопической рукояти при этом не предусмотрено.

Вторая модель – АМКОДОР  743 – отличается рабочим оборудованием. Погрузочное оборудование также с параллелограммной кинематикой, но отличается устройством: экскаваторная навеска на центральной колонке, откидные аутригеры и без телескопической рукояти.

АМКОДОР 732-10

Компания Цеппелин Русланд, официальный дилер Caterpillar® в Центральном, Северо-Западном, Северо-Кавказском, части Приволжского и Южном федеральных округах, поставляет линейку экскаваторов-погрузчиков новой серии F2, состоящую из четырех моделей: 428, 432, 434 и 444. Для европейского и евразийского рынков Caterpillar предлагает экскаватор-погрузчик со смещаемой экскаваторной кареткой, но на американских рынках чаще можно встретить машину с центральной фиксированной кареткой и откидными аутригерами – в Европу такие машины попадают редко.

Модели Cat® 428F2 и 432F2 – это машины с разновеликими колесами, отличающиеся максимальной глубиной копания, грузоподъемностью, мощностью гидравлической системы (в обеих моделях используется аксиально-поршневой насос), мощностью двигателя и типом управления экскаваторной установкой – для 428F2 доступны рычаги, для 432F2 – электрогидравлические джойстики. Также для модели 432F2 доступен специальный экорежим, снижающий расход топлива до 14%.

Модели Cat с равновеликими колесами 434F2 и 444F2 поставляются с таким же двигателем Cat 3054С (74,5 кВт), что и на 432F2. Как и в случае с машинами на разновеликих колесах, данные экскаваторы-погрузчики также отличаются основными параметрами – мощностью аксиально-поршневой гидравлической системы, грузоподъемностью, глубиной копания и типом управления экскаваторной установки. 444F2 – самая тяжелая и производительная машина, доступная в линейке Cat для российского рынка. Для нее тоже доступен экорежим.

Caterpillar 432F2

Гидравлика на рычажных моделях 428F2 и 434F2 является одной из самых мощных среди «одноклассников» – 160 л/мин, что вкупе с самой большой массой машины среди аналогов делает эти модели наиболее производительными в своем классе.

Что же касается комплектации, то в стандарте на всех экскаваторах-погрузчиках Cat установлен челюстной погрузочный ковш, система амортизации передней стрелы при движении (Ride Control), силовая передача с полным приводом и 100%-ной блокировкой дифференциала заднего моста, две мощные аккумуляторные батареи и подогреватель охлаждающей жидкости («зимний пакет»), дополнительная защита трансмиссии и задних фонарей, телескопическая рукоять, двухпоточные линии высокого давления на экскаваторной установке с быстроразъемными соединениями (БРС), механический квик-каплер (быстросъем) и кондиционер.

Volvo Construction Equip­ment наряду с JCB, Case и Fermec – один из старейших производителей экскаваторов-погрузчиков. Их начали выпускать в 1965 г. под брендом BM-Volvo, но в 2014 г. закончили, закрыв завод экскаваторов-погрузчиков в польском Вроцлаве. Это направление передали китайской компании SDLG (Shandong Lingong Construction Machinery Co., Ltd), которая входит в группу Volvo CE.

MST M542

SDLG предлагает одну модель В877. Эта компактная машина современного дизайна с разновеликими колесами весит 8800 кг и укомплектована двигателем Weichai мощностью 95 л.с./ 70 кВт, агрегатированным с механической КП Carraro, оба ведущих моста также производства Carraro. В гидроприводе использована аппаратура Husco. Переднее рабочее оборудование с параллелограммной кинематикой и двухчелюстным ковшом, заднее – со смещаемой осью копания и телескопической рукоятью. Может быть, при проектировании В877 использовали наработки Volvo CE, но внешне он больше похож на Caterpillar.

С 2009 г. американская корпорация John Deere ведет в России активную деятельность в строительном сегменте и регулярно выводит на рынок новые модели. Недавно корпорация представила обновленные экскаваторы-погрузчики серии L: 315SL и 325SL, представляющие собой развитие экскаваторов-погрузчиков John Deere предыдущих поколений. Обе модели с разновеликими колесами, экскаваторным оборудованием со смещаемой осью копания, погрузочным оборудованием с радиальной кинематикой и двухчелюстным ковшом и различаются главным образом мощностью двигателя и гидросистемой. Обе модели получили 5-ступенчатый «полуавтомат» PowerShift, агрегатированный с турбированным двигателем PowerTech объемом 4,5 л и мощностью 86 л.с./ 64 кВт у младшей модели и 93 л.с./ 70 кВт у старшей. Гидросистема старшей модели построена на аксиально-поршневом гидронасосе, у младшей модели шестеренный гидронасос.

Обе модели с разновеликими колесами, и связано это, скорее всего, с тем, что бизнес строительной техники John Deere только в 2009 г. вышел на международный рынок и в силу инерции пока еще сохраняет национальные американские особенности.

Komatsu WB93S-5

Экскаваторы-погрузчики Komatsu выпускает завод Komatsu Italia Manufacturing S.p.A. в итальянском городе Эсте. В 2013 г. отмечали 50-летие этого производства. Текущее поколение экскаваторов-погрузчиков DASH-5 было запущено в 2005 г. и с тех пор модернизировалось при вступлении в силу очередных экологических норм.

На рынок поставляют две базовые модели в двух исполнениях: WB93S-5 и WB97S-5 с одинаковыми и WB93R-5 и WB97R-5 с разновеликими колесами. Двигатели и коробки передач PowerShuttle и PowerShift используют собственного производства. Погрузочное оборудование с параллелограммной кинематикой и двухчелюстным ковшом, экскаваторное оборудование со смещаемой осью копания и телескопической стрелой.

Компания Hidromek вышла на российский рынок в 2004 г. и с тех пор поставила тысячи единиц техники, представляющей собой привлекательную альтернативу западноевропейским и японским маркам. В 2015 г. Hidromek представила новую серию так полюбившихся пользователям экскаваторов-погрузчиков: HMK 102B Alpha с разновеликими колесами, подключаемым полным приводом, блокировкой гидротрансформатора, челюстным погрузочным ковшом и смещаемой кареткой экскаваторного оборудования в стандартной комплектации. Модель HMK 102S Alpha с равновеликими колесами, имеющая трехрежимное рулевое управление, включает стандартное оснащение, как и у HMK102B. Обе модели экскаваторов-погрузчиков HIDROMEK оснащены наддувным двигателем Perkins мощностью 100 л.с./ 74 кВт и 6-ступенчатой автоматической коробкой передач типа PowerShift.

Hidromek HMK 102S

Экскаваторы-погрузчики серии Alpha получили более современную и мощную трансмиссию, улучшенную по эргономике кабину оператора и широкий выбор пакетных комплектаций, позволяющих каждому покупателю получить именно такую машину, которая будет отвечать его запросам. Машины комплектуются двигателем Perkins, КПП TURNER, мостами ZF или CARRARO с дифференциалами повышенного трения, гидросистемой HUSCO или Bosch-Rexroth на основе шестеренных или аксиально-поршневых насосов (в зависимости от выбранной комплектации). Вне зависимости от выбранной комплектации машины HIDROMEK обеспечивают высокую производительность и комфорт при выполнении работ.

Hidromek HMK 102B

Турецкая компания Sanko Makina поставляет экскаваторы-погрузчики под маркой MST, которые производят на современном, построенном в 2004 г. заводе в турецком Газиантепе. Первоначально линейку экскаваторов-погрузчиков составляли модели MST М542 и М544, а также их модификации М542 Plus и М544 Plus, к которым позднее присоединились модели М642 и М644. Экскаваторы-погрузчики выполнены в современном, можно сказать, привычном дизайне и оснащены погрузочным оборудованием с параллелограм­мной кинематикой, обеспечивающей автоматическое удержание наклона двухчелюстного ковша, и экскаваторным оборудованием со смещаемой осью копания и вертикальными опорами. На экскаваторы-погрузчики ставят двигатели Perkins, КП PowerShift и мосты Carraro, гидроаппаратуру Casappa (Италия) и Husco (США).

MST M544 Plus

Модели М542 и М642 с разновеликими колесами, модели М544 и 644 с равновеликими колесами и трехрежимным рулевым управлением. Экскаваторы-погрузчики с приставкой Plus отличаются более насыщенной комплектацией, включающей аксиально-поршневой гидронасос, джойстиковое управление и кондиционер.

Экскаваторы-погрузчики New Holland выпускает завод корпорации CNH в итальянском городе Имола. Линейка состоит из трех базовых моделей: B100C, B110C и B115C с погрузочным оборудованием с параллелограммной кинематикой и двухчелюстным ковшом и экскаваторным оборудованием со смещаемой осью копания и телескопической рукоятью. На них устанавливают двигатели Fiat Powertrain Technologies Industrial (FPT Industrial) F5H объемом 3,4 л: на B100C мощностью 97 л.с./ 75 кВт, на B110C и B115C мощностью 110 л.с./ 82 кВт. Модели B100C и B110C поставляют с разновеликими колесами, механической КП или полуавтоматом PowerShift, старшую модель B115C с равновеликими колесами, полуавтоматом PowerShift, усиленными мостами с дифференциалами повышенного трения, трехрежимным рулевым управлением.

Американская компания Case Construction Equipment поставляет на российский рынок аналогичную New Holland линейку экскаваторов-погрузчиков, тем более, что их производят на том же заводе: 570Т, 580Т, 580ST, 590ST и 695ST с погрузочным оборудованием с параллелограммной кинематикой и двухчелюстным ковшом и экскаваторным оборудованием со смещаемой осью копания и телескопической рукоятью, двигателями FPT Industrial экологического уровня Tier 3.

Case 695ST

Четыре модели 570Т, 580Т, 580ST, 590ST с разновеликими колесами и одна 695ST – с равновеликими. Отличие младшей модели 570Т: 4-цилиндровый турбированный двигатель объемом 3,9 л с механической системой впрыска, механическая КП PowerShuttle, гидросистема со сдвоенным шестеренным насосом. Также есть упрощенная комплектация с моноблочной рукоятью и приводом только задней оси.

На модель 580Т установлен турбированный двигатель объ­емом 4,5 л и мощностью 97 л.с./ 72 кВт с механической системой впрыска, а на 580ST такой же двигатель такой же мощности, но с системой впрыска Common Rail с электронным управлением. Такой же двигатель с Common Rail, но мощностью 110 л.с./ 82 кВт устанавливают на модели 590ST и 695ST. Также у 580T гидросистема с шестеренными насосами и КП PowerShuttle, у моделей 580ST и 590ST гидросистема с аксиально-поршневым гидронасосом и на выбор КП PowerShuttle или PowerShift.

Топ-модель 695ST оснащена по максимуму: двигатель мощностью 110 л.с., полуавтомат PowerShift, аксиально-поршневой гидронасос, трехрежимное рулевое управление.

Case 580T

На российский рынок JCB поставляет экскаваторы-погрузчики английского и индийского производства. На всех своих экскаваторах-погрузчиках JCB использует погрузочное оборудование с параллелограммной кинематикой, обеспечивающей самостоятельное выравнивание ковша при подъеме.

Самая популярная модель – JCB 3CX. Ее поставляют в нескольких вариантах комплектации: с разновеликими колесами – 3СХ и 3СХ Eco с двигателем JCB Dieselmax экологического уровня Tier 2 мощностью 63 или 68,6 кВт. Модель 3СХ Есо оснащают дополнительными системами для экономии топлива, как, например, отключающая первый гидравлический насос при выборе 4-й передачи. Вариант 3СХ с равновеликими колесами – 3CX Super – оснащается двигателем мощностью 68,6 кВт. Машины с равновеликими колесами поставляют с двух- (без крабового хода) или трехрежимным рулевым управлением.

Старшие модели с равновеликими колесами – 4СХ и 5СХ – получают самые мощные двигатели Dieselmax мощностью 74,2 и 87 кВт, 4-ступенчатую полуавтоматическую или 6-ступенчатую автоматическую КП, трехрежимное рулевое управление, усиленные мосты с дифференциалами повышенного трения. В стандартную комплектацию машины входят челюстной погрузочный ковш, экскаваторное оборудование со смещаемой осью копания и телескопической рукоятью, регулируемый аксиально-поршневой гидронасос, джойстиковое управление, блокировка гидротрансформатора.

JCB 3CX

Таким образом, у заказчика строительной техники сегодня две проблемы: что выбрать и где взять денег. Сложность выбора не только в широком предложении, но и в схожести предложений конкурирующих фирм. Второй вопрос, где взять денег, сложнее и решается в индивидуальном порядке. Или не решается.

компании из статьи
компании из статьи