Высота
Обзор рынка башенных кранов

Каждый день миллионы людей спешат на работу. У кого-то рабочий день начинается с чашечки кофе перед монитором компьютера, кто-то ведет по маршруту переполненный городской автобус, а кто-то спешит на деловую встречу. И никто не замечает, что над всей этой рутинной городской суетой свою работу начинает машинист башенного крана, который поднимается в кабину.

SÁEZ

И делает он это ежедневно: идет пешком по специальной лестнице, и не только в начале смены, но еще, например, после обеда, а всего в течение дня крановщик поднимается в кабину минимум два-три раза. Огромная нагрузка на ноги не единственная проблема, ведь даже на уровне пятого этажа ветер свистит в ушах, и кран уже раскачивается от ветра, а представляете, что творится выше? Но все эти трудности компенсируются шикарным видом из окна, и в то время как кто-то, к примеру, не видит ничего в течение дня, кроме цифр бухгалтерского баланса, с башенного крана видно все далеко вокруг, как со смотровой площадки.

Само слово «кран» происходит от голландского kran – «журавль», и означает механизм для подъема и перемещения больших тяжестей или грузов. Примитивные конструкции такого типа использовались еще при строительстве египетских пирамид. Простейшее устройство для поднятия грузов – рычаг – было придумано Пифагором в VI веке до н.э. В конце XVIII в. появился кран, который был изготовлен из дерева и имел ручной привод. В XIX в. подъемные краны стали цельнометаллическими, сначала с ручным, а чуть позже с механическим приводом, самые большие из них поднимали груз не выше 15 м.

До появления башенного крана строительные материалы на стройках поднимали специальные рабочие, переносившие кирпичи в ящиках на спине. Прообраз современного башенного крана – с поворотной платформой в верхней части башни – был создан в 1913 г. Юлиусом Вольфом. В 1928 г. был изобретен первый башенный кран с балочной стрелой и грузовой тележкой, а в 1952 г. – башенный кран с наклонной стрелой.

Башенные краны на строительных площадках нашей страны начали применять еще в годы первых пятилеток. Первые советские башенные краны были изготовлены в 1936 г., и до начала Великой Отечественной вой­ны их выпускали по несколько десятков в год. После войны краны в СССР производили различные неспециализированные предприятия, и только в 1960 г. были разработаны башенные краны восьми базовых типоразмеров. Сами конструкции кранов постоянно совершенствовались, выпускались новые модели, улучшались характеристики, расширялась область их применения. Так, к 1980-м гг. грузоподъемность (г/п) увеличилась с 1,5 до 50 т, а высота подъема выросла с 20 до 150 м. Ежегодно отечественные краностроительные предприятия выпускали от 3000 до 4000 новых башенных кранов, и к моменту распада СССР парк кранов составлял около 50 тыс. ед.

 SÁEZ

Современный рынок

В наши дни рынок башенных кранов в основном представлен импортной техникой, доля которой составляет уже более 60%. Российских краностроителей, производящих башенные краны, осталось немного, и пересчитать их, к сожалению, можно по пальцам одной руки: это«Ржевский краностроительный завод», «Нязепетровский краностроительный завод» и предприятие «Строммашина». В лучшие времена эти заводы выпускали около 200 кранов в год.

На сегодняшний день, учитывая сложную экономическую ситуацию в стране, отечественные производители изготавливают башенные краны только под заказ. С падением объемов строительства упал и спрос: количество выпущенных в этом году башенных кранов колеблется у разных российских производителей от нуля до двух-трех в месяц. Несмотря на хорошее качество отечественной продукции, высокий срок эксплуатации кранов, рассчитанный в среднем на 16 лет, заказчики отдают предпочтение импортным башенным кранам таких компаний-производителей, как Liebherr, Potain, Terex, Sáez, Alfa, Linden Comansa, Condecta, Raimondi, Wolff, Wilbert, или кранам производства КНР. Несмотря на то что стоимость зарубежного высотного башенного крана в два-три раза выше отечественного, импорт кранов в Россию постоянно растет.

Продукция TEREX Cranes заслужила высокую репутацию во всем мире благодаря своей производительности, надежности, безопасности и развитой сервисной поддержке. В ассортименте концерна более 70 моделей башенных кранов. TEREX CTL 1600-66 – крупнейший на сегодняшний день башенный кран с подъемной стрелой, произведенный компанией. Кран имеет г/п 66 т, обладает надежной стальной платформой с возможностью установки дополнительных лебедок. Высота крана равна 89 м, стрела собирается из элементов длиной 5 м, и ее длину можно регулировать. Минимальное значение составляет 40 м, а максимальный вылет стрелы равен 75 м, причем на таком вылете кран может поднимать груз весом 16 т. На подъем стрелы в предельно верхнее положение потребуется всего 105 сек., а всего предусмотрено пять различных скоростей подъема. Башня располагается на квадратном основании со сторонами 12,5х12,5 м. Сам башенный кран состоит из 33 сегментов системы HD33, с размерами каждого элемента по 3,3 м в ширину и длину, высотой 6 м, с предварительно смонтированными трапами, платформой для сборки поворотного механизма стрелы.

TEREX

Кран имеет пошаговый внутренний и внешний монтаж. Для упрощения монтажа имеется специальная служебная лебедка. На конце стрелы предусмотрена сдвоенная платформа. Система противовеса представляет собой комбинацию закрепленного и перемещаемого балласта, что облегчает монтажные работы и повышает устойчивость крана. Электрощитовое оборудование размещено возле входа в кабину непосредственно над балластной площадкой, что сделало более удобным подход к щитам в процессе работы ходовой тележки крана. Кабина оператора имеет систему подогрева, кондиционер и радиоприемник. В наличии цветной монитор с антибликовым покрытием, на который выводятся данные о нагрузке, скорости ветра, высоте, подаются сигналы в случае аварийной ситуации. Улучшенный обзор обеспечивают пять больших окон, плюс две видеокамеры выводят изображение на дисплей с конца стрелы и с противовеса. Порадуют крановщика и раздвижные солнцезащитные жалюзи, расположенные на боковых, на передних и даже на верхних окнах. Два больших стеклоочистителя помогают сохранить хорошую видимость в любую погоду. Управляется кран эргономичным джойстиком, позволяя маневрировать различными нагрузками. Дополнительная система антистолкновения помогает оператору планировать и выполнять подъемы, избегая контакта с другими кранами или зданиями. Электронная система экстренного торможения остановит работу крана быстро, но постепенно во избежание блокировки. Предусмотрены и предупредительные светодиодные огни, сигнализирующие о раскачке стрелы, в базовой комплектации два анемометра, один из которых для определения направления ветра, и система защиты от падения на трапах. Сфера применения такого крана – строительство высотных зданий и со­оружений, объектов инфраструктуры и ядерных электростанций.

К популярным брендам башенных кранов относится и испанская марка SÁEZ от GRÚAS SÁEZ S.L. С момента выхода в свет первого крана SÁEZ, более 70-ти лет назад, компания прошла длинный путь непрерывного развития и активного прогресса в разработке своих моделей, которые сейчас пользуются большим спросом во всем мире.

SÁEZ

На протяжении всех лет существования неизменной целью компании являлось достижение максимальной эффективности и 100%-ной надежности производимой техники, что подтверждается отзывами многих пользователей. На сегодняшний день компания GRÚÁS SÁEZ S.L. присутствует более чем в 30-ти странах мира, с собственными филиалами в 15-ти из них и официальными дистрибьюторами в других 15-ти странах.

На своем заводе, расположенном в Испании, компания производит башенные краны г/п от 2 до 36 т, с выносом стрелы до 75 м. Краны серии Flat-top c безоголовочной структурой, как одна из надежных разработок SÁEZ, отличаются эргономичным дизайном и использованием самых современных технологий. Модели Flat-top раскрывают новые возможности подъемной техники. Они позволяют выбрать оптимальную комплектацию под конкретную, даже самую перегруженную техникой строительную площадку. Конструкция кранов максимально оптимизирована для уменьшения транспортных расходов.

Не так давно в Мюнхене состоялась масштабная выставка строительной техники BAUMA 2016, на которой компания SÁEZ продемонстрировала новую модель башенного крана с маховой стрелой SÁEZ SL 240 г/п 16 т. Данная модель была положительно отмечена многими крупными европейскими компаниями в сфере строительства.

В 2015 г. в России открыто официальное представительство компании SÁEZ – ООО «САЕЗ Рус» в Москве, благодаря этому значительно улучшились качество сервиса и условия поставок кранов по всей России и странам СНГ. Налажено производство крупноузловой сборки некоторых частей крана на испанском оборудовании завода SÁEZ под контролем испанских инженеров. В итоге новый европейский продукт в России имеет ярко выраженную конкурентоспособную стоимость в отличие от других ведущих марок. По официальным данным таможенных статистик за 2014–2015 гг., SÁEZ стала одним из лидеров по количеству ввоза кранов в Российскую Федерацию.

SÁEZ

Многочисленные отзывы и комментарии пользователей говорят о том, что компания SÁEZ всегда идет навстречу своим клиентам, предлагает выгодные коммерческие решения и всегда удовлетворяет технические потребности в строительстве.

Компания Raimondi – один из старейших производителей грузоподъемного оборудования в мире: предприятие основано в 1863 г. в Милане, и за свою многолетнюю историю компания выпустила уже более 15 000 кранов. Сегодня Raimondi Cranes производит широкий спектр башенных кранов, от быстромонтируемых до высотных г/п до 16 т, с башней высотой до 260 м и длиной стрелы до 80 м. Производство секций башни и прочих частей крана в России позволило дополнительно снизить конечную стоимость для российского покупателя.

После смены руководства в январе 2014 г. в компании Raimondi произошли качественные изменения, в том числе позволившие выпустить принципиально новые модели без­оголовочных кранов MRT 152 и MRT 189. Изменения коснулись двигателей, редукторов, секций башен, а также систем безопасности. MRT 189 со стрелой 65 м был представлен на выставке BAUMA 2016 в Германии в двух версиях: 8000 и 10 000 кг. Кран может быть установлен в варианте как городского, так и в версии для наращивания и дает представление об инновационных возможностях компании Raimondi.

Raimondi

Новые безоголовочные краны Raimondi комплектуются лебедками с автоматической регулировкой скорости подъема в зависимости от величины груза. Это первые модели Raimondi с автоматическим приводом лебедки, которые могут работать как в автоматическом, так и в обычном режимах. При этом используется 2/4-кратная запасовка или постоянная 2-кратная запасовка даже при максимальных по массе грузах. До настоящего времени подобным новшеством могли похвастаться только производители техники Liebherr. Теперь же подобную опцию клиент может заказать и у Raimondi, при этом значительно выиграв в цене. Модернизированные двигатели стали более надежными в эксплуатации и ремонтопригодными. Мощные редукторы с помощью фланцевых соединений напрямую соединены с двигателем, имеют прямую передачу. Их моторесурс, заявленный производителем, составляет 20 лет.

Raimondi

В июле 2016 г. появится МRT 159 – типичный для Raimondi безоголовочный кран, но с новыми решениями по системе безопасности и монтажу.

Стрела преобретает новую систему соединения. Теперь центрирующий штифт расположен на двух прямоугольных трубах, где ходит тележка, что придает больше точности в выравнивании, верхнее соединение для секций стрелы и консоли – это штыревое гнездовое соединение. Каждая индивидуальная секция будет изначально с завода Raimondi укомплектована канатом безопасности.

Raimondi

Чтобы облегчить монтаж-демонтаж, есть возможность при покупке крана выбрать более легкие секции стрелы, каждая длиной 2 м.

Краны компании Potain от Manitowoc Cranes в особом представлении не нуждаются. Различные модели башенных кранов давно прописались на стройках нашей страны. Производственные мощности компании раскинулись от головного завода во Франции до Италии, Португалии и даже Китая. Основная продукция состоит из серии гидравлических самомонтирующихся башенных кранов для работ в ограниченном пространстве и серии высотных башенных кранов для эксплуатации в условиях пересекающихся рабочих зон.

Новая линейка кранов Potain MDT City CCS от французского концерна обеспечивает более высокую производительность. Система управления краном CCS, которой оснащены краны новой серии, ускоряет выполнение работ и обеспечивает более высокую точность при работе. Именно она отвечает за обмен и анализ информации, контролируя и отслеживая все перемещения крана в режиме реального времени с использованием датчиков. Благодаря такой системе ввод крана в эксплуатацию на стройплощадке зай­мет всего около 15 минут, так как настройка концевых выключателей, ограничителей нагрузки и грузового момента осуществляется на мониторе непосредственно в кабине крана. Дополнительно на ручке управления можно включить функцию Potain Plus, и тогда система будет ограничивать динамические эффекты автоматической подстройки скорости и ускорения для оптимальных характеристик грузоподъемности.

Potain

Краны с системой CCS удобны для диагностики и технического обслуживания, так, крановщик может просматривать сведения по техобслуживанию на экране в кабине крана, а при подключении дистанционной функции CraneSTAR Diag информацию о техобслуживании в реальном времени также можно получить на экране любого компьютера. Новая конструкция кабины упрощает работу крановщика, обеспечивая отличный обзор, а также комфорт. Эргономичные органы управления снижают усталость и повышают безопасность при работе на стройплощадке. Точное управление краном обеспечено функцией контроля скорости с возможностью регулировки всех движений крана и увеличением скорости на 25%. Управлять краном можно и с помощью дистанционного пульта, при этом переключение между блоком управления в кабине и пультом происходит автоматически и не требует дополнительных подключений. Стоит отметить, что системой CCS постепенно будут оснащаться и все остальные новые башенные краны Potain, обеспечивая тем самым высокий уровень удобства, эргономичности, точности и грузоподъемности.

Linden Comansa

Ведущий испанский производитель башенных кранов и один из мировых лидеров завод Linden Comansa основан в начале 1960-х гг. Компания была первой разработавшей в далеком 1977 г. башенный кран без оголовка. Модульная система оригинальной конструкции получила название Flat-Top, была запатентована и с успехом применяется краностроителями всего мира. Она позволяет производить монтаж стрелы крана секциями и существенно экономит свободное пространство на стройплощадке, а при монтаже на одном участке нескольких кранов система Flat-Top уменьшает расстояние между ними, значительно сокращая время монтажа. С даты основания в 1963 г. Linden Comansa на заводе в г. Памплона произведено более 14 000 башенных кранов. В наши дни модельный ряд компании насчитывает 53 различные модели кранов г/п от 4 до 64 т.

Linden Comansa

Новая серия LC2100 – это краны с конструкцией Flat-Top г/п от 12 до 48 т. Эта серия включает 5 моделей и предназначена для работы в горнодобывающей промышленности, промышленном и гражданском строительстве. Конструкция позволяет использовать большую часть элементов башни и стрелы на любых кранах этой серии, а также в моделях других серий. Кран модели 21LC450, яркий представитель серии, получил усиленную по сравнению с предшественниками конструкцию, а грузоподъемность выросла на 2 т и теперь равна 20 т. Кроме того, с применением системы PowerLift диаграмма нагрузки была оптимизирована. Характеристики улучшились на 10%. Панорамная кабина с тонированными стеклами входит в базовую комплектацию. Рабочее место оператора кроме привычного оборудования оснащено системой Lincomatic, которая выводит на монитор всю информацию, необходимую для контроля крана и безопасности работы. На дисплее отображаются данные о высоте подъема крюка, нагрузке, система предотвращения столкновений дает возможность запрограммировать запретную зону и остановит перемещение стрелы при приближении к опасному месту. Функция позиционирования позволяет оператору эффективно работать при малых скоростях для полного контроля над маневром, а функция Effi-Plus улучшает скорость подъема и опускания. По сравнению с двигателем без нее производительность подъемных операций больше на 27%, причем без увеличения мощности или энергии потребления. Как дополнительная опция возможна установка кабины Panoramic XL повышенного обзора. Большинство стреловых и башенные секции взаимозаменяемы с кранами прошлых моделей, к тому же почти все детали пригодны для транспортировки обычными морскими контейнерами.

Raimondi
 

Современные башенные краны отличаются очень высоким качеством и огромными возможностями. С их помощью можно поднимать тяжелейшие по весу грузы, строить высотные здания. Без них сложно представить панораму современного города или любую строительную площадку. Основное назначение башенного крана – обслуживать территорию строительных площадок при возведении зданий и сооружений, различных складов, полигонов. Именно с их помощью выполняется погрузка и разгрузка материалов с транспорта при строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работах. И несмотря на нынешнюю сложную ситуацию в строительной отрасли, производители башенных кранов видят перспективы, создают новые модели, делая кран символом прогресса и развития.

ТЕХНИКА (обзоры) СТРОИТЕЛЬСТВО Башенный кран
Д. Вишневский Основные Средства 06'2016 27 июня 2016

Комментарии (0)