Основные средства Лебединского ГОКа (ч. 2)
Обзор карьерных самосвалов одной из крупнейших горнодобывающих компаний России
 1
Китайские внедорожные самосвалы (ч.1)
Дракон готовится к прыжку…
Земные спасатели космонавтов (ч.2)
Поисково-эвакуационная установка ПЭУ-1
Берегите манжеты!
Неисправности гидросистем дорожно-строительных машин
 1
«Дорожники-художники»
Машины для нанесения дорожной разметки
Как продлить ресурс дорожно-строительных машин и их компонентов (ч. 2)
 4
Всё дело в базе
Обзор короткобазных кранов
 1
Коробки передач компании EATON
Современные достижения в гидроприводе мобильных машин (ч. 2)
Интервал по топливу считают (ч. 1)
Советы по профилактическому техобслуживанию спецтехники
Земноводный автобус
Экскурсионные «амфибусы» голландской компании Dutch Amfibious Transport Vehicles BV (DATV)
Экскаватор любит ласку – чистку и смазку
Смазка узлов и механизмов экскаваторов и других тяжелых карьерных машин
Перевозка буровой «под брюхо» на полуприцепе Goldhofer STZ-VH 4 THP/ET (0+4)

Перевозка гусеничной техники

Перевозка тяжелой гусеничной техники – одна из распространенных, если не самая распространенная транспортная задача для тяжеловозной техники. Гусеничная техника варьируется в широком диапазоне массы и размеров, и для каждой массовесовой категории свой вид транспорта и свои условия перевозки.

При перевозке легкой, до 25 т, гусеничной техники важно уложиться в разрешенные габариты, массу и нагрузки, и для этих целей разрабатывают полуприцепы, минимальная собственная масса которых обеспечена высокопрочной сталью. Таким образом достигается эффективность перевозок, так как не нужно оформлять разрешения.

Диапазон средних гусеничных машин – 25–35 т – обеспечивают автомобильные 4- и 5-осные низкорамные полуприцепы с фронтальным и задним заездом.

Наиболее разнообразен диапазон тяжелой гусеничной техники, ибо он начинается от 35 т, а заканчивается в районе 600 т, причем это будет не гусеничная машина целиком, а только ее часть. Для перевозок тяжелых машин и их частей используют многоосные автомобильные полуприцепы с фронтальным и задним заездом, причем фронтальный предпочтительней. Для этих целей также строят модульные автомобильные полуприцепы со сменными грузовыми площадками и, конечно, самоходные и несамоходные модульные транспортные средства.

Основной способ установки гусеничной машины на транспортное средство – гусеницами на платформу, поскольку так во­зят легкие и средние машины, а эти перевозки составляют подавляющее большинство в объ­еме перевозок тяжелой техники. Для тяжелой техники предпочтительнее способ на несущей балке «под брюхо». Этот способ обеспечивает безопасную погрузку и минимальную габаритную высоту автопоезда. Балка «под брюхо» либо поставляется в дополнение к модульным транспортным средствам или модульным полуприцепам, либо идет в составе автомобильного полуприцепа. В этом случае балку комплектуют уширителями и настилами, которые можно устанавливать по нижнему краю балки и получать таким образом низкую погрузочную высоту для гусеничной или колесной машины, либо по верхнему краю и получать ровную, плоскую грузовую платформу.

Компания Goldhofer AG выпускает широкую гамму техники, которую используют для перевозок гусеничных машин. На нашем рынке наиболее известны модульные транспортные средства – самоходные и несамоходные. Самоходные, как правило, не используют, поскольку необходимость в перевозке очень тяжелых машин или их частей возникает очень редко. Автопоезд, составленный из несамоходных модулей, балки «под брюхо», гусака и седельно-балластного тягача или двух тягачей, – вот наиболее быстрое и эффективное транспортное средство для перевозки гусеничной техники. На российском рынке используют в основном модули THP/ET шириной 2500 мм в конфигурациях «гусак – 2 осевые линии – площадка – 4 осевые линии» или «гусак – 3 осевые линии – площадка – 5 осевых линий» для перевозки машин весом 60–120 т.

Владимир Похилюк, главный механик ОАО «Мостотрест», г. Москва: «Нам довольно часто приходится перевозить строительную гусеничную технику – тяжелые буровые машины, огромные экскаваторы, краны, а также мостовые металлоконструкции, железобетонные балки. Объем такого рода перевозок, особенно в настоящее время, просто колоссальный, и специально под них мы в свое время приобрели линейку модульных полуприцепов Goldhofer, которые превосходно себя зарекомендовали. Этот парк покрывает все наши потребности в перевозке гусеничной техники.

Для перевозки тяжелой гусеничной техники мы используем специальную экскаваторную площадку с возможностью брать технику «под брюхо», это обеспечивает нам минимальную погрузочную высоту. При необходимости дальних магистральных перевозок мы можем раскрыть уширители с возможностью 3-ступенчатого раздвижения для подбора оптимальной ширины, что обеспечивает повышенную стабильность груза. Стоит отметить, что данные уширители можно устанавливать в двух положениях: в нижнем мы получаем полноценную сплошную площадку с выступающей по центру основной балкой, так, например, мы перевозим автокраны. Переворачиваем уширители в верхнее положение – и получаем ровную сплошную низкорамную площадку для перевозки любых грузов.

Модульная техника подкупает своими возможностями. В ней сочетаются высокая грузоподъемность, маневренность, управляемость, низкая осевая нагрузка и гибкость в применении».

Транспортные компании, в парках которых модули THP, SL шириной 3000 мм, также используют их для перевозок гусеничной техники. Неудобство этих модулей в том, что порожние модули выходят за границы разрешенного габарита по ширине. Но они очень эффективны для перевозок сверхтяжелых машин по технологическим внутризаводским или карьерным дорогам, особенно в конфигурации с самоходными модулями.

Компания выпускает и поставляет рамы или балки «под брюхо» различной грузоподъемности, гусаки и всю необходимую оснастку. Goldhofer предлагает балки «под брюхо» с трехступенчатым раздвижением и возможность установить настилы по верху и по низу балки, что превращает балку в универсальную грузовую платформу.

Полуприцеп Goldhofer STZ-VH 4 THP/SL (0+4)Полуприцеп с маятниковыми осями Goldhofer STZ-P 10A (2+8)

Компания Scheuerle, поставляющая широкую гамму транспортных решений, не обошла стороной и такие массовые для негабарита перевозки, как гусеничной техники. Так, Scheuerle предлагает для этих целей использовать модули серии EuroCombi шириной 2430, 2500, 2550 и 2750 мм с односкатной ошиновкой. С точки зрения наиболее экономичного перегона порожнего автопоезда предпочтительнее модули шириной 2430 и 2500 мм. Модули поставляют в конфигурациях с 2, 3, 4, 5 и 6 осевыми линиями. Компания готова предложить гусаки различных конфигураций и универсальные рамы, также различной грузоподъемности и конфигурации, в том числе и телескопические с балкой «под брюхо» грузоподъемностью (г/п) до 180 т, поставляемые также в РФ. Гусаки универсальные, как для модулей типа EuroCombi, так и для модулей типа InterCombi, что позволяет экономить покупателю при заказе. Универсальная рама обладает тем преимуществом, что ее можно использовать для перевозки самых различных грузов. Есть также спецрешения, например рамные рабочие площадки с устройством для вращения груза, что помогает при проходе под мостовыми сооружениями.

Виктор Петрущенко, генеральный директор ООО «ИнСпецКом», г. Москва: «У нас в эксплуатации 26 осевых линий Scheuerle, два гусака к ним и две универсальные рамы г/п 130 и 170 т для перевозки гусеничной техники, контейнеров и тому подобных грузов. Мы их использует для перевозки всего, что тяжелее 60, но не более 120 т. В основном это буровые, большие экскаваторы и бульдозеры. Возим, как правило, «под брюхо», при необходимости мы можем раздвинуть раму как в длину, так и в ширину. Рама опускается на землю, и машина наезжает на нее сверху, потом гидравликой поднимаем раму вместе с машиной. Машина удерживается под днище несущей рамой. У гусеничных машин плоское, зачастую бронированное днище, что позволяет их возить таким способом.

При таком способе перевозки машина устойчивее, и мы на полметра снижаем габаритную высоту. Если не брать «под брюхо», а ставить на гусеницы на платформу, то минимальная высота под платформой будет 60 см.

Есть такой нюанс: если дорожный просвет у машины меньше 500 мм, то есть меньше высоты несущей рамы, в этом случае мы подкладываем под гусеницы шпалы, по которым машина и наезжает на раму.

Низкая посадка машины при перевозке «под брюхо» позволяет не снимать с нее кабину. Как только машина закончила работу – через полчаса она уже на нашем трале. Есть, конечно, техника, которую приходится разбирать – снимать противовесы, стрелу, гусеницы. Но мы возим машины г/п до 120 т, более тяжелые не берем.

Способ погрузки совершенно безопасен, так как машина при погрузке едет по земле, и квалификация оператора машины в таком случае ни на что не влияет.

Мы выработали такой порядок перевозки: перед началом маршрута мы поднимаем раму так, чтобы под гусеницами оставалось 20–25 см. Это оптимальная высота для движения по дорогам, она позволяет, не останавливаясь, преодолевать, например, искусственные неровности. Для прохождения под путепроводом останавливаемся, опускаем раму так, чтобы под гусеницами осталось 3–4 см, проходим, возвращаем раму в исходное положение и продолжаем движение».

Для очень тяжелых грузов в несколько тысяч тонн компания предлагает специальную линейку SPMT шириной 2430 мм с меж­осевым расстоянием 1400 мм и, как уже говорилось выше, самоходные, очень энергоемкие грузоподъемные модульные транспортные средства, которые используют в единичных случаях, например, для подъема из карьера экскаватора весом 500–600 т.

Модульная универсальная техника от Scheuerle, тип EuroCombiСтандартное решение при перевозке строительной техники: Scheuerle EuroCompact на гидравлической подвескеТранспортировка гусеничной техники в открытых рудниках на SPMT Scheuerle

Завод «Уралавтоприцеп» выпускает широкую гамму автомобильных низкорамных полуприцепов-тяжеловозов с числом осей от 2 до 8, которые можно с успехом использовать и которые используют для перевозки гусеничной техники. Полуприцепы проектируют так, чтобы заезд и съезд были удобными, крепление надежным, а движение по дороге устойчивым и предсказуемым. Их выпускают в различных модификациях и комплектации в зависимости от устройства трапов – уголковых, одно- и двухсекционных, телескопических, с механическим, электрическим или гидравлическим подъемом. Для удобной погрузки техники с разным расстоянием между гусеницами на полуприцепе устанавливаются трапы с возможностью корректировки по ширине, например, от 2340 до 2960 мм. Трапы дополняют гидравлическими опорами, чтобы исключить чрезмерные нагрузки на заднюю ось. Ширина грузовой площадки регулируется уширителями, которые увеличивают ее ширину на 500–940 мм. Основная масса перевозок приходится на семейство 2-осных ЧМЗАП 93853 г/п 20,5 т, которые выпускают в разных модификациях, с прямой или ломаной рамой. Для перевозок гусеничных машин весом 35–45 т завод изготавливает 3-осные полуприцепы серии ЧМЗАП 99064. Модификации различаются длиной грузовой площадки, конфигурацией трапов, наличием коников, ошиновкой и размером шин.

Александр Коптяков, директор ООО «Карго-Сервис», г. Челябинск: «Гусеничную технику мы перевозим эпизодически, и обычно это обратные рейсы. Как правило, беремся за перевозку гусеничной техники, если она в габарите или, если негабарит 1-й категории, чтобы обойтись без согласований. Учитываем также инновации в законодательстве по массе и смотрим, чтобы груз был не тяжелее 20 т. В основном это тракторы и бульдозеры, возим их без разборки на 3- и 5-осных низкорамных тралах ЧМЗАП с длинной, ровной площадкой – такие тралы более практичны. Погрузочная высота – от 820 до 890 мм, что весьма неплохо. Тралы приспособлены для перевозки техники: есть уширители, места для крепления, есть вся необходимая крепежная оснастка. Кроме того, эти тралы с гидравлическими уголковыми трапами с малым углом заезда, что позволяет перевозить гусеничную технику широкого диапазона, и намного легче найти заказ для обратного рейса. Тралы нераздвижные, раздвижка в силу спе­цифики нашей работы не очень-то и нужна.

При нашем способе погрузки, с заездом по трапам, от оператора гусеничной машины многое зависит. Одно неверное движение, и машина может слететь и трал перевернуть, так как вес гусеничной машины в три и более раз больше веса трала. Надежный, грамотный оператор гусеничной машины и наш грамотный водитель, а у нас работают профессионалы с серьезным стажем не менее 10 лет, быстро найдут общий язык и выполнят задачу наилучшим образом: водитель правильно поставит трал, а оператор быстро и правильно на него заедет. Водитель также руководит закреплением машины на платформе. На каждом трале есть от 4 до 6 талрепов и 10-тонные ремни на случай, если у грузоотправителя не окажется своего крепежа, а также проблесковые маячки, знаки негабарита. Крепление машины выполняют, как правило, специалисты, которых нанимает грузоотправитель».

Для гусеничных машин весом 45–60 т завод поставляет тралы серий ЧМЗАП 99904 и ЧМЗАП 9990 с числом осей 5 и 3 соответственно. Трехосный трал 9990-073-01НС представляет собой адаптированную версию танковоза, а 5-осный ЧМЗАП 99904-011НУ – это обычный магистральный трал с грузовой платформой длиной 11 100 мм, максимальной шириной 3000 мм, двухступенчатыми механическими трапами и погрузочной высотой 920 мм.

Для перевозки техники весом до 80 т можно использовать низкорамный 7-осный тяжеловоз ЧМЗАП 99905-010, а с грузами весом до 100 т прекрасно справится 8-осный низкорамный трал ЧМЗАП-99908-010. Оба этих трала имеют телескопическую конструкцию рамы с двойной раздвижкой, каждое звено позволяет увеличить полезную длину на 15 000 мм (2х7500 мм). Маневренность и хорошая устойчивость этих многоосных тралов обеспечивается высокотехнологичными пневматическими и гидробалансирными подвесками с комбинацией фиксированных, подруливающих осей и осей с принудительным рулевым управлением.

Высокорамный полуприцеп-тяжеловоз повышенной проходимости ЧМЗАП 9990-073-01-НСНизкорамный полуприцеп-тяжеловоз с раздвижной ломаной рамой ЧМЗАП 93853-010-НПРСреднерамный полуприцеп-тяжеловоз ЧМЗАП 99064-081-КШТ

Почти в каждой серии полуприцепов «Тверьстроймаш» можно найти удачное решение для перевозки гусеничной техники. Если размеры груза вписываются в стандартные габариты, а его собственный вес невелик, то к вашим услугам модели серии Original, низкорамные, с ровной грузовой платформой и высотой погрузки 860 или 930 мм. Грузоподъемность таких тралов – до 80 т. Длина платформы и трапы будут подобраны с учетом размеров перевозимой техники.

Еще одно эффективное решение – полуприцепы с раздвижной платформой серии Extendable. Грузоподъемность таких полуприцепов достигает 80 т, а грузовая платформа может быть раздвинута до 19 м с шагом 0,5 или 1 м в соответствии с вашей транспортной задачей. Такие полуприцепы незаменимы при перевозках больших по длине грузов или нескольких единиц техники одновременно.

Для перевозок в местах, где дороги и климат каждый день испытывают на прочность людей и технику, нужны полуприцепы повышенной проходимости, с высоким клиренсом и усиленной подвеской (серия Off-road). Количество осей – от 2 до 5, нагрузка на ось – от 9 до 20 т. А грузоподъемность определяет клиент.

Для крупной, трудноуправляемой, дорогостоящей техники производитель предлагает серию Front с отстегивающимся гусаком. Такой полуприцеп гарантирует удобный, безопасный заезд, не зависящий от квалификации оператора гусеничной машины. Высота погрузки – от 495 мм. Надежные выдвижные уширители позволяют увеличить ширину грузовой платформы до 2960 мм. Полуприцепы этой серии уже более 10 лет на рынке, а значит, все характеристики проверены в эксплуатации. За безопасность отвечает электронная тормозная система последнего поколения, за маневренность – современная пневматическая подвеска ведущих мировых производителей. Из дополнительных удобств оператора – ниша для стрелы крана на платформе (над ходовой частью), система телескопического раздвижения платформы; система принудительного поворота осей и контроля нагрузок на оси.

Алексей Козырев, учредитель компании «ТК Автоплюс», г. Тверь: «Гусеничную технику, конечно же, во­зим, так как в настоящее время ни одна строительная площадка не обходится без экскаватора или бульдозера. И производитель, и мы делим гусеничную технику по массе на три категории: первая – техника до 25 т, вторая – от 25 до 35 т и третья категория – техника свыше 35 т. Первая категория техники, естественно, самая простая и распространенная, для ее транспортировки не требуются сложные многоосные прицепы, самый оптимальный вариант – это стандартный трехосный полуприцеп с задним заездом. Главным критерием для таких полуприцепов является легкость при немалой грузоподъемности. Для решения данного вопроса «Тверьстроймаш» использует высокопрочные стали, что позволяет изготавливать полуприцепы полной массой всего до 9 т. Используя такой прицеп с тягачом с колесной формулой 6х2, можно смело перевозить любой экскаватор, относящийся к первой категории.

Что касается второй категории гусеничной техники, то она в 90% случаев негабаритная. При ее транспортировке, как правило, используются уширители, так как у этой техники гусеничная база шире и в среднем составляет 3 м. Применив уширители, мы уравниваем ширину погрузочной площадки и ширину гусеничной базы, что убережет от опрокидывания при погрузке и последующей транспортировке техники. При перевозке более спе­цифичной техники, такой как асфальтоукладчик, фреза, дробильная установка, сортировочная установка, следует учесть, что у них очень низкий угол заезда, соответственно возникает потребность к более специальным аппарелям. Для погрузки подобной техники полуприцепы оснащаются гидравлическими аппарелями длиной от 3 до 5 м, что позволяет создать оптимальный угол заезда.

Для транспортировки техники свыше 35 т требуются совершенно другие полуприцепы – с усиленными аппарелями, усиленными уширителями. Для перевозки задействуют полуприцепы с пятью и более осями, используют прицепы с так называемым фронтальным заездом. При фронтальном заезде не применяют аппарели, а прицеп полностью опускается на землю так, что техника сразу заезжает на погрузочную площадку. Такой заезд считается самым безопасным с точки зрения опрокидывания. Автопоезда с такими полуприцепами сами по себе уже намного больше по сравнению с теми, которые используются для первой категории. Движение по городу на таких полуприцепах непростая задача, и для ее упрощения устанавливают гидравлические оси, которые могут принудительно изменять свою траекторию движения, что уменьшает углы заезда и позволяет выполнять поставленные задачи в стесненных условиях и при большой загруженности в мегаполисах».

Оглядываясь на новые требования к весовым нагрузкам, специально для 4-осных полуприцепов этой серии «Тверьстроймаш» предлагает подкатные сегменты Dolly. Сегмент включается в состав автопоезда между тягачом и полуприцепом-тяжеловозом, являясь фактически самостоятельным полуприцепом – он имеет шкворень, седельно-сцепное устройство, тормозную систему и светотехнику. Нагрузка на ССУ тягача может быть снижена и более равномерно распределена между осями автопоезда.

Гусеничный вездеход на полуприцепе «Тверьстроймаш» с раздвижной платформойПеревозка гусеничного экскватора на полуприцепе «Тверьстроймаш»Полуприцеп «Тверьстроймаш» с отстегивающимся гусаком и Dolly
 

Таким образом, отечественное и мировое машиностроение предлагает полный, исчерпывающий и даже избыточный спектр решений для транспортировки любых гусеничных машин. В свете последних тенденций в отечественном машиностроении обращаем ваше внимание на новые легкие модели низкорамных полуприцепов-тяжеловозов от наших ведущих производителей.

ТЕХНИКА (обзоры) ТРАНСПОРТ Полуприцеп
Леонид Малютин Основные Средства 09'2016 2 сентября 2016

Комментарии (0)

Компании
ООО «ИнСпецТехника» (812) 309-260-97, 309-26-12 www.ist-holding.ru
TII Group (495) 665-63-72 www.tii-group.com
ООО «Тверьстроймаш» (4822) 736-600, 8-800-775-97-90 www.tverstroymash.ru
ООО «Группа компаний ЭВЕРЕСТ» (495) 649-95-85, 8-800-555-27-37 www.tec-everest.ru
ООО «Негабаритика» (4722) 50-01-88, +7(910) 323-12-33, +7(980) 323-22-33 www.negabaritika.ru