«Рабочая лошадка» (Часть 2)
Экскаватор-погрузчик – незаменимая универсальная машина

Сегодня на рынке предлагаются машины самых разных типоразмеров, в том числе предназначенные для работ малого объема, но требующие быстроты и большой мощности. Строители и работники коммунальных служб смогут найти в лице экскаваторов-погрузчиков отличный инструмент для работы любого масштаба и типа.

 

Важное значение техобслуживания

Сейчас, в сложных экономических условиях, компаниям приходится работать более напряженно, чем прежде, чтобы поддерживать доходность бизнеса. Очень важно, чтобы владелец точно выполнял график техобслуживания (ТО) всех систем машины, рекомендованный производителем экскаватора-погрузчика. Пренебрежение ТО неизбежно приведет к преждевременному выходу из строя какого-то компонента машины. Превентивное техобслуживание экскаватора-погрузчика не занимает много времени, но помогает предотвратить внезапные отказы, незапланированные простои и сокращает затраты на ремонт машин. Можно вы­явить и предотвратить множество неисправностей, если оператор каждый день будет затрачивать на ТО всего 15 минут перед началом работы. Не менее важно регулярно проводить расширенные еженедельные проверки.

В инструкции по эксплуатации машины подробно описан порядок проведения регулярных ТО. Некоторые производители размещают в кабине машины на хорошо видном оператору месте табличку с перечнем работ при ежедневном осмотре.

Работы по ТО. Когда экскаватор-погрузчик оказывается на стоянке, проследите, чтобы все орудия и системы были выключены и зафиксированы, все шарниры обработаны пластичной смазкой.

Ежедневно перед началом работы оператор обязан слить воду из топливного фильтра-отстойника, а также проверить состояние технических жидкостей: гидравлической жидкости, моторного масла, антифриза, топлива и др., при необходимости долить их.

Рабочие жидкости и фильтры следует заменять с периодичностью, указанной производителем машины.

При выполнении регулярного ТО следует внимательно относиться к каждой, даже самой незначительной детали. Например, не забывайте своевременно наполнять бачок для жидкости омывателя стекол, иначе будет трудно работать, вглядываясь через забрызганное грязью стекло.

Затем оператор должен проверить общее состояние машины, осмотреть ее со всех сторон, под машиной и вокруг нее, убедиться, что нет следов подтекания жидкостей и повреждений деталей, в том числе изнашивающихся компонентов, таких как гидравлические рукава (РВД), шины, подшипники и втулки, шарниры и болты.

Необходимо проверить компоненты, обеспечивающие безопасность экскаватора-погрузчика, такие как тормоза, осветительные приборы и зеркала заднего вида.

ТО воздушного фильтра. Поскольку экскаватор-погрузчик часто работает в грязи и запыленной атмосфере, следует обязательно периодически проверять состояние воздушного фильтра и проводить его ТО. Если машина не оборудована датчиком засорения фильтра, следует один раз в неделю извлекать фильтрующий элемент из корпуса и осматривать его. Если есть датчик засорения, следует ориентироваться на его показания. Если датчик показывает, что фильтр не засорен, нет необходимости открывать корпус фильтра и извлекать фильтрующий элемент, так как при этом пыль может попасть во впускную трубу двигателя. Достаточно лишь заменить фильтрующий элемент, когда датчик покажет, что он засорен (будет в красной зоне).

ТО электрооборудования. Не существует машин и механизмов, совсем не нуждающихся в обслуживании. Например, даже если экскаватор-погрузчик укомплектован «необслуживаемой» аккумуляторной батареей, все равно необходимо периодически проверять состояние проводов, подходящих к аккумулятору, ремня привода генератора и т. д., то есть вся остальная часть электрооборудования должна регулярно обслуживаться.

ТО оборудования погрузчика. Проверяйте режущую кромку ковша погрузчика. Заменить кромку намного дешевле, чем весь ковш, поэтому не рекомендуется доводить износ режущей кромки до такого состояния, когда уже начнется износ материала самого ковша. Все болты крепления режущей кромки должны быть в наличии и надежно затянуты.

ТО экскаваторного оборудования. Оператор должен проверять состояние шарниров и пальцев стрелы и рукояти ковша. Затем следует проверить компоненты крепления стрелы экскаватора к машине, механизм поворота стрелы: нет ли повреждений, увеличенного люфта, ослабшего крепления или потерянных деталей.

Затем надо проверить зубья экскаваторного ковша: все они должны быть в наличии и фиксирующие штифты надежно закреплены. Эти изнашивающиеся детали должны заменяться по мере необходимости.

Следует проверять, корректно ли настроены функции «выравнивания ковша» и «возврат к положению копания».

Компания Hidromek предлагает экскаваторы-погрузчики серии Alpha

Машины комплектуются одним из самых надежных и экономичных в своем классе двигателем Perkins рабочим объемом 4,4 л, с турбонаддувом, обеспечивающим высокий крутящий момент даже при низких оборотах. Предлагаются двигатели экологического класса Stage IIIA/ Tier III для машин в исполнении для российского рынка.

Трансмиссия полностью автоматическая с шестью передачами переднего и тремя заднего хода. По заказу устанавливается механизм блокировки гидротрансформатора, который автоматически включается на пятой и шестой передачах.

Предлагаются машины в исполнении с равновеликими колесами (индекс S в обозначении модели) и в стандартном исполнении, с колесами разного размера (индекс В) модели. Мосты повышенной мощности и грузоподъемности. На переднем мосту устанавливается самоблокирующийся дифференциал LSD. У дифференциала заднего моста есть механизм принудительной блокировки.

Параметр HMK 102B Alpha HMK 102S Alpha
Технические характеристики экскаваторов-погрузчиков HMK 102B Alpha/ HMK 102S Alpha
Эксплуатационная масса, кг 9100/ 9375 9550/ 9700
Мощность двигателя, кВт 74,5
Подача/ давление жидкости в гидросистеме, л/мин/ бар 57/ 190
Экскаватор Емкость ковша, м3 0,17
Усилие отрыва на ковше, кгс 6364
Глубина копания, мм 5627
Высота разгрузки, мм 4735,5
Погрузчик Емкость ковша, м3 1,1
  Усилие отрыва на ковше, кгс 7209
Грузоподъемность, кг 3992
Высота разгрузки, мм 3233
Максимальная транспортная
скорость, км/ч
40

Положение рулевой колонки регулируется. На многофункциональном рычаге управления погрузчиком имеется несколько переключателей, в том числе переключатель переднего/ заднего хода. По заказу устанавливается система с сервоуправлением, то есть управление с помощью джойстика. Кабина оснащается мощным кондиционером (доп. опция).

Экскаваторы-погрузчики серии Alpha оборудованы системой Hidromek SmartLink, которая передает оператору и в офис компании данные по работе машины, ее координаты через GPS/ ГЛОНАСС и коды неисправностей.

По заказу устанавливается система стабилизации ковша при движении MSS, которая амортизирует толчки, возникающие при движении машины с заполненным ковшом по неровной поверхности.

В качестве опции предлагают аксиально-поршневой гидронасос производительностью, изменяемой в зависимости от нагрузки и независимо от оборотов двигателя, а также дополнительные секции к гидрораспределителю для контуров навесного оборудования на стреле.

Обслуживание телескопических рукоятей ковша экскаватора. Один из компонентов, который чаще всего забывают проверять, – это телескопическая гидравлическая рукоять ковша экскаватора. Она работает в экстремальных условиях и подвергается воздействию высоких нагрузок. Ее следует регулярно осматривать и регулировать зазоры между стенками секций с помощью вкладышей. У современных моделей экскаваторов-погрузчиков регулировка зазора занимает не более двух минут. Важно, чтобы величина зазора соответствовала допустимым пределам, установленным производителем. В этом случае рукоять будет двигаться плавно. Например, на экскаваторах-погрузчиках Caterpillar имеется по 4 регулировочных винта с каждой стороны рукояти, с их помощью регулируется люфт между секциями. В случае, если будет установлен очень малый зазор, секция будет застревать при телескопировании.

ТО передней оси и шарниры оси качания моста. У дорожно-строительных машин каждого типа обычно бывают какие-то операции ТО, которые все забывают выполнять. У экскаваторов-погрузчиков одна из таких операций – ТО переднего моста и подшипник шарнира, на котором качается передняя ось. Эти компоненты испытывают большие нагрузки, поскольку передняя ось машины во время работы часто находится в приподнятом над землей положении. Во время выемки тяжелого грунта передняя ось экскаватора-погрузчика сильно «подпрыгивает». Шарнир, на котором она качается, необходимо обильно заправлять пластичной смазкой, чтобы предотвратить повреждение подшипников.

ТО гидросистемы и РВД. Во время проверки уровня технических жидкостей машина должна стоять ровно, ковш погрузчика опущен на землю, а ковш экскаватора сложен в транспортное положение. В противном случае результаты измерения уровня жидкости в гидробаке могут быть неправильными.

Разрывы и иные неисправности гидравлических РВД являются причиной немалого времени простоев экскаваторов-погрузчиков. При проведении регулярного обслуживания проверяйте, нет ли подтеканий, замятых, потертых мест на РВД.

РВД экскаватора часто повреждаются при выемке траншей, ям и при погрузке грунта из штабеля. Это происходит из-за не­удачной прокладки гидравлических рукавов. У большинства машин они свободно прикреплены к стреле и во время работы, например при копании траншеи, могут зацепиться за любое препятствие. Производители современных экскаваторов-погрузчиков стараются закрепить РВД плотно на стреле и рукояти ковша или внутри них.

В современном гидравлическом оборудовании допуски между трущимися деталями очень малы, и чистота гидравлического масла имеет огромное значение для обеспечения исправной работы гидросистемы. При попадании в систему даже небольшого количества загрязнений износ компонентов резко усилится. От качества очистки масла в очень большой степени зависит продолжительность и экономичность работы гидросистемы и всего экскаватора-погрузчика. Если вы не будете должным образом заботиться о чистоте гидравлического масла, то рискуете сильно потратиться на ремонт этой, возможно, самой важной системы машины.

Доливать следует только новое чистое масло, соответствующее техническим требованиям, указанным в инструкции по эксплуатации. Следует позаботиться о том, чтобы при доливе масла в гидросистему не попала грязь. Гидравлическое масло для долива нельзя переносить в открытой емкости наподобие ведра. Стоит только открыть канистру, и в масло станут поступать загрязнения. Масло очень гигроскопично и сразу начинает поглощать влагу из воздуха, а это очень нежелательно.

Внимание ко всем, даже самым незначительным деталям поможет предотвратить загрязнение гидравлического масла. Необходимо протирать поверхности и удалять грязь вокруг измерительного щупа, прежде чем извлекать его для проверки уровня. Иначе грязь может попасть в трубку щупа.

Некоторые производители предлагают масла «длительного использования», которые при должной очистке можно использовать до 6000 моточасов в зависимости от условий работы, при условии регулярной замены фильтров и контроле с помощью регулярного отбора проб масла на анализ. Гидравлические фильтры обычно требуется заменять через 500 моточасов.

Заправка пластичной смазки в шарниры. Специалисты подчеркивают: регулярная (ежедневная) смазка высоконагруженных пальцев и втулок поворотных шарниров – это самая важная операция ТО экскаватора-погрузчика. В конструкции экскаваторов-погрузчиков имеется множество поворотных шарниров и точек их смазки, в среднем около пятидесяти. Оператор должен знать их расположение всех до одной, оно указано в инструкции по эксплуатации и на пояснительных табличках на машине, например, табличка со схемой может располагаться на корпусе воздушного фильтра. Забытая точка смазки быстро «напомнит» о себе – возникнет задир пальца шарнира, разрушится втулка или подшипник.

Те шарниры оборудования экскаватора и погрузчика, которые контактируют с землей, особенно шарниры ковшей, должны обязательно смазываться ежедневно. Большого внимания требует экскаваторное оборудование. Шарнир поворота экскаваторной стрелы является самым нагруженным компонентом машины. Проверить состояние узла, не разбирая его, сложно, поэтому важно следить, чтобы шарнир поворота стрелы и его подшипники были всегда хорошо смазаны, пластичная смазка должна немного выступать из шарнира. Шарнир разбирают и проверяют состояние деталей, только когда появляются явные признаки износа пальца и подшипников – отчетливый скрип и стук при поворотах.

Рекомендации по заправке. Неправильное выполнение смазки может навредить шарниру. Пресс-масленку следует тщательно вытереть тряпкой, прежде чем закачивать консистентную смазку, иначе можно закачать в шарнир вместе со смазкой грязь, попавшую на пресс-масленку.

Следует заправлять строго определенное количество смазки. Обычно при выполнении ежедневной смазки бывает достаточно сделать не более двух движений ручкой солидолона­гнетателя. Вы должны ориентироваться по звуку или визуально, когда увидите, что смазка начала выступать из шарнира. Закачивать лишнее количество смазки нежелательно, так как на выступившую смазку будут налипать пыль и грязь.

При проведении осмотра рекомендуется иметь при себе несколько новых пресс-масленок. Если окажется, что какая-то из пресс-масленок на машине засорена и не пропускает в шарнир смазку, ее нужно удалить и вкрутить новую, обычно это помогает восстановить подачу смазки в шарнир.

Помните: не все пластичные смазки одинаковы. Используйте смазки рекомендованной производителем марки и класса, в противном случае ресурс узла может серьезно уменьшиться. Сорт пластичной смазки должен подбираться с учетом климатических условий в данном регионе. На рынке предлагается множество сортов и марок пластичных смазок, из которых можно подобрать оптимальную для условий работы вашего экскаватора-погрузчика: по рабочим нагрузкам и температуре воздуха.

Не забывайте проверять шины. Проверка шин не должна ограничиваться только внешним осмотром, чтобы убедиться, что они не имеют повреждений и не потеряли давления. Поддержание правильного давления в шинах очень важно для повышения экономичности работы экскаватора-погрузчика. При правильном давлении шина не только меньше всего изнашивается, но и тяговое усилие и устойчивость машины имеют максимальную величину. Таким образом, при правильном давлении в шинах обеспечивается повышение производительности машины и уменьшаются затраты на обслуживание и ремонт.

Если давление в шинах ниже нормы, машина будет неустойчива, движение ее станет замедленным, боковины шин начнут интенсивно изнашиваться, шины будут интенсивно нагреваться при движении. Если же давление чрезмерно высокое, колеса не будут амортизировать толчки от ям и кочек на земле, они будут передаваться оператору, и он станет быстрее утомляться. Быстрее пойдет износ средней зоны беговой дорожки шин. И наконец, усилие толкания машины (которое важно при наборе материала в ковш погрузчика) снизится, поскольку пятно контакта шин с грунтом уменьшится и, следовательно, сила сцепления с землей тоже будет меньше оптимальной.

 

До тех пор пока вы будете скрупулезно выполнять регулярные ТО, машина будет в работоспособном состоянии

ТЕХНИКА (обзоры) СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО Экскаватор-погрузчик
Игорь Павлов Основные Средства 09'2016 9 сентября 2016

Комментарии (0)

Компании
ООО «Завод «Дорожных машин» (4855)28-79-76, 26-26-41 www.dormashina.ru