Hitachi в Твери

Курс на импортозамещение. Как завоевать собственный рынок?

Распространившийся не так давно термин «импортозамещение» вселяет надежды на возрождение отечественной промышленности, которое должно привести в том числе к расширению производства российской строительной и специальной техники и ее модернизации до качественно нового уровня. Нашим ответом на санкции и геополитическую нестабильность стало введение ряда мер для защиты рынка от внешней конкуренции, таких как ограничение в 2014 г. госзакупок иностранной техники и введение утилизационного сбора одновременно с системой субсидирования российских производителей в 2016 г.

В результате отечественные заводы получили преимущества, которые могут помочь отвоевать долю рынка у зарубежных производителей. Кроме того, к настоящему моменту Министерством промышленности и торговли РФ разработана серия отраслевых планов мероприятий по импортозамещению, охватывающих практически весь спектр обрабатывающих производств, в том числе производство строительно-дорожной и коммунальной техники. Таким образом, к 2021 г. планируется свести к нулю долю импорта в сфере дробильно-сортировочного оборудования за счет модернизации существующих и создания новых производств. По прогнозам, автомобильных кранов грузоподъемностью (г/п) от 50 до 100 т и краноманипуляторных установок, ввозимых из-за рубежа, к 2018 г. останется только 20% вместо существующих 80%, экскаваторов-погрузчиков к 2018 г. – 50% вместо 90%.

К 2018 г. у нас согласно плану появятся отечественные перегружатели асфальтобетонной смеси для обеспечения непрерывной укладки при возведении дорожного полотна и ресайклеры для восстановления дорожных одежд с использованием регенерируемого материала. Данные виды техники должны занять до 50% рынка в своих классах. Российские экскаваторы, шарнирно-сочлененные самосвалы, бульдозеры и фронтальные погрузчики, образующие технологический комплекс машин и оборудования для добычи полезных ископаемых и строительства, потеснят своих импортных собратьев не столь значительно, но тоже ощутимо.

Основной проблемой при модернизации существующих и создании новых типов отечественных машин и оборудования является отсутствие широкой базы комплектующих агрегатов (мосты, КП, редукторы) и элементов гидропривода. Очевидно, что для новых образцов техники потребуются некоторые комплектующие, которые в России вообще не производятся, поэтому их замещение также предусмотрено. Планируются к выпуску опорно-поворотные устройства для кранов и строительно-дорожной техники, электропропорциональные распределители и системы, а также специализированные трансмиссии.

 Погрузчики с бортовым поворотом серии Ant (КЭМЗ)

Действующие лица

Попробуем оценить, насколько реальны шансы на выполнение поставленных перед отечественной промышленностью задач. Разработка новых продуктов и технологий требует немалых вложений, которые необходимы для исследовательских работ, испытаний, сертификации (в том числе внедрения международной системы качества продукции) и, конечно, приобретения оборудования. Для реализации новых промышленных проектов в 2014 г. по инициативе Министерства промышленности и торговли РФ был создан Фонд развития промышленности (ФРП), который на конкурсной основе предлагает целевые займы по ставке 5% годовых сроком до 7 лет в объеме от 50 до 500 млн руб. на условиях софинансирования.

Один из таких займов был выдан «Ковровскому электромеханическому заводу». Для КЭМЗ, который входит в ГК «Рос­тех», создание строительной техники – новое направление, которое дополняет «гражданские» виды деятельности предприятия – производство гидросистем и станкостроение. Подобная диверсификация имеет преимущества: сильная научная база, высокий уровень подготовки кадров и развитый станочный парк ускоряют внедрение продукции. «Ковровцы» уже запустили в серию две модели погрузчиков с бортовым поворотом ANT-750 и ANT-1000 с различным навесным оборудованием и изготовили многофункциональный фронтальный погрузчик ANT-3000.

Следующим проектом стоимостью 448,4 млн руб. (для его реализации был получен заем ФРП) стала разработка первого полноценного отечественного экскаватора-погрузчика (варианты с узловой сборкой из импортных комплектующих мы не рассматриваем). Специалисты завода по­шли по нестандартному пути и начали сразу с топовой модели с четырьмя равновеликими колесами. Экскаватор-погрузчик КЭМЗ предназначен для работ в строительно-дорожной, лесной, сельскохозяйственной отраслях и городском хозяйстве. Предусмотрено его оснащение различным навесным оборудованием (ковш, отвал, бетоносмеситель, снегоуборочный агрегат, дорожная щетка, грузовые и сельскохозяйственные вилы, бур и гидромолот). В качестве опции предлагается установка блока дистанционного управления для работы в опасных зонах. На этапе серийного производства доля российских комплектующих должна превысить 70%. Помимо сборки самого экскаватора-погрузчика в будущем компания планирует самостоятельно производить насосные агрегаты, мосты, коробки передач, гидрораспределители и другие гидрокомпоненты. Цель КЭМЗ – занять к 2020 г. до 10% отечественного рынка в этом высококонкурентном сегменте. Надо отметить, что КЭМЗ, опираясь на собственный богатый опыт работы на внешних рынках, сразу выстраивает экспортную стратегию. На крупнейшей выставке строительной техники BAUMA 2016 в Мюнхене экспозиция завода была одной из самых значимых среди российских участников.

В кабине погрузчика Ant (КЭМЗ)

Другой значительный проект, для которого был одобрен заем ФРП в размере 274,1 млн руб.– это модернизация производства (закупка российского и импортного оборудования) и выпуск новых видов мобильной дробильно-сортировочной техники выксунским ЗАО «Дробмаш» из Нижегородской области. Предприятие планирует расширить ассортимент мобильной техники с 4 видов, выпускаемых в настоящее время, до 14-ти и таким образом полностью удовлетворить потребности российского рынка в мобильном ДСО. Часть оборудования планируется производить на гусеничном ходу, часть  – на полозьях. Разработанная новая техника сможет работать в сложных климатических условиях Крайнего Севера. Первые образцы новой техники (на них уже есть конкретный заказчик) «Дробмаш» рассчитывает выпустить во второй половине 2016 г.

Отечественные производители «старой формации» в результате действия эффекта от снижения обменного курса рубля к другим валютам отмечают устойчивый рост интереса к своей продукции со второй половины 2015 г. и стараются расширить линейки выпускаемых машин. На «ЧТЗ-Уралтрак» (входит в состав госкорпорации «Уралвагонзавод») гусеничные тракторы, а также бульдозеры и трубоукладчики на их базе практически полностью собираются из комплектующих собственного производства. На ЧТЗ также освоен выпуск новых моделей бульдозеров, в том числе с джойстиковым управлением и новыми двигателями. Кроме гусеничной техники завод осваивает выпуск фронтальных колесных погрузчиков с использованием импортных мостов и трансмиссий. Из новых разработок можно отметить модернизированный фронтальный погрузчик ПК-70 (эксплуатационная масса – 20 300 кг) с набором навесного оборудования, включая устройство быстрой смены рабочего оборудования, V-образный снегоочистительный отвал, угол наклона обоих половин которого оператор сможет менять, и фрезу для скалывания льда. Емкость топливного бака машины увеличена с 300 до 460 л. Топливный бак и гидробак оборудованы подогревом. Среди других опций – указатель расхода топлива, централизованная система смазки, подогрев зеркал заднего вида и заднего стекла.

Фронтальный погрузчик ПК-70 (ЧТЗ-Уралтрак)

«Курганмашзавод» (концерн «Тракторные заводы») проводит приемочные испытания опытных образцов мини-погрузчиков МКСМ производства ОАО «САРЭКС», укомплектованных двигателями «Владимирского моторо-тракторного завода». МКСМ-1000ВС с дизелем воздушного охлаждения Д130Т-10 мощностью 65 л.с. проходит «обкатку» с декабря 2015 г. Недавно прибыли в Курган и приступили к испытаниям, в частности на уборке снега, опытные образцы МКСМ-800ВС с дизелем воздушного охлаждения Д130-10 мощностью 50 л. с. и МКСМ-1000В с дизелем Д130Т-10.

Завод «Дорожных машин» (г. Рыбинск) постоянно совершенствует линейку дорожных катков, которые сопоставимы по рабочим характеристикам с западными аналогами и при этом выигрывают у них по цене. Например, в грунтовых катках ЗДМ применяется преобладающая во всем мире концепция с гидростатическим приводом хода с подачей вращающего момента на заднюю ось через мост и на передний валец – через планетарный редуктор. Что касается комплектующих, в топовых версиях DM-614 и DM-617 используются двигатели Cummins, задний мост Carraro, блокировка межосевого дифференциала, планетарные редукторы PMP или Bonfigloili, подшипники виброузла NTN, гидравлические элементы Linde. Бюджетные версии с двигателем ЯМЗ и гидравликой, произведенной на территории ЕАЭС, обойдутся еще дешевле.

Стоянка готовой продукции Завода «Дорожных машин»

По оценкам специалистов, для запуска в производство принципиально новой техники, которая будет соответствовать ожиданиям рынка, но при этом будет полностью производиться в России (включая комплектующие), может понадобиться от 5 до 10 лет и более. Сроки могут быть сокращены за счет создания совместных предприятий. Таким путем, к примеру, шли китайские производители, которые в 1980-х гг. массово создавали совместные предприятия или не без помощи государства покупали лицензии на производство, чтобы получить доступ к отсутствовавшим у них технологиям. Темпы развития созданного в 2012 г. российского СП «РМ-Терекс» (совместное предприятие российской корпорации «Русские машины», которая входит в состав машиностроительного сектора «Базовый Элемент», и Terex) подтверждают успешность подобной стратегии. Предприятие, которое занимает лидирующие позиции в сегменте производства автогрейдеров, объединяет «Тверской экскаватор», «Брянский Арсенал», «Челябинские строительно-дорожные машины» и «Заволжский завод гусеничных тягачей». На перевооружение и модернизацию производства и внедрение международной системы качества продукции за последние годы было потрачено более миллиарда рублей. Помимо автогрейдеров «РМ-Терекс» выпускает экскаваторы-погрузчики, колесные и гусеничные экскаваторы. В 2015 г. компания начала серийное производство третьей по счету локализованной модели экскаватора-погрузчика повышенной производительности TLB 995 и новой серии 20-тонных колесных и гусеничных экскаваторов.

В апреле 2016 г. представлен новый фронтальный погрузчик TL 150 г/п 5 т, который должен занять пустующую нишу отечественной продукции в данном сегменте, и пилотные экземпляры гусеничных экскаваторов серии ТХ в классах 27 и 30 т. В стандартную комплектацию экскаваторов входит следующее оборудование: камера заднего вида, климатическая система, аудиосистема, LCD- дисплей, система централизованной смазки рабочего оборудования и поворотного устройства, механизм поворота платформы с автоматическим тормозом, система удаленного мониторинга рабочих параметров, дополнительные элементы освещения и независимый жидкостный предпусковой подогреватель двигателя. Гарантийный период на технику составляет 3 года или при наработке 3000 м/ч. Серийное производство новых машин на производственных площадках «Тверского экскаватора» и «Челябинских строительно-дорожных машин» запланировано на 2016 г.

Более 50% компонентов в технике, производимой компанией, отечественные, при этом техника конкурентоспособна как по качеству, так и по цене.

Вопросы локализации иностранных производств сегодня как никогда актуальны для российской промышленности. Ряд глобальных брендов уже успел прочно обосноваться на нашей территории, в основном с прицелом на один из наиболее емких и привлекательных сегментов рынка – гусеничные экскаваторы.

 Экскаватор-погрузчик RM-Terex TLB 995

«Наши» иностранцы

В рамках стратегии компании Caterpillar, направленной на расширение своего производства в России, на данный момент в стране запущены два завода – в Тосно и в Новосибирске. С 2000 г. в Тосно действует завод Caterpillar, на котором осуществляется сборка двух моделей экскаваторов Cat 320D2L и Cat 336D2L. Масса машин составляет 20 и 36 т соответственно. Также на производственной площадке в России собираются две модели тяжелых карьерных самосвалов. Сборка самосвала Cat 773 (55 т) осуществляется на заводе уже 4 года. Первый образец 90-тонного самосвала Cat 777 был собран в 2014 г. При этом 100% металлоконструкций (в основном рамные конструкции), которые производятся на заводе в Тосно, компания экспортирует в Европу на сборочные заводы Caterpillar в Бельгии и Франции. Филиал завода в Новосибирске производит кузова, предназначенные для установки на карьерные самосвалы модели Cat 773 и Cat 777. Доля локализации производства экскаваторов на заводе в Тосно составляет порядка 25%, самосвалов – свыше 50%.

«Caterpillar Тосно»

На заводе Komatsu в Яро­славле, построенном в 2010 г., производятся 20–40-тонные гусеничные экскаваторы PC 200-8, PC220-8, PC300-8, PC400-7 и карьерные самосвалы HD785-7 г/п 91 т. Все основные узлы и агрегаты поступают из Японии и полностью идентичны основным компонентам, которые используются на заводе в Осаке – старейшем заводе Komatsu в Японии. Сварочные работы на заводе ведутся с помощью роботов, разработанных самой корпорацией Komatsu. В производственном процессе также применяются высокоточный комплекс механической обработки, контрольно-измерительное оборудование Karl Zeiss и новейшие ультразвуковые дефектоскопы.

Завод Komatsu в Ярославле

Завод Hitachi был введен в эксплуатацию в декабре 2013 г. Общий объем инвестиций в строительство предприятия составил 2,5 млрд руб. Помимо производства моделей ZX200-5G и ZX330-5G на заводе стартовало производство новой модели ZX240-5G. Модель представлена в двух модификациях: стандартная и LC (с удлиненной ходовой частью). В марте 2016 г. завершились работы по строительству нового цеха по производству комплектующих. Кроме того, идет подготовка к выпуску новой мод. ZX180LCN–5G с узкой базой, которая будет соответствовать аналогичной модели японской сборки.

В мае 2013 г. компания Volvo Construction Equipment открыла собственный завод в Калуге – это шестнадцатое производственное предприятие компании Volvo CE в мире и седьмой завод по производству экскаваторов. Предприятие общей площадью 20 660 м2 построено с использованием уникальной технологии с улучшенными параметрами теплоизоляции. На предприятии выпускаются тяжелые высокопроизводительные экскаваторы Volvo новой серии D с эксплуатационной массой от 20 до 50 т: EC220, EC250, EC300, EC380 и EC480. В строительство завода было инвестировано около 3 млрд руб.

Продукция JCB давно завоевала доверие российских потребителей, поэтому решение ЛОНМАДИ организовать производство экскаваторов-погрузчиков JCB в Солнечногорском районе выглядит вполне логичным. Производственная программа предусматривает постепенный переход от текущей крупноузловой сборки к 30%-ной локализации в 2018 г. В 2016 г. планируется также начать производство габаритных 20-тонных гусеничных экскаваторов и мини-погрузчиков с бортовым поворотом.

Komatsu PC 300

Для международного концерна Palfinger AG приобретение 100% акций завода «Инман» в 2011 г. стало первым шагом в направлении локализации производства в России. Сумму сделки аналитики оценивают в 18 млн евро. Строительство новой производственной площадки, которая соответствует европейским стандартам, с производственным корпусом общей площадью 10 000 м2 потребовало еще 14 млн евро, включая 5 млн евро на приобретение современного оборудования и станков. Недавно на заводе было начато серийное производство нового крана-манипулятора Palfinger INMAN IM 150N по технологии Palfinger. INMAN IM 150N, как и его австрийский аналог, имеет модульную конструкцию, что позволяет выпускать этот кран-манипулятор как в базовом 2-секционном исполнении, так и с увеличенным вылетом. Манипулятор может иметь до пяти секций гидравлического телескопирования, позволяя достичь максимального вылета стрелы на 14,5 м. Кроме того, КМУ можно оснастить навесным оборудованием для повышения эффективности работы с различными типами грузов, а также для решения определенных задач по бурению или проведению высотных работ с помощью люльки.

Безусловно, еще не одна иностранная компания в будущем создаст свою площадку в России, и процесс организации сборки и локализации производства строительной техники известных мировых брендов в нашей стране будет и дальше развиваться. Экспансия иностранных компаний сдерживается не только геополитическими факторами, но и слабостью инфраструктуры, административными сложностями, низкой квалификацией трудовых ресурсов.

 

Действующие факторы

Для российских производителей серьезными препятствиями для развития остаются высокие ставки по кредитам, а также существенный объем коммерческой и банковской задолженности, сформировавшейся у некоторых предприятий за последние годы. Это не позволяет быстро и в необходимом объеме привлечь дополнительную ликвидность и оперативно реагировать на быстро меняющуюся конъюнктуру рынка для удовлетворения нестабильного спроса, который, по некоторым оценкам, упал в среднем более чем на 70%.

Основная причина текущего сокращения спроса – удорожание импортной техники. В итоге многие строительные компании сейчас вместо покупки новой техники стараются продлевать ресурс работы имеющейся. Не случайно дилеры ведущих поставщиков активизировали продажу запасных частей и предлагают новые программы сервисного обслуживания. Рынок остается нестабильным и будет находиться в таком состоянии неопределенное время. Поэтому очень важно рационально распределить ресурсы. Правильный выбор поставщиков комплектующих и материалов, высокий уровень инжиниринговых служб и качества продукции, логистика, квалифицированный персонал – все это слагаемые успеха заводов на российском рынке.

Чтобы частично компенсировать падение спроса на дорожно-строительную технику в России, отечественные производители расширяют поставки на экспорт, тем более, что слабый рубль этому способствует. Например, на ЧТЗ разработали стратегический план по наращиванию экспортных поставок через собственную дилерскую сеть. Предприятие прорабатывает возможность создания сборочных производств в других странах с локализацией, которая может доходить до 30% в зависимости от потенциала рынка в определенной стране и планируемого объема поставок.

Традиционными рынками сбыта продукции «РМ-Терекс», по заявлению представителей компании, остаются практически все страны СНГ, особым спросом здесь пользуются автогрейдеры и экскаваторы. Что касается стран дальнего зарубежья, то бизнес-вектор компании сориентирован на страны Ближнего Востока, Азии, Латинской Америки и Африки.

Экскаватор Кранэкс EK 450 FS готов к отгрузке

Ивановская машиностроительная группа «КРАНЭКС» намерена поставить до конца 2018 г. в Казахстан экскаваторы на сумму около $10,5 млн, а в Узбекистан – на $6 млн. Объемы поставок и детали соглашения пока не оглашаются. «КРАНЭКС» также подписал меморандум о поставке 20  экскаваторов EK 400 и EK 450FS до конца 2016 г. на сумму порядка $4 млн в Таджикистан для ГУП «Ангишти Точик» («Таджик Уголь») в рамках реализуемой в республике программы модернизации оборудования и технологий угольной промышленности. Сегодня машиностроительная группа поставляет технику в Казахстан, Беларусь, Азербайджан, Узбекистан, Армению и на Кубу. В общем объеме выпускаемой продукции доля экспорта составляет 25%.