Пик кризиса преодолен?
Состояние рынка грузовых автомобилей и некоторых сегментов специализированной техники

   С. Яворский, коммерческий директор ООО «Скания-Русь»

Итоги марта–апреля 2016 г. позволяют надеяться на то, что российский рынок грузовых автомобилей преодолел пик кризиса. Показатели марта и апреля 2016 г. выросли на 8,5 и 24% соответственно к аналогичному периоду 2015 г., что значительно отличается от ситуации в январе и феврале 2016 г., когда рынок продемонстрировал быстрое падение и очень низкие объемы продаж.

 

Такой результат можно объяснить устойчивой корреляцией российского авторынка с ценами на нефть, по­этому в период стремительного снижения стоимости нефти в начале года мы наблюдали резкое сокращение объемов, но затем и быстрое их восстановление в начале весны. Что касается рынка семи европейских производителей, то он все еще падает, но незначительно, и можно предположить, что и здесь начнется рост, но с опозданием в несколько месяцев. Доля европейских марок по отношению к общему рынку за прошлый год составила 24,6%, что является наиболее низким показателем с 2011 г. По итогам первых четырех месяцев 2016 г., доля «семерки» на рынке составила 18,9%, за апрель – 18,3%.

Положение в отдельных сегментах закономерно находится в зависимости от общих негативных экономических факторов. В частности, сокращение спроса на рынке карьерной техники началось еще в 2011 г., и сейчас объем продаж по-прежнему находится на низком уровне. В 2015 г. сокращение рынка карьерной техники составило около 15%, за первые четыре месяца 2016 г. – всего 3–5%. Тем не менее мы полагаем, что объем продаж в нынешнем году не будет ниже показателя 2015 г., что для европейской «семерки» составит порядка 520 ед. реализованных ТС, из которых на Scania придется порядка 120 ед. техники. В долгосрочной перспективе это означает, что к началу 2017 г. мы, возможно, будем наблюдать существенное увеличение как спроса, так и поставок. Наибольшие потребности в карьерной технике и наибольшие объемы продаж будут традиционно привязаны к местам сосредоточения карьеров и разрезов. Прежде всего это Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа, в последние два года мы наблюдаем рост запросов из европейской части нашей страны.

Показатели продаж и производства коммунальной техники также находятся под влиянием тенденций реального сектора экономики, поэтому положение дел мало чем отличается от других сегментов грузовой техники. Сокращение рынка по итогам 2015 г. составило порядка 30%, за четыре месяца 2016 г. по отношению к 2015 г. рынок коммунальной техники вырос приблизительно на 19%. Доля европейской «семерки» по отношению к общему рынку в 2015 г. составила 22%, в 2016 г. она с высокой долей вероятности увеличится. Доля рынка Scania в сфере коммунальной техники остается традиционно высокой, в частности, в 2015 г. она составила более 50% среди европейской «семерки». В основном поставки коммунальной техники осуществляются в Центральный федеральный округ и Московскую область. К концу года мы прогнозируем рост спроса в сегменте коммунальной техники после утверждения региональных операторов по обращению с отходами в каждом из регионов РФ.

В лесозаготовительной отрасли существуют два типа перевозки сортимента: классический вид – это шасси + лесовозная надстройка и второй вариант – тягач + полуприцеп. В сегменте лесозаготовительной техники сегодня преобладает сортиментовозный тип перево­зок над схемой «тягач + полуприцеп», поэтому сейчас мы наблюдаем обновление модельного ряда в соответствии с новыми запросами рынка. Наряду с другими сегментами лесовозное направление также находится под влиянием сегодняшней экономической ситуации.

 

В текущих условиях компаниям – производителям грузовой техники следует делать ставку на собственные внутренние ресурсы, обращая внимание на контроль операционных издержек, а также развитие новых направлений в связи с существующими экономическими реалиями. В частности, заслуживающим внимание является рынок б/у техники, который продолжает расти и в апреле 2016 г. достиг 17 тыс. ед. Доля «семерки» в этом сегменте значительна (порядка 35%) в связи с высокой остаточной стоимостью европейских ТС. Доля Scania среди европейцев – 20%, притом что бизнес, связанный с б/у техникой, до сих пор практически не использован дилерской сетью Scania в России. Возможно, настало время больше внимания уделять этому бизнесу, тем более что FMS снова показывает растущее среднее использование грузовых автомобилей как для магистральных, так и для строительных перевозок.